Конспект открытого интегрированного занятия «Инжикс Алда бабань шири вели» («В гости к бабушке Алдуня в деревню»)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: знакомство с национальным бытом мордовской деревни.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к Родине.
2. Воспитывать дружелюбные взаимоотношения и умение действовать в коллективе.
Образовательные:
1. Дать детям представления о животном мире деревни.
2. Познакомить с новым видом аппликации.
Развивающие:
1. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
2. Развивать внимание, мышление, творческие способности.
3. Активизировать словарный запас детей на мокшанском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_domashnie_zhivotnye.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного занятия
«Инжикс Алда бабань шири вели»
(«В гости к бабушке в деревню»)
Цель: знакомство с национальным бытом мордовской деревни.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к Родине.
2. Воспитывать дружелюбные взаимоотношения и умение действовать в коллективе.
Образовательные:
1. Дать детям представления о животном мире деревни.
2. Познакомить с новым видом аппликации.
Развивающие:
1. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
2. Развивать внимание, мышление, творческие способности.
3. Активизировать словарный запас детей на мокшанском языке.
Предварительная работа с детьми:
Разучивание потешек, пальчиковых гимнастик на мокшанском языке. Беседа с детьми о домашних животных.
Предварительная работа воспитателя:
Подбор дидактического материала по теме: «Домашние животные».
Изготовление шаблона для аппликации «Овечка».
Изготовление атрибутов для сценического образа главного героя – бабушки.
Методические приемы:
Показ презентации, объяснение, игра, рассматривание иллюстраций.
Наглядный материал, оборудование:
рисунки животных, игрушки (животных, раздаточный материал для аппликации, стилизованная деревенская изба.
Методика проведения
Воспитатель: Шумбраттада, шабат! Тячи монь ули мялезе молемс инжикс вели Проса бабань пяли. Тинь аноктатада тумс кис? (Ответы детей)
Шабат кати месс ушеса шинясь кяшсь, а сон тейнек аф сатни. Эрьда марса сонь тирдсаськ !
Шобдава шинесь стяй
Вери, вери, вери.
(постепенно поднимают руки вверх).
Илять шинесь утяй,
Аллу, алу, алу.
(дети опускают руки вниз).
Цебярь, цебярь шинесь пееди
(фонарики).
Весяласта эряви.
(дети хлопают в ладоши).
Воспитатель: Вот и арась тага валда и лямбе, тя шинясь минь марямазь.(Появилось солнышко).
А мезьса тейнеть пароль ба ардомс?(Ответы детей)
Эрьда мархтононт тутама алашаса? Монь алашазе оцю, а тинь алашаньте емланят, теест мярьгихть вашенят.
Шабат давайте марса азсаськ – ВАШЕНЯТ. (Затем каждый ребенок повторяет).
Озатама и ласте арттама кинява (цокая языком):
Виде, такор кине ланга
Ардыхть бабать шири шабат.
Цок, цок, цок, цок-
Арды вишкста табунок.
- Вага минь и пачкодеме вели. А вага и Алда бабань кудняц , калдорфтома теенза? (Дети стучат в домик. Воспитатель уходит за домик и одевает платок и юбку).
Бабушка: Шумбратада, иднят! Монь пяк пара мялезон месс тинь саде ширезон инжикс. Мон аньцек переняста саян. ваность мезе кептернясон кандан, тянь семботь касфтыне монць.
(показывает фрукты и овощи, дети называют.)
Бабушка: Мон срхтань пидемс лем, лездода, кие тейне няфтсы и азсы кодама перень сёроста пидеви лемсь? (выходит ребенок и отбирает овощи для щей).
Бабушка:Ёжуфтада шабаттне! Семботь содасасть.
Бабушка: Шабат, велеса ломаттне, переда башка, нинге кирнихть лама жуватада. Моньге ули кардозе, коса эряйхть монь жуватане, келькса мельгаст якамазень, а синь инголен долгса аф ащихть. Кулесть и содасть кодама жуватат тоса улихть (аудиозапись)
«Голоса домашних животных»)
Мон марянь пинень увама.
Бабушка: А кодама польза максы пинесь ломанти.
Ребенок: Пинесь карауляй куд.
Бабушка: Пяк цебярь. Нинге кие кяшсь монь кардонязон.
Ребенок: Тоза кяшсь катоня. А катонясь кундай шеернят.
Ребенок: Мон марянь траксонь барама.
