Статья "Применение информационных и коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях"
статья ( группа) по теме

Бикинеева Ия Васильевна

Статья опубликована в сборнике материалов VII межрегиональной заочной научно-практической конференции «Инновации в образовании: опыт реализации».  г.Кемерово, 2016 г.  Электронная версия сборника: http://nmc-kem.ucoz.ru/Katalog/innovacii_v_obrazov...    на 260 стр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационных и коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях

Балбина И.В.,

Исаченко Л.С.,

Юргинский городской округ, Кемеровская область

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновации, со стремлением человека реализовать себя, и свои идеи. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.

В нашем толковании понятия «инновационная культура» - это сформированная готовность педагога поддержать предстоящие изменения, высокая внутренняя убежденность, способность к целенаправленному поиску и получению новых знаний, персональная ответственность, способствующая развитию профессиональных качеств и навыков. Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ. Нынче такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивить ни одного дошкольника. Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах («Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»), признаётся важнейшим национальным приоритетом «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество». Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Преимущества использования информационных технологий (ИКТ) в воспитательном процессе очевидны. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Необходимость внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок» не вызывает сомнений. ИКТ занимают одно из важных мест в образовательном пространстве нашего Центра развития ребенка. Педагог выступает в роли организатора самостоятельной, познавательной деятельности дошкольников и позволяет качественно изменить содержание, методы и формы обучения. ИКТ позволяют в работе с детьми дошкольного возраста в доступной форме, ярко, образно, преподносить материал, показывать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре, позволяют привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению и игре. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует реализации всех потенциалов личности – познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического развития. Появление и широкое распространение технологий, мультимедиа и интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства общения, воспитания и интеграции в обучении. Для поддержания интереса дошкольников к движениям и формирования положительных эмоций при выполнении упражнений, утреннюю гимнастику, пальчиковые и подвижные игры проводим в музыкальном сопровождении. Презентации используем в кругу общения, беседах перед завтраком («Так вот, ты какая каша»), в дидактических играх, при чтении сказок, стихотворений, потешек. В образовательной ситуации используем презентации на разные лексические темы: дикие и домашние животные, фрукты, овощи, ягоды, профессии, наблюдения за природой все это не только демонстрирует явления и предметы, но и воссоздает необходимые слуховые ситуации, что позволяет закреплять полученные знания и значительно повышает творческий и интеллектуальный потенциал детей. Режимные моменты с применением ИКТ становятся более эмоциональными, яркими с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио и видеозаписей. Все это обеспечивает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер и ИКТ должны только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Чтобы вовлечь родителей в образовательный процесс, так же помогают информационные технологии. Используя цифровую аппаратуру и программы редактирования фотографий, создаем коллажи, фото-отчеты о прошедших праздниках, развлечениях с детьми, плакаты, фотовыставки на различные тематики и размещаем в информационном уголке для родителей.

Использование видеокамеры и соответствующих программ – это принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала. Снятые интересные сюжеты мы демонстрируем родителям на родительских встречах. Так же оформляем буклеты для родителей по режимным моментам и другим темам. Создаем медиатеки, они представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

Для того, чтобы обеспечить потребности дошкольников в получении знаний, воспитатель должен овладеть информационными образовательными технологиями, а также, учитывая их развитие, постоянно совершенствовать свою информационную культуру путём самообразования, но при этом не злоупотреблять использованием данных технологий в своей практике и ко всему подходить творчески. Средства и формы медиаобразования дают воспитателю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий. Таким образом, современные информационные технологии выступают уже не столько инструментами дополняющими систему образования, но императивом установления нового порядка знания и его институциональных структур.

Использование инновационных технологий в Центре развития ребёнка дают возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников, и качество образования. Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития Центра развития ребёнка, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс.

Литература

1. Азамова, М.Н. Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста/ М.Н. Азамова// Молодой ученый. – 2012г. - №11

2. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая. - М.: Творческий центр «Сфера», 2004. – 97 с.

3. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]: пособие / Л.М. Волобуева. - М.: Творческий центр, 2004.

4. Елисеева, К.В., Лазарева, И.А. Инновационные технологии в методической работе [Текст]: К.В. Елисеева, И.А. Лазарева //Управление ДОУ. – 2010. – № 2. – С. 18-22

5. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Данный Проект представляетсобой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства   на современном этапе развития дошколь...

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье рассматривается потенциал использования современных информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении, возможности реального использования ИКТ в работе педагогов....

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении

Способы и виды использования информационно-коммуникационных технологий в различных видах образовательной деятельности...

ПРОЕКТ «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Современное дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, и является ресурсом реализации ФГОС ДО способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, поэтому г...

Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение,...