ПРОЕКТ «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
проект (старшая группа) на тему
Современное дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, и является ресурсом реализации ФГОС ДО способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, поэтому главным условием развития дошкольного образования является активное взаимодействие с социумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_informats._tehnologii_proekt.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
АВТОР: Л.Ф.Евсеева
Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности.
Современное дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, и является ресурсом реализации ФГОС ДО способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, поэтому главным условием развития дошкольного образования является активное взаимодействие с социумом.
Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. На протяжении многих лет в дошкольном образовании отработана эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию института социализации личности. Это участие в различного рода выставках, конкурсах, открытых показах, мастер -классах, где наиболее полно раскрываются возможности каждого участника образовательного процесса,и позволяет интегрировать в себе практически все образовательные области.
Организация социокультурной связи с различными учреждениями, сетевое взаимодействие с дошкольными организациями, педагогами и интернет -сообществами позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандарта дошкольного образования.
Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей и детского сада. И как новая форма такого взаимодействия-это реализация социально-педагогических проектов. Важно в планировании своей работы педагогам учитывать не только уровень знаний и умений семейного воспитания но и уровень педагогической культуры семей, а также социальный запрос родителей (интересы, нужды, потребности). Находить такие направления, методы, формы и способы взаимодействия с родителями, которые помогают установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Направления проекта:
1. Создание консультационного центра.
2.Разработка, апробирование мультимедийных продуктов для организации организованных видов деятельности по всем направлениям педагогической деятельности.
3.Методическое пространство всех направлений.
Сроки реализации проекта
I этап 01.2016 - 05.2016 гг. Подготовительно-проектировочный - диагностика
имеющихся ресурсов, поиск условий для реализации.
II этап 06.2016 - 05.2017 гг. Содержательно-деятельностный - апробация и
внедрение новшеств и преобразований в систему управленческой
деятельности и образовательного процесса .
Начало выполнения проекта.
III этап 06.2017 г. - 09.2017гг. Рефлексивно-обобщающий - подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основные направлениям реализации проекта.
I. Блок целеполагания
Ключевая проектная идея - создать условия для внедрения информационно-коммуникационных технологий — как открытого, креативного и многосубъектного процесса педагогической реальности.
«Под внедрением информационно-коммуникационных технологий мы понимаем совместную деятельность специалистов ДОУ, родителей (законных представителей) организованную для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и
технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования».
Актуальность проекта.
Модернизация системы дошкольного образования способствует перестройке деятельности дошкольных образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с учащимися, новую модель, позволяющую обеспечить познавательные запросы, интересы, развитие способностей и склонностей каждого дошкольника.
Актуальность проекта обусловлена несколькими важными аспектами.
Во-первых, в системе дошкольного образования происходят существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
Во-вторых, введение ФГОС дошкольного образования влечет разработку новых программ, инновационных форм и технологий работы с детьми. Для того чтобы успешно решать поставленные перед системой дошкольного образования задачи, детский сад должен быть открытой социально - педагогической системой.
В-третьих, реализация проекта имеет большое значение для воспитанников ДОУ: современная образовательная политика направлена на исполнение ФГОС ДО , требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.
В-четвертых, реализация проекта, безусловно, важна для педагога: разработанный ФГОС дошкольного образования поставил перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их
родителей, как основы повышения социального качества дошкольного образования.
В-пятых, в связи с введением нового содержания и организационных механизмов в систему работы ДОУ методическая служба изменяет направления деятельности и структуру методической системы ДОУ. Основная идея при изменении – это объединение в методической системе современных принципов управления образовательным процессом, взаимодействие временной творческой группы с методической службой на основе результатов деятельности, содержания педагогической информации, полученной в ходе мониторинга образовательного процесса.
В-шестых, компьютерные технологии незаметно и кардинально меняют среду нашего общения и профессиональной деятельности, формируют поле новой информационной культуры, определяют формы и способы взаимодействия и получения результатов.
