Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "ЧИТА УЗОРНАЯ"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект интегрированного познавательного занятия в подготовительной группе. Деревянная архитектура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od.docx | 18.4 КБ |
konspekt_od.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе.
“ЧИТА УЗОРНАЯ”
Воспитатель МБДОУ № 49 г.Чита
Л.В.Афанасьева
Цель
Закрепить знание детей о деревянном зодчестве города с архитектурой зданий своего города, имеющих художественное и историческое значение. Воспитывать чувство любви к своему родному городу.
Задачи
Закрепить знание детей архитектурных деталей (крыльцо, вход, ставни, наличники, подзор, причелина, полотенце и др.), основных принципов построения орнамента. Учить находить композиционное решение декора наличника, подзора, причелин русской избы. Закрепить навыки вырезания геометрических и растительных элементов на полосе бумаги, сложенной гармошкой. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной аппликации красиво сочетающиеся цвета).
Формировать интерес к народной культуре; совершенствовать художественно - творческие способности.
Предварительная работа
Познавательная деятельность
Знакомство с архитектурой города Читы. Деревянным зодчеством русской избы.
Экскурсии в музеи.
Занятия в библиотеке: «Старинная русская изба», «Прогулки по Чите»
Экскурсия по старой Чите
Чтение книг:
Е. Каменева “Как петух попал на полотенце”
А. Ополовников, Г. Островский “Русь деревянная” Г. Раздобрев “Чита узорчатая” (гравюры).
В. Немеров “Прогулки по старой Чите”
В. Лобанов “Старая Чита”
- заучивание поговорок о труде, знакомство с профессией зодчий, архитектор-строитель.
Художественно-эстетическая деятельность
Рисование:
- мелками “Ажурное окошко”
- углем “Деревянный дом”
Аппликации: “Красивые окошки”, “Причелина”, “Подзор дома”
Конструирование: “Деревенский домик”
Дидактические игры: “Укрась дом”, “Собери узор”, “Отгадай по фрагменту”, “Собери из частей целое”, “Расскажи о том, что видишь”
Социально-коммуникативное развитие;
Сюжетно-ролевые игры: “Мы в музее”, “Экскурсовод”, “Путешествие по городу”
Архитектурные детали
Венец- четыре бревна связанные в квадрат, с помощью желоба.
Наличник- декоративное обрамление оконных проемов.
Пилястры (торцевая доска) – вертикальная доска на стене деревянного дома, закрывающая торцы бревен и как правило, декорированного резными узорами.
Подзор- резные доски декоративно-художественные и конструктивные под скатами кровель на крышах.
Полотенце- короткая резная доска, закрывающая стык причелин.
Причелина- доска закрывающая наружные торцы полкровельных слег.
Слеги- продольные горизонтальные бревна, служат основанием крыши.
Материал
- фотографии деревянных домов г.Читы
- макеты домов
- книги о деревянном зодчестве
- иллюстрации плотницких инструментов
- дидактическая игра «Вырежи узор»
- набор карточек «Резные животные»
- рисунки воспитанников
- макет деревянного дома для аппликации
- аудио запись «Хочу Читу нарисовать».
Ход занятия
Дети заходят, садятся на подушки. Звучит аудио запись «Хочу Читу нарисовать».
Воспитатель: о чем же поется в этой песне?
Воспитатель читает стихотворение:
Гимн Читы
На месте первого свиданья
Читы с прохладной Ингодой
Казачьи вольные преданья
Воспели город наш родной;
В долинах рек, у светлой сини
На склонах Черского хребта
Храни величие России
И процветай в веках, Чита!
Зимовье предки основали,
И слободу сменил острог,
По Транссибирской магистрали
Шёл путь России на восток.
Геройский дух превозносили
И мощь державного щита...
Храни величие России
И процветай в веках, Чита!
Воспитатель: Кто знает, что такое слобода и острог? Давайте отправимся с вами в прошлое нашего города.
Раз-два три повернись в Чите старинной окажись.
Рассматривание иллюстраций старинные дома Читы.
Вопросы:
На каких улицах сохранились деревянные дома в Чите?
Из какого материала строили дома?
Кто строил эти дома (зодчие)? Кто такие зодчие?
Какими инструментами пользовались мастера?
Знакомство с инструментами: скобель, долото, топор.
Чем дома украшали?
Назовите декоративные элементы?
Рассматривание старинных плотницких инструментов.
