Программа дополнительного образования
рабочая программа (старшая группа) на тему

Формирование о музее и музейной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 31 «Медвежонок»

ЮНЫЙ  ГИД

Программа

дополнительного образования

детей 5 – 7 лет

                                                                                            Воспитатель

высшей квалификационной

категории                                                                          

Дьяконова Е.Н.

г. Нижневартовск

Оглавление

  1. Пояснительная записка -------------------------------------------------------------- 3
  2. Отличительные особенности программы. Цель. Задачи ---------------------- 4
  3. Методическое обеспечение-----------------------------------------------------------5              
  4. Тематический план-------------------------------------------------------------------- 6        
  5. Содержание программного материала----------------------------------------------8
  6. Условия реализации программы-----------------------------------------------------9
  7. Прогнозируемые результаты---------------------------------------------------------10
  8. Литература-------------------------------------------------------------------------------11
  9. Приложение-----------------------------------------------------------------------------12

Пояснительная записка

   Специфика образовательного пространства городов и населённых пунктов позволяет выделить приоритетное направление образования дошкольников – музейную педагогику.

   Ещё в 1913 году А. Лихтварк сформулировал идеи об образовательном значении музея и представил новый подход к посетителю как к участнику диалога (конференция в Мангейме «Музей как образовательное и воспитательное учреждение»). В дальнейшем в докладах участников Всесоюзной межмузейной конференции «Музей и дети» (1982г.) настойчиво звучала мысль о том, что музей обязан обратить внимание на детскую аудиторию, создавая для неё специализированные экскурсии и программы.

   Любая встреча с музеем необычайно расширяет кругозор, представление о мире. Характер общения ребёнка с музеем во многом зависит от степени развития его восприятия, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире.

   Уже в раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих его вещей. Музей способен обогатить впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал да и не мог встретить в доступной ему действительности.

Взаимодействие ребенка с музейным объектом предполагает проявление разных чувств, восприятие образов и формирование индивидуальных представлений.

Это взаимодействие может стать развивающим при соблюдении определенных условий:

  • определенное построение беседы взрослого с ребенком, способствующей формированию у них самостоятельного суждения;
  • развитие представлений и практических навыков;
  • включение детей в создание творческих работ;
  • учет возрастных особенностей, уровня интеллектуального развития;
  • непосредственная эмоциональная реакция на полученную информацию.

     Информация успешнее усваивается ребенком, если она имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса уже будет свидетельствовать об эмоциональной окраске, которая выражается в любопытстве. Любопытство может стать основой любознательности. А любознательность является проявлением интереса. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. Только тогда ребенок с нетерпением  будет ждать новой встречи с музеем.

Отличительные особенности программы

Базисная программа «Истоки», которая имеет открытый характер, позволяет творчески использовать различные педагогические технологические технологии. Данная программа является логическим продолжением курса по ознакомлению детей с родным краем, который входит в разделы эстетического и познавательного развития «Мир, в котором мы живём».

Цель программы:  формирование элементарных представлений о

                          музее и музейной культуре на примере детского

                            эколого-этнографического музея ДОУ  ”Лесная сказка”.

Задача программы: 

  • познакомить детей с музеем как хранилищем духовных и материальных ценностей;
  • формировать у детей умение понимать язык предметов как носителей информации эпохи;
  • научить детей проводить музейные экскурсии;
  • формировать навыки поведения в музее.

Методическое обеспечение

Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 36 занятий (1 занятие в неделю) длительностью 25 – 30 минут. Из этого количества 19 занятий отводится на теоретический курс, 13 занятий – творческую деятельность детей, 2 занятия – посещение экскурсии музейных комплексах города, 3 занятия – самостоятельное проведение экскурсий для детей ДОУ, их родителей, учащихся начальных классов.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность.

Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, рассматривание иллюстрации и картин по теме, слушание хантыйских мелодий и песен. На этих занятиях, знакомясь с экспозицией и экспонатами музея, дети овладевают знаниями музейной терминологии и этики. Поэтому занятия преимущественно должны проводиться в помещении музея. Исключения составляют занятия по ручному труду, где дети должны заниматься за столом.

     Организация работы, по ручному труду предполагает:

  • подбор необходимого материала (ткань, бумага нужной фактуры, картон, нитки и др.);
  • организацию рабочих мест (за одним столом могут работать не более двух человек).

     При работе с ножницами и иглой особое внимание уделяется технике безопасности:

  • аккуратно обращаться с иголкой, следить за направлением ведения иглы (к себе, вперед и вверх), убирать иглу в игольницу;
  • правильно подавать друг другу ножницы.

