НОД по патриотическому воспитанию "Бескрайняя наша Россия"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Черенкова Ольга Александровна

Цель: Обобщение и систематизация  знаний и представлений детей о России.

Задачи:

1. Закреплять и расширять знания детей о государственных символах России, о названиях городов, о народных промыслах, о родном городе.

2. Развивать связную речь детей, умение составлять рассказ, обогащать активный словарь, развивать память, мышление, воображение.

3. Формировать эмоционально-патриотическое отношение  к родной стране, родному городу, к природе, культуре, воспитывать уважение к государственным символам, бережное отношение к природе Родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_beskraynyaya_nasha_rossiya_-_kopiya.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Зоренька»

«Бескрайняя наша Россия»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

Автор:

социальный педагог

О.А. Черенкова

Котлас, 2015 г

Цель: Обобщение и систематизация  знаний и представлений детей о России.

Задачи:

1. Закреплять и расширять знания детей о государственных символах России, о названиях городов, о народных промыслах, о родном городе.

2. Развивать связную речь детей, умение составлять рассказ, обогащать активный словарь, развивать память, мышление, воображение.

3. Формировать эмоционально-патриотическое отношение  к родной стране, родному городу, к природе, культуре, воспитывать уважение к государственным символам, бережное отношение к природе Родины.

Предварительная работа:

  - беседы о государственных символах России, о традиционных ремеслах, укладе жизни на Руси, беседа о истории, гербе, Котласа;

 - просмотр презентаций, видеороликов о государственных и неофициальных символах России, просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов», слайд-шоу о Котласе;

 - экскурсии по улицам, в учреждения культуры и дополнительного образования  города Котласа;

- рассматривание глобуса, географической карты России, фотоальбома  о Котласе, альбома «Природа России», предметов традиционных ремёсел;

 - чтение стихотворений о России, о государственных символах,  заучивание некоторых их них, чтение рассказов о Котласе;

 - прослушивание гимна России, гимна Котласа, музыкальных композиций о России;

 - рисование по замыслу «Моя Россия», «Котласа любимый уголок», объёмная аппликация «Развивайся, флаг России!», расписывание шаблонов игрушек элементами дымковской росписи;

 - создание семейной «Книги народной мудрости», пополнение альбома «Наша Родина – Россия»;

 - использование народных подвижных, музыкальных игр и игровых упражнений  на прогулке, на физкультурных, музыкальных занятиях.

Материалы и оборудование: географическая карта России, мультимедиа-проектор, ноутбук, мультимедийная  презентация, изображение флагов разных стран, флажки белого, синего и красного цветов, части герба,  клеевой карандаш; небольшие карточки с изображением животных и птиц (в том числе, не обитающих в лесу), демонстрационный материал «Лес», магнитная доска, магниты, флаг РФ, матрёшка, деревянный макет дерева, микрофон.

Ход.

Ритуал приветствия.(Слайд 1.Доброе утро)

 - Настал новый день. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу по кругу искреннюю улыбку и теплоту наших рук, пожелаем друг другу «Доброе утро!», чтобы наступивший день был добрым и успешным для каждого из нас.

- Дорогие ребята! Представляете, я очень люблю путешествовать, узнавать что-то новое. А вы любите путешествовать? Хотели бы вы отправиться со мной в путешествие? А вот куда мы сегодня отправимся, подскажет карта. Давайте посмотрим, какая же страна на ней изображена?

 - Да, это Россия.  А какая она, наша Россия? (Ответы детей)

- Наша Родина Россия бескрайняя, богатая, великая, сильная. Территория её протянулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть  высокие горы, полноводные реки, бескрайние поля, густые леса, деревни и города.  Россия так огромна, что когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Но Россия – это, прежде всего, люди, которые  живут на её территории. Это мы с вами. Кто мы? (Россияне).

 - Друзья, а что, если нам отправиться  в путешествие по России на поезде? Отлично!  Слайд 2.Поезд. Занимаем места в вагоне.

 - Долгий путь нам предстоит. И, чтоб в дороге не скучать, давайте вспомним пословицы  и поговорки, которые  русский народ сложил о Родине. Позвольте, я начну, а вы продолжите.

Жить – Родине служить.

 Родина поучает – Родина выручает.

Кто за Родину горой, тот истинный герой

Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.

Всякому мила своя сторона.

Где кто родится, там и пригодится.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Дома и стены помогают.

