ПРОЕКТ "Народные традиции"
проект (младшая группа) на тему
оформленный прект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_traditsii.pptx | 1.73 МБ |
proekt_russkie_traditsii.docx | 108.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знакомство с русской избой .
Быт русского народа.
Как мы путешествовали на ярмарку и знакомились с русскими традициями.
А так мы занимались …
Центр «Художественно-эстетического восприятия» (наш мини- музей)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 35 комбинированного вида Колпинского района
г. Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
- Название : «Русская народная культура и традиции»
- По доминирующей деятельности: (познавательно- информационный)
- По количеству участников: (групповой)
- По характеру контактов: (среди детей одной группы)
- По продолжительности: краткосрочный (1неделя).
Заявитель: дети (младшая «А» группа)
Автор проекта: воспитатель
Попадинец Ю.Ю.
Санкт-Петербург
2015
Структура проекта.
Актуальность.
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений.
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Постановка проблемы:
Проблема заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции? Недостаток знаний о русских народных традициях был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
Цель проекта:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с народными традициями, народным искусством;
2. Дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле; о народном фольклоре.
3. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
4. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
5. Привлечь родителей к созданию в группе музея-выставки предметов народной культуры и быта.
Ожидаемый результат.
- Познакомить детей с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта и традицией чаепития;
- Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть;
- Расширить представление о народном искусстве;
- Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- Воспитывать интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки;
- Организовать в группе выставку – музей предметов народного быта и культуры.
Этапы проекта.
1.Организационный.
- Формулирование цели и определение задач.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
- Вхождение детей в проект проходило через анкетирование, во время беседы.
- Взаимодействие с родителями: проведен опрос, консультация «Русские народные традиции».
2. Планирование деятельности.
ООД:
Рассматривание иллюстраций, беседы:
«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. (Просмотр иллюстраций с использованием ИКТ) .
Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
«Русская народная игрушка», «Народные мастера» - игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки - свистульки, матрешки, волчки; народные куклы ручной работы и т. д. (Просмотр иллюстраций с использованием ИКТ) .
Цель: Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки?
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».
Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
НОД:
1. Непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Веселые матрешки».
Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.
Задачи: Формировать умение расписывать матрешку методом пластилинографии. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
2. Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба! » (с применением ИКТ).
Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.) ; Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
3. Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Путешествие на ярмарку».
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи: Расширение представлений о народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях разных народов; накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства; воспитание интереса к русскому фольклору, приобщение детей к народным играм, хороводам.
Дидактические игры:
«Угадай по звуку? »
Цель: Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
«Что растет в саду и огороде? »
Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.
Подвижные игры:
«Салки», «Гуси, гуси. », «Кошки мышки», «У медведя во бору».
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с на родными играми; развивать двигательную активность., закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве»
Хороводные игры:
«Каравай», «Вышел Ваня погулять»
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Знакомство с фольклором:
Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание р.н. песен.
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Работа с родителями.
Консультация в родительском уголке, индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании потешек, загадок, считалок, помощь в создании в группе мини- музея.
3. Заключительный.
- Дети познакомятся с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта, с историей построения избы и выбора места..
- Продолжат знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
- У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.) .
- Продолжит воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками.
- В группе будет организована выставка – музей предметов народного быта и культуры.
4. Продукт проекта
- Итоговое занятие «Путешествие на ярмарку».
- Организация в группе выставки- музея предметов гародного быта и культуры.
5. Рефлексия.
По завершению проекта с детьми мною была проведена беседа, на которой дети рассказывали о том, что нового узнали (что такое изба, где ее строили, какой быт был у русского народа, какие виды игрушек существовали).
Также я сделала самоанализ, вывод: самым удачным моментом было «Путешествие на ярмарку», так как занятие проходило в игровой форме, с музыкальным сопровождением .
Занятие проходило динамично, весело, дети не устали.
В будущем, при организации проекта, планирую работать с муз. работником.
6. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.
При организации проекта могут быть негативные последствия: у детей может пропасть интерес к данной теме, чтобы этого не было, необходимо интересно оформить предметно- развивающую среду, дать ребенку индивидуальное задание, показать, что без его участия ничего не получиться. Можно подготовить грамоты и призы участника.
