Проект по благоустройству и улучшению участков детского сада «Маленькие огородники»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Новизна проекта:
Мы живем в небольшом, но очень уютном и красивом городке и хотим,
чтобы наш город Кола стал еще краше. Мы в нашем детском саду можем
сами посадить цветы и деревья, украсить участки, где гуляют дети. В других
детских садах нашего города еще не было опыта работы на учебно - опытном
участке. Мы начали работу на участке детского сада и смогли вырастить
за три года хороший урожай овощей, который дети с удовольствием
пробовали. Нам нравится выращивать растения, ухаживать за ними, наблю-
дать за их ростом и развитием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по благоустройству и улучшению участков детского сада «Маленькие огородники» | 48.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по благоустройству и
улучшению участков детского сада
«Маленькие огородники»
Гипотеза:
Если не мы, то кто украсит наш любимый город? Кто, если не мы вырастит деревья и цветы? Кто, если не мы сделает наш край чище? Что мы можем сделать своими руками для Кольского Заполярья?
Новизна проекта:
Мы живем в небольшом, но очень уютном и красивом городке и хотим,
чтобы наш город Кола стал еще краше. Мы в нашем детском саду можем
сами посадить цветы и деревья, украсить участки, где гуляют дети. В других
детских садах нашего города еще не было опыта работы на учебно - опытном
участке. Мы начали работу на участке детского сада и смогли вырастить
за три года хороший урожай овощей, который дети с удовольствием
пробовали. Нам нравится выращивать растения, ухаживать за ними, наблю-
дать за их ростом и развитием.
Я давно весну ждала, у меня свои дела.
Мне участок в огороде нынче мама отвела.
Я возьму свою лопатку, я пойду вскопаю грядку.
Я на грядке терпеливо все комочки разобью,
Рыхлой, крепкой и красивой грядку сделаю свою.
Посажу на ней редиску, и морковку,
А с боков будут кустики бобов.
В. Глущенко
Цель проекта:
- Воспитание экологического мировоззрения дошкольников;
- Благоустройство и улучшение территории участка детского сада через создание развивающего пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Воспитание бережного, гуманно – деятельностного отношения к природе родного края.
2. Формирование системы знаний о климатических погодных условиях
Кольского Заполярья, его растительном и животном мире, неживой природе,
взаимосвязи природы и человека.
3. Развитие и совершенствование знаний, трудовых навыков и умений по уходу за растениями огорода с учетом региональных условий.
4. Создание развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
5. Улучшение экологического и эстетического состояния территории участка ДОУ.
6. Привлечение родителей воспитанников к работе по улучшению состояния территории детского сада.
Актуальность:
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).
В условиях гуманизации и демократизации системы современного российского образования, вариативности действующих образовательных программ, широкого реформирования системы дошкольного воспитания всё более актуальной становится проблема приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, становление дошкольника как личности, формирование его гражданской позиции, усвоения им социокультурных и экологических норм и правил. Этот процесс тесно связан с глобальной проблемой становления личности ребенка, развития его духовности. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экологических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие личности.
В последнее время возросло внимание к экологическому воспитанию как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Вопросами воспитания экологической культуры в дошкольном возрасте и созданием эколого – развивающей среды в ДОУ занимались такие педагоги, как Н.А.Рыжова, Н.Н.Кондратьева, Ж.Л.Васякина – Новикова.
Следуя теории А. Н. Леонтьева, можно сказать, что в деятельности проявляется отношение личности к окружающей среде, необходимо формировать у дошкольников нравственную позицию по отношению к природе, деятельную любовь к ней, которая выражается «не только в любовании, но и в доступной детям деятельности по охране природы», т.е. в осознанном поведении. Учеными выявлена взаимосвязь между уровнем знаний о труде в природе и деятельностью дошкольников: точные, полные знания о труде в природе положительно влияют на детскую деятельность.
Важное место отводится формированию общественных мотивов труда и устойчивого интереса к нему. Осознавая значимость деятельности по уходу за живыми существами, дети ощущают свою собственную значимость, что является стимулом формирования субъективного отношения к природе. В экологически значимой деятельности реализуется оценочное отношение к состоянию объектов, заинтересованность в информации для дальнейшего практического ее использования. Единство эмоционально-чувственного и рационального в экологическом образовании определяет направленность ребенка на практическое взаимодействие с природой.
Экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно актуальная
проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение,
экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету из
такого катастрофического состояния, в котором они сейчас пребывают.
Особенно актуален этот вопрос в регионах, которых можно причислить к так называемым «зонам риска», в которые входит и Северный Заполярный регион.
Экологическое воспитание дошкольников – многогранная и системная работа, включающая в себя широкий спектр форм и методов работы. Организация огороднической деятельности детей дошкольного возраста – одна из сторон данной системы, которая позволяет воспитывать бережное отношение к природе через осознанную, собственную трудовую деятельность.
В процессе работы на учебно - опытном участке дети имеют возможность
наглядно и практически познакомиться со спецификой климатических,
ландшафтных, почвенных условий северного региона, а так же с особенностями выращивания растений в специфических климатических условиях. Кроме того, дети получают возможность мотивированно развивать познавательные способности, эстетическое восприятие и экологическое мировоззрение.
Образовательный процесс на учебно - опытном участке носит не только
сезонно-летний характер. Интеграция данной работы в общий педагогичес-
кий процесс позволяет наиболее качественно и полно решать задачи комп-
лексных программ в течение всего периода пребывания детей в детском саду.
Для организации педагогического процесса на опытном участке является
пропедевтический этап, организация исследовательской деятельности в
группе, создание ситуаций в мини-огородах. Особенно это актуально в усло-
виях Севера. Именно «Мини-огороды» позволяют начать практический и
познавательный опыт детей ранней весной, продолжить на учебно-опытном
участке летом и завершить в осенний период.
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели
Сроки проведения: 25 мая – 25 сентября
Методы работы:
опытническая работа по выращиванию огородных и цветочных культур;
работа по озеленению территории детского сада.
Свою работу мы разбили на несколько этапов.
Этапы работы над проектом:
Ι.Подготовительный
- выбор места и подготовка почвы для создания мини – огорода и клумб;
- для цветочных культур;
- приобретение семян;
- привлечение родителей, общественности к благоустройству территории.
ΙΙ.Основной
- перекапывание клумб с привлечением родителей;
- покраска клумб, забора и малых форм;
- посев семян и уход за растениями;
- высадка рассады цветов на клумбы;
- сооружение необходимых конструкций на участке;
- посадка деревьев на постоянное место и уход за ними.
ΙΙΙ. Заключительный
- сбор семян многолетних цветов и создание «Копилки семян»;
- сбор урожая овощей;
- составление гербариев;
- приготовление блюд из собранных овощей;
- украшение зала и групп детского сада к традиционному празднику «Осенины»;
- фотовыставка «Наш огород»
Организация огороднической деятельности,
наблюдений и опытов с детьми 5 – 7 лет.
Задачи:
- Способствовать расширению и углублению знаний детей о многообразии растений, произрастающих на учебно-опытном участке в условиях Северного региона.
- Учить понимать связь между средой обитания конкретных растений и особенностями их строения: растения с тёмными листьями-теневыносливые, с толстыми листьями – засухоустойчивые .
- Продолжать расширять представление о разнообразии внешнего вида основных органов и частей растения, взаимосвязи между строением и органов и их функциями.
- Формировать конкретные и обобщенные представления об основных потребностях различных растений учебно- опытного участка: влага, тепло, свет и способах их удовлетворения.
- Формировать представление замкнутости сезонной жизнедеятельности растений: осенью зреют семена, которые дадут жизнь новым растениям весной.
- Развивать познавательные способности и интерес в процессе изучения, исследования и сравнения особенностей роста растений учебно-опытного участка в условиях Севера.
- Совершенствовать трудовые действия по уходу за растениями учебно-опытного участка: поливать, рыхлить, пропалывать, выкапывать клубни, луковицы, корневища, корнеплоды. Размножать растения семенами, рассадой, луковицами и т. д.
- Воспитывать гуманно-деятельное отношение к миру природы.
- Способствовать развитию эстетического восприятия мира природы.
