Проект по музейной педагогике "Растения Красноярского края"
проект (старшая группа) по теме
Проект написан с использованием инновационной технологии организации мини-музеев в детском саду Рыжовой Н., технологии реализации проектной деятельности дошкольников Вераксы Н.Е. и Вераксы А.Н. и технологии организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Коротковой Н.А. Презентация иллюстрирует реализацию проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_muzeyu.docx | 47.69 КБ |
iz_opyta_raboty.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Растения Красноярского края.
Воспитатель гр.№9 «Маргаритка»
Носарева Т.А (старшая группа).
2014-2015уч.г.
Экологический проект для детей 5-6 лет (старший дошкольный возраст) «Растения Красноярского края».
Руководство проекта: Носарева Т.А., Макушева Ю.М.
Сроки выполнения: с 1сентября 2014г. по 31мая 2015г.
Участники проекта: дети группы №9 «Маргаритка», их родители и воспитатели, музыкальный работник.
Актуальность проекта.
Красноярский край прекрасен, огромен и богат. У каждого из нас есть здесь свой любимый уголок. Мы любим свой край и стараемся сберечь, сохранить его уникальную природу. К сожалению, нередко можно увидеть иное – лес-ные пожары, начавшиеся из-за плохо затушенного костра, мусор, оставленный в чистом сосновой бору, срубленный ради минутной прихоти кедр или сорванный цветок, смятые машинами кустарники или трава, детей, которые ради любопытства или игры безжалостно срывают цветы и листья деревьев, обламывают кору и ветви растений. Такое отношение к родной земле вызывает недоумение, гнев, желание научить плохо воспитанных людей ценить природу родного края.
Цель: формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Задачи:
- расширять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травах; познакомить с понятиями: «лес», «луг» и «сад»,─ с природными зонами Красноярского края,
- продолжать знакомить с комнатными растениями,
- учить ухаживать за растениями,
- учить наблюдать, развивать любознательность,
- формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить растительному миру,
- закреплять умение детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды),
- научить проявлять взаимопонимание, взаимопомощь, сострадание, доброту по отношению к миру природы в повседневной жизни.
Идея этого проекта родилась из парадокса, который мы наблюдали в 2013-2014 учебном году в нашей группе: любопытство детей, выражающееся в вопросах: «Почему одуванчик из жёлтого превращается в белый и пушистый? Почему у деревьев осенью желтеют листья?...» - и исследовательских проектах («Куда зимой исчезают лужи?», «Почему птицы улетают на юг?») прекрасно уживается с жестокостью, с которой они обрывают листья с деревьев, вырывают цветы из клумб, обламывают ветки кустарников. Для разрешения этой ситуации в 2014-2015 учебном году был реализован экологический проект для детей 5-6 лет «Растения Красноярского края».
Этапы реализации проекта:
Мероприятия | Исполнитель | Срок исполнения | Ожидаемый результат |
Подготовительный:
| Воспитатели, родители. | 1-3 неделя сентября. | Составлен перспективный тематический план работы с детьми и членами их семей, подобран необходимый инструментарий. Собран природный материал. |
Основной: Тема: «Осень». Познавательное развитие. НОД : «Что летом родится, зимой пригодится», «Волшебница осень»; «Мир растений» (классификация), «Условия жизни растений» (экспериментирование), «История моей семьи» (путешествие по реке времени). Наблюдения во время прогулок: за растениями, растущими на участках для прогулок МАДОУ «Детский сад №6» и рядом с ними. Дидактические игры: «Дерево, кустарник, трава», «Что где растёт?», «Когда это бывает?», «Угадай по описанию», «На что похоже?». Речевое развитие. НОД по развитию речи: Дидактическая игра «Узнай по описанию», «Составление рассказа Чтение художественной литературы: А. Толстой «Девочка и грибы», «Осень. Обсыпается весь наш бледный сад», С. Маршак «Круглый год. Сентябрь. Октябрь», загадки про овощи и фрукты, В. Сутеев «Живые грибы», «Яблоко», А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Б.Трофимов «Осенний ковёр», М Пришвин «Птицы и листья». Художественно-эстетическое развитие. Праздник «Осенний бал». НОД по аппликации: «Грибы в лесу». СХД по лепке: «Ёжики в осеннем лесу», «Рыбки в озере». Социально-коммуникативное развитие. Наблюдение и труд в уголке природы: полив цветов, рыхление у них земли, протирание, опрыскивание листьев и обрывание сухих листьев. Сюжетно-ролевые игры: «Как я помогаю в огороде», «В осеннем лесу». Беседа по ОБЖ: «Какую пользу приносят деревья?» Создание совместных детско-родительских работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: книги-самоделки «Садово-огородные загадки», исследовательского проекта «Почему осенью желтеют листья?». Тема «Я вырасту здоровым». Физическое развитие. Подвижные игры: «Детки дерева», «Осенний хоровод», «Такой листок, лети ко мне!», «Кто быстрее найдёт берёзу, рябину…», «Беги в дом, какой назову», «Найди пару»… Художественно-эстетическое развитие. СХД по лепке: Полезный лес. Создание совместных детско-родительских работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: исследовательского проекта «Полезны ли для нас деревья?» Речевое развитие. Чтение художественной литературы: М.