Патриотическое воспитание детей подготовительной группы на примере произведений Великой Отечественной войны « Пусть дети не знают войны»
проект по художественной литературе (подготовительная группа)
Актуальность создания проекта
78 лет отделяют нас от страшной даты – 22 июня 1941 года – начала Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждет исследователей, ждет пробуждения в нашей памяти. Ждет большого внимания и тема подвига советских людей в частности детей – героев. Они заслужили право на все, кроме забвения. У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой отечественной войне, о её защитниках и героях.
Воевавшие люди, редко рассказывают о событиях тех времён,героях. По той причине, что они-то знали, что это такое война. Более жуткого сочетания не придумаешь.
В честь героев назывались пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова.
Вот и получается, что герои остались частью советского прошлого.
Очень важно дать детям знания о подлинно исторических фактах,
о значении победы нашего народа в Великой отечественной войне
1941-1945 гг.
Именно поэтому сейчас как никогда важно рассказать детям о подвигах наших солдат, еще совсем юных девчонках и мальчишках смелость, героизм, беззаветную любовь к своей Родине. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины заключается, совершивших подвиг во время ВОВ. Очень важно показать детям всю их в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Величайшее мужество, самоотверженность, вера в победу – вот что отличало советских солдат , защищавших Родину – мать, родную землю.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание детей подготовительной группы на примере произведений Великой Отечественной войны
« Пусть дети не знают войны»
Потепалова Ольга Викторовна
Воспитатель
МБОУ Росток г.о. Самара
Содержание:
I. Введение
2. Актуальность проекта
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
4. Аннотация проекта
5. Этапы реализации проекта программы
6. План мероприятий
7. Ресурсы
8. Риски и пути преодоления рисков
9. Выводы
10. Литература
Введение
Не зная прошлого,
Нельзя любить настоящее,
Думать о будущем
М. Михалков
Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, ветеранов становится с каждым годом все меньше. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа. И уже в дошкольном возрасте начать патриотическое воспитание ребенка, через чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, рассказы о героях, цикл мероприятий и экскурсий. Это поможет нынешним мальчикам и девочкам, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по - новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, изменить отношение к героям Великой Отечественной войны. Воспитывать у детей гражданственность и патриотизм на примере лучших образов художественной литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945года.
9 мая 2023 года - 78 лет, как закончилась Великая Отечественная война над фашисткой Германией. Именно поэтому актуально становится разработка данного проекта, так как постоянно волнует сердца людей, способствует объединению, сплочению нашего народа.
Наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости. Изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир, а новое поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу! Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно– патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной войны через призму истории своей семьи
Актуальность создания проекта
78 лет отделяют нас от страшной даты – 22 июня 1941 года – начала Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждет исследователей, ждет пробуждения в нашей памяти. Ждет большого внимания и тема подвига советских людей в частности детей – героев. Они заслужили право на все, кроме забвения. У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой отечественной войне, о её защитниках и героях.
Воевавшие люди, редко рассказывают о событиях тех времён,героях. По той причине, что они-то знали, что это такое война. Более жуткого сочетания не придумаешь.
В честь героев назывались пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова.
Вот и получается, что герои остались частью советского прошлого.
Очень важно дать детям знания о подлинно исторических фактах,
о значении победы нашего народа в Великой отечественной войне
1941-1945 гг.
Именно поэтому сейчас как никогда важно рассказать детям о подвигах наших солдат, еще совсем юных девчонках и мальчишках, совершивших подвиг во время ВОВ. Очень важно показать детям всю их смелость, героизм, беззаветную любовь к своей Родине. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины заключается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Величайшее мужество, самоотверженность, вера в победу – вот что отличало советских солдат , защищавших Родину – мать, родную землю.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель
Создание благоприятных условий для патриотического воспитания детей и закрепление таких общечеловеческих ценностей как: честность, верность, забота, дружба, взаимопомощь и взаимовыручка, достоинство, смелость, находчивость, дисциплинированность, мужество, воспитанность и культурность.
Тактические цели
1. Создать благоприятную обстановку в группе и рассказать детям историю возникновения праздника 9 мая.
2.Сформировать представление семейных ценностей.
3.Организовать поэтапное оформление патриотического воспитания дошкольников.
Задачи
1.Формировать гражданственность, чувство любви к Родине на основе изучения военной истории Отечества, чувства уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной войны, мнение о недопустимости повторения войны.
2.Обогащать и развивать словарный запас детей.
3.Ознакомить с произведениями художественной литературы, живописи и музыкой военных лет.
4.Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
5.Воспитывать нравственно-патриотические качества:
храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
6. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
Ожидаемые результаты
Дети:
-сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне;
-осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
-получение понятных детям представлений о детях и взрослых- героях ВОВ, подвигах, которые они совершили;
- развита познавательная активность; творческие способности.
- внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Родители:
- осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников;
- активное участие в совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Педагоги:
- сплочение детско-родительских отношений;
- проявление интереса к участию в проектной деятельности;
- повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Продукт
1.Выставка рисунков «День Победы», «Портрет солдата».
2. Выставка творческих работ «Защитники Отечества».
3. Художественное творчество: «С 9 мая!» (изготовление аппликаций – поздравительных открыток).
4. Организация мини-музея «Военная техника».
5. Спортивно-физкультурный досуг «Быстрые, сильные, смелые» и музыкальное развлечение «Служили два товарища».
Аннотация проекта
В проекте Патриотическое воспитание на примере произведений о Великой Отечественной войны« Пусть дети не знают войны» представлен опыт организации проектной деятельности, которая реализуется в преддверии праздника 9 мая. Проект направлен на приобщение детей седьмого года жизни к традициям нашей Родины и укреплению семейных ценностей. Формы работы с детьми и родителями соответствует ФГОС дошкольного образования. Данный проект по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ реализуется в три этапа
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Укрепление семейных ценностей;
2. Развитие патриотического воспитания детей;
3. Расширение словарного запаса детей:
При реализации данного проекта использовались принципы:
-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
-единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации;
-построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Пути решения проекта:
-обдумать «образ», представить модель того, что собираются создавать;
-учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
-разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного ДОУ;
-оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 6 недель: с «3»апреля по «14»мая2023г
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | -определить тему проекта, -сформулировать цели и задачи проекта, -подобрать необходимый материал. -изучить методическую и художественную литературу по теме проекта -разработать конспект мероприятий. | апрель |
2. | Практический этап | -организация деятельности -грамотное планирование собственной деятельности в решении поставленных задач. -Ознакомление детей с историей праздника - Восприятие художественной литературы о событиях ВОВ -Закрепление роли защитника через различные виды деятельности. | Апрель- май |
3. | Обобщающе - результативный этап | Проведение мероприятия совместно смузыкальным руководителем, посвященного празднованию Дня Победы. -Провести совместно с работником по физ. подготовке спортивно-физкультурный досуг «Служили два товарища Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы. Выпуск стенгазеты «Война глазами детей» Защита педагогического проекта | май |
4. | Презентация проекта | Подготовка и проведение презентации по деятельности конкретного проекта (дети активные помощники). представление зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности. Анализ работы над проектом | май |
План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | Физкультминутка -Спортивные соревнования: «Служили два товарища» -Подвижные игры и упражнения: «Разведка», «Попади в цель», «Самолеты», «Пограничники», «По мосту», «С кочки на кочку» «Зарница» и др. | -Совместная деятельность в режимных моментах. |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | Сюжетно-ролевые игры: «Медсёстры», «Разведчики», «Госпиталь», «На передовой», «Артиллеристы» «Моряки» Дидактические игры и упражнения: «Наоборот», «Доброе слово», «Какой техники не стало?», «Кого больше?, «Что лишнее?», «Расставь солдат по порядку», «Военный транспорт», «Чья форма?», «Подбери картинку» | -Дидактические игры. -Сюжетно-ролевые игры. |
3. | «Познавательное развитие» | Исследование родного края: «Военные памятники в г.Самара», «Мои родные в годы войны». Целевая прогулка с детьми и родителями к Мемориалу Боевой Славы в п. Красная Глинка г. Самара Патриотическая акция «Мы помним героев» (возложение цветов) Проведение бесед с детьми на тему: «Дети герои Великой Отечественной войны», «Дети на войне», «Маленькие защитники», «Сын полка», «Юные разведчики» «Дети помощники взрослых» Беседа - рассуждение «Чем могли помогать взрослым дети во время войны?» «Встреча поколений» - рассказы прабабушек и прадедушек о военном времени. - Просмотр фрагментов из кинофильмов: «Сын полка», «Офицеры», «В бой идут одни старики», «Сталинград», «Улица младшего сына». Просмотр презентаций на тему: «Дети в годы Великой Отечественной войны», «Дети - герои войны», «Юные защитники». | -Экскурсия -Дидактические игры. -НОД -Беседы -Вечер встреч |
4. | «Речевое развитие» | Чтение художественной литературы о событиях ВОВ: С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»; С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е. Благинина «Шинель»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»; М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; А. Твардовский «Рассказ танкиста»; Л.Кассиль «Рассказ об отсутствующем» А. Митяев «Мешок овсянки» «Наше оружие» и др. Разучивание стихов ко Дню победы: С. Маршака «Пусть не будет войны никогда»; В. Косовипкий «Будущий мужчина» М.Исаковского «Навек запомни» Прослушивание аудиозаписи объявления о капитуляции Германии диктором Ю.Левитаном. Загадывание загадок, чтение и заучивание стихотворений военной тематики. Разучивание пословиц и поговорок Самостоятельный рассказ детей «Мой прадедушка» | -НОД -Просмотр презентаций -Чтение художественной литературы -Разучивание стихотворений -Загадывание загадок -Прослушивание аудиозаписи |
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Выставка рисунков по прочитанным произведениям о детях войны. Тема: «Дети и война» Изготовление поделок и рисунков, выполненных совместно с детьми. Тема «Военные годы». Участие в конкурсе детского творчества, посвящённого Дню Победы. Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов. Продуктивная деятельность: Аппликация «Открытка Ветерану». Рисование «Георгиевская ленточка», «Победный бой», «Победная весна» «Дети на войне» Лепка «Звезда», «Танк». Конструирование из бумаги и бросового материала: «Военная техника», «Голубь мира», «Тюльпаны для ветерана». Заучивание военных песен и слушание музыкальных произведений о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки»,песню «Катюша» (музыка (М.И. Блантера, слова М.В. Исаковского). Звучит песня «В землянке» (музыка К.Я. Листова, слова А.А. Суркова). | -НОД -Выставки -Участие в конкурсе -Изготовление подарков -Заучивание военных песен |
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы: интернет - порталы, методическая литература.
