Тема занятия: «Игрушка родного края».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Тема занятия: «Игрушка родного края».
Цель: Посредством самостоятельного творчества вызвать у детей интерес и любовь к искусству своего края, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема занятия: «Игрушка родного края». | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Игрушка родного края».
Цель: Посредством самостоятельного творчества вызвать у детей интерес и любовь к искусству своего края, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны.
Задачи:
1. Познакомить с замечательным мастерством и искусством Липецкой области, с особенностями в росписи романовской глиняной игрушки.
2. Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.
3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Ожидаемый результат: через самостоятельное творчество дети познакомятся с народными традициями и историей родного края.
Оборудование для учащихся
- модель для раскрашивания "Романовская игрушка"
- гуашь
- кисти
- баночка для воды
- салфетка
- простой карандаш
- стиральная резинка
Оборудование для педагога
- Романовские игрушки
- плакаты «Романовская игрушка»
- презентации «Романовская игрушка»
План занятия(45 мин.)
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
2. Теоретическая часть. Вводный рассказ с демонстрацией романовских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход занятия.
1. Организационный момент (создание учебной ситуации).
Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают люди птицу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво — безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
2. Новый материал.
2.1.Теоретическая часть.
Вводный рассказ педагога сопровождается показом слайдов.
-Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Вот и наша Липецкая область славится своими мастерами, своими романовскими игрушками. История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда.
И на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово - ныне Ленино.
В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой. Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».
Наиболее ранние игрушки датируются концом Х1Х века. Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек.
Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным и Иваном Федоровичем Гункиным народными мастерами. Многие образцы романовских игрушек Иван Фёдорович восстановил по памяти. Умер Иван Гункин в 1997 году, оставив богатое наследство: несколько его собственных сюжетов романовской игрушки стали классикой этого ремесла.
Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция. Сюжеты в романовской игрушке чаще всего изображающие городскую жизнь. Часто мастера лепили и домашних животных: уток, коров, баранов и коз. По традиции народного искусства их изображали в профиль, а вот людей – анфас. Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пёстро одета. Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Игрушка лаконична и проста по исполнению. С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы. Особенность липецкого декора игрушек — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Цвета встречающиеся в росписи это красный ,желтый, оранжевый, зеленый, а в дополнение используют серебряное и бронзовое покрытие. В качестве узора наносят небольшие полоски и точки.
2.2. Закрепление нового теоретического материала.
Дидактическая игра «Найди романовскую игрушку»:
педагог раздает карточки с изображением различных народных игрушек, среди них нужно найти и назвать номера соответствующие изображениям романовской игрушке.
Вопрос: Почему игрушка называется романовской?
Вопрос: Особенности романовской игрушки?
Вопрос: Какие цвета традиционны при росписи игрушки?
Богата Липецкая область народными ремёслами и славится мастерами своими. Ребята и мы с вами попробуем себя в роли народных мастеров и распишем наши игрушки. (На доске плакаты или презентации поэтапной росписи романовской игрушки).
2.3. Подготовка к практической работе.
Мастер глину замесил
И игрушек налепил,
После высушил, и в печь –
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Объяснение поэтапной росписи:
∙ Простым карандашом делаем разметку основных цветовых пятен.
∙ Гуашевой краской наносим цвет основных пятен.
∙ Цветом закрашиваем мелкие детали.
∙ Наносим полоски, точки.
∙ Декорируем серебряной краской.
Закрепление алгоритмов росписи.
∙ Фронтальный опрос учащихся.
Повторение правил аккуратной работы
(работа с гуашью, кисточкой, правила Т/Б, использование салфеток и т.д.) .
3. Практическая часть.
Самостоятельная работа учащихся по росписи игрушки.
4. Подведение итогов:
В конце занятия устраивается выставка. Ребята вместе с педагогом выбирают лучшие работы.
Презентация детских работ.
РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА
Есть под Липецком село,
Романово зовут его.
И живут там мастера,
Что добро несут в дома.
И добро там не простое,
И не злато- серебро.
Романовской игрушкой
Называется оно.
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Что за конь!
Только тронь -
Со всадником вместе
Ускачет верст за двести.
С переливами поет, утром будит весь народ.
Золотистый гребешок гордо носит … (Петушок)
Ой, свистулечка какая,
Уточка расписная !
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
-Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
-Ой, Романовская я!
Утка - Марфутка
Бережком идет
Уточек - Марфуточек
Купаться ведет.
Утки , птички, петушки –
Музыкальные свистки,
По-народному – свистульки,
Лепят в нашей области
И свистульки, спору нет,
Покорили целый свет!
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки романовские
На все манеры.
Вот вам барыни,
А вот и кавалеры.
У барынь алые щеки и губки.
Нарядные платья и теплые шубы.
Хоть весь базар обойдете,
Лучше барынь не найдете.
Стоит молодушка,
А с ней коровушка:
Важная, спокойная
Буренушка - дойная.
Игрушки –романушки повсюду славятся
Подходите скорей- они и вам понравятся!
Выбрать стихотворение, которое подходит к вашей игрушке и представить свою работу.
Педагог не забывает похвалить каждого ребенкаа, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по лепке с детьми с задержкой психического развития на тему «Осенний лес родного края»
Воспитатель: ребята! оглянитесь вокруг, природа наша так прекрасна......
Интегрированное занятие по лепке с детьми с задержкой психического развития на тему «Осенний лес родного края»
Воспитатель: ребята! оглянитесь-ка вокруг, наша природа так прекрасна!...
Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.
Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...
тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа
тема: «Путешествие по родному краю» Программные задачи: Продолжать учить пользоваться как краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...
Открытое занятие в старшей группе на тему :"Путешествие по родному краю"
Это занятие посвящено знакомству детей с растительным и животным миром родного края.Включает в себя:1.Образовательные и воспитательные задачи2.Предшествующую работу3.Методику занятия4.Приложение...
Конспект занятия по познавательной деятельности тема : Обычаи традиции родного края
Конспект занятия по познавательной деятельности тема : Обычаи традиции родного края...
Конспект НОД "Ознакомление с игрушками родного края"
Конспект по развитию речи...