Моя малая Родина
проект (средняя группа) на тему
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_moya_malaya_rodina.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Актуальность: нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.
Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.
Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи:
1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
7. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Участники проекта:
- дети
- педагоги
- родители воспитанников.
Срок исполнения: сентябрь – май.
Содержание деятельности :
1. Диагностика уровня готовности восприятия материала по ознакомлению дошкольников с родным городом, краем, отслеживание динамики развития детей по всем поставленным задачам. 2 раза в год сентябрь, май.
2. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.
3. Чтение художественной и познавательной литературы по тематическим блокам.
4. Продуктивная деятельность детей. Рисование: «Портрет папы»; «Моя комната», «Моя семья», «Моя мама»; создание символа группы.
5. Макетирование «Вот это улицы города».
6. Подвижные, дидактические, настольные, имитационные игры, игры-путешествия.
7. Оформлении фотоальбома «Мой любимый детский сад».
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок в группе.
2. Методический инструментарий.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать и называть:
1. Имеет представления о культурных традициях своей семьи. Знает родословную семьи.
2. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей. Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека.
3. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина - любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).
4. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).
5. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.
6. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
СЕНТЯБРЬ
Цели:
1. Определить уровень знаний детей о семье, доме, детском саде.
2. Формировать у дошкольников представлений о взаимоотношении в детском коллективе.
3. Познакомить с правилами речевого поведения во время знакомства.
1. Наблюдение за общением детей в группе, выявление знаний по тематическим блокам.
2. Занятие «Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись».
3. Беседа «Моя семья».
4. Игра: «Обратись по имени».
5. Игра «Кто я?» (осознание своей социальной роли в семье).
6. Дидактическая игра «Оденем куклу».
7. Сюжетно - ролевая игра «Семья».
ОКТЯБРЬ
Цели:
1. Учить детей соблюдать правила поведения в детском саду.
2. Познакомить детей с национальностью своего народа, обычаями через сюжетно-ролевые игры.
3. Воспитывать уважение друг к другу.
1. Занятие «Мы - группа».
2. Слушание песни В.Шаинского «Рано утром детский сад малышей встречает».
3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
4. Оформление альбома группы.
5. Занятие по развитию речи « Описание куклы в национальной одежде».
6. Чтение стихотворения К. Даяна «Моя кукла».
7. Дидактическая игра «Угостим куклу».
НОЯБРЬ
Цель:
1. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам.
2. Закрепить знания детей о домашних адресах, умение детей ориентироваться в плане своей квартиры.
3.Побуждать ребёнка к желанию рассказать о своём доме, как он помогает дома, проявляет почтение, внимание к близким.
1. Занятие «Дом, в котором я живу».
2. Рисование «Моя комната».
3. Дидактические игры «Накроем стол к обеду».
4. Рассматривание картины А.Х. Ситдиковой «Будущий батыр».
5. Консультация «Будем вежливы…».
6. Игра-упражнение «Я начну, а вы закончите».
7. Чтение стихотворения Ю. Гарея «Птицы улетают».
ДЕКАБРЬ
Цель:
1. Закрепить представления о семье, родственных отношениях в семье.
2. Учить детей понимать проявление тёплых отношений в семье, понимание и исполнение желаний членов семьи.
3. Формирование представлений о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека.
1. Чтение стихотворения «Кто кому кто?» Я.Акима.
2. Занятие «Мой дом - моя семья!».
3. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
4. Развлечение «В гости к бабушке».
5. Мастерская Деда Мороза (изготовление украшений для группы).
6. «Новый год у ворот!». Разучивание стихотворений, песен, танцев к утреннику.
7. Консультация «Как организовать Новогодний праздник дома».
ЯНВАРЬ
Цель:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к животным, желание заботиться о них.
2. Учить детей поиску конструктивных решений конфликта.
3. Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей.
4. Формирование личного отношения ребёнка к соблюдению моральных норм.
1. Занятие «Собака в жизни человека - верный друг».
2. Чтение стихотворения «Мордочка, хвост и четыре ноги» Людвиг Ежи Керн.
3. Беседа «Ссоры и споры».
4. Этюд «Котята» С.Маршак.
5. Дидактические игры «Чёрное-белое», «По кругу».
6. Слушание песни М. Танича и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
7. Чтение стихотворения «Зима» С. Алибаева.
ФЕВРАЛЬ
Цель:
1. Уметь различать и называть предметы рукотворного мира:мебель посуду, пищу.
2. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающих нашу Родину.
1. Занятие на тему: «Описание куклы мальчика и куклы-девочки в национальном костюме».
2. Настольно-печатная игра «Лото».
3. Заучивание стихотворение о папе.
4. Рисунки на тему «Мой папа».
5. Беседа «Папин праздник».
6. Изготовление подарков для пап и дедушек.
7. Двигательная разминка «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!».
МАРТ
Цель:
1. Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека.
2. Показать, что улыбка, ласковое обращение – признак доброго расположения говорящих друг другу.
3. Воспитывать желание сделать что-нибудь приятное для близкого человека.
1.Занятие «Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!».
2. Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".
3. Чтение рассказов «Праздничный подарок» Ф. Губайдуллиной.
4. Игра «Будь внимателен», «Я с бабушкой своей дружу».
5. Рисование портрета «Моя мама».
6. Занятие «Много мам на белом свете».
7. Изготовление подарков для мам, бабушек.
АПРЕЛЬ
Цель:
1. Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому.
2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
3. Продолжать формировать представления о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека.
1. Игра «Кто-кто в домике живет».
2. Беседа «Что разрушает семью?» (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень).
3. Чтение Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди - одна семья».
4. Игра «Я умею делать сам».
5. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
6. Лепка «Бабушкины пирожки».
7. Оформление семейных газет «Мы – мамины помощники».
МАЙ
Цель:
1. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.
Воспитывать уважительное отношение и сострадание к пожилым людям.
3. Определение уровня знаний детей.
1. «Этот День Победы». Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
2. Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
3. Слушание и пение фронтовых песен.
4. Подвижные игры «Топкое болото», «Меткий снайпер».
5. Обследование детей на определение итоговых знаний. Беседы с детьми, дидактические игры.
6. Выпуск стенгазеты газеты «В здоровом теле - здоровый дух!».
7. Консультация «Как провести лето».
8. Определение перспектив работы на следующий учебный год.
Библиография
1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в средней группе» - М.: Элизе Трэйтинг., Ц. Г. Л., 2004.
2. Гасанова Р.Х. Я Родину хочу свою познать. – Уфа, 2007. – 149с.
3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006.
4. Дурова А.В. Очень важный разговор: Беседы и занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – М., 2001.
5. Калинина Р. Р. «Психолого – педагогическая диагностика в детском саду». – С. П. б.: Речь, 2003.
6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.
8. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. – М., 2003.
9. Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым. – М., 1995.
10. «Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольника». Под общей ред. Р. И, Оверчук. – М., 2004.
11. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М., 2002.
12. Столярова В. Чтобы дети росли добрыми // Дошкольное воспитание, 1996, № 14.Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Спб., 2002.
13. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...