Гимнастика для глаз: «Найди деревянного зверя» (силуэты деревянных зверей развешаны на потолке)
Появляется Купец.
Народ честной, по какому это вы делу собрались?
Любуетесь на красивые дома?
Я тоже построил себе дом да не знаю, каким узором его лучше украсить. А кто поможет, мне с этим делом не знаю. Уж долго мастеров ищу.
Хочу красивые узоры иметь и на своем доме.
Воспитатель: дети давайте поможем купцу, одевайте фартуки. Как настоящие зодчие. Приготовимся :
Пальчиковая игра «Строим дом»
Тук-ток, тук-ток! Дети ударяют кулачками друг о друга.
Застучал молоток.
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом, Поднимают руки.
С окнами большими, Сгибают поднятые руки в локтях и
кладут одну ладонь на другую («окно»).
Со ставнями резными. Разводят руки в стороны («раскрывают ставни»).
Тук-ток, тук-ток! Ударяют, кулачками друг о друга.
Замолчал молоток. Опускают руки.
Вот готов новый дом. Соединяют руки над головой («крыша»)
Будем жить мы в нем. Прикасаются ладонями к груди и
вытягивают руки вперед.
Перед детьми объемный дом с пятью стенами. Беседа о доме, почему он называется глаголь. Дети подвоя украшают фасад дома каждая пара по одной стене. Закрепить символику отдельных элементов и мотивов (круг и его вариации - солнце, прямая линия - дорога, волнистая линия - вода, зигзаг - молния, ромб - поле, треугольник - стрела, ряд треугольников - косица) (Фоном звучит русская народная музыка)
Дети работают самостоятельно, воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднение.
Купец нахваливает, в конце работы спрашивает: а как вы сами думаете, красивый дом у меня получился? Дети сами анализируют свою работу. Купец: «Конец всему делу венец». А что это выражение обозначает?
Купец благодарит и прощается. Дети возвращаются обратно: раз, два, три повернись в Чите современной очутись.
Воспитатель, где же дети были и что нового узнали?
Предварительный просмотр:
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе.
“ЧИТА УЗОРНАЯ”
Воспитатель МБДОУ № 49 г.Чита
Л.В.Афанасьева
Цель
Закрепить знание детей о деревянном зодчестве города с архитектурой зданий своего города, имеющих художественное и историческое значение. Воспитывать чувство любви к своему родному городу.
Задачи
Закрепить знание детей архитектурных деталей (крыльцо, вход, ставни, наличники, подзор, причелина, полотенце и др.), основных принципов построения орнамента. Учить находить композиционное решение декора наличника, подзора, причелин русской избы. Закрепить навыки вырезания геометрических и растительных элементов на полосе бумаги, сложенной гармошкой. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной аппликации красиво сочетающиеся цвета).
Формировать интерес к народной культуре; совершенствовать художественно - творческие способности.
Предварительная работа
Познавательная деятельность
Знакомство с архитектурой города Читы. Деревянным зодчеством русской избы.
Экскурсии в музеи.
Занятия в библиотеке: «Старинная русская изба», «Прогулки по Чите»
Экскурсия по старой Чите
Чтение книг:
Е. Каменева “Как петух попал на полотенце”
А. Ополовников, Г. Островский “Русь деревянная” Г. Раздобрев “Чита узорчатая” (гравюры).
В. Немеров “Прогулки по старой Чите”
В. Лобанов “Старая Чита”
- заучивание поговорок о труде, знакомство с профессией зодчий, архитектор-строитель.
Художественно-эстетическая деятельность
Рисование:
- мелками “Ажурное окошко”
- углем “Деревянный дом”
Аппликации: “Красивые окошки”, “Причелина”, “Подзор дома”
Конструирование: “Деревенский домик”
Дидактические игры: “Укрась дом”, “Собери узор”, “Отгадай по фрагменту”, “Собери из частей целое”, “Расскажи о том, что видишь”
Социально-коммуникативное развитие;
Сюжетно-ролевые игры: “Мы в музее”, “Экскурсовод”, “Путешествие по городу”
Архитектурные детали
Венец- четыре бревна связанные в квадрат, с помощью желоба.
Наличник- декоративное обрамление оконных проемов.
Пилястры (торцевая доска) – вертикальная доска на стене деревянного дома, закрывающая торцы бревен и как правило, декорированного резными узорами.
Подзор- резные доски декоративно-художественные и конструктивные под скатами кровель на крышах.
