Конспект открытого интегрированного занятия «Инжикс Алда бабань шири вели» («В гости к бабушке Алдуня в деревню»)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Демкина Татьяна Николаевна

Цель: знакомство с национальным бытом мордовской деревни.

Задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к Родине.

2. Воспитывать дружелюбные взаимоотношения и умение действовать в коллективе.

Образовательные:

1. Дать детям представления о животном мире деревни.

2. Познакомить с новым видом аппликации.

Развивающие:

1. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

2. Развивать внимание, мышление, творческие способности.

3. Активизировать словарный запас детей на мокшанском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_domashnie_zhivotnye.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия

«Инжикс Алда бабань шири вели»

(«В гости к бабушке в деревню»)

Цель: знакомство с национальным бытом мордовской деревни.

Задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к Родине.

2. Воспитывать дружелюбные взаимоотношения и умение действовать в коллективе.

Образовательные:

1. Дать детям представления о животном мире деревни.

2. Познакомить с новым видом аппликации.

Развивающие:

1. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

2. Развивать внимание, мышление, творческие способности.

3. Активизировать словарный запас детей на мокшанском языке.

Предварительная работа с детьми:

Разучивание потешек, пальчиковых гимнастик на мокшанском языке. Беседа с детьми о домашних животных.

Предварительная работа воспитателя:

Подбор дидактического материала по теме: «Домашние животные».

Изготовление шаблона для аппликации «Овечка».

Изготовление атрибутов для сценического образа главного героя – бабушки.

Методические приемы:

Показ презентации, объяснение, игра, рассматривание иллюстраций.

Наглядный материал, оборудование:

рисунки животных, игрушки (животных, раздаточный материал для аппликации, стилизованная деревенская изба.

Методика проведения

Воспитатель: Шумбраттада, шабат!  Тячи монь ули мялезе молемс инжикс  вели Проса бабань пяли. Тинь аноктатада тумс кис? (Ответы детей)

Шабат кати месс ушеса шинясь кяшсь, а сон тейнек аф сатни. Эрьда марса сонь тирдсаськ !

Шобдава шинесь стяй

Вери, вери, вери.

(постепенно поднимают руки вверх).

Илять шинесь утяй,

Аллу, алу, алу.

(дети опускают руки вниз).

Цебярь, цебярь шинесь пееди

(фонарики).

Весяласта эряви.

(дети хлопают в ладоши).

Воспитатель: Вот и арась тага валда и лямбе, тя шинясь минь марямазь.(Появилось солнышко).

А мезьса тейнеть пароль ба ардомс?(Ответы детей)

Эрьда мархтононт тутама алашаса? Монь алашазе оцю, а тинь алашаньте емланят, теест мярьгихть вашенят.

Шабат давайте марса азсаськ – ВАШЕНЯТ. (Затем каждый ребенок повторяет).

Озатама и ласте арттама кинява (цокая языком):

Виде, такор кине ланга

Ардыхть бабать шири шабат.

Цок, цок, цок, цок-

Арды  вишкста табунок.

- Вага минь и пачкодеме вели. А вага и Алда бабань кудняц , калдорфтома теенза? (Дети стучат в домик. Воспитатель уходит за домик и одевает платок и юбку).

Бабушка: Шумбратада, иднят! Монь пяк пара мялезон месс тинь саде ширезон инжикс. Мон аньцек переняста саян. ваность мезе кептернясон кандан, тянь семботь касфтыне монць.

 (показывает фрукты и овощи, дети называют.)

Бабушка: Мон срхтань пидемс лем, лездода, кие тейне няфтсы и азсы кодама перень сёроста пидеви лемсь? (выходит ребенок и отбирает овощи для щей).

Бабушка:Ёжуфтада шабаттне! Семботь содасасть.

Бабушка: Шабат, велеса ломаттне, переда башка, нинге кирнихть лама жуватада. Моньге ули кардозе, коса эряйхть монь жуватане, келькса мельгаст якамазень, а синь инголен долгса аф ащихть. Кулесть и содасть кодама жуватат тоса улихть (аудиозапись)

«Голоса домашних животных»)

Мон марянь пинень увама.

Бабушка: А кодама польза максы пинесь ломанти.

Ребенок: Пинесь карауляй куд.

Бабушка: Пяк цебярь. Нинге кие кяшсь монь кардонязон.

Ребенок: Тоза кяшсь катоня. А катонясь кундай шеернят.

Ребенок: Мон марянь траксонь барама.

Бабушка: Шабат, кодама польза ломанти максы траксь?

