ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ООП В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА "КРАЕВЕДЕНИЕ"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КРАЕВЕДЕНИЕ30.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 452

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

                                                                             

РОССИЯ 443001, г. Самара, Студенческий переулок, 2 «Ф»   тел. 337-77-51, 242-07-98

ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА

«Краеведение»

Обоснование актуальности программы:

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины - оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Программные задачи:

– воспитывать  у детей любовь  и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формировать бережное отношение к природе и всему живому;

– воспитывать уважение к труду.

– способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

Возраст детей:

- средний возраст (4 – 5 лет) 

Форма работы:

- групповая

Время реализации программы:

- один год

Направление работы программы:

Познавательное развитие:

- изучение окружающего мира, посредством ознакомления с начальными сведениями о нём:

Речевое развитие:

- ознакомление с художественными произведениями, соответствующими теме программы, обогащение словарного запаса детей, знакомство с фольклором, живущих рядом народностей

Социально – коммуникативное развитие:

- воспитание любви и бережного отношения к малой Родине, ответственности за её сохранность, уважение к близким, родным и друзьям.

Художественно – эстетическое развитие:

- выражать свои чувства в рисунках и поделках.

Ожидаемый результат:

- заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;

- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

- привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Разделы программы:

1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

3 раздел «Город, в котором я живу».

4 раздел «Наша кладовая».

1 раздел: «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

- Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

- Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

- Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

- Познакомить детей с историей детского сада.

2 раздел: «Вот эта улица, вот этот дом».

Цель:  Воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Задачи:

- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

- Расширять представления о природных богатствах самарской  земли, особенностях города Самара: растительном и животном мире; полезных ископаемых.

- Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

3 раздел «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

- Формировать представление об исторических корнях города.

- Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.

- Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

 

4 раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

Задачи:

- Формировать представление об основных профессиях жителей города.

- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

- Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

 

Перспективное планирование разделов программы:

Месяц

Содержание

Сентябрь

1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Цель: Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад).

2. Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

Цель: Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

3. Изготовление поделок из природного материала.

Цель: Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.).

4. Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?».

Цель: Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым

делом.

5. Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона».

Цель: Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе.

6. С/р игра «Детский сад».

Октябрь

1. Беседа «Для чего человеку имя?»

2. Игра «Назови ласково».

3. «Полное» и «неполное» имя.

4. Игра «Кто я?»

5. Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…»,

«Когда мне плохо…».

6. Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Цель: Развивать представление детей об имени, своей семейной фамилии,

что означает имя.

Ноябрь

1. Рассказы детей о членах своей семьи.

2. Выставка семейных фотографий.

Цель: Знакомить детей понятиями «семья», «Члены семья», функциями

семьи, условным обозначением.

3. С/р игра «семья».

4. Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса».

Цель: Продолжать знакомить с народным фольклором.

Декабрь

1. Беседа «Что значит любить родителей?»

2. «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)

3. Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение

маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «Вечер в

семье».

4. Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме.

Цели:

- Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

- Дать представление о семейных обязанностях.

- Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Январь

1. Беседы «Друзья», «С кем я дружу»

Цель: Развивать представление о том, что такое дружба.

2. Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».

Цель: Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить

простым способам выхода из конфликтов.

3. Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».

Цель: Способствовать расширению словарного запаса для выражения

дружеских чувств.

4. Разучивание стихов о дружбе.

Цель: Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил

Февраль

1. Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

3. Изготовление подарков для пап.

4. Рисование «Самолеты летят»

5. Пение песен, заучивание стихов об армии.

6.С/р игра «Мы солдаты»

- Цели: Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи,

Родины.

- Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

- Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.

Март

1. Беседа с детьми о своих мамах.

2. Изготовление подарков для мам.

3. Аппликация «Красивое платье для мамы»

4. Пение песен, чтение стихов о маме.

5.С/р игра «Дочки – матери».

Цели: Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная,

хранительница очага.

Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг.

Апрель

1. Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

2. Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.

3. Экскурсия по улицам, прилегающим к детскому саду.

4.Рисование «Моя улица».

Цели: Знакомить с понятиями «улица», «адрес».

Способствовать запоминанию своего адреса.

Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.

Май

1. Беседа «Город, в котором я живу».

2. Рассматривание фотографий «Достопримечательности города».

3. Аппликация «Герб моего города».

 4. Рисование «Деревья и кустарники»

5. Конструирование «Дом для куклы»

6. С/р игра «Автобус»

Цели: Знакомить с понятие «город», с его названиями.

Знакомить с достопримечательностями города.

Воспитывать любовь, уважение к городу, в котором живешь.

Методическое обеспечение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...

Организация социального партнерства ДОО и пожарной части, в рамках реализации тематического блока «Формирование основ безопасности».

Отчет месячника по пожарной безопасности в средней группе.           [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"15893645","attributes":{"alt...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»

В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...

Вариативная часть образовательной программы по художественно-эстетическому и социально-коммуникативному развитию Правополушарное рисование

Образовательная программа дополнительного образования «Правополушарное рисование», направлена на развитие речи и интеллектуального мышления детей через обучение изобразительным навыкам с и...

Видовое разнообразие растительности Сибирского края в рамках реализации вариативной части ООП ДО

Айнура АкматоваВидовое разнообразие растительности Сибирского края в рамках реализации вариативной части ООП ДОФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования опреде...

Вариативная часть образовательной деятельности группы № 5 План работы «Дружные ребята»в средней группе Образовательная область: социально – коммуникативная на 2020-2021 уч. год

Вариативная частьобразовательной деятельности группы № 5План  работы «Дружные ребята»в средней группеОбразовательная область: социально – коммуникативнаяна 2020-2021 уч. год...

Реализация программы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Степ – Аэробика» в рамках вариативной части ОП ДО.

Семья обладает значительным воспитательным потенциалом, что и учитываем мы при организации взаимодействия с родителями как участниками образовательных отношений. Воспитание ценностного отношения к...