     Интерес к ручному труду, желание создавать вещи своими руками зависит от доверительной и спокойной обстановки. Допустимо, если во время занятия дети разговаривают друг с другом, советуются, обсуждают задуманную работу. В конце занятия педагог проверяет наличие используемого инвентаря.

 Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его усвоения, систематического посещения занятия и т.д.

 При оценки достижения детей целесообразно считать развитие познавательных и творческих способностей от допустимого уровня к достаточному и от достаточного к высокому.

Тематический план

Название разделов и тем

Количество часов

Форма

отчётности

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с музеем «Лесная сказка»:

  1. Анкетирование.
  2. Правила поведения в музее.
  3. Музейная терминология.
  4. Экспозиция музея.

6

1

3

1

1

4

1

1

1

1

2

-

2

-

-

2

Жители тайги:

  1. Жилищные постройки.
  2. Хозяйственные постройки.
  3. Мужская и женская одежда.
  4. Детская одежда.

8

3

1

2

2

5

2

1

1

1

3

1

-

1

1

Демонстрация фотоальбома кружка

3

Сезонные работы:

  1. Оленеводство.
  2. Средства передвижения.
  3. Рыболовство.
  4. Изделия из бересты.
  5. Игрушки.
  6. Обереги.

10

1

2

2

1

2

2

6

1

1

1

1

1

1

4

-

1

1

-

1

1

Выставка работ детского творчества

4

Таежные просторы:

  1. Звери и птицы.
  2. Растительный мир.
  3. Красная книга ХМАО.
  4. Картинная галерея Х.Курмаева

7

3

2

1

1

4

1

1

1

1

3

2

1

-

-

Проведение тематических экскурсий для ср.гр.

5

Экскурсии:

  1. Городские музейные комплексы.
  2. Музей ДОУ  ”Лесная сказка”.

5

2

3

2

2

-

3

-

3

Проведение обзорных экскурсий для детей ст.гр.

ИТОГО:

36

21

15

Содержание программного материала

  1. Знакомство с  музеем «Лесная сказка».

Анкетирование. Количественный и качественный анализ данных.

Определение уровня представлений о музее и музейной культуре. Разнообразие культур. Экспозиция музея. Музейные экспонаты. Правила поведения в музее. Изготовление пиктограмм (запрещающих знаков). Музейная терминология.

  1. Жители тайги.

Коренные жители – ханты и манси. Переносное жилище –чум.

Расположение семьи в чуме. Жилищная постройка – полуземлянка.

Обязанности членов семьи.

Хозяйственные постройки: лабаз, навес, караль. Мужская, женская, детская одежда. Отличительные особенности зимней одежды: покрой, орнамент.

  1. Сезонные работы.

Народный календарь Югры. Основные промыслы ханты и манси – рыболовство, оленеводство, охота. Зависимость жизни людей от климатических условий и природы. Предметы быта. Берестяная посуда. Изготовление оберегов, куклы ”акань”. Правила безопасности при работе с иголкой и ножницами.

.

  1. Таежные просторы.

Таежные звери и птицы. Условия выживания в климатических условиях. Звери и птицы в народном фольклоре ханты и манси. Медведь –священное животное. Растительный мир тайги. Хвойные и лиственные деревья. Кедр – священное дерево ханты. Легенды и мифы о березе. Красная книга ХМАО. Животные и птицы, охраняемые государством. Картинная галерея Х.Курмаева. Времена года в творчестве художника.

5.  Экскурсии.

Посещение экскурсий  в музейном  комплексе  «Музей истории русского быта». Посещение Городского этнографического музея им. Шуваева. Проведение экскурсий для детей средних и старших групп, школьников начальных классов, родителей, воспитателей.

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

  • Наличие в ДОУ детского эколого-этнографического  музея «Лесная сказка».

Оснащение музея: жилищные постройки (летний чум, изба с чувалом), берестяная посуда, игрушки (из меха, ткани, дерева, щепы), украшения из бисера, дневная и ночная люльки, зимняя детская одежда, лук с деревянной стрелой, ловушка для рыб – морда, национальные шахматы – топис; оформление – времена года.

  • Наличие картинной галереи художника Х.Курмаева (см. Приложение).
  • Наличие музейных уголков в группах (см. Приложение).
  • Наличие  демонстрационного материала (см. Приложение).
  • Наличие художественной литературы для детей и фольклорного материала (см. Приложение).
  • Наличие дидактических игр (см. Приложение).

Прогнозируемые результаты

Показатели успешности освоения программного материала детьми старшего дошкольного возраста.

Знания:

  1. Правила поведения в музее. Владение музейной терминологией.
  2. Природа родного края.
  3. Коренные жители ХМАО – ханты и манси. Гармоничное существование человека в природе.
  4. Культура и быт коренных жителей.

