Патриотическое воспитание дошкольников на традициях народной культуры.
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Газова Марианна Тлостамбиевна

Патриотическое воспитание дошкольников на традициях народной культуры (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolko_tot.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников-актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети часто равнодушны к близким людям, сверстникам, редко сострадают чужому горю. В связи с этим возникает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа его истории, побуждать любовь к отчизне, чувства гордости за свою малую Родину. Согласно ФГОС ДО, часть  образовательной программы формируемая участниками образовательных  отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов, и в частности ,может быть ориентирована  на специфику культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. При становлении личности ребенка важно обращать внимание на ценности и культуру его народа, его традиции и обычаи. Очень важно в современных условиях сохранить национальное сознание и донести до потомков знания и ментальность их отцов и дедов. Для решения этого вопроса огромное значение имеет народно-педагогическое направление образования, то есть –этнопедагогика.

Работу по приобщению к народной культуре мы начинаем уже с младшего дошкольного возраста. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине  начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице на которой живет, детскому саду, городу. Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства мы разработали доступную познавательным возможностям детей систему образовательной деятельности: НОД, бесед, экскурсий, театральных постановок, художественного творчества, тематических выставок, проектной  деятельности. С  целью более углубленного знакомства детей с культурой региона  в нашем детском саду функцианирует кружок по приобщению детей к истории и культуре адыгского народа. Мною   разработана рабочая Программа и план работы кружка «Нэбзый». В игровой форме дети знакомятся с символикой РА,   предметами быта, национальной посудой, кухней, с народно-прикладным искусством, традициями,  и культурой. В своей работе я использую разнообразные виды фольклора (песни, пословицы, поговорки, загадки).Особое внимание уделяется наиболее популярному жанру  устного народного творчества любого народа-сказкам. В сказках, как нигде,  сохранились    особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным  и проверенным  народом. Дети с интересом слушают адыгейские народные  сказки, рассматривают иллюстрации к  сказкам, обсуждают  поведения героев, участвуют в инсценировках  любимых сказок,  дети  вместе с родителями изготавливают атрибуты к сказкам.

Большое воспитательное значение заложено и в народных играх.  Ребенок  растет в мире игр  и  игрушек. Народные игры имеют незаменимый информационный материал  для  этнопедагогики. Радость движения  сочетается с духовным обогащением детей. У  них  формируется устойчивое заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, своего народа, создается эмоционально-положительная основа  для развития патриотических чувств - любви и преданности к  Родине. Дети с удовольствием играют в национальные игры: «Всадник», «Подбрось шапку», «Кот-охотник», «Кто сильнее», «Катание колеса» и др. Особенно нравятся детям игры-импровизации, игры-подражания. Национальные игры используются на занятиях, во  время прогулок на свежем воздухе. Подобрана картотека народных игр, атрибуты к играм.

Во все времена у всех народов целью воспитания  являлось забота о сохранении, укреплении добрых народных обычаев и традиций, таких  как  почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи и т.д., забота  о передаче подрастающим поколениям  житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта накопленного предшествующими  поколениями. Многочисленные обычаи и  традиции  можно  отнести  к комплексным формам воздействия  на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом  неписанных  норм и  обязанностей, но только в  художественно- эмоциональной форме. Большое внимание в работе с детьми уделяю знакомству детей с народными праздниками и обрядами: «Мэшlошъхьачэт»-встреча нового года по мусульманскому календарю, «Кушъэхапх»-Укладывание ребенка в люльку, «Лъэтегъэуцу»-Праздник первого шага и т.д. Дети узнают, как праздновали наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Разучиваем народные песни, танцы.  Важным направлением  в  моей работе также является ознакомление детей с народно-прикладным искусством. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка , прививается любовь к своему краю. Народное искусство  хранит и передает  новым поколениям национальные  традиции и выработанные  народом  формы  эстетического  отношения к  миру. Искусство народных  мастеров  помогает  раскрыть   детям мир  прекрасного, развивать у них  художественный  вкус, любовь к своей Родине. Дети узнают что такое керамика, металл, циновка, золотое  шитье, национальные  музыкальные инструменты. В группе   оформлен    альбом -  «Адыгейский орнамент», подобраны    иллюстрации по темам: «Национальные женские украшения», «Народные инструменты», «Адыгейская циновка», регулярно организовываются  выставки работ  детей из соленного теста и пластилина предметов посуды, украшений, работ детей по аппликации. Детям очень нравится украшать национальную одежду в нетрадиционном стиле - канзаш,  квилинг, но особенно в стиле-пластилинографии из шприца - дети из пластилиновых жгутиков составляют узор, орнамент и украшают сае, нарукавные подвески, шапки.  Одним из важных мероприятий в  ознакомлении детей с  народно-прикладным искусством  было посещение  Национального музея, которое  было  организованно   совместно с родителями. Материалы  представленные  в  доступной  форме для  детей  дают  возможность   соприкоснуться с историей  народа, с его   культурой.

