Патриотическое воспитание детей подготовительной группы на примере произведений Великой Отечественной войны « Пусть дети не знают войны»
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Потепалова Ольга Викторовна

Актуальность создания проекта

 

78 лет отделяют нас от страшной даты – 22 июня 1941 года – начала Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждет исследователей, ждет пробуждения в нашей памяти. Ждет большого внимания и тема подвига советских людей в частности детей – героев. Они заслужили право на все, кроме забвения.      У детей  старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой отечественной войне, о её защитниках и героях.

     Воевавшие люди, редко рассказывают о событиях тех времён,героях. По той причине, что они-то знали, что это такое  война. Более жуткого сочетания не придумаешь.

     В честь  героев назывались  пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова.

Вот и получается, что герои остались частью советского прошлого.

Очень важно дать детям знания о подлинно исторических фактах,

о значении победы нашего народа в Великой отечественной войне

1941-1945 гг.

     Именно поэтому сейчас как никогда важно рассказать детям о подвигах наших солдат, еще совсем юных девчонках и мальчишках смелость, героизм, беззаветную любовь к своей Родине. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины заключается, совершивших подвиг во время ВОВ. Очень важно показать детям всю их в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Величайшее мужество, самоотверженность, вера в победу – вот что отличало советских солдат , защищавших Родину – мать, родную землю.

     Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей подготовительной группы на примере  произведений  Великой Отечественной войны

« Пусть дети не знают войны»

Потепалова Ольга Викторовна

Воспитатель

 МБОУ Росток г.о. Самара

Содержание:

I. Введение

2. Актуальность проекта

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

4. Аннотация проекта  

5. Этапы реализации проекта программы

6. План мероприятий

7. Ресурсы  

8. Риски и пути преодоления рисков

9. Выводы  

10. Литература

Введение

Не зная прошлого,

                                                                                                    Нельзя любить настоящее,

                                                                                                    Думать о будущем

                                                                                                     

М. Михалков

        Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, ветеранов становится с каждым годом все меньше. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа. И уже в дошкольном возрасте начать патриотическое воспитание ребенка, через чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, рассказы  о героях,  цикл мероприятий и экскурсий.  Это поможет нынешним мальчикам и девочкам, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по - новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек,  изменить отношение к героям Великой Отечественной войны.  Воспитывать у детей гражданственность и патриотизм на примере лучших образов художественной литературы  о Великой Отечественной войне 1941-1945года.                                                                                  

9 мая 2023 года - 78 лет, как закончилась Великая Отечественная война над фашисткой Германией. Именно поэтому актуально становится разработка данного  проекта, так  как  постоянно волнует сердца людей,  способствует объединению, сплочению нашего народа.

Наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости. Изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир, а новое поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу! Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно– патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной войны через призму истории своей семьи

Актуальность создания проекта

78 лет отделяют нас от страшной даты – 22 июня 1941 года – начала Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждет исследователей, ждет пробуждения в нашей памяти. Ждет большого внимания и тема подвига советских людей в частности детей – героев. Они заслужили право на все, кроме забвения.      У детей  старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой отечественной войне, о её защитниках и героях.

     Воевавшие люди, редко рассказывают о событиях тех времён,героях. По той причине, что они-то знали, что это такое  война. Более жуткого сочетания не придумаешь.

     В честь  героев назывались  пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова.

Вот и получается, что герои остались частью советского прошлого.

Очень важно дать детям знания о подлинно исторических фактах,

о значении победы нашего народа в Великой отечественной войне

1941-1945 гг.

     Именно поэтому сейчас как никогда важно рассказать детям о подвигах наших солдат, еще совсем юных девчонках и мальчишках, совершивших подвиг во время ВОВ. Очень важно показать детям всю их смелость, героизм, беззаветную любовь к своей Родине. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины заключается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Величайшее мужество, самоотверженность, вера в победу – вот что отличало советских солдат , защищавших Родину – мать, родную землю.

     Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

 

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Стратегическая цель

Создание благоприятных условий для патриотического воспитания детей и закрепление таких общечеловеческих ценностей как: честность,  верность, забота, дружба, взаимопомощь и взаимовыручка, достоинство, смелость, находчивость, дисциплинированность, мужество, воспитанность и культурность.

Тактические цели

1. Создать благоприятную обстановку в группе и рассказать детям историю возникновения праздника 9 мая.

2.Сформировать представление семейных ценностей.

3.Организовать поэтапное оформление патриотического воспитания дошкольников.

Задачи

1.Формировать гражданственность, чувство любви к Родине на основе изучения военной истории Отечества, чувства уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной войны, мнение о недопустимости повторения войны.

2.Обогащать и развивать словарный запас детей.

3.Ознакомить с произведениями художественной литературы, живописи и музыкой военных лет.

4.Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.

5.Воспитывать нравственно-патриотические качества:

храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

6. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.

Ожидаемые результаты

Дети:

-сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне;

-осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;

-получение понятных детям представлений о детях и взрослых- героях ВОВ, подвигах, которые они совершили;

  • развита познавательная активность; творческие способности.
  • внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.

 Родители:

  • осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников;
  • активное участие в совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Педагоги:

  • сплочение детско-родительских отношений;
  • проявление интереса к участию в проектной деятельности;
  • повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

Продукт

1.Выставка рисунков «День Победы», «Портрет солдата».

2. Выставка творческих работ «Защитники Отечества».

3. Художественное творчество: «С 9 мая!» (изготовление аппликаций – поздравительных открыток). 

4. Организация мини-музея «Военная техника».

5. Спортивно-физкультурный досуг «Быстрые, сильные, смелые» и музыкальное развлечение  «Служили два товарища».

Аннотация проекта

В проекте  Патриотическое воспитание на примере  произведений о Великой Отечественной войны« Пусть дети не знают войны» представлен опыт организации проектной деятельности, которая реализуется в преддверии праздника 9 мая. Проект направлен на приобщение детей седьмого года жизни к традициям нашей Родины и укреплению семейных ценностей. Формы работы с детьми и родителями соответствует ФГОС дошкольного образования. Данный проект по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ реализуется в три этапа

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. Укрепление семейных ценностей;

2. Развитие патриотического воспитания детей;

3. Расширение словарного запаса детей:

При реализации данного проекта использовались принципы:

-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

-единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

-принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации;

-построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Пути решения проекта:

-обдумать «образ», представить модель того, что собираются создавать;

-учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

-разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей конкретного ДОУ;

-оценить риски реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 6 недель: с «3»апреля по «14»мая2023г

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

-определить тему проекта,

-сформулировать цели  и задачи проекта, 

-подобрать необходимый материал.

-изучить  методическую и художественную литературу по теме проекта

-разработать конспект мероприятий.

апрель

2.

Практический этап

-организация деятельности

-грамотное планирование собственной деятельности  в решении поставленных задач.

-Ознакомление детей с историей праздника

- Восприятие художественной литературы  о  событиях ВОВ

-Закрепление роли защитника через различные виды деятельности.

Апрель- май

3.

Обобщающе - результативный этап

 Проведение мероприятия совместно смузыкальным руководителем, посвященного празднованию Дня Победы.

-Провести совместно с работником по физ. подготовке спортивно-физкультурный досуг «Служили два товарища Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы.

Выпуск стенгазеты «Война глазами детей»

Защита педагогического проекта

май

4.

Презентация проекта

Подготовка и проведение презентации по деятельности конкретного проекта (дети активные помощники).

представление зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Анализ работы над проектом

май

План  мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

Физкультминутка

-Спортивные соревнования: «Служили два товарища»

-Подвижные игры и упражнения: 

«Разведка», «Попади в цель», «Самолеты», «Пограничники», «По мосту», «С кочки на кочку» «Зарница» и др.

-Совместная деятельность в режимных моментах.