Полотенце- короткая резная доска, закрывающая стык причелин.
Причелина- доска закрывающая наружные торцы полкровельных слег.
Слеги- продольные горизонтальные бревна, служат основанием крыши.
Материал
- фотографии деревянных домов г.Читы
- макеты домов
- книги о деревянном зодчестве
- иллюстрации плотницких инструментов
- дидактическая игра «Вырежи узор»
- набор карточек «Резные животные»
- рисунки воспитанников
- макет деревянного дома для аппликации
- аудио запись «Хочу Читу нарисовать».
Ход занятия
Дети заходят, садятся на подушки. Звучит аудио запись «Хочу Читу нарисовать».
Воспитатель: о чем же поется в этой песне?
Воспитатель читает стихотворение:
Гимн Читы
На месте первого свиданья
Читы с прохладной Ингодой
Казачьи вольные преданья
Воспели город наш родной;
В долинах рек, у светлой сини
На склонах Черского хребта
Храни величие России
И процветай в веках, Чита!
Зимовье предки основали,
И слободу сменил острог,
По Транссибирской магистрали
Шёл путь России на восток.
Геройский дух превозносили
И мощь державного щита...
Храни величие России
И процветай в веках, Чита!
Воспитатель: Кто знает, что такое слобода и острог? Давайте отправимся с вами в прошлое нашего города.
Раз-два три повернись в Чите старинной окажись.
Рассматривание иллюстраций старинные дома Читы.
Вопросы:
На каких улицах сохранились деревянные дома в Чите?
Из какого материала строили дома?
Кто строил эти дома (зодчие)? Кто такие зодчие?
Какими инструментами пользовались мастера?
Знакомство с инструментами: скобель, долото, топор.
Чем дома украшали?
Назовите декоративные элементы?
Рассматривание старинных плотницких инструментов.
Гимнастика для глаз: «Найди деревянного зверя» (силуэты деревянных зверей развешаны на потолке)
Появляется Купец.
Народ честной, по какому это вы делу собрались?
Любуетесь на красивые дома?
Я тоже построил себе дом да не знаю, каким узором его лучше украсить. А кто поможет, мне с этим делом не знаю. Уж долго мастеров ищу.
Хочу красивые узоры иметь и на своем доме.
Воспитатель: дети давайте поможем купцу, одевайте фартуки. Как настоящие зодчие. Приготовимся :
Пальчиковая игра «Строим дом»
Тук-ток, тук-ток! Дети ударяют кулачками друг о друга.
Застучал молоток.
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом, Поднимают руки.
С окнами большими, Сгибают поднятые руки в локтях и
кладут одну ладонь на другую («окно»).
Со ставнями резными. Разводят руки в стороны («раскрывают ставни»).
Тук-ток, тук-ток! Ударяют, кулачками друг о друга.
Замолчал молоток. Опускают руки.
Вот готов новый дом. Соединяют руки над головой («крыша»)
Будем жить мы в нем. Прикасаются ладонями к груди и
вытягивают руки вперед.
Перед детьми объемный дом с пятью стенами. Беседа о доме, почему он называется глаголь. Дети подвоя украшают фасад дома каждая пара по одной стене. Закрепить символику отдельных элементов и мотивов (круг и его вариации - солнце, прямая линия - дорога, волнистая линия - вода, зигзаг - молния, ромб - поле, треугольник - стрела, ряд треугольников - косица) (Фоном звучит русская народная музыка)
Дети работают самостоятельно, воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднение.
Купец нахваливает, в конце работы спрашивает: а как вы сами думаете, красивый дом у меня получился? Дети сами анализируют свою работу. Купец: «Конец всему делу венец». А что это выражение обозначает?
Купец благодарит и прощается. Дети возвращаются обратно: раз, два, три повернись в Чите современной очутись.
Воспитатель, где же дети были и что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Путешествие Капельки».
Совершенствовать представление детей о свойствах воды....
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность – сенсорное развитие) «На бабушкиной полянке» Вторая группа раннего возраста
Цель: обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности путем включения всех видов восприятия....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».
Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности интеллектуально – познавательная игра – викторина для детей 6-7лет по теме: «Моя родина - Россия»
Форма занятия представлена в виде увлекательной игры-викторины....
Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательное развитие (опытно-экспериментальная деятельность) для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Удивительные свойства воды»
Цель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность...
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные
Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...