Конспект НОД "Ознакомление с игрушками родного края"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МДОУ «детский сад № 122»
Конспект НООД
Знакомство детей с творчеством Мордовии
«Ознакомление с игрушками родного края»
(средняя группа)
Подготовила:
Бабанова А. В.
Саранск 2015 г.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с элементами Мордовской национальной одежды.
2. Формировать у детей правильное произношение всех звуков как в отдельности, так и в составе слова.
3. Формировать фонематический слух.
4. Прививать детям любовь к родному краю.
Предварительная работа:
Прослушивание мордовской музыки, чтение мордовских народных сказок, рассматривание альбомов, книг о Мордовии.
Словарная работа:
Панар, пулай, кырганят
Оборудование:
Аудиозаписи с мордовской музыкой, кукла в национальном костюме, деревянные Тавленские игрушки, книга Мордовия- Народное искусство.
Методические приемы:
Сюрпризный момент, чередование хоровых и индивидуальных ответов, физкультурная пауза, обследование игрушки, вопросы к детям.
Ход НООД:
Включается запись мордовской песни:
«Вай велесь, велесь…»
- Ребята, скажите, на каком языке поют эту песню?
- На мордовском.
- Правильно.
- А как называется город, в котором мы живем?
- Саранск- это главный город нашей Мордовии. Он большой и красивый.
Нам в Саранск
Замечательно
Живется
Наша жизнь
В России
Светлой песней льется
Здесь мокшанки
И нарядны
И красивы
Мой Саранск
Саранск известен
Всей России
А. Мортынов
(Стук в дверь. Появляется кукла мокшанка- эрзя, в руке небольшая сумочка с игрушками)
- Шумбратодо ялгат! Здравствуйте ребята!
- Давайте познакомимся. Меня зовут Маруня.
Я живу в Мордовии. По национальности я- мордовка. Компазиторы очень много песен написали про мордовочек. Одну из них сегодня вам спает Иван Сяткин.
(Включается запись песни «Мордовочка»)
- Маруня, какая ты красивая! Правда ребята?
(Рассматривание куклы)
- На Маруне длинное платье, да не простое, а вышито мордовскими узорами. По-мордовски оно называется «Панар»
(Индивидуальное и хоровое повторение)
- Сзади у нее повязана набедренная повязка. Она очень красивая. Посмотрите, какие красивые узоры составлены из бисера. Здесь так же пришивались пуговицы, разная тесьма, нанизывались старинные монеты.
- Маруня, а для чего это делали?
- Это делали для того, чтоб красивую мордовскую девушку можно было не только увидеть, но и услышать из далека. По- мордовски эта повязка называется «пулай».
- «Пулай» (индивидуальные и хоровые повторения)
- Ребята! А что у меня на ногах? (Сапоги)
- В старину, сапоги стоили очень дорого. Одну пару сапог можно было купить, если продать хорошую лошадь, поэтому не каждый мог их себе позволить. А кто не мог купить сапоги, те надевали лапти. А вы знаете, что такое лапти?
(Демонстрация лаптей)
- Это обувь, которую плели из лыка.
- Маруня, а какой красивый у тебя головной убор!
- Это какошник. По- мордовски он называется «панга».
(Индивидуальная работа со словом «панга»)
-А бусы на моей шее по - мордовски называются «кырганят»
(индивидуальные и хоровые повторения)
- Ребята, я сегодня пришла к вам не одна, а со своими друзьями- игрушками, которые делают у нас в Мордовии.
(показ)
- Это матрешки- мордовочки. Их нельзя спутать с другими матрешками, т.к. они расписаны мордовскими узорами.
- А вот эти игрушки пришли к нам из деревни Подлесная Тавла.
- Что это?
- Кони.
- Из какого материала они сделаны?
- Из дерева.
- В Подлесной Тавлее созданы мастерские, где делают игрушки из дерева.
(Показ иллюстраций из книги «Мордовия. Народное исскуство. Стр. 120»)
- Здесь создаются резные деревянные скульптуры на темы мордовских сказок, разные игрушки с движениями (стр. 122- 123 )
- А вот эти игрушки свистульки (посвистеть), использовались не только для игр, но и как музыкальное сопровождение во время праздничных представлений. Часть людей пела, а часть свистели под музыку. Вот так (включается музыка, показ)
Воспитатель:
- На этом занятие закончено. Сейчас можете поиграть с игрушками, рассмотреть их поближе, познакомить их с нашими игрушками, которые живут у нас в группе.
(Включается спокойная мордовская музыка)
Литература:
1. Мордовия. Народное искусство.
2. Мордовский национальный костюм
Прокина Т. П.; Сурина М. И.
3. Обучение детей Мордовским языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. (Программа методические рекомендации)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Знакомство с родным краем"
Конспект НОД "Знакомство с родным краем" направлен на формирование познавательного интереса детей к малой родине, желания активно изучать ее историю, культуру, символику, растительный и животный ...
Конспект НОД "Путешествие по родному краю"
Нравственно - патриотическое воспитание....
Конспект занятия: «Государственная символика родного края»
- воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою малую родину;- интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством изучения символов малой родины;- р...
конспект занятия "Путешествие по родному краю"
Посвящен знакомству с Красноярским краем, его природой и обитателями....
Конспект занятия "Путешествие по родному краю"
Методическая разработка к методическому объеденению в ДОУ....
Конспект НОД «Растительный мир родного края»
конспект НОД "Растительный мир родного ерая...
Тема занятия: «Игрушка родного края».
Тема занятия: «Игрушка родного края».Цель: Посредством самостоятельного творчества вызвать у детей интерес и любовь к искусству своего края, чувство ответственности за сохранение и развити...