Наблюдения и исследования, используемые в работе
тема | наблюдение | задачи | примечания |
Семена | 1. Сравнение семян бобов, гороха и фасоли 2. Сравнение семян гороха и огурцов | Формировать представление о многообразии семян различных растений: форма, размер, цвет и т.д. | Рассматривание, зарисовка семян. |
Определение зависимости размера растений от размера семян | Формировать представление о том, что размер растения не зависит от размера семени. Развивать познавательный интерес в процессе изучения, исследования и сравнения особенностей роста растений | Сравнение семян огурца и гороха (фасоли) с последующим наблюдением роста и сравнением размера взрослого растения. | |
Наблюдение за набуханием и прорастанием семян овощных культур в различных условиях. | Дать представление о скорости прорастании семян в различных температурных условиях: в тепле быстрее набухают, появляется росток. Формировать представление об особенностях прорастания растений в условиях севера. | Замачивание семян на 1 -2 суток в теплой воде с поддержанием температуры, и холодной воде. | |
Наблюдение за всходами в различных тепловых условиях | Закрепить знания о прорастании семян в различных тепловых условиях. Формировать представление о потребностях для полноценного роста растения и способах их удовлетворения в условиях Севера | Посев части семян под плёнку. Наблюдение, сравнение, зарисовка в дневниках. | |
Бобовые | Наблюдение за ростом фасоли и гороха | Продолжать знакомить с характерными особенностями отдельных растений одного вида. Формировать познавательный интерес в процессе сравнения качественных характеристик роста гороха, фасоли. Дать знания об особенностях роста и строения бобовых культур. | Долгосрочное наблюдение, или однократное в августе. Зарисовки в дневнике наблюдений. |
Редис | Исследование урожайности редиса на прореженных и «уплотнённых грядах». | Формировать представление о необходимости прореживания рядов редиса для обеспечения достаточного места роста корнеплода и обеспечению его питательными веществами, содержащимися в почве. | Сравнивают один сорт. |
Посев: - семян редиса, - лука – севка - цветочной рассады | Совершенствовать трудовые действия по уходу за растениями учебно-опытного участка. Учить размножать растения семенами, рассадой, луковицами и т. д. Формировать представление о компонентах труда. | Однократно производиться один трудовой процесс: 1-й день – посев семян, 2-й день высадка рассады и т. д. | |
Наблюдение за ростом и созреванием корнеплодов редиса различных сортов | Продолжать знакомить с характерными особенностями отдельных растений одного вида. Формировать представление об общих и различных характеристиках растений одного вида, но различных сортов. Развивать познавательный интерес в процессе исследования и определения лучшего сорта для выращивания на Севере. | Наблюдение за сортами: «Розово-красный с белым кончиком», «Французский завтрак» | |
Картофель | Сравнение быстроты и качества появление побегов (глазков) на клубнях картофеля в различных температурных условиях | Способствовать формированию представлений о сезонных изменениях в жизни растений и особенностях прорастания картофеля под действием внешних факторов. | Помещение части клубней в теплое светлое место. |
Наблюдение за посадкой в грунт, оказание помощи | Продолжать формировать представление о конкретных трудовых действиях при посадке картофеля, учить размножать растения клубнями. Расширять представления о приспособлении картофеля к росту под землей. | Возможна высадка пророщенных и не пророщенных клубней с последующим наблюдением и сравнением. | |
Наблюдение за ростом и сравнение урожайности картофеля, посаженного различными способами. | Формировать представление о различных способах посадки картофеля. Дать знания о правильном делении клубня для посадки. Расширять представление об особенностях размножения корнеплодов. Развивать познавательный интерес и умение использовать наблюдение как способ познания. | Посадка картофеля различными способами: целыми клубнями, половинками. | |
Изменения в росте картофеля | Продолжать формировать представление об изменениях в росте растений, о потребностях картофеля: окучивание, прополка. Расширять представление о назначении основных органов и частей растения. | Наблюдение 1 раз в неделю, зарисовка в дневниках наблюдений. | |
Сбор урожая, сравнение урожайности кустов, посаженных целыми клубнями и половинками. | Дать представление о значении качества посадочного материала для получения оптимального урожая. Продолжать формировать знания о замкнутости цикла размножения: созрели новые корнеплоды, они дадут жизнь новым растениям. | Итоговая зарисовка в дневниках наблюдений. | |