Учебно-методические ресурсы: дидактические игры
Фонд методического кабинета: -методическая литература;
-библиотека; -художественная литература
-игротека;
-аудиотека;
- фонотека.
Материально-технические ресурсы: компьютер, средства ИКТ
-предметно-пространственная развивающая среда;
родительский уголок.
музей «Мы помним – мы гордимся»
Критерии оценивания проекта:
1. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
2. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Риски и пути преодоления рисков.
У современных детей недостаточно знаний о событиях Великой Отечественной войны, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
Выводы
1. Дети познакомились с историей возникновения государственного праздника 9 мая.
2. У воспитанников сформированы представления положительного образа семьи, семейных ценностей, защитника, героев ВОВ по средством ознакомления с художественной литературой.
3. Дети расширили словарный запас таким понятиями как: совесть, ответственность, честь, взаимопомощь, безопасность, уважение, семья; артиллерист, боцман, сапёр, десантник, штурман; воздушно-космические силы, ВМФ, сухопутные войска.
4. Научились изготавливать поздравительные открытки, рисовать портрет солдата-героя, совместно с родителями приняли участие в шествии к стеле памяти героев ВОВ и возложили цветы.
5. Получили положительный эмоциональный заряд при проведении всего проекта.
Заключение
Книги, из которых мы узнали о событиях времён ВОВ, героях и их подвигах, убедили нас в том, что героизм на войне это не вымысел, это правда. И мы поняли, что патриотом можно быть в любом возрасте и что прошлое нужно обязательно помнить. Помнить, что и от нас в жизни может потребоваться мужество, если придёт время и судьба Родины окажется в наших руках.
Литература
1. Кассиль Л.А., Поляновский М.Л. Улица младшего сына: Повесть/ Л.А.Кассиль,
М.Л.Поляновский; Рис. И.Ильинского.-М.: Дет.лит., 1985.-480с.: ил.-(Военная библиотека школьника).
2. Корольков Ю.М. Партизан Леня Голиков: Повесть/ Ю.М.Корольков; Рис. Г.Филатова.-М.: Молодая гвардия, 1985.-215с.: ил.-(Юные герои).
Морозов В.Н. В разведку шёл мальчишка: Повесть/ В.Н.Морозов; Рис. Ю.Пучинского.Минск: Госиздат БССР, 1961.-214с.: ил.
Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны: рассказы/ А.Н.Печерская.-М.: Дрофа-Плюс, 2005.-60c.-(Внеклассное чтение).
Альбом «Октябрята - смелые ребята», - Издательство: М.: Малыш; Издание 3-е, 1979 г.
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004 г.
Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о великой победе!» - Москва,
«Гном и Д», 2005 г.
Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004г.
Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. -96.
Интернет – ресурсы.
https://shareslide.ru/detskie-prezentatsii/proekt-pust-deti-ne-znayut-voyny
http://lib-cher-rayon.ru:8087/jirbis2/images/docs/Bibliograf/2023/Patriot_vosp.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и...
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы.
В презентации кратко представлена работа по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе....
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы на тему "С чего начинается Родина?"
Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей:Познавательно-речевая;Художественно-эстетическая;физическая...
Тема: «Игра-беседа как социально-коммуникативное средство для формирования нравственно-патриотического воспитания детей подготовительной группы»
Игра - беседа построена так, чтобы показать участникам семинара специфику проведения беседы, как средства социализации дошкольников в нравственно – патриотическом воспитании.Главная задача...
Познавательно - образовательный проект (краткосрочный) к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Пусть дети не знают войны» по приоритетному нравственно-патриотическому направлению работы в разновозрастных группах ДОУ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский садкомбинированного вида №23«Аленушка» Познавательно - образовательный проект (краткосрочный)к 70-летию П...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе: "Герои Великой Отечественной войны"
Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе: "Герои Великой Отечественной войны"...