Пришвин «Иван-да-марья», «Первый мороз», «Последние цветы». Тема «День народного единства». Создание совместных детско-родительских работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: паспорта деревьев, произрастающих в городе Назарово и в Красноярском крае – «Зелёная малая Родина». Художественно-эстетическое развитие. СХД по аппликации: «Моя игрушка». Познавательное развитие. Дидактические игры: « Загадайте, я отгадаю», «Загадайте, мы отгадаем», «Найди дерево по описанию», «Птичка». Социально-коммуникативное развитии. Беседа по ОБЖ: «Сможет ли человек и животные прожить без чистого воздуха?» Речевое развитие. Чтение художественной литературы: В.Ветлина «О чём рассказывает гербарий». Тема «Зима пришла. Новогодний праздник». Создание работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: творческая проектная деятельность «Лесной спорт». Художественно-эстетическое развитие. СХД по лепке: ёлочные игрушки из природного материала. Познавательное развитие. НОД: «Зимушка-зима». Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Что будет, если…», «Как преодолеть опасность». Речевое развитие. НОД по развитию речи: «Чтение стихотворения К.Феофанова «Нарядили елку». Чтение художественной литературы: В.Бианки «Лес зимой», В.Павлова «Где зимуют почки», В. Сутеев «Ёлка». Дидактическая игра «Расскажи идею». Социально-коммуникативное развитие. СРИ: «Я с семьёй (друзьями) на отдыхе (соревнованиях, в гостях) в лесу (в роще, бору)». Физическое развитие. Подвижные игры: «Кто быстрее сделает норку», «Самый меткий», «Кто выше?». Тема «В гостях у сказки». Создание работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: «Книга детско-мудрых сказок волшебного леса». Познавательное развитие. Чтение научной литературы: паспортов деревьев, произрастающих в городе Назарово и Красноярском крае (паспорта клёна, тополя, кедра, дуба, которые делали родители). Дидактические игры: «Угадай по описанию», «На что похоже?», «Чем отличаются?». Речевое развитие. Чтение художественной литературы: «Сказка про клён», сказка «Клён и солнышко», «Сказки дедушки Дуба», «Сказки старого кедра», «Сказка о дружбе деревьев». Дидактические игры»: «Сочинение сказки динамического типа», «Сочинение сказки от шуточного вопроса». Художественно-эстетическое развитие: СХД по рисованию: «Я рисую свою сказку». Социально-коммуникативное развитие: Ручной труд: создание «Книги детско-мудрых сказок волшебного леса». Тема «День защитника Отечества». Познавательное развитие: Дидактические игры: «Посылка с севера от папы» (знакомство с растениями, произрастающими в северной части Красноярского края, в областях высотной поясности, тундры и лесотундры). Чтение научной литературы: Знакомство с Красной книгой Красноярского края, с профессиями людей, защищающих исчезающие виды растений в Красноярском крае. Создание работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: нормативная проектная деятельность «Как защитить беззащитные растения зимой». Речевое развитие. Чтение художественной литературы: В. Павлова «Под снегом на лугу», В.Бианки «Лес зимой». Тема «8марта». Создание работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: детская энциклопедия «Любимое растение моей мамы». Познавательное развитие: Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Что изменилось?», «Опищи растение». Речевое развитие. Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Огонёк», «Про флажок», «Рябина», «По малину», «Черёмуха». Тема «Народная культура и традиции». Познавательное развитие: НОД: «Народные игрушки» (классификация), «История игрушки» (путешествие по «реке времени»), «Краса ненаглядная» (знакомство с народными промыслами на Руси). Художественно-эстетическое развитие. СХД по изобразительной деятельности: «Детская народная игрушка». Создание работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: Изготовление наглядно-дидактических пособий: «Волшебники по дереву», «Русские народные игрушки» ─ и дидактической игры (классификация) «Русские народные игрушки». Тема «Весна». Познавательное развитие. НОД: «Весна», «День Земли». Дидактические игры: «Загадайте, я отгадаю», «Загадайте, мы отгадаем», «Кто где живёт», «Птичка», «Деревья, кустарники, травы», «Раньше, позже, сначала, потом». Чтение научной литературы: паспорта деревьев Наблюдение и труд в уголке природы: наблюдение: что и по каким причинам происходит с комнатными растениями весной. Создание работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: создание картотеки дидактических экологических игр; написание детско-родительского исследовательского проекта «Живут ли лешие в лесу?» Речевое развитие. Чтение художественной литературы: Н. Рыжова «Экологические сказки»: «Травинка-путешественница», «Кот Маклай и дерево Кверкус»; В.