Морковь и свекла | Наблюдение за ростом и созреванием корнеплодов моркови и (свёклы) различных сортов | Продолжать знакомить с характерными особенностями отдельных растений одного вида. Формировать представление об общих и различных характеристиках растений одного вида, различных сортов. Развивать познавательный интерес в процессе исследования и определения лучшего сорта для выращивания на Севере. | Сорта свёклы: «Бордо», «Цилиндра» Сорта моркови: «Нантская» «Лосиноостровская» |
Сравнение роста и качества созревания свёклы, высаженной семенами и рассадой. | Способствовать формированию представлений о различных способах посадки свёклы. Развивать познавательный интерес и познавательные способности в процессе изучения, исследования и сравнения особенностей роста культур, посаженн6ых различными способами. Активизировать словарь. | Цикл наблюдений. Зарисовки в процессе наблюдений. | |
Ромашка (все многолетник цветущие растения) | Посев семян в огороды на окне для выращивания рассады. | Расширять представление о разнообразии семян цветочных культур, способах выращивания теплолюбивых растений в условиях Севера: посадка семян рассады, высаживание рассады в грунт. Формировать навык посадки семян в почву. | Цветочные культуры: бархатцы, календула, астра. |
Наблюдение за ростом рассады в разных условиях открытого грунта. | Способствовать развитию поискового интереса в процессе определения зависимости роста растений от условий: тепло, солнечный свет. | Наблюдение за одним сортом, (астры) высаженным на солнечном и затемнённом участке. | |
Наблюдение за ростом цветов, высаженных семенами и рассадой в открытый грунт. | Способствовать обогащению представлений об оптимальных способах выращивания теплолюбивых культур в условиях Севера. Продолжать формировать представления о потребностях растений в условиях Севера. Развивать познавательные способности. | Посев в открытый грунт в одно время рассады и семян календулы. | |
Наблюдение и сравнение соцветий различных видов | Продолжать формировать представление об общих и различных признаках цветущих растений: имеют цветок, соцветия бывают разные. Активизировать словарь за счет слов – описаний характерных признаков соцветий. Способствовать развитию эстетического восприятия мира природы. | Сравнение ромашки и маргаритки, астры и бархатцев и т. д. | |
Рассаживание кустов клубники. | Расширять представления о способах размножения клубники: усами, делением куста. Закреплять знания о трудовых действиях и их значении. | Рассаживание усами и делением куста. | |
Наблюдение за сезонными изменениями смородины. | Расширять представление об изменениях роста кустарника в период сезонных изменений: появление молодых побегов, цветение, появление завязей, ягод, созревание ягод и т. д. | Долгосрочное наблюдение. |
Огород появился в нашем ДОУ совсем недавно, в 2010 году. Прежде чем
разбить огород, мы изучили литературу об условиях для организации огорода и цветника, узнали, какие огородные культуры можно вырастить на нем. Первый год для выращивания мы выбрали картофель, укроп, петрушку.
Место для огорода мы выбрали на участке детского сада между групп.
Здесь легкая песчаная почва, которая хорошо прогревается солнцем, участок
со всех сторон защищен, что способствует созданию благоприятного микроклимата. Кроме того, участок можно будет поливать из шланга, если овощам будет мало влаги. Почву участка перекопали, выбрали корни сорняков и подготовили грядки для посева.
Огород оказался на самом видном месте. Мимо него проходят все дети,
родители, сотрудники и гости детского сада. И, конечно же, мы уделяли
огороду много внимания. Дети всех возрастных групп принимали участие в работах на огороде. Даже самые маленькие, которым не исполнилось и трёх лет, с удовольствием наблюдали за трудом старших детей. Дети трудились вместе с воспитателем, по подгруппам. В процессе труда дети наблюдали за ростом и развитием растений, определяли их зависимость от внешних факторов, от ухода и т.д.
Результаты проведенной работы показали, что работа на опытно – учебном участке оказала влияние на:
- повышение уровня любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
- знания детей о живой и неживой природе.
- трудовые навыки.
- знания об экологических проблемах современности.
- развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
Таким образом, мы убедились, что проводимая нами работа по экологическому воспитанию дала хорошие результаты.
Дошкольники научились классифицировать растения по видам, знают их характерные признаки, называют условия, необходимые для жизни, роста и развития, знают, как правильно ухаживать за ними. У детей сформировались практические навыки и умения ухода за ними. Они проявляют интерес и выражают свое отношение к ним.