Умения:

  1. Проведение тематических экскурсий для детей средних  групп.
  2. Проведение обзорных экскурсий для детей старших групп.
  3. Участие в проведении экскурсий (вместе с педагогом) для родителей, воспитателей, учащихся начальных классов.

Практические навыки:

  1. В изобразительной деятельности: рисовать отдельные предметы, сюжетные картинки на основе полученных знаний, декоративное рисование (украшение орнаментом предметов одежды);  лепить фигурки животных в движении; создавать орнамент, узор из бумаги, используя геометрические формы.
  2. Ручной труд: изготавливать поделки из бумаги  и картона для настольного театра , изготовление игрушек из ткани, изготовление оберегов для посетителей музея (вырезание основы из кожи и ткани, украшение поделки бисером).

Литература

  1. Барутчева Е. Хочешь  пойдём с тобой в музей. - ж. «Дошкольное воспитание» №5, 2006.
  2. Бочков Ю.Г. Воспитание нравственности и гражданственности посредством культурно – просветительной деятельности. – Тезисы докладов и сообщений 6 региональной научно – практической краеведческой конференции. Нижневартовск: ЗАО «Редакция газеты «Нефтяник», 2006.
  3. Винниченко В. Ребенок в пространстве музея. – ж. «Дошкольное воспитание» № 5, 2003.
  4. Гаврилова О.Н. Природа края в художественной литературе: животный  мир. – Тюмень: СофтДизайн, 1997.
  5. Гаврилова О.Н. Природа края в художественной литературе: растительный мир. – Тюмень: СофтДизайн, 1997.
  6. Герасимова З. Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края. – ж. “Дошкольное воспитание”  № 12, 2001.
  7. Зинченко Н. Огненный шар богов. – ж. “Югра”  № 11-12, 2008.
  8. Добрынина Н. Первый в жизни музей. – ж. “Дошкольное воспитание” № 6, 2000.
  9. Князева. О.Л. Махаева М.Д. – Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программно-методическое пособие. -  СПб.: Детство – Пресс, 1999.
  10. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: Сфера, 2006.
  11. Программа ”Истоки”. – М.: 2003.
  12. Сапрыкина А.Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов Западной Сибири. – Екатеринбург, 2003.
  13. Соколова Л.В. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис – Пресс, 2003.
  14. Сподина В.И.   Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири. – Мегион, 1995.
  15. Тихонова О.Г.  Дошкольнику о музейной культуре. – М.: АРКТИ, 2006.
  16. Чучелина Т.С. Сказки Югры. – М.: Наш современник, 1995.

Приложение

Перечень экспонатов  музея   «Лесная сказка»:

  1. Жилые постройки ханты (чум, изба)
  2. Чувал
  3. Люлька (дневная, ночная)
  4. Одежда (детская шуба из оленьего меха)
  5. Предметы охоты и рыбной ловли  (охотничья сумка, лук с деревянной стрелой, морда, сеть)
  6. Берестяные изделия (набирки, короба, туески)
  7. Игрушки (куклы национальные, люлька, лодочка, нарты, олень)
  8. Украшения из бисера, обереги
  9. Предметы быта (игольница, покрывало).

Перечень иллюстраций:

  1. Хозяйственные и жилые постройки  - 6
  2. Национальная одежда – 14
  3. Праздники, обряды – 3
  4. Сезонные работы – 10
  5. Орудия труда и средства передвижения - 11

Перечень художественной литературы

  1. Конькова А.М.  Сказки бабушки Аннэ. – М.: Мария, 1993.
  2. Смирнов Т.С.  Звезды Анныга. Сказы. – Минск, 1991.
  3. Чучелина Т.С.  Золотой город. Хантыйские народные сказки. – Свердловск, 1975.
  4. Шесталова – Фидорович О.  Священный сказ о сотворении земли. Мансийские мифы. – Ханты-Мансийск, 1992.

Перечень фольклорного материала:

  1. Легенды
  2. Сказки
  3. Рассказы
  4. Словарь хантыйских терминов
  5. Стихи местных поэтов – Тарханова А., Могутина Ю., Шесталова Ю., Шкода Л., Бубнова А.
  6. Загадки народов ханты (о вселенной, явлениях природы, человеке, растительном мире, животном мире, доме, одежде, домашней утвари, орудиях труда, жилищах, пище, посуде, животных, окружающей природе,  человеке, предметах культа )

Перечень дидактических игр:

  1. Юный этнограф
  2. Рассели семью в чуме
  3. Где чей дом?
  4. Где чей след?
  5. Поймай рыбу
  6. Какие рыбы спрятались?
  7. Найди животных
  8. Кто чем питается?
  9. С чьей ветки детки?
  10. Собери орнамент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...