Для успешной реализации патриотического воспитания средствами народной педагогики необходимо создание соответствующей предметно- развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей:

- Совместно с родителями в группе создан патриотический уголок и мини-музей – где дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия: карту России, РА, флаг, герб, куклы в национальных костюмах, которые особенно нравятся детям, семейные фотографии, альбом с достопримечательностями и улицами родного города, людьми в честь которых они были названы. Уголок и материалы мини-музея регулярно обновляются, приобретаются изделия народно-прикладного искусства, сувениры, видеофильмы.

- Книжный уголок, где дети могут знакомиться с творчеством адыгейских поэтов и писателей, разучиваем стихи, дети участвуют в конкурсах   на лучшего чтеца стихов адыгейских поэтов, которые регулярно проводятся в детском саду.

Кроме этого дети ежедневно играют в настольно-печатные игры:

«Собери флаг»

«Собери орнамент»

«Герб города»

«Путешествие по городу»

«Продолжи пословицу»

«Бабушкин сундучок» ит.д.

Регулярно с родителями проводятся консультации на тему: «Воспитание патриотических чувств у детей», «Что рассказал музей», «Сказка, как средство патриотического воспитания» и т.д., проводятся выставки совместных творческих работ детей и родителей- «Наш дом, в котором мы живем»; мастер-классы для   родителей.

Работа только начата, но уже дети проявляют интерес к культуре и традициям адыгского народа, научились различать виды народно-прикладного искусства, повысился интерес к адыгским народным сказкам и играм, знают произведения адыгейских поэтов и писателей, детям очень нравится разучивать национальные танцы, с этой целью мы сотрудничаем с танцевальным ансамблем «Визавий», участники и руководитель ансамбля являются частыми гостями в детском саду, помогают в организации фольклорных праздников, с помощью родителей сшиты национальные костюмы.

В заключении хочу сказать, что каждый педагог может найти множество путей использования народных традиций в образовательной деятельности с детьми любого возраста. Главное здесь состоит в том, чтобы творчески относиться к применению ее в практической работе. Важно, чтобы педагоги и родители стремились в общении с детьми, как можно чаще использовать материалы этнопедагогики, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Любя и понимая свой народ, свою семью, человек будет больше любить и понимать другие семьи, другие народы. Если человек настроен на восприятие чужих культур, это приведет к осознанию ценности своей собственной культуры.

Несомненно, чувство  патриотизма многогранно. И итог работы подводить еще рано. Это не конец, а лишь самое начало. Но любой большой и длинный путь начинается с маленького первого шага. Планирую и дальше работать в этом направлении, воспитывая в детях национальное самосознание, любовь и уважение к народной культуре, традициям, промыслам и истории.

                               

                                                                                             

                     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры"

Консультация о формировании духовно-нравственных чувств у детей  старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры....

Программа сотрудничества семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры.

Предлагаемая программа рассчитана на четыре года и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей...

Воспитание дошкольников на традициях народной культуры средствами музейной педагогики

Воспитание дошкольников на традициях народной культуры средствами музейной педагогики...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры» (статья)

В статье раскрываются формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках духовно-нравственного воспитания....

опыт работы по Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через традиции и культуру коренных жителей Кузбасса

опыт работы по Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через традиции и культуру коренных жителей Кузбасса...

Взаимодействие с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры.

В статье описывается просветительская  работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры. Проблема духовно-нравственного воспитания детей актуа...

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения на...