Дети стали добрее, научились сопереживать, стали более грамотными в области экологии. У дошкольников сформирована система знаний об экологических проблемах современности и путей их решения, мотивы, привычки, потребности экологической культуры, здорового образа жизни, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, своего двора, города, страны.
При нашем личном участии в создании дизайна участка образовательного учреждения наш детский сад занял:
2011г. - 3 место в районном конкурсе «Лучшее образовательное
учреждение по благоустройству территории».
2012г. - 1 место в районном конкурсе «Лучшее образовательное учреждение по благоустройству территории».
2013г. - 1 место в районном конкурсе «Лучшее образовательное учреждение по благоустройству территории».
Литература:
1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.; Издательство Сфера, 2011
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж – 2002.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.; Детство-Пресс, 2010
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М – 2002.
5. Иванова А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду– М.; Издательство Сфера, 2010
6. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. – М.; Издательство Сфера, 2009
7. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников - Асар, 2001
8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду
М.; Просвещение, 2006
9. Николаева С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома - М.; Мозаика-Синтез, 2013
10. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников
М.; Мозаика-Синтез, 2011
11. Рыжова Н. А."Напиши письмо сове". Экологический проект. Для детских садов и начальной школы. М - Карапуз-Дидактика, 2007
12. Фесюкова Л. Б. Уроки экологии. – М.; Издательство Сфера, 2010
13. Шорыгина Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. - М.; Издательство Сфера, 2012
14. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей, М – 2004.
ОТЗЫВЫ
На территории участка нашей группы имеются все необходимые материалы по организации различной деятельности детей: игровая площадка, песочница, игровое оборудование, зеленые уголки и зоны: цветники, клумбы и мини-огород, а также территорию украшают сказочные персонажи.
Очень нравится идея создания мини-огорода. На разработанных грядках выращивают картофель, лук, горох, укроп, петрушку, морковь, свеклу, хрен, щавель, различные виды салата, а также растет клубника. Дети вместе с воспитателями сажают семена, наблюдают за всходами и ухаживают за растениями. Такая работа развивает любознательность и наблюдательность у детей, приучает всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины, помогает им лучше познать жизнь растений. А также позволяет научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить бережно распоряжаться богатствами природы.
Усилиями наших воспитателей на участке разбит цветник и клумбы. Не осталась в стороне и наша бабушка, помогла с рассадой цветов. Благодаря этому мы прошлым летом наблюдали цветение ромашек, бархатцев и люпинов.
Не перестаю удивляться творчеству воспитателей! Удивительный народ-воспитатели! Умеют подойти ко всему творчески, проявить выдумку, фантазию. Как здорово, что с детьми работают такие замечательные педагоги, которые умеют создать условия для всестороннего развития детей. Так держать! Процветания и дальнейших творческих успехов.
Семья Конон Мелиссы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по благоустройству участка детского сада "Сказочный островок"
Проект по благоустройству территории участка детского сада«Сказочный островок»Цель проекта: Благоустройство территории участка группы «Смешарики» через создание развивающего пространства для дет...
Мини проект по благоустройству участка детского сада старшей группы «Солнышко»
Благоустройство территории участка через создание развивающего пространства инновационного характера для детей дошкольного возраста.Улучшение экологического и эстетического состояния территории ...
Творческий проект по благоустройству участка детского сада.
Проект был разработан совместно с педагогом КурегешевойЛ.Г..Мы думаем,что проект будет интересен для других воспитателей детских садов....
Проект Организация экологического пространства на участке детского сада «Огород»
Совместное созидание в «учебном сообществе» взрослых и детей дает каждому ребенку возможность исследовать значения вещей и процессов, спорить, договариваться с другими, решать проблемы. Де...
ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ОЗЕЛЕНЕНИЮ ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА «ДЕТСКИЙ САД МОЕЙ МЕЧТЫ»
Проект по благоустройству поможет решить задачи эстетического, нравственного и физического воспитания детей, преобразует территорию детского сада в пространство с наличием новых зон, привлекательных д...
24.06.2024г. Посадка цветов и благоустройства клумб на участке детского сада
Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, м...