Если народ един, он непобедим.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина - мать, умей за неё постоять.

Человек без Родины - что соловей без песни.

– Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.

 - Слайд 3. Станция «Государственная». Наш поезд остановился на станции, которая называется “Государственная”. Слайд 4. Москва. Кирилл, как ты думаешь, в какой город мы приехали? Почему ты так решил?

 - Я с тобой согласна. Москва – главный город России, столица нашего государства. Здесь находится правительство, работает президент. Знаете ли вы, кто сейчас является президентом России?

 - Верно! Президент России – Владимир Владимирович Путин.

 - Какие государственные символы России вы знаете? Слайд 5. Государственные символы России

– Алина, могла бы ты найти флаг нашей страны среди других? (из предложенных флагов ребенок выбирает флаг России.).

 - Кто желает рассказать о российском флаге, значении цветов флага? (Высказывания детей).

 -А помните, как во время экскурсии мы обратили внимание на флаг России на здании городской администрации? Флаг красиво развивался на ветру, словно живой! Мне так хотелось бы  это увидеть снова! А вам? Сегодня всё возможно. Посмотрите, здесь оказались флажки белого, синего и красного цветов. Всё, что нужно для игры «Живой флаг».

Игровое упражнение «Живой флаг» - дети берут по одному флажку, строятся в три шеренги в соответствии с цветами флага. Синхронно размахивая флажками, читают стихотворение.

Флаг у нас прекрасный –

Белый, синий,  красный!

Белый – мир и чистота,

Синий – верность, небеса,

Красный – мужество, отвага…

Вот цвета родного флага.

Спасибо, дорогие друзья, вы создали прекрасный живой флаг нашей Родины!

 - Станция «Государственная» приготовила нам еще один сюрприз. (педагог достаёт из конверта и размещает на магнитной доске отдельно части герба, напечатанные на картоне,  – красный фон, золотой орёл, изображение святого Георгия Победоносца). Взгляните, что вам эти детали напоминают?  (Части герба России). У меня на всякий случай всегда есть клеевой карандаш. Ребята, а кому бы доверили собрать все части российского  герба воедино? (выбранный детьми ребенок последовательно наклеивает  части герба, объясняя свои действия).

 - Спасибо, Андрей, ты отлично справился с ответственным заданием. Этот государственный герб мы возьмем с собой на память о путешествии.

-  Гимн – тоже является государственным символом России. Кто из вас хотел бы рассказать, в каких случаях исполняется гимн? Как принято слушать гимн? (Гимн  исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране, гимн слушают стоя).

 - Хотели бы вы  послушать часть гимна России? (Прослушивание сокращенного варианта гимна.)

 - Нам пришла пора покинуть Москву.  Предлагаю продолжить путь. Слайд 6.Поезд. Мы едем в вагоне поезда по нашей прекрасной Родине. Слайд 7. Деревня. Поезд мчится мимо деревень, больших и маленьких городов. Слайд 8. Крупный город. А какие российские города вы знаете? (Ответы детей).

 - Что еще мы можем видеть за окном нашего поезда? (Ответы детей).

- Слайд 9. Станция «Лесная». Наш поезд сделал остановку.  Станция “Лесная”.

Слайд 10.Лес. Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим животным и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! А какие деревья растут в русском лесу? (Ответы детей).

– Но в лесу растут не только деревья. Вы знаете, что еще нам дает лес? (Ответы детей). Наверное, многие из вас бывали в лесу с родителями, собирали грибы и ягоды. Не так ли?  Расскажите, пожалуйста, какие ягоды можно найти в лесу? (Черника, брусника, клюква, земляника и т.д.) А какие грибы вам знакомы? (Подосиновик, подберезовик, белый гриб, лисички, сыроежки и т.д.) Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, бледная поганка.)

– Еще в наших лесах живут птицы, животные. А какие, мы не скажем, а покажем. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Давайте подумаем, какими способами можно разделиться на команды.  (Дети предлагают варианты образования команд, выбирается способ, устраивающий всех). Итак, у нас есть две команды. Я прошу вашу команду найти среди множества животных и разместить на лесной картине тех животных, которых можно встретить в русском лесу. А вы помогите мне, пожалуйста, поселить  на лесную картину обитающих в лесу птиц. (Дети выполняют задание).

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это – березы в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад

 -  Лес – это наше богатство. Как вы думаете, какие правила должны соблюдать люди, чтобы сохранить лес? (Рассуждения детей).Давайте беречь природу.  На память о пребывании на станции «Лесная», мы возьмём с собой это деревце.