Павлова «Где зимуют почки?», М. Пришвин «Беличья память»: «Деревья в плену», «Жаркий час», «Разговор деревьев», «Первый цветок», «Ореховые дымки», «Запоздалый ручей», «Цветут берёзки», «Светотени», «Ель и берёзка». Дидактические игры: «Расскажи историю», «Озвучь картинку». Физическое развитие. Подвижные игры: «Детки дерева», «Кто быстрее найдёт берёзу, рябину…», «Беги в дом, какой назову», «Найди дерево по семенам». Художественно-эстетическое развитие. Наглядно-дидактическое пособие «Пошаговое рисование деревьев и листьев». Тема «Лето». Познавательное развитие. НОД: «Наш край на карте», «История садоводства» (путешествие по реке времени), «Эти удивительные насекомые», «Цветущий луг», «Лес ─ это богатство». Дидактические игры: «Загадайте я отгадаю», «Найди дерево по описанию», «Кто где живёт», «Лесник», «Птичка». Наблюдение и труд в уголке природы: посадка рассады цветов в клумбах на участке детского сада. Беседа по ОБЖ: « Куда нужно девать мусор в лесу?» Речевое развитие. НОД: «Цветы». Чтение художественной литературы: Н. Рыжова «Чей дом лучше?» Художественно-эстетическое развитие, НОД: «На лугу» (коллективная лепка), «Цветут сады» и «Бабочки летают над лугом» (рисование), «Цветущий луг» (аппликация). Физическое развитие. Подвижные игры: «Детки дерева», «Такой листок, лети ко мне!», «Кто быстрее найдёт берёзу, рябину…», «Лети, листок, ко мне в кузовок», «Найди дерево по семенам». Создание работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: создание карты природных зон Красноярского края и распределение на ней растений, произрастающих в этих зонах. | Воспитатели, родители Воспитатели, родители Воспитатели, родители Воспитатели, родители Воспитатели, родители Воспитатели, родители Воспитатели, родители Воспитатели, родители Воспитатели, родители Воспитатели, родители | 4 неделя сентября -2 неделя октября В течение учебного года. В течение учебного года. 3-4 недели октября 5неделя октября ─ 3неделя ноября 4неделя ноября ─ 4 неделя декабря 3 ─ 5недели января 1─3недели февраля 4неделя февраля ─ 1неделя марта 2-3 недели марта 4неделя марта ─ 2неделя апреля 2-4 недели мая | Дети умеют классифицировать фрукты и овощи, садовые и лесные деревья, кустарники и травы, растущие в Красноярском крае. Знакомы с сезонными изменениями у растений. Дети могут загадывать и отгадывать загадки об овощах и фруктах, составлять рассказ- повествование об осенних садовых работах и рассказ-описание про осенний лес, основанный на зрительном и слуховом восприятии. Они могут опытным путём выделять факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло), знакомы с тем, как необходимо зарисовывать и записывать результаты наблюдений. Дети умеют ухаживать за растениями и понимают цель своей работы. Дети могут делать ёжиков из шишек и рыбок из желудей. Мини-музей «Путешествие с лягушонком». 1)Коллективные поделки «Ёжики в осеннем лесу» (из шишек), «Рыбки в лесном озере» и «Рыбки в домашнем пруду» (из желудей). 2)Классификации «Деревья, кустарники, травы», «Садовые и лесные деревья и кустарники», «Семена овощей, фруктов и ягод». 3)Книга-самоделка «Загадки об овощах и фруктах» и исследовательский проект «Почему осенью желтеют листья?» (совместная детско-родительская деятельность). 4)Муляжи овощей, фруктов, ягод и грибов. 5)Дневник по уходу за комнатными растениями. Дети знают, чем полезны для нас деревья, умеют выстраивать причинно-следственные связи на эту тему. Мини-музей «Путешествие с лягушонком». 1) Коллективная поделка «Полезный лес». 2) Детско-родительский исследовательский проект «Полезны ли для нас деревья?» 3)Картотека экологических подвижных игр. 4) Древо жизни каждой семьи. Дети знают характерные признаки растений, произрастающих в Красноярском крае, могут их отличать друг от друга, могут доказать необходимость их произрастания в нашем крае. Мини-музей «Путешествие с лягушонком». 1) Паспорта деревьев, произрастающих в городе Назарово и в Красноярском крае. 2)Аппликация из листьев «Моя игрушка». Дети знают характерные признаки растений зимой, умеют устанавливать зависимость жизни растений от изменений в неживой природе. Они знакомы с разными видами ёлочных игрушек. Мини-музей «Путешествие с лягушонком». 1) Творческий проект «Лесной спорт». 