Конспект занятия с ИКТ "Из Холмогор в Москву" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Вилимавичюте Ирина Ромуальдовна

В конспекте представлен материал для закрепления знаний детей о жизни и творчестве М.В.Ломоносова: стихи, песни, хороводы, народная игра, разнообразные задания, опытно - экспериментальная деятельность.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Бинарное занятие                                                                                
              для детей подготовительной группы

                         «Из Холмогор в Москву»   

                                    с использованием ИКТ                                                                          

                                                               Воспитатель высшей категории              
                                                              МБДОУ «Детский сад №113 «Ветерок»                                                                
                                                              Вилимавичюте И.Р.

Цель: Формировать представления детей о жизни и творчестве М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • Закрепить полученные на занятиях знания детей о жизни и творчестве М.В.Ломоносова. Уточнить  представления о научных открытиях великого ученого.
  • Развивать любознательность, поисково-познавательную деятельность, умение совместно обсуждать задания, находить правильные ответы.
  • Воспитывать чувство уважения к великому земляку, патриотизм.

Материал: мультимедийное оборудование; разрезные картинки старинных судов, в т.ч. поморских, в конвертах; карточки с изображением старинной  мужской одежды; стойка с 6-ю прищепками для подвешивания картинок и карточки с цифрами от 1 до 6; магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги; медали, хлеб с солью.

Предварительная работа:

  • посещение мини-музея М.В.Ломоносова,
  • познавательные занятия,
  •  чтение книги «Михайло Ломоносов» О. Тихомировой, главы 26 – 28 из книги «Северный клубок»,
  • дидактические игры,
  • выставка рисунков,
  • составление фильма из рисунков и рассказов детей о жизни и творчестве М.В.Ломоносова,
  • отгадывание кроссвордов,
  • просмотр виртуальных экскурсий: «Имя Ломоносова на карте          

г. Архангельска»,  «Я иду по земле Ломоносова» (музей М.В. Ломоносова).

  •  экскурсия к памятнику М.В.Ломоносова.

Ход:

          Дети входят в зал, исполняя «Северный хоровод».                        

                                  «Северный хоровод»                муз. А. Филиппенко

  1. На лужку у ворот,

Где рябина растёт,

Мы в тенечке, холодочке

Заведем хоровод.

  1. Кто на Севере бывал,

Ночи белые видал

Полюбил он всей душой

Север наш дорогой.

  1. Неспроста говорят,

Что наш Север богат,-

Лесорубы и поморы,

Чудеса здесь творят!

Дети кланяются и здороваются.

- Сегодня об одном из известных поморов мы с вами и поговорим. А о ком, вы узнаете, отгадав загадку.

                                      Он на севере родился,                                                                                                      
                                     На Курострове он жил                                                                            
                                     Арифметику с грамматикой -                                                          
                                     С детства полюбил.                                                                                    
                                     Наш земляк известен в мире                                                                  
                                     Он ученый и поэт.                                                                                        
                                     Он человек – университет!       /М.В.Ломоносов/

1 слайд:   портрет М.В.Ломоносова.

М.В. Ломоносов был великим ученым, поэтом, художником. Но трудным был его путь к знаниям.

2 слайд:  карта «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву».

-  Перед вами карта. На ней изображен путь Михайло Ломоносова с рыбным обозом из Холмогор в Москву.

3 слайд:  слышен шум ветра и с карты исчезают все обозначения.

4 слайд: голос  и изображение ветра из мультфильма «Сказка о мертвой  
               царевне и семи богатырях:          

                                   Я – северный ветер                                                                          
                                  Холодный норд-ост.                                                                              
                                  Все ваши значки                                                                                    
                                  я с собою унес.                                                                              
                                  Задания выполнить надо мои,                                                          
                                  на карту, чтоб снова вернулись значки.                                                  
                                  Я сегодня мимо пролетал                                                                          
                                  и задания на листочке вам прислал.

Из-за экрана вылетает листок с заданиями.            

- Северный ветер унес все обозначения на карте, надо вернуть все на свои места. Выполним задания ветра?

