Конспект занятия с ИКТ "Из Холмогор в Москву" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
В конспекте представлен материал для закрепления знаний детей о жизни и творчестве М.В.Ломоносова: стихи, песни, хороводы, народная игра, разнообразные задания, опытно - экспериментальная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинарное занятие
для детей подготовительной группы
«Из Холмогор в Москву»
с использованием ИКТ
Воспитатель высшей категории
МБДОУ «Детский сад №113 «Ветерок»
Вилимавичюте И.Р.
Цель: Формировать представления детей о жизни и творчестве М.В. Ломоносова.
Задачи:
- Закрепить полученные на занятиях знания детей о жизни и творчестве М.В.Ломоносова. Уточнить представления о научных открытиях великого ученого.
- Развивать любознательность, поисково-познавательную деятельность, умение совместно обсуждать задания, находить правильные ответы.
- Воспитывать чувство уважения к великому земляку, патриотизм.
Материал: мультимедийное оборудование; разрезные картинки старинных судов, в т.ч. поморских, в конвертах; карточки с изображением старинной мужской одежды; стойка с 6-ю прищепками для подвешивания картинок и карточки с цифрами от 1 до 6; магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги; медали, хлеб с солью.
Предварительная работа:
- посещение мини-музея М.В.Ломоносова,
- познавательные занятия,
- чтение книги «Михайло Ломоносов» О. Тихомировой, главы 26 – 28 из книги «Северный клубок»,
- дидактические игры,
- выставка рисунков,
- составление фильма из рисунков и рассказов детей о жизни и творчестве М.В.Ломоносова,
- отгадывание кроссвордов,
- просмотр виртуальных экскурсий: «Имя Ломоносова на карте
г. Архангельска», «Я иду по земле Ломоносова» (музей М.В. Ломоносова).
- экскурсия к памятнику М.В.Ломоносова.
Ход:
Дети входят в зал, исполняя «Северный хоровод».
«Северный хоровод» муз. А. Филиппенко
- На лужку у ворот,
Где рябина растёт,
Мы в тенечке, холодочке
Заведем хоровод.
- Кто на Севере бывал,
Ночи белые видал
Полюбил он всей душой
Север наш дорогой.
- Неспроста говорят,
Что наш Север богат,-
Лесорубы и поморы,
Чудеса здесь творят!
Дети кланяются и здороваются.
- Сегодня об одном из известных поморов мы с вами и поговорим. А о ком, вы узнаете, отгадав загадку.
Он на севере родился,
На Курострове он жил
Арифметику с грамматикой -
С детства полюбил.
Наш земляк известен в мире
Он ученый и поэт.
Он человек – университет! /М.В.Ломоносов/
1 слайд: портрет М.В.Ломоносова.
М.В. Ломоносов был великим ученым, поэтом, художником. Но трудным был его путь к знаниям.
2 слайд: карта «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву».
- Перед вами карта. На ней изображен путь Михайло Ломоносова с рыбным обозом из Холмогор в Москву.
3 слайд: слышен шум ветра и с карты исчезают все обозначения.
4 слайд: голос и изображение ветра из мультфильма «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях:
Я – северный ветер
Холодный норд-ост.
Все ваши значки
я с собою унес.
Задания выполнить надо мои,
на карту, чтоб снова вернулись значки.
Я сегодня мимо пролетал
и задания на листочке вам прислал.
Из-за экрана вылетает листок с заданиями.
- Северный ветер унес все обозначения на карте, надо вернуть все на свои места. Выполним задания ветра?
1 задание: - Назовите место рождения Михайло Ломоносова.
/ д. Мишанинская/
5 слайд: карта, на ней появляется первое обозначение – д. Мишанинская. 2 задание – Как звали родителей Михайло Ломоносова?
/Василий Дорофеевич и Елена Ивановна/
6 слайд: карта с обозначениями: Холмогоры, Сийск, Емецк.
3 задание: - Перед вами конверты с разрезными картинками старинных судов. Соберите их и выберите из них судно, на котором Михайло с отцом ходили в море на промысел.
7 слайд: если дети неправильно выполнили задание, на экране знак - ?. 8 слайд: если правильно – картинка с кочем. 9 слайд: карта с новыми обозначениями: Усть – Вага, Шенкурск, Вельск.
- В старину суда встречали песней да хлебом с солью.
Дети исполняют:
«Вдоль по морю»
сб. «Лети над Севером песня»,
составитель Мокроусова Л.И.
Вдоль по морю, вдоль по морю,
Вдоль по морю, морю синему. – 2р.
Плывут суда, плывут суда,
Корабли плывут из разных стран – 2р.
Мы встретим их, мы встретим их,
Хлебом солью, словом ласковым. – 2р.
Дети вручают гостям хлеб с солью.
- А Михайло с другими детьми любили играть в рыбаков и рыбок.
Игра «Тянем невод»
Невод поднимаем
рыбу вынимаем
ёршиков – котику,
косточки – пёсику,
треску в засол.
Остальные же,
остальные же,
остальные в котёл.
Мальчики строятся полукругом. На раз – ритмично наклоняются вперед с вытянутыми руками. На два – встают, руки прижимают к груди – тянут «невод».
Девочки – «рыбки», «плавают».
Мальчики, стоящие с краев, на слова: «Остальные же …», заводят круг, на слово «котёл» опускают сцепленные руки. «Рыбки», оказавшиеся в круге, считаются пойманными.
Воспитатель: - Хорошо поиграли, но надо выполнять задания ветра.
4 задание:
10 слайд: на экране появляются изображения книг: «Арифметика», «Грамматика», «Сказки», «Былины», Комиксы.