Слайд 11. Поезд. А наше путешествие продолжается. Слайд 12.Пейзаж. Дорогие друзья, у нас есть время, чтобы посмотреть в окно поезда и послушать замечательную песню о нашей Родине. Слайд 13. Просмотр видеоролика «Что мы Родиной зовём».

- Слайд 14.Станция «Историческая». Мы приехали на станцию “Историческая”

Славилась Россия чудо – мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

 - Мы с вами уже знакомы с  изделиями декоративно – прикладного искусства русских мастеров. Хотели бы вы их вспомнить, отгадывая загадки? Тогда слушайте:

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это?

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Слайд 15.Матрешки. А вот  настоящая деревянная расписная матрёшка.  Возьмём ее с собой в детский сад?

– Следующая загадка.

Эта роспись – просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком. Слайд 16. Гжель

 - Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке. Слайд 17. Хохлома.

        - Максим сказал, что в загадке идет речь о хохломской росписи. Вы с ним согласны? Да, это прекрасная хохломская роспись.

Все игрушки – непростые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски. Слайд 18. Дымковская игрушка.

 - Молодцы,  вы знаете изделия русских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. Слайд 19. Народные гуляния. Давайте и мы поиграем сейчас в русскую народную игру “Золотые ворота”.

 - Мы славно поиграли. Слайд 20. Поезд. Приглашаю всех занять свои места в вагоне. Вам нравится наше путешествие? Но, как гласит русская пословица: «В гостях хорошо, а дома….(лучше). Пора возвращаться домой!

 -Может быть, вы знаете  название области, в которой мы живём? Напомните мне, пожалуйста, как называется главный город Архангельской области. Назовите  наш родной город. А как называют жителей Котласа?

 - Вот мы и дома, в нашем родном Котласе. Слайд 21. Ж\д вокзал Котлас-Южный. Наш поезд остановился на железнодорожном вокзале города. Кстати, есть такое утверждение: «Железнодорожный вокзал – сердце Котласа». Кто из вас согласен с этим утверждением?  А вы знаете,  какое значение железная дорога имеет для нашего родного города? (Рассуждения детей).

- Слайд 22.  Котлас. Мы покинули  вагон поезда, и пошли по котласским улицам. Я живу на улице Ленина, самой протяжённой улице города. А ты, Настя, знаешь название улицы, на которой живёшь? Миша, скажи, пожалуйста, название своей улицы?  (Дети говорят названия улиц ).  

На улицах нашего еще молодого города построены жилые дома, школы, детские сады, магазины, больницы. Какие еще места города вам знакомы?  Как вы думаете, чем  может гордиться наш  Котлас?  (Рассуждения детей).

- Слайд 23. Детский сад. Мы дома! Вот и закончилось наше путешествие по России.  В нашей прекрасной и бескрайней России  много интересных и удивительных мест, которые мы могли бы посетить.  

Рефлексия.

Вы бы хотели рассказать о путешествии родителям,  жителям Котласа?  Предлагаю написать статью о нашем путешествии в газету «Вечерний Котлас». Чтобы написать статью, позвольте мне, как начинающему корреспонденту,  взять у вас интервью. (Дети отвечают на вопросы педагога-корреспондента). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию, которое дает детям первые понятия о Родине, о родной земле, вызывает чувство гордости за своих земляков....

Методическое пособие. Тема *Родина наша - Россия* нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста для занятий по развитию речи дошкольников.

Цель : Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут».Задачи: 1. Продолжать обучать детей ориентироваться на географической карте.2. Развивать связную речь детей: расширять сл...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ "НАША РОДИНА - РОССИЯ"

Расширение знаний о своей Родине через нравственно-патрическое воспитание...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «НАША РОДИНА – РОССИЯ».

Цель проекта:формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах, столице, о символах России....

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «НАША РОДИНА – РОССИЯ».

Цель проекта:формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах, столице, о символах России....

Конспект тематического занятия по патриотическому воспитанию «Наша Родина-Россия»

Цель — продолжить формирование представлений о России. Воспитывать гордость за родную страну. 2. Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность....

Досуг по патриотическому воспитанию "Наша Россия - Родина моя"

Обобщить и систематизировать знания детей о России.Формировать уважительное отношение кгоударственным символам, воспитывать любовь к Родине....