 1 задание: - Назовите место рождения Михайло Ломоносова.                                            
                                      / д. Мишанинская/

5 слайд:  карта, на ней появляется первое обозначение – д. Мишанинская.                                      2 задание – Как звали родителей Михайло Ломоносова?                                  
                     /Василий Дорофеевич и Елена Ивановна/

6 слайд:  карта с обозначениями:  Холмогоры, Сийск, Емецк.

3 задание:                                                                                                                               -  Перед вами конверты с разрезными картинками старинных судов. Соберите их и выберите из них  судно, на котором Михайло с отцом ходили в море на промысел.

7 слайд: если дети неправильно выполнили задание,  на экране  знак - ?.                                                     8 слайд: если правильно – картинка с кочем.                                                              9 слайд:  карта с новыми обозначениями: Усть – Вага, Шенкурск, Вельск.

 - В старину суда встречали песней да хлебом с солью.

Дети исполняют:

                                 «Вдоль по морю»      

                                                          сб. «Лети над Севером песня»,                  
                                                                                составитель Мокроусова Л.И.

                           Вдоль по морю, вдоль по морю,

                           Вдоль по морю, морю синему. – 2р.

                           Плывут суда, плывут суда,

                           Корабли плывут из разных стран – 2р.

                           Мы встретим их, мы встретим их,

                           Хлебом солью, словом ласковым. – 2р.

Дети вручают гостям  хлеб с солью.

- А  Михайло с  другими детьми  любили играть в рыбаков и рыбок.

                                          Игра  «Тянем невод»                                                 
                                            Невод поднимаем                                                                                
                                            рыбу вынимаем                                                                  
                                            ёршиков – котику,                                                            
                                            косточки – пёсику,                                                                                      
                                            треску в засол.                                                                          
                                            Остальные же,                                                              
                                            остальные же,                                                                    
                                            остальные в котёл.

   Мальчики строятся полукругом. На раз – ритмично наклоняются вперед с вытянутыми руками. На два – встают, руки прижимают к груди – тянут «невод».

   Девочки – «рыбки», «плавают».

  Мальчики, стоящие с краев, на слова: «Остальные же …», заводят круг, на слово «котёл» опускают сцепленные руки. «Рыбки», оказавшиеся в круге, считаются пойманными.

Воспитатель: - Хорошо поиграли, но надо выполнять задания ветра.

4 задание:

10 слайд: на экране появляются изображения книг: «Арифметика», «Грамматика», «Сказки», «Былины», Комиксы.

- Выберите те книги, которые Михайло называл «Вратами науки».

11 слайд: если дети правильно назвали, то на экране исчезают «Сказки», «Былины», Комиксы.

12 слайд:  появляется карта – на ней новые обозначения: Вологда, Данилов, Ярославль.

5 задание: - В  какое время года Михайло  отправился с рыбным обозом?
- Выберите одежду, которую он надел. Соблюдайте цифровой ряд.

На столах картинки с изображением старинной мужской одежды с номерами и стойка с цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

  1. – тулуп, кафтан, сюртук.
  2.  – валенки, пимы, лапти.
  3. – штаны, джинсы, брюки.
  4. – треух, колпак, картуз.
  5. – холщовая косоворотка, атласная рубаха, рубаха с вышивками.
  6. – рукавицы (с вышивкой, меховые, вязанные).

Дети выбирают нужные картинки и развешивают их на стойке, поясняя свой выбор.

13 слайд: на экране появляются обозначения: Переяславль, Ростов, Загорск.

 Воспитатель поворачивает стойку другой стороной и на обратной стороне картинок читается надпись «Москва».

- Как вы думаете, почему сложилось это слово?

14 слайд: на карте появляется последнее обозначение: Москва.

15 слайд: голос и изображение ветра:                                                                                 - Вы правильно выполнили мои задания, и вас ожидает сюрприз.

16 слайд: на экране – портрет М.В. Ломоносова. Затем изображение рассыпается на маленькие частички и раздается торжественная музыка.

  Появляется «М.В.Ломоносов».

М.В.Ломоносов:                                                                                                                    - Здравствуйте, отроки. Наслышан о ваших прекрасных знаниях. Если будете также хорошо учиться и далее, то вас ждет великое будущее.