Бабушка: Шабат, кодама польза ломанти максы траксь?
Ребенок: Траксь ломанти максы лофца.
Бабушка: Цебярь. Нинге кульхтяма.
Ребенок: Пурьхцкясь мрьней.
Бабушка: А кие тейне азсы, мезе максы тувонь кирдемась?
Ребенок: Сиволь.
Ребенок: А мон маряйне кода алашась цяфай.
Бабушка: Ксюша, кодама польза канды алашась ломанти.
Ребенок: Алашась лезды ломанти стака тевонь тиемста.
Бабушка: Шабат сембе кудонь жувататне эрявиксуфт, кандыхть оцю польза.
Бабушка: Монь жуватане кельксазь мзярда мархтост ляпоняста корхнихть. Эрьда мархтонт налхксетяма и тонаттама ляпоняста синь лемнемост. Мон карман еряма топоня и азондома жуватань лепт, а тинь азсасть ляпоняста и ердасасть меки тейне.
Игра «Азк ляпоняста» («Назови ласково»)
Ката – катоня
Пине – пиненя
Алаша – алашаня
Сява – сяваня
Тракс – тракскя
Уча – учаня
Пурьц – пурьцкя
Бабушка: Шабанят монь улихтькафта учане, а оцю мялезе заводямс лама учада. Тинь тейне лезтада?
Бабушка: Ваность. Кодапт монь учане. (показываю картинки).
Бабушка: Мон теенть предлогаю клеямс пона учанетнень лангс. Клеяма карматама разнай матирияса, кинь мялец – кагодса, а кинь – понань сюреса. (дети выбирают, кто чем будет обклеивать).
Бабушка:Инголькиге вадесть клейса учать стяконц, а сямольде аф оцю пакшкянь клеясаськ сиденяста каготть или сюреть.
Бабушка: Шабат, а тинь содасасть мезьда ярхцихть учатне?
Ребенок: Тишеда, капстада, куярда и лия перень сёрода.
Бабушка: Виде. Давайте тевда инголе лафчептсайнек кяденьконь.
Пальчиковая гимнастика:
Шиня листь, шиня листь
Кажнай сурняньконь – хлопают в ладоши.
Минь иждьк
Сурне! – показывают пальчики
Фкя! – соединяют большие пальцы
Кафта! – соединяют указательные
Колма! – средние
Ниле! – безымянные
Вете! – мизинцы
Мон работан – сжимают кулачки
Посмотрите – кланяются ладошками
(Дети садятся за рабочие места и выполняют работы, у каждого силуэты баранов, вата, шерсть, бумага, нитки, клей). Во время работы к каждому ребёнку индивидуальный подход.
Бабушка:Ёжуфтада шабаттне, ванода кодама цебярь учанят листь минь.
А тяни сась пинге мархтонт пращамс, мондине нинге кудонь тевне тиемс эрявихть. Васедемазонк.
(Выходит воспитатель без платка).
Воспитатель: А тейнек эряви мрдамс меки идень саду. Тага озатама алашанеконь лангс и тутама такор кинява: цок, цок, цок.
- Минь пачкодеме.Тинь мялезононт тусь минь занятиеньке?
- Коза минь якаме, мезе тиеме?
Ребенок: Минь якаме вели Алда бабань пяли.
Ребенок: Содаськ кодама кудонь жуватат кирдихть ломаттне.
Ребенок: Нинге Алда бабанди лездоме учань заводяма.
- А тяни шабат мярьктяма: «Минь ёжуфтама».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия по коммуникации и художественному творчеству в средней группе. Тема : "Гость из деревни Смешариков".
Закреплять навыки перессказывания и составления небольших рассказов, формировать умение правильно употреблять предлоги в предложении и связной речи, приучать отчетливо произносить слова, развивать инт...
Конспект открытого интегрированного занятия для детей младшего дошкольного возраста «В гости к куклам»
Конспект открытого интегрированного занятия для детей младшего дошкольного возраста «В гости к куклам»...
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий Цель: обобщить знания дет...
Конспект открытого педагогического занятия с детьми среднего дошкольного возраста " В гости к бабушке Варварушке..."
Открытое занятие по ФГОС, группа средняя, интеграция образовательных областей (Речевое развитие, познвательное развитие, безопасность)....
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий Цель: обобщить знания дет...
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий
Конспект открытого интегрированного занятияв средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы»с использованием инновационных технологий...