II. Содержание проекта
1.Заинтересованные стороны, благополучатели, социальные партнѐры:
воспитанники МБДОУ;
родители (законные представители) воспитанников МБДОУ;
педагогические и руководящие работники МБДОУ;
Социальные партнѐры:
Туапсинский социально-педагогический колледж г.Туапсе
2.Условия реализации проекта:
заинтересованность администрации и педагогических работников МБДОУ.
наличие достаточного уровня у педагогов владением технологиями развивающего обучения;
достаточный уровень оснащения проекта средствами ИКТ (наличие необходимого программного обеспечения).
Алгоритм реализации проекта по этапам
Первый этап. Подготовительно-проектировочный (январь – май 2016 года)
Содержание деятельности:
-Анализ проблемной ситуации, определение проектной идеи.
-Изучение теоретической базы и практического опыта реализации проектной идеи.
-Выявление ресурсных и организационных условий, возможностей МБДОУ по реализации проектной идеи.
-Формирование пакета нормативной, программной, методической документации по реализации проектной идеи.
-Разработка плана для реализации проектной идеи.
-Повышение компетентности педагогов проекта в вопросах реализации проектной идеи согласно определенному им функционалу.
-Приобретение необходимой научно-методической, учебной литературы, технического и программного оснащения.
Прогнозируемые продукты:
Проект и план мероприятий по его реализации.
Второй этап. Содержательно-деятельностный (июнь 2016 г.– май 2017 г.)
Содержание деятельности:
-Создание среды и условий для реализации проекта по каждому тематическому направлению.
-Непосредственная организация и реализация основных мероприятий проекта.
-Презентация опыта воспитанников через заинтересованное участие в различных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах и пр.)
-Участие педагогов в различных профессиональных мероприятиях, повышающих уровень профессиональной компетентности: конференциях, конкурсах, фестивалях и др.
-Участие педагогов в мероприятиях по презентации промежуточных результатов и опыта реализации проекта.
-Проведение мониторинговых и диагностических исследований, направленных на получение промежуточной оценки изменений, произошедших с момента начала реализации проекта.
Третий этап. Рефлексивно-обобщающий (декабрь 2016 г.).
Содержание деятельности:
-Анализ реализации проекта в рамках институциональных структур, на методическом совете МБДОУ (с выявлением проблем и оценкой изменений).
-Презентация результатов реализации проекта в рамках институциональных и муниципальных мероприятий.
- Диссеминация опыта работы по реализации проекта, деятельности в формате ФГОС дошкольного образования: участие в конкурсных
мероприятиях, публикации статей и сборников на муниципальном и региональном, всероссийском, международном уровнях.
Прогнозируемые продукты:
-Кейс с материалами обобщѐнного педагогического и управленческого опыта (методические рекомендации, сборники дидактических материалов и т.п.) по реализации проектной идеи.
-Другие продукты, которые не были запланированы.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
1.Повышение эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий
2.Создать благоприятные условия для освоения информационных компьютерных технологий педагогами ДОУ.
3.Сформировать информационное пространство (логически понятную классификацию хранящихся в ДОУ материалов и документов).
4.Ввести педагогов в проблему компьютерного обучения детей дошкольного возраста, показать его специфику и сформировать понятийный аппарат.
5.Дать теоретические знания, практические умения и навыки работы на ПК.
6.Подготовить педагогов к работе с имеющимся программно – методическим материалом, позволяющим грамотно организовать воспитательно – образовательный процесс, с применением элементов компьютерного обучения дошкольников.
7.Организовать исследовательскую и проектную деятельность, направленную на формирование компетентности педагогов в области информатизации.
8.Способствовать применению педагогами новых информационных технологий и традиционных средств обучения, обеспечивающие разнообразные образовательные услуги
9.Комплексное преобразование «среды обитания» детей, создание новых научно – обоснованных средств для развития ребенка, его активной творческой деятельности .
10.Обучить построению информационно – логических моделей деятельности, требующей применения умственных операций;
11.Помочь освоению детьми базисного аппарата формальной логики и формированию этого аппарата для описания моделей рассуждения.
12.Закреплять и расширять знания детей в процессе познавательного развития.
13.Познакомить детей с компьютерной техникой.
14.Обучить приемам работы на компьютерной технике.
15.Подготовить детей к творческой созидательной деятельности.