Составление СИНКВЕЙНА:            

  1. Узнали, кто я? (М.В. Ломоносов)
  2. Какой я для вас? (умный, талантливый, любознательный, пытливый, и т.д.)
  3. Что я сделал для вас и других людей? (создал первую химическую лабораторию, создал смальты, мозаику, ночезрительную трубу, открыл атмосферу на Венере и т.д.).

- В детстве я любил читать, писать, наблюдать. Очень мне нравилось смотреть на небо. Особенно привлекало северное сияние. Что это такое, откуда оно берется? А вы видели северное сияние? Хотели бы об этом узнать?                                                                                                                                            - Тогда вы станете участниками опыта.

17 слайд: изображение полярного сияния.

Опыт:                                                                                                                                                - Кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, которые посылает в сторону Земли солнце, воздушный шар – Земля. (Шар трут о волосы).  Посмотрите, как частицы притягиваются к наэлектризованному шару.

 Показывает магнит.

- Это магнит, который притягивает металл. У Земли тоже есть магнитные силы.

На столе два листа бумаги. На один кладут магнит, на другой – металлическую стружку. С помощью трубочки сдувают в сторону магнита стружку. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита).

-  Магнитные силы Земли задерживают  солнечный ветер. Его частицы, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Так появляется полярное сияние.

Понравился вам опыт? Что вы узнали?                                                                                - Молодцы!   Настоящие ребята, с севера!                                                                                                

Дети исполняют песню.                                                                                                                  

                                «Мы – ребята с Севера»

                                            сб. «Лети над Севером песня»,    
                                                 составитель Мокроусова Л.И.

                                                          муз.М.Картушиной                
                                                      сл. А.Онегиной

  1. С неба северное солнышко

светит весело для всех

и река Двина широкая

это гордость здешних мест.

                 Припев:  А мы – ребята с Севера,

                                  А мы идем уверенно

                                  По городу любимому

                                  Архангельской земле.

                                  А мы – ребята с Севера,

                                  Делами мы проверены,

                                  Торопимся к победам мы

                                  В учебе и труде.

  1. Как цветы растем на радость мы

набираемся мы сил

и науки покорятся нам

Ломоносов так учил.

  1. Много вырастет учёных,

много вырастет врачей.

Много вырастет хороших

замечательных людей.

М.В.Ломоносов: - За такое рвение к знаниям надобно наградить отроков.

Из сундучка М.В.Ломоносов достает медали и награждает каждого ребенка.

Слышен шум ветра.

М.В.Ломоносов: - Мне пора. Спасибо вам за гостеприимство. Желаю вам великих достижений.

18 слайд: на экране из частиц начинает составляться портрет            
                  М.В.Ломоносова, а он сам уходит из зала.

19 слайд: голос и изображение ветра:

                                  Вот спасибо вам, друзья!                                                                
                                 Порадовали  вы меня.                                                                                
                                 Столько знать о земляке!                                                                      
                                 Кто? Когда? Откуда? Где?                                                              
                                 Возвратил я вам значки.                                                                    
                                 Всем успехов! Молодцы!

20 слайд: на экране появляется карта со всеми обозначениями.

- Мы выполнили все задания, восстановили карту. Она пригодится другим детям, которые тоже будут изучать жизнь и творчество М.В.Ломоносова. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы "Двенадцать месяцев"

Образовательная область: познание, коммуникация.Занятие интегрированное.Цель: систематизировать знания детей о временаз года. В занятии используются схемы....

Конспект занятия по образовательной области "Познание" для детей подготовительной группы "Живая вода"

В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство». Любознательность, ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы :«Путешествие по России»

Программные задачи: •        Обобщить и систематизировать знание детей о России. •        Формировать уважительное отношение к г...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки».

Программное содержание:Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.Учить связно, послед...

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."...

Конспект занятия по обучению правилам дорожного движения детей подготовительной группы.

Занятие посвящено тому, что бы ознакомить детей с правилами дорожного движения, правилами поведения на улице и в транспорте, с дорожными  знаками, с видами транспорта....

Конспект занятия НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «День защитников Отечества»

Задачи:1.     Образовательные:- дать детям знания о Российской Армии;- уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов.2. ...