Используемая литература:
-1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.
4.Интернет ресурсы:
Приложение 1.
- Конспект НОД: «Знакомство детей с традиционно-бытовой культурой русского народа».
Программное содержание:
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
Задачи: Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.). Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.). Развить связную речь. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: помочь, рубить избу, горница, сундук, полати.
Ход занятия
-Дети, сегодня мы с вами пойдём в гости к тётушке Алёне. А живёт тётушка Алёна за лесом, поэтому наш путь лежит через лес, который мы с вами придумаем. Сделать нам это поможет музыка великого русского композитора П.И. Чайковского. Закройте глаза, вслушайтесь в волшебные звуки музыки и представьте себе осенний лес, каким вы его
знаете. (Слушание музыки 2-3 минуты, после чего громкость музыки убавляется).
Воспитатель: Я вижу в лесу много деревьев и кустарников, здесь бродит много разных зверей, все они занимаются своими делам. А теперь откройте глаза и расскажите, что вы видели в лесу. (Деревья 2-3-4 видов, животные леса 5-6 видов, птицы 2-3 видов. В случае затруднения детей воспитатель помогает им, предъявляет предметные картинки-подсказки с изображением флоры, фауны). А вот и изба тётушки Алёны!
Воспитатель: «Слава нашей стороне, слава русской стороне! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли». Тётушка Алёна увидела нас, обрадовалась.(Воспитатель переодевается в сарафан)
-Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В избу заходите,
садитесь. А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, и на
девочек полюбуюсь: какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» скажут.
Ну, вот как славно и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите? (Используя вопросы-подсказки, помогает вспомнить: в больнице, в парикмахерской, в гостях, при встрече со знакомыми и т.п.) - Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?
Подводит итог детским высказываниям: здравствуйте от слова здравие - здоровье. Т.е. мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это пожелание доброе или злое? (ответы детей) Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Давайте попробуем.
А ещё я вам сказала: «милости прошу!» Что эти слова означают, как вы их понимаете?
(подводится итог детским рассуждениям: милость - от слова милый, т.е. прошу вас быть милыми. Милый человек, какой? Добрый, ласковый, внимательный, заботливый. Вот об этом и просит хозяйка: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает).
Вот какие наши русские приветствия - не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские - народ доброжелательный». Как вы это понимаете? Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил. (просмотр иллюстраций на компьютере). Ясно, что одному человеку такое большое дело не под силу.
Традиция помогать друг другу называлась помочь. Давайте все вместе произнесём это новое слово «помочь».
И пословицы народ сложил: «Ум хорошо, а два лучше», «Другому сколько можно помогай», «Одному хорошо, а вместе лучше».
- В старые времена дома на любом месте не строили.
Выбору места, где должен будет стоять дом, уделялось большое внимание. Не строили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались нечистыми.
Приглядели хозяева площадку, где
можно дом ставить, а с вечера три маленьких хлеба испекли. Поутру с ними на место вышли. Два хлеба за пазуху положили: один - с правой стороны, другой - с левой, а третий хлеб - прямо на сердце, пусть он правду скажет. Потом их на землю бросали. Коль упали хлеба кормами кверху, можно дом строить, а уж если нет, то не обессудь — ищи другое место для избы.
Пантомима «Строим избу»
И, конечно же, в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой, и жилось хорошо. Комнату в избе называет горницей. Постарайтесь запомнить это слово. (2-3 ребёнка повторяют) Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь - всему голова». Голова - значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице зима, мороз, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы детей). А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова), Да, печь и накормит, и обогреет.
А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замёрзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что ещё можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы) А ещё, дети, печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться? (Простудятся и т.п.) Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников - простуда пройдёт. Вот почему говорят: «Печь - всему голова». Она кормит, и греет, и сушит, и лечит.
А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках). А в некоторых избах делали полати - это такие полки. На них и спали. Столы в избах были большие, потому что и семьи немалые: папа, мама, дед с бабушкой и детей человек пять. Сколько всего? Самый главный в семье был самый старший мужчина - дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, много повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались.