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевые игры:

 «Медсёстры», «Разведчики»,

«Госпиталь», «На передовой», «Артиллеристы» «Моряки»

Дидактические игры и упражнения:

«Наоборот», «Доброе слово», «Какой техники не стало?», «Кого больше?, «Что лишнее?», «Расставь солдат по порядку», «Военный транспорт», «Чья форма?», «Подбери картинку»

-Дидактические игры.

-Сюжетно-ролевые игры.

3.

«Познавательное развитие»

Исследование родного края: «Военные памятники в г.Самара», «Мои родные в годы войны».

Целевая прогулка с детьми и родителями к Мемориалу Боевой Славы в п. Красная Глинка г. Самара

Патриотическая акция «Мы помним героев» (возложение цветов)

Проведение бесед с детьми на тему:

«Дети герои Великой Отечественной войны», «Дети на войне», «Маленькие защитники», «Сын полка»,

«Юные разведчики» «Дети помощники взрослых» Беседа - рассуждение «Чем могли помогать взрослым дети во время войны?»

«Встреча поколений» - рассказы прабабушек и прадедушек о военном времени.

- Просмотр фрагментов из кинофильмов:

«Сын полка», «Офицеры», «В бой идут одни старики», «Сталинград»,

«Улица младшего сына».

Просмотр презентаций на тему:

«Дети в годы Великой Отечественной войны», «Дети - герои войны», «Юные защитники».

-Экскурсия

-Дидактические игры.

-НОД

-Беседы

-Вечер встреч

4.

«Речевое развитие»

Чтение художественной литературы о событиях ВОВ:

С. Баруздин «Рассказы о войне»;

С. Михалков «День Победы»;

С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е.

Благинина «Шинель»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»; М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; А. Твардовский «Рассказ танкиста»; Л.Кассиль «Рассказ об отсутствующем» А. Митяев «Мешок овсянки» «Наше оружие» и др.

Разучивание стихов ко Дню победы:

С. Маршака «Пусть не будет войны никогда»;

В. Косовипкий «Будущий мужчина»

М.Исаковского «Навек запомни»

Прослушивание аудиозаписи объявления о капитуляции Германии диктором Ю.Левитаном.

Загадывание загадок, чтение и заучивание стихотворений военной тематики.

Разучивание пословиц и поговорок

Самостоятельный рассказ детей  «Мой прадедушка»

-НОД

-Просмотр презентаций

-Чтение художественной литературы

-Разучивание стихотворений

-Загадывание загадок

-Прослушивание аудиозаписи

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

Выставка рисунков по прочитанным произведениям о детях войны. Тема: «Дети и война»

Изготовление поделок и рисунков, выполненных совместно с детьми. Тема «Военные годы».

Участие в конкурсе детского творчества, посвящённого

Дню Победы.

Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов.

Продуктивная деятельность:

Аппликация «Открытка Ветерану».

Рисование «Георгиевская ленточка», «Победный бой», «Победная весна» «Дети на войне» Лепка «Звезда», «Танк».

Конструирование из бумаги и бросового материала: «Военная техника», «Голубь мира», «Тюльпаны для ветерана».

Заучивание военных песен  и слушание музыкальных произведений о войне: «Священная война» сл. В.

Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М.

Блантера «Катюша»,  В.Алкина «Прощание славянки»,песню «Катюша» (музыка (М.И. Блантера, слова М.В. Исаковского). Звучит песня «В землянке» (музыка

К.Я. Листова, слова А.А. Суркова).

-НОД

-Выставки

-Участие в конкурсе

-Изготовление подарков

-Заучивание военных песен

 Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы:  интернет - порталы, методическая литература.

Учебно-методические ресурсы: дидактические игры

Фонд методического кабинета: -методическая литература;

-библиотека; -художественная литература

-игротека;

-аудиотека;

- фонотека.

Материально-технические ресурсы: компьютер, средства ИКТ

-предметно-пространственная развивающая среда;

родительский уголок.

