Взаимодействие с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры.
статья (старшая группа)
В статье описывается просветительская работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры. Проблема духовно-нравственного воспитания детей актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Острая необходимость системы работы по духовно-нравственному воспитанию отражена в требовании ФГОЗ ДО. Через просветительскую работу с родителями предоставляем детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков и усвоить нравственные уроки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с родителями по духовно – нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры.
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня это разрушение личности. В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому духовно нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из важных задач образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.2) указывает, что воспитание должно быть направленно на развитие личности на основе «социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Известно, что основой духовно – нравственного воспитания является культура семьи, образовательного учреждения и общества – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это система ценностей, закрепленная в традициях. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.
На практике видно, что родителям не хватает специальных педагогических знаний. Поэтому необходимо осуществлять педагогическое просвещение родителей, раскрывая вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей через организацию систематической работы. То, что обязана дать ребенку семья, никто кроме неё не даст в полной мере. И задача педагогов – помочь родителям осознать, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что родители ответственны за воспитание детей перед обществом.
Разрабатывая методику работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию через традиции народной культуры, мы поставили цель: содействие духовно – нравственному воспитанию дошкольника через просветительскую работу с родителями.
Для решения поставленной цели поставили следующие задачи:
- Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.
- Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.
- Повысить заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
-Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс по приобщению к истокам чувашской народной культуры.
В ходе реализации работы по данной теме пришли к выводу, что положительный результат в воспитании зависит от чуткого, доброжелательного отношения к ребёнку, от благоприятной атмосферы в семье и детском саду. Поэтому важно вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей ребёнка во внимании. Единение педагогов, родителей и детей формирует положительное отношение друг к другу. Мы создали систему работы по повышению уровня родительской культуры, через просветительскую работу привлекли внимание родителей к вопросу духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников приобщением детей к традициям родного края.
Родители активно помогали создать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей. Была создана детская библиотека, где есть детская Библия, Евангельская история для детей, добрые истории для маленьких ребят, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими и чувашскими народными сказками, книги и альбомы о народно-прикладном искусстве, тему истории, одежды, обуви, жилья, быта, кухни чувашского народа.
Родители с удовольствием посещали «мастерские» по изготовлению атрибутов по театрализованной деятельности. Благодаря им группе имеется уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки и маски для театрализованной деятельности, кукольные театры.
Наша задача – помочь родителям осознать, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Цель нашей работы с родителями просветительская, т.е. познакомить родителей с народной культурой и историей, традициями, пробудить к ней интерес. Развитие просветительной работы с родителями способствует активизации их познавательной деятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных жизненных ситуациях.
Для эффективного взаимодействия с родителями использовались разнообразные формы сотрудничества:
Родительские собрания на темы: «Духовно-нравственное воспитание детей», «Воспитание сказкой», «Семья – начало всех начал», «Традиции русского и чувашского народов» и другие. Педагогические и духовно-нравственные беседы и тематические консультации: «Какие сказки читать детям», «О дружбе, доброте и отзывчивости», «Будем вежливыми», «Друзей много не бывает».
Круглый стол на духовно-нравственные темы, посвященные семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу православных праздников в жизни семьи: «Традиции в семье», «Православные праздники», «Чувашские праздники и обряды», «Храм и семья», «Чувашская народная культура».
Для реализации поставленных задач в ДОУ активно используется проектная деятельность детей совместно с родителями. Дошкольники представили семейные мини-проекты на тему: «Моя родословная», «Герб моей семьи» «Известные люди Чувашии», «Помним, скорбим».
Велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их с особенностями традиционной народной культуры. С этой целью были организованны консультации на темы: «Фольклор в воспитании детей», «Семейные традиции и православные праздники», «Подвижные игры на детских семейных праздниках».
Также родители активно помогали создать в группе мини- музей по темам
«Наш город», «Наш край чувашский», пополнили экспонатами чувашской культуры. В группе и в холле детского сада постоянно проводились выставки совместно выполненных творческих работ родителей и детей на тему «Родной край», «Я живу в Чувашии» «Красота божьего мира», «Рождественная сказка», «Рождественные ангелы», «Пасхальное яйцо», «Добро украшает мир». При помощи родителей проведены театральное представление «В гостях у сказок», «Вечер поэзии», спортивные мероприятия «Мама, папа и я – спортивная семья», «Веселые старты».
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединять семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками педагогического процесса: принимают участие в проведении народных праздников, в украшениях группы к праздникам «Рождество», «Пасха». Масленица запоминается в проведении мероприятия с детьми на улице. Родители участвуют в играх на праздниках, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и беседах. Родители и дети стали лучше понимать друг друга, у них появился новый общий интерес к изучению чувашской народной культуры.
Таким образом, в ходе проведённой просветительской работы с родительской общественностью нами были получены следующие результаты:
- Повысилась педагогическая компетенция родителей по вопросам духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников;
- Создана система социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей через традиции народной культуры.
- Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями чувашского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре чувашского народа, помогает сохранить прошлое. Важно, чтобы родители понимали, что ребенок должен научиться любить Родину, свой город, своё село, научиться охранять природу, добросовестно трудиться, узнал цену честности и доброты, вежливости, научился помогать другому и не оставлял товарища в беде. Ребенок – зеркало родителей. От того, как ведем себя мы, взрослые, зависит поведение наших детей.
Приобщая детей к истокам чувашской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт чувашского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
Литература:
1. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997 г.
2. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. – М.: 2001 г.
3. Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Р.Б. Кузьминой - Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова, 2006. – 204 с.
4. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. - Чебоксары, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры"
Консультация о формировании духовно-нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры....
Патриотическое воспитание дошкольников на традициях народной культуры.
Патриотическое воспитание дошкольников на традициях народной культуры (из опыта работы)...
«Духовно – нравственное воспитание дошкольника через русскую народную культуру»
Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника нужно развивать у детей через понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему....
Воспитание дошкольников на традициях народной культуры средствами музейной педагогики
Воспитание дошкольников на традициях народной культуры средствами музейной педагогики...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры» (статья)
В статье раскрываются формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках духовно-нравственного воспитания....
опыт работы по Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через традиции и культуру коренных жителей Кузбасса
опыт работы по Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через традиции и культуру коренных жителей Кузбасса...
Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения на...