А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам -уж очень они были дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто - то вперёд него ложку опустит — тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остаётся. Отсюда и поговорка: «Поперёк батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению.
Вот, дети, какой русский народ: доброжелательный (предлагает детям объяснить это слово), родителей почитает (почитает - что это обозначит?), в помочи никому не отказывает (помочь - что это?) и весёлый. А как праздник придёт - веселились от души. Подводятся итоги занятия.
- Конспект интегрированного занятия: «Знакомство с народной игрушкой Матрешкой».
Программное содержание:
Цель занятия: познакомить детей с народной игрушкой матрешкой.
Задачи:
- Воспитывать любовь к народному творчеству,
- Закрепление цветов (красный, желтый, синий, зеленый)
- Закрепить понятия «один»,»много»
- Закрепить понятие «величина»
- Упражняться в пластилинографии.
Активизация словаря: деревянная, липа, Матрена
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Ход занятия:
В группу входит воспитатель( одетый в русский народный сарафан), в руке корзинка(в ней лежит матрешка)
Воспитатель: Дети , я сегодня для вас нарядилась, посмотрите какой у меня красивый сарафан, хотите узнать почему?
Дети: Да!
Воспитатель: Я сегодня пришла не одна, а со своей подружкой, которая тоже очень нарядная, хотите узнать кто это?
Дети: Да!
Воспитатель: для этого надо отгадать загадку:
Принесла я вам игрушку,
Не лошадку, не петрушку,
Красавицу девицу и ее сестриц,
Каждая сестрица для маленькой темница
Воспитатель: Кто же это?
Дети: матрешка!
Воспитатель: правильно, матрешка! Достаю и показываю матрешку
Воспитатель: хотите узнать побольше про матрешку?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, я вас приглашаю в нашу мастерскую (проходят и садятся на стулья)
Воспитатель: Ой ,слышите, что- то гремит, эта игрушка с секретом, давайте посмотрим что там!
Начинаю рассказывать в стихотворной форме , и сопровождаю слово показом
Эта куколка толста
А внутри она пуста:
Разнимается она на две половинки ,
В ней живет еще одна кукла в серединке,
Эту куколку открой, будет третья во второй,
Половинку отвинти,
Плотную, притертую, и увидишь ты внутри
Куколку четвертую,
Вынь ее и посмотри: кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая куколка пузатая,
А внутри пустая,
В ней живет шестая,
А в шестой, седьмая,
А в седьмой восьмая,
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Воспитатель: Посмотрите дети, сколько у матрешки сестричек
Скажите, а сколько у меня в руке матрешек?
Дети: Одна
Воспитатель: А сколько на столе матрешек?
Дети: много!
Воспитатель: Покажите Мне самую высокую матрешку, и низкую
Дети показывают
Воспитатель: Матрешка игрушка народная , делают ее из дерева, Если игрушка сделана из дерева, она какая?
Дети: деревянная
Воспитатель: Из какого дерева сделана матрешка?
Дети: из липы
Воспитатель: Да, правильно из липы
Воспитатель: Мастер вырезает матрешку на специальном станке, и она получается вот такая, (показываю шаблон матрешки без росписи бумага)
Воспитатель: Красивая?
Дети: Нет!
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы матрешка стала красивой?
Дети: Расписать ее
Воспитатель: Верно, для этого нам понадобится пластилин.
Выполняется роспись пластилинографией.
Воспитатель: К нам пришли еще матрешки, у них случилась беда, все их подружки разбежались, давайте поможем матрешкам собрать своих подружек!
Далее на столе выкладываю матрешки (желтого, синего. красного, зеленого цвета), предлагаю детям их рассмотреть и раздаю маленьких матрешек разных цветов. Дети под музыку находят свою матрешку и кладут подружку на нужный стол.
Воспитатель: Какие молодцы, все нашли своих матрешек, и матрешки даже повеселели.
Воспитатель: ,дети, а давайте покажем матрешкам, как мы умеем играть
Физминутка: Дуйте в дудки,
Бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрешки,
Ложки деревянные, матрёшечки румяные.
Проводится выставка работ.
- Конспект НОД «Путешествие на ярмарку »
Программное содержание:
Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.
