Взаимодействие с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры.
статья (старшая группа)

Савельева Ирина Ивановна

В статье описывается просветительская  работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры. Проблема духовно-нравственного воспитания детей актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Острая необходимость системы работы по духовно-нравственному воспитанию отражена в требовании ФГОЗ ДО. Через просветительскую работу с родителями предоставляем детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков и  усвоить нравственные уроки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями по духовно – нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры.

 Приобщение детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры   на опыт предшествующих поколений.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня это разрушение личности. В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому духовно нравственное воспитание подрастающего поколения  - одна из важных задач образования.

 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.2) указывает, что воспитание должно быть направленно на развитие личности на основе «социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Известно, что основой духовно – нравственного воспитания является культура семьи,  образовательного учреждения и общества – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и  развитие. Культура - это система ценностей, закрепленная в традициях. Удивительное и загадочное  явление народной культуры – праздники и обряды.

 На практике видно, что родителям не хватает специальных педагогических знаний. Поэтому необходимо осуществлять педагогическое просвещение родителей, раскрывая вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей через организацию систематической работы. То, что обязана дать ребенку семья, никто кроме неё не даст в полной мере. И задача педагогов – помочь родителям осознать, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что родители ответственны за воспитание детей перед обществом.

Разрабатывая методику работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию через традиции народной культуры, мы поставили цель:  содействие  духовно – нравственному воспитанию дошкольника через просветительскую работу  с родителями.

Для решения поставленной цели поставили следующие задачи:

- Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.

- Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи. 

 - Повысить заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

-Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  по приобщению к истокам чувашской народной  культуры.

 В ходе реализации работы по данной теме пришли к выводу, что положительный результат в воспитании зависит от чуткого, доброжелательного отношения к ребёнку, от благоприятной атмосферы в семье и детском саду. Поэтому важно вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей ребёнка во внимании. Единение педагогов, родителей и детей формирует положительное отношение друг к другу. Мы создали систему работы по повышению уровня родительской культуры, через просветительскую работу привлекли внимание родителей к вопросу духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников приобщением детей к традициям родного края.

Родители активно помогали создать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей. Была создана детская библиотека, где есть детская Библия, Евангельская история для детей, добрые истории для маленьких ребят, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими и  чувашскими народными сказками, книги и альбомы о народно-прикладном искусстве, тему истории, одежды, обуви, жилья, быта, кухни чувашского народа.

Родители с удовольствием посещали «мастерские» по изготовлению атрибутов по театрализованной деятельности. Благодаря им  группе имеется уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки и маски для театрализованной деятельности, кукольные театры.

Наша задача – помочь родителям осознать, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Цель нашей работы с родителями просветительская, т.е. познакомить родителей с народной культурой и историей, традициями, пробудить к ней интерес. Развитие просветительной работы с родителями способствует активизации их познавательной деятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных жизненных ситуациях.

Для эффективного взаимодействия с родителями использовались разнообразные формы сотрудничества:

Родительские собрания на темы: «Духовно-нравственное воспитание детей», «Воспитание сказкой», «Семья – начало всех начал», «Традиции русского и чувашского народов» и другие.  Педагогические и духовно-нравственные беседы и тематические консультации: «Какие сказки читать детям», «О дружбе, доброте и отзывчивости», «Будем вежливыми», «Друзей много не бывает».

 Круглый стол на духовно-нравственные темы, посвященные семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу православных праздников в жизни семьи: «Традиции в семье», «Православные праздники», «Чувашские праздники и обряды», «Храм и семья», «Чувашская народная культура».

Для реализации поставленных задач в ДОУ активно используется проектная деятельность детей совместно с родителями. Дошкольники представили семейные мини-проекты на тему: «Моя родословная», «Герб моей семьи» «Известные люди Чувашии», «Помним, скорбим».

Велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их с особенностями традиционной народной культуры. С этой целью были организованны консультации на темы: «Фольклор в воспитании детей», «Семейные традиции и православные праздники», «Подвижные игры на детских семейных праздниках».

Также родители активно помогали создать в группе мини- музей по темам

 «Наш город», «Наш край чувашский», пополнили экспонатами чувашской культуры. В группе и в холле детского сада постоянно проводились выставки совместно выполненных творческих работ родителей и детей на тему «Родной край», «Я живу в Чувашии» «Красота божьего мира», «Рождественная сказка», «Рождественные ангелы», «Пасхальное яйцо», «Добро украшает мир». При помощи родителей проведены театральное представление «В гостях у сказок», «Вечер поэзии», спортивные мероприятия «Мама, папа и я – спортивная семья», «Веселые старты».

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединять семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Родители стали активными участниками педагогического процесса: принимают участие в проведении народных праздников, в украшениях группы к праздникам «Рождество», «Пасха». Масленица запоминается в проведении мероприятия с детьми на улице. Родители участвуют в играх на праздниках, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и беседах. Родители и дети стали лучше понимать друг друга, у них появился новый общий интерес к изучению чувашской народной культуры.

Таким образом, в ходе проведённой просветительской работы с родительской общественностью нами были получены следующие результаты:

- Повысилась педагогическая компетенция родителей по вопросам духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников;

- Создана система социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания  детей через традиции народной  культуры.

- Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями чувашского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре чувашского народа, помогает сохранить прошлое. Важно, чтобы родители понимали, что ребенок должен научиться любить Родину, свой город, своё село, научиться охранять природу, добросовестно трудиться, узнал цену честности и доброты, вежливости, научился помогать другому и не оставлял товарища в беде. Ребенок – зеркало родителей. От того, как ведем себя мы, взрослые, зависит поведение наших детей.

Приобщая детей к истокам чувашской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт чувашского характера,  так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

Литература:

 1.        Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.        Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997 г.

2.        Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. – М.: 2001 г.

3. Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Р.Б. Кузьминой - Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова, 2006. – 204 с.

4. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. - Чебоксары, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры"

Консультация о формировании духовно-нравственных чувств у детей  старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры....

Патриотическое воспитание дошкольников на традициях народной культуры.

Патриотическое воспитание дошкольников на традициях народной культуры (из опыта работы)...

«Духовно – нравственное воспитание дошкольника через русскую народную культуру»

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника нужно развивать у детей через понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему....

Воспитание дошкольников на традициях народной культуры средствами музейной педагогики

Воспитание дошкольников на традициях народной культуры средствами музейной педагогики...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры» (статья)

В статье раскрываются формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках духовно-нравственного воспитания....

опыт работы по Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через традиции и культуру коренных жителей Кузбасса

опыт работы по Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через традиции и культуру коренных жителей Кузбасса...

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения на...