Нравственно - патриотического воспитание через изучение истории родного края
консультация (средняя группа)
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному дому, улице, селу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад « Воспитание нравственно – патриотического воспитания через изучение истории родного края»
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному дому, улице, селу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.
Патриотическое воспитание на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника, методы и формы работы с детьми в этом направлении существенно изменились. Организация центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
В качестве задач определено следующее:
- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
- пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
- воспитывать уважение к культуре других народов;
- формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
-развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Изучив тщательно педагогическую литературу, я пришла к выводу, что особые формы работы в направлении патриотического воспитания через изучение истории родного края просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы в дошкольном учреждении:
-приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
-создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
-практические действия с предметами;
-музыкально-театрализованная деятельность;
-самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Дошкольные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех кого зовут соотечественниками.
Ребенку нужно донести, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин.
Для этого мы начинаем знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Познакомить его с селом, в котором он живет, с улицей по которому он проходит каждый день.
Затем нужно подводить к пониманию того, что село – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Мы живем в селе Нижнетроицкий. Оно со своим историческим прошлым, богатой и прекрасной природой – обширными полями, речкой и прудом.
Наше село имеет свое историческое прошлое. Село взяло свое название от религиозного праздника «Троица» Основное богатство села сейчас – люди. В нашем селе проживают люди разных национальностей: русские, татары, башкиры, чуваши, мордва и т. д. Поэтому важно с детства воспитывать в детях чувство толерантного отношения друг к другу. Безусловно, чувство толерантности формируется под влиянием родителей и педагогов.
Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями села нужно проводить в определенной последовательности с постепенным усложнением, начиная с истории села, постепенно переходя к изменениям современного села.
Хорошо проводить целевые прогулке. Во время целевых прогулок обращать внимание детей на все новое – построили детскую площадку, посадили клумбу, покрасили магазины и повесили новые вывески, и т. д.
Проводя занятия, дидактические игры, целевые прогулки с целью знакомства детей с трудом взрослых – в детскую библиотеку, аптеку, парикмахерскую, на почту, в магазины и др.
Этим самым подводим детей к пониманию того, что эти службы необходимы для удобства людей, и чем лучше выполняет свою работу человек, тем удобнее жить остальным людям.
При проведении праздников и развлечений, где дети продолжают знакомиться с русским, башкирским народом и их традициями.
Во время тематической недели, посвященной «Дню победы», нужно проводить экскурсии к памятнику-обелиску «Ветеранам ВОВ», изготавливаем открытки для ветеранов, проводить занятия и утренники.
С детьми также нужно проводить работу по экологическому воспитанию: знакомить детей с животными и растениями родного края, через занятия, экскурсии, подвижные и дидактические игры: «Найди животное», «Опиши животное», «Третий лишний», «Собери картинку» и т. д.
Важную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников играют мини-музей. Через посещение музея детского сада приобщить детей к истокам русской и башкирской культуры и познакомить их с предметами быта наших предков.
Формирование нравственно-патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей.
Взаимодействие с родителями по данной теме способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Главное, нужно привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.
Для организации сотрудничества можно использовать разнообразные формы работы: круглые столы, беседы, консультации, анкетирование, выпуск стенгазет и т. д.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
- Вызвать интерес к жизни наших земляков.
-Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;
- Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
- Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;
- Познакомить с бытом и традициями русского и башкирского народа, народными праздниками.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.
Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наше село. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем село отличается от города.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей села и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
Знакомство с родным селом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской и башкирской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства).
Таким образом, накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем селе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало нравственно-патриотических чувств, которые рождаются в познании, а формируются в процессе целенаправленного воспитания.
Центры нравственно – патриотического воспитания в группах.
Цель создания центров – всестороннее изучение родного края Башкортостан, России.
Организованные центры в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:
-хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
-целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по селу.
Работа в уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
Содержание материалов в уголках зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
Художественная литература: стихи о родном крае.
Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир Башкортостана”, “Наш край во все времена года”.
Рисунки детей и взрослых о себе, селе, окружающей природе.
Совместные работы из бросового и природного материала.
Куклы в русских и башкирских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”
Папки - передвижки: «Праздники нашего села».
Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”
Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д. ).
Аудио и видеокассеты о природе родного края.
Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город”, “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).
Художественная литература (стихи, рассказы).
Флаг, гербы и другая символика района, России.
Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание нравственно- патриотических чувств через любовь к родному краю"
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личнойсвязи с Родиной, не зная, как любили её нашипредки, наши отцы и деды…»Зацепина М.Б. Исторически сложилось так, что любовь к Р...
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через любовь к родному краю
Как стремительно летит время: проходят годы, века, десятилетия, изменяется наше общество. Неизменными лишь остаются нравственные, духовные ценности- критерии, которые позволяют во...
«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло; рубель3. Расширять знан...
«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло; рубель3. Расширять знан...
Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».
« Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...
Нравственно патриотическое воспитание через любовь к родному краю.
Патриотическое воспитание...
Консультация для педагогов «Этнокультурное образование и воспитание через изучение традиций родного края»
Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в во...