Моя малая Родина
проект (средняя группа) на тему

Шарипова Раиля Занфировна

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_moya_malaya_rodina.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Актуальность: нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.

Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.

Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи:

1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.

6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

7. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

 Участники проекта:

-          дети

-          педагоги

-    родители воспитанников.        

Срок исполнения: сентябрь – май.

Содержание деятельности        :        

1. Диагностика уровня готовности восприятия материала по ознакомлению дошкольников с родным городом, краем, отслеживание динамики развития детей по всем поставленным задачам. 2 раза в год сентябрь, май.

2. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.        

3. Чтение художественной и познавательной литературы по тематическим блокам.        

4. Продуктивная деятельность детей. Рисование: «Портрет папы»; «Моя комната», «Моя семья», «Моя мама»; создание символа группы.        

5. Макетирование «Вот это улицы города».

6. Подвижные, дидактические, настольные,  имитационные игры, игры-путешествия.        

7. Оформлении фотоальбома «Мой любимый детский сад».        

Ресурсное обеспечение проекта:

 1. Уголок в группе.

 2. Методический инструментарий.

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать и называть:

1. Имеет представления о культурных традициях своей семьи. Знает  родословную  семьи.

2. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей. Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека.

3. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина - любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).

4. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).

5. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.

6. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

СЕНТЯБРЬ

Цели:

1. Определить уровень знаний детей о семье, доме, детском саде.

2. Формировать у дошкольников представлений о взаимоотношении в детском коллективе.

3. Познакомить с правилами речевого поведения во время знакомства.

1. Наблюдение за общением детей в группе, выявление знаний по тематическим блокам.

2. Занятие «Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись».

3. Беседа «Моя семья».

4. Игра: «Обратись по имени».

5. Игра «Кто я?» (осознание своей социальной роли в семье).

6. Дидактическая игра «Оденем куклу».

7. Сюжетно - ролевая игра «Семья».

ОКТЯБРЬ

Цели:

1. Учить детей соблюдать правила поведения в детском саду.

2. Познакомить детей с национальностью своего народа, обычаями через сюжетно-ролевые игры.

3. Воспитывать уважение друг к другу.

1. Занятие «Мы - группа».

2. Слушание песни В.Шаинского «Рано утром детский сад малышей встречает».

3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

4. Оформление альбома группы.

5. Занятие по развитию речи « Описание куклы в национальной одежде».

6. Чтение стихотворения К. Даяна «Моя кукла».

7. Дидактическая игра «Угостим куклу».

НОЯБРЬ

Цель:

1. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам.

2. Закрепить знания детей о домашних адресах, умение детей ориентироваться в плане своей квартиры.

3.Побуждать ребёнка к желанию рассказать о своём доме, как он помогает дома, проявляет почтение, внимание к близким.

1. Занятие «Дом, в котором я живу».

2. Рисование «Моя комната».

3. Дидактические игры «Накроем стол к обеду».

4. Рассматривание картины А.Х. Ситдиковой «Будущий батыр».

5. Консультация «Будем вежливы…».        

6. Игра-упражнение «Я начну, а вы закончите».

7. Чтение стихотворения Ю. Гарея «Птицы улетают».

ДЕКАБРЬ

Цель:

1. Закрепить представления о семье, родственных отношениях в семье.

2. Учить детей понимать проявление тёплых отношений в семье, понимание и исполнение желаний членов семьи.

3. Формирование представлений о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека.

1. Чтение стихотворения  «Кто кому кто?» Я.Акима.

2. Занятие «Мой дом - моя семья!».

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

4. Развлечение «В гости к бабушке».

5. Мастерская Деда Мороза (изготовление украшений для группы).

6. «Новый год у ворот!». Разучивание стихотворений, песен, танцев к утреннику.        

     7. Консультация «Как организовать Новогодний праздник дома».        

ЯНВАРЬ

Цель:

1. Воспитывать доброжелательное отношение к животным, желание заботиться о них.

2. Учить детей поиску конструктивных решений конфликта.

3. Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей.

4. Формирование личного отношения ребёнка к соблюдению моральных норм.        

1. Занятие «Собака в жизни человека - верный друг».

2. Чтение стихотворения «Мордочка, хвост и четыре ноги» Людвиг Ежи Керн.

3. Беседа «Ссоры и споры».

4. Этюд «Котята» С.Маршак.

5. Дидактические игры «Чёрное-белое», «По кругу».

6. Слушание песни М. Танича и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».        

7. Чтение стихотворения «Зима» С. Алибаева.

ФЕВРАЛЬ

Цель:

1. Уметь различать и называть предметы рукотворного мира:мебель посуду, пищу.

2. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающих нашу Родину.        

1. Занятие на тему: «Описание куклы мальчика и куклы-девочки в национальном костюме».

2. Настольно-печатная игра «Лото».

3. Заучивание стихотворение о папе.

4. Рисунки на тему «Мой папа».

     5. Беседа «Папин праздник».

6. Изготовление подарков для пап и дедушек.

7. Двигательная разминка «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!».

МАРТ

Цель:

1. Формировать в сознании детей  образ мамы как самого дорогого человека.

2. Показать, что улыбка, ласковое обращение – признак доброго расположения говорящих друг другу.

3. Воспитывать желание сделать что-нибудь приятное  для близкого человека.        

1.Занятие «Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!».

2. Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".

3. Чтение рассказов «Праздничный подарок» Ф. Губайдуллиной.

4. Игра «Будь внимателен», «Я с бабушкой своей дружу».

5. Рисование портрета «Моя мама».

     6. Занятие «Много мам на белом свете».

7. Изготовление подарков для мам, бабушек.        

АПРЕЛЬ

Цель:

1. Воспитывать  у детей  любовь и привязанность к своей семье, дому.

2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

3. Продолжать формировать представления о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека.        

1. Игра «Кто-кто в домике живет».

2. Беседа «Что разрушает семью?» (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень).

3. Чтение Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди - одна семья».

4. Игра «Я умею делать сам».

5. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

6. Лепка «Бабушкины пирожки».

7. Оформление семейных газет «Мы – мамины помощники».        

МАЙ

Цель:

1. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Воспитывать уважительное отношение и сострадание к пожилым людям.

3. Определение уровня знаний детей.        

1. «Этот День Победы». Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

2. Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

3. Слушание и пение фронтовых песен.

4. Подвижные игры «Топкое болото», «Меткий снайпер».

5. Обследование детей на определение итоговых знаний. Беседы с детьми, дидактические игры.        

6. Выпуск стенгазеты газеты «В здоровом теле -  здоровый дух!».

7. Консультация «Как провести лето».        

8. Определение перспектив работы на следующий учебный год.

Библиография

1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в средней группе» - М.: Элизе Трэйтинг., Ц. Г. Л., 2004.

2. Гасанова Р.Х. Я Родину хочу свою познать. – Уфа, 2007. – 149с.

3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006.

4. Дурова А.В. Очень важный разговор: Беседы и занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – М., 2001.

5. Калинина Р. Р. «Психолого – педагогическая диагностика в детском саду». – С. П. б.: Речь, 2003.

6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.

7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.

8. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. – М., 2003.

9. Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым. – М., 1995.

10.  «Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольника». Под общей ред. Р. И, Оверчук. – М., 2004.

11.  Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М., 2002.

12.  Столярова В. Чтобы дети росли добрыми // Дошкольное воспитание, 1996, № 14.Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Спб., 2002.

13. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...