Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Русские матрёшки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста " Русские матрёшки" - одно из цикла занятий авторского проекта социально-личностной направленности "Начало начал". Занятие в занимательной, интересной игровой форме поможет познакомить детей с видовыми особенностями русской игрушки - матрёшки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
![]() | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «детский сад №1 «Машенька» г. Сафоново
Воспитатель высшей квалификационной категории
Борисенкова Е.Н.
КОНСПЕКТ НОД
По социально-личностному развитию для старшего дошкольного возраста
«Русские матрёшки»
(из цикла занятий к проекту «Начало начал»)
Цель. Познакомить детей с видовыми особенностями русской народной игрушки «Матрёшка»
Задачи.
1. Воспитывать любовь к народному искусству. 2. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. 3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
4. Познакомить детей с историей матрёшки.
Формы и средства обучения: Образно-художественная, игровая, практическая, информационно-коммуникационные, музыкальные, наглядные.
Материально-техническое обеспечение: Музыкальное сопровождение (русская народная мелодия «Русская матрёшка», русские народные мелодии в записи, медиа ресурсы: ноутбук, презентация «Русская матрёшка», деревянные игрушки «Матрёшек» с разными видами росписи (Семёновская, Загорская, Полохов-Мойданская), наборы фигурных макарон (раскрашенных в разные цвета ( на каждого ребёнка), заготовки - шаблоны из пластилина разных цветов, плоскостные картонные матрёшки 3-х видов
Оформление: У окна столы, на которых лежат заготовки матрёшек из пластилина, стол с сувенирными игрушками матрёшек, плоскостные матрёшки большого размера. С другой стороны установлен ноутбук, скрытый ширмой. В центре зала стоит домик матрёшки.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Как я рада вас видеть, как красиво сегодня у вас в группе...
- Ой!!! Посмотрите!!! Из почтового ящика торчит какой-то конверт... может быть достанем его и посмотрим что это?
- Это же нам пришло письмо! Интересное оно! Только вот от кого непонятно.
Здесь вместо обратного адреса написана загадка. Попробуем отгадать?
- Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко...
Это русская... (МАТРЕШКА)
- Правильно, это письмо от матрёшек. А вы знаете кто такие матрёшки? как
они выглядят? а почему сказано «может три, а может шесть»? (ответы детей)
- Теперь и мне всё ясно. Ну что ж, может прочитаем о чем письмо? (вскрывает конверт и читает)
- Пишут русские матрешки.
Мы поссорились немножко.
В гости к вам мы собирались, .
Что надеть?
Мы растерялись!
И не поймем... - где чей наряд.
У каждого свое ведь платье есть
Только где же чьё - понять бы …
Что, ребята, надевать нам?
Помогите нам понять…
Какое платье надевать!
И подпись: Семёновская, Загорская и Полхов-Майданская матрёшки.
- Воспитатель: Вот в чем дело! У них такая неприятность произошла. Ребята, будем помогать матрёшкам?
- Будем!
- Вот только как им помочь? (Варианты).
- А вы знаете чем отличаются платья этих трёх матрёшек?
- -Нет!
- Тогда, для начала, я предлагаю самим во всем разобраться. Мне известно одно место, в котором можно это всё разузнать. Это... МАСТЕРСКАЯ по изготовлению матрёшек.
- Только чтобы туда попасть нам потребуется немного волшебства. Беритесь за руки, закрывайте глаза и запоминайте заклинание:
Абра-Кадабра, Сим-Салабим, Мы в мастерской оказаться хотим!
Дети произносят заклинание и...видят стол, на котором стоят разные виды матрёшек, ноутбук, пластилиновые формы кукол и предметы их украшения.
Воспитатель слышит, что матрёшки что-то шепчут:
- Заклинание произносите,
Посмотреть в окно истории просите!
Вместе:
- Абра-Кадабра, Сим-Салабим,
В окно истории посмотреть хотим!