Ребенок: Траксь ломанти максы лофца.

Бабушка: Цебярь. Нинге кульхтяма.

Ребенок: Пурьхцкясь мрьней.

Бабушка: А кие тейне азсы, мезе максы тувонь кирдемась?

Ребенок: Сиволь.

Ребенок: А мон маряйне кода алашась цяфай.

Бабушка: Ксюша, кодама польза канды алашась ломанти.

Ребенок: Алашась лезды ломанти стака тевонь тиемста.

Бабушка: Шабат сембе кудонь жувататне эрявиксуфт, кандыхть оцю польза.

 Бабушка: Монь жуватане кельксазь мзярда мархтост ляпоняста корхнихть. Эрьда мархтонт налхксетяма и тонаттама ляпоняста синь лемнемост. Мон карман еряма топоня и азондома жуватань лепт, а тинь азсасть ляпоняста и ердасасть меки тейне.

 Игра «Азк ляпоняста» («Назови ласково»)

Ката – катоня

Пине – пиненя

Алаша – алашаня

Сява – сяваня

Тракс – тракскя

Уча – учаня

Пурьц – пурьцкя

Бабушка: Шабанят  монь улихтькафта учане, а оцю мялезе заводямс лама учада. Тинь тейне лезтада?

Бабушка: Ваность. Кодапт монь учане. (показываю картинки).

Бабушка: Мон теенть предлогаю клеямс пона учанетнень лангс. Клеяма карматама разнай матирияса, кинь мялец – кагодса, а кинь – понань сюреса. (дети выбирают, кто чем будет обклеивать).

Бабушка:Инголькиге вадесть клейса учать стяконц, а сямольде аф оцю пакшкянь клеясаськ сиденяста каготть или сюреть.

Бабушка: Шабат, а тинь содасасть мезьда ярхцихть учатне?

Ребенок: Тишеда, капстада, куярда и лия перень сёрода.

Бабушка: Виде. Давайте тевда инголе лафчептсайнек кяденьконь.

Пальчиковая гимнастика:

Шиня листь, шиня листь

Кажнай сурняньконь – хлопают в ладоши.

Минь иждьк

Сурне! – показывают пальчики

Фкя! – соединяют большие пальцы

Кафта! – соединяют указательные

Колма! – средние

Ниле! – безымянные

Вете! – мизинцы

Мон работан – сжимают кулачки

Посмотрите – кланяются ладошками

 (Дети садятся за рабочие места и выполняют работы, у каждого силуэты баранов, вата, шерсть, бумага, нитки, клей). Во время работы к каждому ребёнку индивидуальный подход.

Бабушка:Ёжуфтада шабаттне, ванода кодама цебярь учанят листь минь.

А тяни сась пинге мархтонт пращамс, мондине нинге кудонь тевне тиемс эрявихть. Васедемазонк.

(Выходит воспитатель без платка).

Воспитатель: А тейнек эряви мрдамс меки идень саду. Тага озатама алашанеконь лангс и тутама такор кинява: цок, цок, цок.

- Минь пачкодеме.Тинь мялезононт тусь минь занятиеньке?

- Коза минь якаме, мезе тиеме?

Ребенок: Минь якаме вели Алда бабань пяли.

 Ребенок: Содаськ кодама кудонь жуватат кирдихть ломаттне.

Ребенок: Нинге Алда бабанди лездоме учань заводяма.

- А тяни шабат мярьктяма: «Минь ёжуфтама».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по коммуникации и художественному творчеству в средней группе. Тема : "Гость из деревни Смешариков".

Закреплять навыки перессказывания и составления небольших рассказов, формировать умение правильно употреблять предлоги в предложении и связной речи, приучать отчетливо произносить слова, развивать инт...

Конспект открытого интегрированного занятия для детей младшего дошкольного возраста «В гости к куклам»

Конспект открытого интегрированного занятия для детей младшего дошкольного возраста «В гости к куклам»...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий

Конспект  открытого интегрированного занятия в средней  группе  на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий Цель: обобщить знания дет...

Конспект открытого педагогического занятия с детьми среднего дошкольного возраста " В гости к бабушке Варварушке..."

Открытое занятие по ФГОС, группа средняя, интеграция образовательных областей (Речевое развитие, познвательное развитие, безопасность)....

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий

Конспект  открытого интегрированного занятия в средней  группе  на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий Цель: обобщить знания дет...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий

Конспект открытого интегрированного занятияв средней  группе на тему: «В гостях у Царицы Природы»с использованием инновационных технологий...