Конспект занятия "Рачейский лес- красота природы"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Конспект занятия "Рачейский лес- красота природы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

с детьми старшей группы по теме

«Рачейский лес - красота природы»

 Программное содержание:

  1. Расширить представление детей о природе родного края.
  2. Развивать любознательность, стремление изучать и сохранять исторические памятники природы.
  3. Формировать знания о правилах поведения в лесу.
  4. Воспитывать патриотические чувства, уважение к труду работников лесхозного хозяйства.

Предварительная работа.

Посещение фотовыставки «Зеленая книга рачейского леса».

Рассматривание альбомов, книг, журналов.

Проведение бесед. Отгадывание загадок. Разучивание стихов.

Наглядные пособия и материалы.

Фотоматериалы, мольберты, бумага, кисти, стаканы с водой, салфетки, стол и волчок, макеты деревьев, аудиозапись: шум деревьев, пение птиц.

Методические приемы.

Рассказывание стихов, отгадывание загадок, занятие изобразительной деятельностью, интеллектуальная игра, физкультминутка.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, где присутствуют гости- работники лесного хозяйствас.Старая Рачейка ГУСО «Самарский лес».

На центральной стене оформлена фотовыставка «Зеленая книга рачейского леса».Вдоль боковых стен расставлены объемные деревья: березы, дубы, клены, липы, осины, сосны.В центре зала стоит круглый стол, мольберты.

Звучит аудиозапись: шум леса, пение птиц.

        Воспитатель: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Поздравляем Вас с праздником. 20 марта- День рождение леса. Ребята давайте поприветствуем наших гостей. Пришли на праздник ветераны труда лесного хозяйства:

- Федоров А.И. – директор Рачейского лесхоза;

- Солодкова В.И. – инженер лесного хозяйства;

- Грошева О.А. – мастер по посадке саженцев;

                          - Князев И.В. – лесник;

                         - Кабакин Н.М. – почетный лесоруб.

        Воспитатель: К.Д. Ушинский говорил: «Удивительный мир природа. Он встречает ребенка морем загадок, тайн. Заставляет его остановиться, присмотреться, прислушаться и задуматься…»

Дети читаю стихи.

1 ребенок:        3 ребенок:

Солнышко рано встает,        Наши родные края

Лучиком день зажигает        Очень красивы, богаты.

Весело птицы поют,          Горы, леса и поля,

Песнею день начинают.         Дом наш родимый, ребята!

2 ребенок:         4 ребенок:

Как хороши, приглядись,         Эту истину, знаю от роду,

Клёны, берёзы и ёлки!         И её никогда не таю:

Пенью у птицы учись,         Кто не любит родную природу

А трудолюбие у пчелки.         Тот не любит отчизну свою!

Воспитатель: Сложили люди пословицы, поговорки о богатстве и красоте природы.

Дети рассказывают поговорки:

- «Вода и лес- краса природы».

- «В реке, где много водорослей- много рыбы».

- «Без воды нет рыбы, без леса- зверя».

Звучит музыка. В зале появляется Дед Лука:

Дед Лука:  В лесу с утра до вечера

         Дежурит Дед Лука…

         Дремучий лес доверчиво

         Встречает лесника.

         А Дед глазами добрыми

         Глядит на тёмный лес

        Живёт в лесу он издавна

        Следит за лесом пристально:

         Чтоб лес не заболел,

         Чтоб ветки были сильными,

         Чтоб корни были сытыми,

         Чтоб жук кору не ел.

        Дедушка Лука. Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с праздником леса. Лес- наш друг, а для зверей и птиц- дом родной.Мне очень хотелось, чтобы вы всегда об этом помнили. Умели любоваться красотой и богатством нашего лесного края.

        Воспитатель: Ребята, мы много говорили об уникальных, исторических памятниках нашего лесного края. Напоминаю, что в районе всего 13 таких объектов, и 6 из них находятся на территории Рачейского лесхоза. Давайте, перечислим их, а фотовыставка вам поможет.

        

        Дети называют исторические памятники природы:

                               - Рачейский бор;

                                 - Рачейская тайга;

                                 - Семиключье;

                                 - Моховое болото;

                                 - Узилово болото;

                                 - Рачейские скалы;

           - Малоусинские нагорные сосняки и дубравы;

                                - Малоусинское урочище «Гремячий»;

                                 - Исток реки Усы.

        Воспитатель: Предлагаю порадовать, а может даже удивить уважаемых гостей нашими знаниями и умениями. Кто желает проявить творческую самостоятельность, подходите к мольбертам. Постарайтесь изобразить красоту нашей удивительной, неповторимой природы: леса, луга, скалы, болота, растительный и животный мир.

Одна подгруппа детей приступает к рисованию, другая подходит к столу,

на котором разложены открытки с изображение уникальных памятников природы нашей местности.

В центре стола- «волчок» со стрелкой для игры.

        Воспитатель (объясняет правила игры). Ребята будьте внимательны, на кого покажет стрелка, тот и расскажет об исторических памятниках природы.

Игра повторяется несколько раз.

Каждый из детей дает ответы, состоящие из 3- 4 предложений.

Примерные ответы детей.