- Выберите те книги, которые Михайло называл «Вратами науки».
11 слайд: если дети правильно назвали, то на экране исчезают «Сказки», «Былины», Комиксы.
12 слайд: появляется карта – на ней новые обозначения: Вологда, Данилов, Ярославль.
5 задание: - В какое время года Михайло отправился с рыбным обозом?
- Выберите одежду, которую он надел. Соблюдайте цифровой ряд.
На столах картинки с изображением старинной мужской одежды с номерами и стойка с цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
- – тулуп, кафтан, сюртук.
- – валенки, пимы, лапти.
- – штаны, джинсы, брюки.
- – треух, колпак, картуз.
- – холщовая косоворотка, атласная рубаха, рубаха с вышивками.
- – рукавицы (с вышивкой, меховые, вязанные).
Дети выбирают нужные картинки и развешивают их на стойке, поясняя свой выбор.
13 слайд: на экране появляются обозначения: Переяславль, Ростов, Загорск.
Воспитатель поворачивает стойку другой стороной и на обратной стороне картинок читается надпись «Москва».
- Как вы думаете, почему сложилось это слово?
14 слайд: на карте появляется последнее обозначение: Москва.
15 слайд: голос и изображение ветра: - Вы правильно выполнили мои задания, и вас ожидает сюрприз.
16 слайд: на экране – портрет М.В. Ломоносова. Затем изображение рассыпается на маленькие частички и раздается торжественная музыка.
Появляется «М.В.Ломоносов».
М.В.Ломоносов: - Здравствуйте, отроки. Наслышан о ваших прекрасных знаниях. Если будете также хорошо учиться и далее, то вас ждет великое будущее.
Составление СИНКВЕЙНА:
- Узнали, кто я? (М.В. Ломоносов)
- Какой я для вас? (умный, талантливый, любознательный, пытливый, и т.д.)
- Что я сделал для вас и других людей? (создал первую химическую лабораторию, создал смальты, мозаику, ночезрительную трубу, открыл атмосферу на Венере и т.д.).
- В детстве я любил читать, писать, наблюдать. Очень мне нравилось смотреть на небо. Особенно привлекало северное сияние. Что это такое, откуда оно берется? А вы видели северное сияние? Хотели бы об этом узнать? - Тогда вы станете участниками опыта.
17 слайд: изображение полярного сияния.
Опыт: - Кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, которые посылает в сторону Земли солнце, воздушный шар – Земля. (Шар трут о волосы). Посмотрите, как частицы притягиваются к наэлектризованному шару.
Показывает магнит.
- Это магнит, который притягивает металл. У Земли тоже есть магнитные силы.
На столе два листа бумаги. На один кладут магнит, на другой – металлическую стружку. С помощью трубочки сдувают в сторону магнита стружку. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита).
- Магнитные силы Земли задерживают солнечный ветер. Его частицы, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Так появляется полярное сияние.
Понравился вам опыт? Что вы узнали? - Молодцы! Настоящие ребята, с севера!
Дети исполняют песню.
«Мы – ребята с Севера»
сб. «Лети над Севером песня»,
составитель Мокроусова Л.И.
муз.М.Картушиной
сл. А.Онегиной
- С неба северное солнышко
светит весело для всех
и река Двина широкая
это гордость здешних мест.
Припев: А мы – ребята с Севера,
А мы идем уверенно
По городу любимому
Архангельской земле.
А мы – ребята с Севера,
Делами мы проверены,
Торопимся к победам мы
В учебе и труде.
- Как цветы растем на радость мы
набираемся мы сил
и науки покорятся нам
Ломоносов так учил.
- Много вырастет учёных,
много вырастет врачей.
Много вырастет хороших
замечательных людей.
М.В.Ломоносов: - За такое рвение к знаниям надобно наградить отроков.
Из сундучка М.В.Ломоносов достает медали и награждает каждого ребенка.
Слышен шум ветра.
М.В.Ломоносов: - Мне пора. Спасибо вам за гостеприимство. Желаю вам великих достижений.
18 слайд: на экране из частиц начинает составляться портрет
М.В.Ломоносова, а он сам уходит из зала.
19 слайд: голос и изображение ветра:
Вот спасибо вам, друзья!
Порадовали вы меня.
Столько знать о земляке!
Кто? Когда? Откуда? Где?
Возвратил я вам значки.
Всем успехов! Молодцы!
20 слайд: на экране появляется карта со всеми обозначениями.
- Мы выполнили все задания, восстановили карту. Она пригодится другим детям, которые тоже будут изучать жизнь и творчество М.В.Ломоносова. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-11270-1483789110.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы "Двенадцать месяцев"
Образовательная область: познание, коммуникация.Занятие интегрированное.Цель: систематизировать знания детей о временаз года. В занятии используются схемы....
Конспект занятия по образовательной области "Познание" для детей подготовительной группы "Живая вода"
В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство». Любознательность, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/11/picture-82324-1373559066.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы :«Путешествие по России»
Программные задачи: • Обобщить и систематизировать знание детей о России. • Формировать уважительное отношение к г...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-209372-1361539097.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки».
Программное содержание:Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.Учить связно, послед...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/08/picture-188043-1523205327.jpg)
Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."
Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-232355-1364655750.jpg)
Конспект занятия по обучению правилам дорожного движения детей подготовительной группы.
Занятие посвящено тому, что бы ознакомить детей с правилами дорожного движения, правилами поведения на улице и в транспорте, с дорожными знаками, с видами транспорта....
Конспект занятия НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «День защитников Отечества»
Задачи:1. Образовательные:- дать детям знания о Российской Армии;- уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов.2. ...