16.Строго соблюдать охрану жизни здоровья детей, проводить профилактическую работу с целью охраны зрения.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
-создать условия для позитивного изменения МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями;
-развивать у всех участников воспитательно - образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;
-расширять условия для обеспечения доступности качественного воспитания и обучения дошкольников с разными потребностями и возможностями, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (онлайн-обучение, онлайн-конкурсы для детей и обмен опытом среди педагогов, с использованием ресурсов сети, находящихся в открытом доступе);
-вовлекать семьи в единое образовательное пространство, обмениваться опытом, формами и способами по взаимодействию с семьей.
Задачи проекта (методическое пространство):
-оптимизация методической работы, направленной на повышение профессиональной компетенции педагогов за счет использования средств ИКТ и организации интерактивного общения;
-апробирование новых форм сотрудничества;
-повышение профессиональной компетентности участников проекта;
-предоставление условий для обмена опытом работы;
-разработка методических материалов и рекомендаций;
-разработать методический материал и рекомендации по направлениям проектной деятельности.
Методами и технологиями реализации проекта являются методические материалы: методические разработки (конспекты, проекты, программы), материалы и видеозаписи образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми. Продукты разработок будут использоваться для проведения семинаров, мастер-классов, практикумов, дискуссий по разрабатываемой проблеме и участие в вебинарах, конференциях, конкурсах.
Оценка результатов проекта и предполагаемые формы их предъявления.
Результативность проектной деятельности предполагается контролировать на основе:
- мониторинга количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность реализации структурно-содержательных элементов модели проекта;
- мониторинга количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность деятельности и рост профессиональной компетентности педагогов;
- мониторинга эффективности взаимодействия МБДОУ с родителями и социальными партнерами в процессе реализации образовательных услуг.
ОПИСАНИЕ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Нормативно – правовая:
- Закон РФ «Об образовании»
- Письмо Министерства образования РФ от 13.08.2002г. № 01-51-088ин «Об использовании информационных ресурсов в образовательных учреждениях»
- ФЗ от 24.07.98г. № 124 – «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ», изменения от 20.07.2000
- Инструктивно – методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях в максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Концепция модернизации образования РФ на период до 2010 года; Постановление правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) – Минобразования РФ от 17.06.2003
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010; Постановление правительства РФ от 21.03.2007 № 172, подпрограмма «Одаренные дети»
- Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» (2006 – 2010); Постановление правительства РФ от 23.12. 2005 г.
- СанПиН 2.4.1.1249 – 03 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ»
- Квалификационные требования к педагогу компьютерно – игрового комплекса в дошкольном учреждении
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) г. Москва от 17 октября 2013 Г. N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Научно – методическая:
- Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков, Е.В. Зворыгина и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
- С.В. Коноваленко Как Научить думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
- Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2006, С. 61 - 77
- Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») – М.: ТЦ Сфера, 2008
- Научно – практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» тема номера «Информационно – коммуникативные технологии в ДОУ» № 6 – 2008г.
- Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 9 – 2008, С.131 – 135
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: 2008
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005
- И.Д. Коган «Эта книга без затей про компьютер для детей». – М.,2003
- Л.Я. Береславский Интеллектуальная мастерская. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000
Информационная:
- применение СМИ;
- стенды для родителей;
- графики;
- видеоматериалы;
- фотосессии;
- электронные и бумажные носители с информацией о работе ДОУ;
- информационная газета для родителей
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
- Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков, Е.В. Зворыгина и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
- Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2006, С. 61 – 77
- И.Д. Коган «Эта книга без затей про компьютер для детей», М., 2003
Научно – практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» тема номера «Информационно – коммуникативные технологии в ДОУ» № 6 – 2008г.
- Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 9 – 2008, С.131 – 135
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. - 112с.
7.Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М., Айрис-пресс, 2008. – 123с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении
Способы и виды использования информационно-коммуникационных технологий в различных видах образовательной деятельности...
«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»
Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий из опыта работы в образовательном процессе
Из личного опыта работы: применение и использование современных инновационных технологий в работе....
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...
Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...
Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение,...