  1. Сосновый бор: В сосновом бору растут вековые деревья, которым по 100 лет. Воздух там чистый, весело поют птички, бегают зайчики, лисички. Это памятник природы, его нужно беречь, охранять.
  2. Рачейская тайга: Это смешанный лес. Там много разных деревьев: берёзы, липы, клёны, осины, кусты, цветы, трава, обитают птицы и звери. Очень красивый, удивительный уголок природы.
  3. Семиключье: Около с. Смолькино из земли бьют семь ключей. Тоненькие струйки воды бегут между травой и попадают в реку. Та нельзя вырубать лес, иначе они высохнут. Их нужно охранять.
  4. Моховое болото: На болоте есть вода. Растет там мох. Место очень красивое, но и опасное, можно провалиться.
  5. Узилово болото: Собирают на болоте клюкву, она кислая, но очень полезная, богата витаминами. Маленькие красные ягодки запасают на зиму. В старину люди брали мох. Сушили и клали между бревнами, когда строили избу, баню, конюшню.
  6. Рачейские скалы: Огромные, серые камни, покрытые мхом, лишайником. Между валунами есть небольшие пещеры. Появились они в наших краях много миллионов лет назад.

Воспитатель подводит итог игры.

        Воспитатель: Молодцы, ребята! Наши края действительно очень всех удивляют, радуют красотой, не оставляют равнодушными. Каждое лето приезжают издалека туристы, живут в палатках, варят на костре, питаются ягодами, собирают лекарственные травы и грибы, дышат чистыми воздухом, пьют родниковую воду.

Игра заканчивается, но дети остаются около стола.

Работы по изобразительной деятельности раскладываются на столе,

 дети их рассматривают

Физкультминутка:

Дует ветер нам в лицо                     (взмахи кистями рук).

Закачалось деревцо         (покачивание вытянутыми руками).

Ветерок все тише- тише                 (медленно приседают).

Деревцо все выше- выше         (медленно поднимаются, руки вытянуты).

Физкультминутка повторяется – 3 раза.

        Дед Лука: Рассматривает детские рисунки. Я очень доволен вами. Мне понравились ваши рисунки и ответы. Молодцы, ребята!

А теперь, ребятки, Отгадайте мои загадки.        

1. Весной веселит,

 Летом холодит,

Осенью умирает,

Весной оживает (Лес).

2. Изба белена

А маковка зелена (Береза).

3. Никто не пугает,

А вся дрожит (Осина).

4. Всем она года считает,

Но своих птенцов бросает (Кукушка).

5. Живет в лесу,

Ухает как разбойник (Сова).

6.Хоть я и не молоток-

Но по дереву стучу.

В нем каждый уголок

Обследовать хочу (Дятел).

7. Не мышь, не птица

В лесу резвится

На деревьях живет

И орешки грызет (Белка).

8.Желтая хозяюшка

Из лесу пришла

Всех кур пересчитала

И собой унесла (Лиса).

9.Тихо, медленно ползет,

И на спине иголочки везет (Еж).

        Дед Лука: Молодцы, ребятки! Отгадали все загадки! Красотой природы нужно не только любоваться, но и уметь ее беречь!

Дети рассказывают «Лесные правила».

1 ребенок:

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

2 ребенок:

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

3 ребенок:

Из рогатки- не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают

Ну, кому они мешают.

Здесь не нужно всех ловить

Топать, хлопать, палкой бить.

4 ребенок:

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

5 ребенок:

Помоги лесным зверюшкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек-

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба-

Скажет: «Ты мой друг! Спасибо!».

Дед Лука раздает подарки лесные- шишки сосновые для детского творчества.

Воспитатель: Нам жить в одной семье,

             Нам жить в одном краю,

             Идти в одном строю,

             Лететь в одном полете.

             Давайте сохраним

             Ромашки на лугу,

             Кувшинки на реке

             И клюкву на болоте.

        Уважаемые гости, мы благодарим вас за нелегкий труд в лесном хозяйстве. На протяжении вы заботились, охраняли и преумножали наши лесные богатства. Спасибо вам за это!

Дети исполняют песню музыка и слова М.Бокач «Мой край родной»  

(Приложение №1)

Дети вручают подарки, сделанные своими руками, организуется чаепитие.

Приложение №1

Песня: «Мой край родной».

  1. Родина у каждого своя:

Дом родной, деревья и поля

Небо, золотистые луга

На ней милой речке берега.

            Припев: Где край родной- там солнце ярче светит

        Нам Родина милее всех на свете

         Не знаем, где потом мы будем жить,

                Но край родной всегда будем любить.

  1. Родину мы любим всей душой

Это край из детства

Край родной

Детский сад, березы, тополя-

Это Славная Рачейская земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию и художественному творчеству "Красота природы"

На данные конспекты могут опираться педагоги, которые работают по экологическому воспитанию. В них отражены и познавательные вопросы и самостоятельная твореская деятельность детей. Интересный сюрпризн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: Экскурсия на выставку пейзажной живописи «Красота природы»

В процессе подготовки данной НОД я хотела закрепить представления детей о жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), видах пейзажной живописи. умения детей высказывать суждения о произведении изобр...

Конспект познавательной беседы для детей подготовительной группы на тему «Красота природы бесценна»

Красота природы бесценна! Как сохранить природу родного города-живописные озера, березовую рощу, тополиные аллеи? Что значит любить природу и охранять все живое? На все эти и другие вопросы дает ответ...

Конспект «Знакомство с красотой природы родного края»

Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»; вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к природе осенью сре...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...