Начинается показ слайдов, сопровождающийся рассказом воспитателя
- Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 1)
- Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья... Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переделали её и назвали русским именем - Матрёшей.
Наиболее известны 3 вида матрёшек.
(Слайд 2) Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят оттого места, где этих матрёшек расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.
(Слайд 3) В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек, отсюда и название -Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук данной матрёшки украшают букеты цветов.
- Ребята, какие главные цвета использованы при росписи игрушки?
- Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.
- Правильно вы заметили.
(Слайд 4) Следующая матрёшка из села Загорск - Загорская матрёшка. Эти матрешки всегда в сарафанах на которых пестреет очень постой узор, доступный даже для рисования ребенком. Основные цвета - Красный, синий, зелёный, желтый.
- Правильно. И на голове Загорских матрёшек платок с очень простыми узорами.
(Слайд 5) И третья матрешка из села Полхов-Майдан. У этих матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого разрисован только передний овал игрушки, зато на нём множество разноцветных цветов.
(Слайд 6)
Ах, матрёшечка-матрешка,
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В детском садике играть!
А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру, а заодно посмотрим, что мы запомнили про матрешек.
(Дети становятся в круг, позади каждого ребенка раскладываются плоскостные куклы - матрёшки. Дети ходят по кругу, делая различные движения. После слова «покажись» поворачиваются к макетам и смотрят, кто превратился в какую матрёшку).
-У Семёновских матрёшек,
Знает это целый свет,
На переднике пестрится
Обязательно букет.
-У Загорских у матрёшек,
Видел это каждый взор,
Сарафанчик украшает
Очень уж простой узор.
- У Полохов-Майданских матрёшек,
Знаешь это ты и ты,
На переднем на овале
Очень яркие цветы.
- Что ж, присядем мы немножко,
И встряхнем мы свои ножки,
Не стесняйтесь, не стыдитесь,
Кто в Полхов-Майданскую превратился?
Покажитесь!!! (Игра проводится 2-3 раза).
- Ну вот, теперь разобрались, чем отличаются матрёшки?.
(Затем при помощи уже известного заклинания возвращаются в группу.)
- Какие вы молодцы, ребята, во всем разобрались, все запомнили, теперь
можно и нашим матрешкам-растеряшкам объяснить кто во что должен
одеться.
Воспитатель: А давайте сами сделаем различных матрешек и посылкой отправим нашим растеряшкам. Пусть посмотрят и поймут у кого какой должен быть наряд.
(Ребята садятся за столы на которых лежат плоскостные формы матрешек из пластилина и цветные макаронные изделия различных форм, которыми и следует украсить свою куклу).
По окончании работы дети рассказывают каких именно матрешек изготовили, затем собирают посылку и отправляют Семёновской, Загорской и Полхов-Майданской матрёшкам для того, чтобы оказать им помощь о которой они просили.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Я уверена, что теперь и матрешки поймут, что на себя надеть и будут вам очень благодарны. Ну а сейчас пришло время расставаться, спасибо вам за помощь и
ДО СВИДАНИЯ.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/07/picture-441399-1486473862.jpg)
познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Русская берёза"
познавательное занятие для старшего дошкольного возраста "Русская берёза"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/07/picture-441399-1486473862.jpg)
познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Русская берёза"
познавательное занятие для старшего дошкольного возраста "Русская берёза"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-692018-1505933458.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/28/picture-933988-1498662210.jpg)
ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Конспект НОД Использование нетрадиционных техник рисования как эффективное средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста " Весёлая матрёшка".
Веселая матрешка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/06/picture-1419119-1662445555.jpg)
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка»
Конспект совместной образовательной деятельностис детьми младшего и старшего дошкольного возраста«Русская матрёшка»...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка»
Знакомство детей с разнообразием материалов для творчества, инструментов, техник для того, чтобы с любопытством экспериментировать и набираться опытом....