Используемый материал: игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, лента, лукошко, музыка.
Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, силуэт, свистульки, лукошко.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О русских мастерах-умельцах
На весь мир молва идет.
Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими.
Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка? (Ответы детей).
Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса».
Вот нам бы побывать на ярмарке русских чудес.
(Звучит фонограмма – музыка, смех)
Эй, народ честной, да удачливый!
На нашу ярмарку поворачивай!
Что душа не пожелает,
Все на ярмарке найдет!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдет!
Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша:
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Что это за подружки? (Ответы детей). Правильно, это матрешка. Показывает матрешку). Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Как вы думаете, с какой матрешки мастер начинает свою работу? (Предположения детей).
Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша. Положим ее в лукошко.
Игровое задание «Скажи пословицу»
Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах
У работящего в руках дело огнем горит.
Дело мастера боится.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Делу время, потехе час.
Труд человека кормит, а лень портит.
Глаза страшатся, а руки делают.
От лени-болезни, от труда – здоровье.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Где же делают такую замечательную матрешку?).
Игра с лентой
(под русскую народную музыку)
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)
Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продают на ярмарке?
Посмотрите, какие игрушки! (Показывает дымковские игрушки и иллюстрации с изображением различных дымковских игрушек).
Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Это, ребята, дымковские игрушки.
Из чего сделаны дымковские игрушки? Почему они называются дымковскими?
Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете? Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (Ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит».
Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, веселые игры.
Воспитатель читает стихотворение «Дымковский индюк»
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.
Воспитатель: Замечательно! Покупку нашу положим в лукошко.
Воспитатель: Давайте подойдем к следующему столу и посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера. Может быть, кто-то из вас уже догадался? (Ответы детей).
Верно, здесь свистульки разные и у каждой свое название. Давайте их внимательно рассмотрим. Красота, да и только! Это филимоновская свистулька.
Как вы думаете, почему она так называется? Из чего сделана?
В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки. Какие игрушки вы здесь видите? (Котик, барышня, птичка…)
Здесь у нас еще есть свистульки. Вот эти свистульки называются городецкими (Показывает городецкие свистульки). Есть удивительный городок на реке Волга и называется он Городец. В этом городе живут замечательные мастера, которые делают необыкновенно красивую мебель, посуду и вот такие расписные свистульки. Из чего сделаны городецкие свистульки?
Воспитатель: Как много интересного мы увидели и приобрели на ярмарке «Русские чудеса»! Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (Ответы детей). Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку? Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.
Приложение2.
Консультация для родителей.
Русская народная игрушка.
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.
Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.
Дымковские игрушки.
Дымковские изделия удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами.Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Mастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.
Сейчас народные умельцы работают в мастерских. Чего только здесь нет: барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.
Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Способы лепки очень простые. Эскизов мастерицы не делают. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. - лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.
Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции "Мать с детьми" фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе.
Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают.
Филимоновские игрушки.
Известным народным промыслом является деревня Фили-моново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.
Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.
У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.
Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение. Игрушки полыхают огнем, переливаются всеми цветами радуги.
Маленький ребенок прежде всего видит в филимоновской игрушке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество.
И там, где взрослый задумывается над определением содержания игрушки, ребенку все ясно.
Декоративная посуда.
Недалеко от Москвы, в Раменском районе находится село Гжель. Гончарными ремеслами занимались здесь издавна, примерно с XIV в.
Делали квасники, кумганы, тарелки и игрушки, расписанные керамическими красками. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне
Однако синева узоров не однотонна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озер и рек. Иногда цвет росписи бывает коричневого и желтовато-зеленого цветов.
Гжельские мастера удивительно точно сочетают рисунок орнамента с формой изделия, что является еще одной традицией промысла. Пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Рисуют мастера так быстро, что не успеваешь за ними следить, а мазки ложатся ровно, и кажется, что все они одного цвета. Но после обжига окраска приобретает множество тонов и оттенков.
Кроме посуды, в Гжели делали малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей. Все скульптуры тонко расписаны и, несмотря на один цвет росписи и легкую позолоту, выглядят весело и изысканно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"
Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...
. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРАДИЦИИ В СПЛОЧЕНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/
Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...