 музей «Мы помним – мы гордимся»

 Критерии оценивания проекта:

1. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

2. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Риски и пути преодоления рисков.

У современных детей недостаточно знаний о событиях Великой Отечественной войны, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.          

Выводы

1. Дети познакомились с историей возникновения государственного праздника 9 мая.

2. У воспитанников сформированы представления положительного образа семьи, семейных ценностей, защитника, героев ВОВ по средством ознакомления с художественной литературой.

3. Дети расширили словарный запас таким понятиями как: совесть, ответственность, честь, взаимопомощь, безопасность, уважение, семья; артиллерист, боцман, сапёр, десантник, штурман; воздушно-космические силы, ВМФ, сухопутные войска.

4. Научились изготавливать поздравительные открытки, рисовать портрет солдата-героя, совместно с родителями приняли участие в шествии к стеле памяти героев ВОВ и возложили цветы.

5. Получили положительный эмоциональный заряд при проведении всего проекта.

Заключение      

Книги, из которых мы узнали о событиях времён ВОВ, героях и их подвигах, убедили нас в том, что   героизм на войне это не вымысел, это правда.  И мы поняли, что патриотом можно быть в любом возрасте и что прошлое нужно обязательно помнить. Помнить, что и от нас в жизни может потребоваться мужество,         если         придёт время и судьба         Родины окажется в наших руках.

 Литература

1.   Кассиль Л.А., Поляновский М.Л. Улица младшего сына: Повесть/ Л.А.Кассиль,

М.Л.Поляновский; Рис. И.Ильинского.-М.: Дет.лит., 1985.-480с.: ил.-(Военная библиотека школьника).

2.  Корольков Ю.М. Партизан Леня Голиков: Повесть/ Ю.М.Корольков; Рис. Г.Филатова.-М.: Молодая гвардия, 1985.-215с.: ил.-(Юные герои).

Морозов В.Н. В разведку шёл мальчишка: Повесть/ В.Н.Морозов; Рис. Ю.Пучинского.Минск: Госиздат БССР, 1961.-214с.: ил.

Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны: рассказы/ А.Н.Печерская.-М.: Дрофа-Плюс, 2005.-60c.-(Внеклассное чтение).

Альбом «Октябрята - смелые ребята», - Издательство: М.: Малыш; Издание 3-е, 1979 г.

 Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004 г.

 Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о великой победе!» - Москва,

«Гном и Д», 2005 г.

 Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004г.

 Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. -96.  

Интернет – ресурсы.                                       

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/02/22/proekt-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-na-strazhe-rodiny

https://shareslide.ru/detskie-prezentatsii/proekt-pust-deti-ne-znayut-voyny

http://lib-cher-rayon.ru:8087/jirbis2/images/docs/Bibliograf/2023/Patriot_vosp.pdf

https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2022/05/06/metodicheskie-razrabotki-katalog-metodicheskoy-literatury-po

https://www.maam.ru/detskijsad/rekomenduemyi-repertuar-dlja-izuchenija-na-muzykalnyh-zanjatijah-po-teme-nravstveno-patrioticheskoe-vospitanie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и...

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы.

В презентации кратко представлена работа по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы на тему "С чего начинается Родина?"

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей:Познавательно-речевая;Художественно-эстетическая;физическая...

Тема: «Игра-беседа как социально-коммуникативное средство для формирования нравственно-патриотического воспитания детей подготовительной группы»

Игра - беседа построена так, чтобы показать участникам семинара специфику проведения беседы, как средства социализации  дошкольников в  нравственно – патриотическом воспитании.Главная задача...

Познавательно - образовательный проект (краткосрочный) к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Пусть дети не знают войны» по приоритетному нравственно-патриотическому направлению работы в разновозрастных группах ДОУ.

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение  детский садкомбинированного вида №23«Аленушка»  Познавательно - образовательный проект (краткосрочный)к 70-летию П...

Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе: "Герои Великой Отечественной войны"

Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе: "Герои Великой Отечественной войны"...