2)Ёлочные игрушки из природного материала. Дети знакомы с особенностями клёна, тополя, кедра, дуба, могут их отличить друг от друга. Они умеют сочинять сказки динамического типа и от шуточного вопроса, понимают, как создаётся книга. Мини-музей «Путешествие с лягушонком». Создана и прочитана детьми нашей группы и их родителями «Книга детско-мудрых сказок волшебного леса». Дети знакомы с растениями, произрастающими в северной части Красноярского края, тундре и лесотундре. Они знакомы с Красной книгой Красноярского края, с профессиями людей, защищающих исчезающие виды растений в Красноярском крае. Мини-музей «Путешествие с лягушонком». Дидактическая игра «Посылка с севера от папы», нормативная проектная деятельность «Как защитить беззащитные растения зимой». Дети различают растения Красноярского края, которые нравятся их мамам, могут их описать. Мини-музей «Путешествие с лягушонком». детская энциклопедия «Любимое растение моей мамы». Дети знакомы со способами обработки дерева в Древней Руси, имеют представление о народных деревянных игрушках. Мини-музей «Путешествие с лягушонком». наглядно-дидактические пособия: «Волшебники по дереву», «Русские народные игрушки»; дидактическая игра (классификация) «Русские народные игрушки»; выставка поделок из природного материала «Детская народная игрушка». Дети знакомы с приспособленностью растений к изменениям в природе, с зависимостью между состоянием природы и растительным миром. Мини-музей «Путешествие с лягушонком». Картотека дидактических экологических игр; детско-родительский исследовательский проект «Живут ли лешие в лесу?» Дети знакомы с влиянием тепла, солнечного света на жизнь растений (природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Они могут объяснить взаимосвязь насекомых и растений. Мини-музей «Путешествие с лягушонком». Карта природных зон Красноярского края с мини-карточками растений, произрастающих в этих зонах. |
Заключительный 1)подведение итогов по данному исследованию и его презентация перед родителями (на протяжении учебного года), перед коллегами (в мае месяце). 2)анализ проекта. | Воспитатели | В течение учебного года, в мае 2015г. | Наглядное представление сформированости у дошкольников основ экологической культуры и безопасного поведения в природе. |
Предполагаемые результаты:
- у дошкольников сформировано представление о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травах; они знакомы с понятиями: «лес», «луг» и «сад»,─ с природными зонами Красноярского края,
- воспитанники знакомы с комнатными растениями,
- они умеют ухаживать за растениями,
- у детей развита наблюдательность и любознательность,
- у дошкольников сформировано понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить растительному миру,
- они могут сделать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды),
- дошкольники проявляют взаимопонимание, взаимопомощь, сострадание, доброту по отношению к миру природы в повседневной жизни.
Необходимые ресурсы для обеспечения результатов:
- привлечение к сотрудничеству родителей, музыкального работника,
- костюмы и игрушки, необходимые для проведения сюжетно-ролевых игр,
- дидактические игры, соответствующие тематике проекта;
- игрушки, иллюстрации, художественная литература, картины по теме данного проекта;
- методическая литература:
- Л. Земскова-Названова «Люби и знай родной свой край. Занятия по краеведению с малышами»;
- Н. Рыжова «Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста»;
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»;
- Н.А.Короткова «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»;
- Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. «Мини-музеи в детском саду»;
- «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Е.С.Комаровой, М.А. Васильевой;
- Интернетресурсы.
Возможные риски:
- отказ от сотрудничества родителей, музыкального работника,
- отсутствие необходимых игрушек, дидактических игр, иллюстрации, художественной литературы, картин;
- отсутствие детей по болезни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Растения Красноярского края». Цель: формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Классификация
Экспериментирование
Путешествие по реке времени
Детско-родительские исследовательские проекты
Творческий проект
Нормативный проект
Изобразие
Словотворчество
Куда мы без родителей?!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект «Моя малая родина -Красноярский край»
Познавательно-творческий проект «Моя малая родина -Красноярский край»...
ПРОЕКТ «Волшебный мир красок Красноярского края» (нетрадиционные техники рисования)
Рабочая програма «Волшебный мир красок Красноярского края» (нетрадиционные техники рисования) разработана в соответствии Федерального образовательного стандарта дошкольного обра...
Проект «Животные и птицы Красноярского края»
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании...
Проект "Я живу в Красноярском крае"
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу, родно...
Проект «Животные и птицы Красноярского края»
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности.Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства люб...
Проект по теме "Животные Красноярского края"
Вид проекта: Краткосрочный Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители. ...
Проект по музейной педагогике "Красноярский край"
Проект по музейной педагогике "Красноярский край"...