Интегрированная НОД для детей старшей группы «Одежда наших предков»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект НОД позволяет познакомить дошкольников с элементами нароных костюмов жителей Белгородской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannaya_nod_dlya_detey_starshey_gruppy.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированная НОД для детей старшей группы
«Одежда наших предков»
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с женским и мужским русским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения.
- Активизировать словарь детей словами и понятиями: народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха-косоворотка, кокошник, оберег, опознавательный знак, вышивка «крестом», мулине.
- Учить детей пользоваться трафаретами, ножницами, соблюдая правила техники безопасности; подбирать ткани с красивым цветовым сочетанием.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать художественный вкус и творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать умение доводить дело до положительного результата, аккуратность.
- Воспитывать чувство любви к предкам, быту и костюму.
Методические приемы: беседа, упражнение, поощрение.
Оборудование: русский сарафан из льняной ткани красного цвета с вышивкой «крестом»; женская кофта-рубаха, косоворотка, передник изо льна, скатерть, салфетки, украшенные вышивкой крестом; короб. На каждого ребенка: лоскуты различных тканей, бумажные трафареты сарафанов, женских рубах, передников, куклы из картона; мулине, тесьма.
Предварительная работа: посещение музея народного быта; рассматривание репродукции картины Ф.А. Малявина «Хоровод»; иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заячья избушка»; чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка»; беседа о старинных женских головных уборах.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: - У меня есть необыкновенный коробок – короб. В нем лежат необыкновенные, старинные вещи – русские народные костюмы. В старину одежда людей была проста, удобна и красива. Шили одежду изо льна. Как называется такая одежда? (льняная).
Воспитатель достает из короба, надетые на плечики кофту-рубаху и сарафан.
- Попробуйте на ощупь ткань сарафана: летом в ней не жарко, зимой не холодно, одно плохо – быстро мнется и ее трудно гладить. Сейчас одежду изо льна опять стали носить. Ученые придумали добавлять в ткань тоненькие искусственные нити, чтобы льняная ткань не так сильно мялась…
- Посмотрите, какого цвета этот сарафан? Как вы думаете, на что похож красный цвет? (огонь, тепло, праздник).
- А голубой цвет? (небо, вода, воздух, молодость).
- А желтый цвет? (солнце, золото, богатство).
- А что означал коричневый цвет ткани? (землю – кормилицу).
- Что надевали женщины под сарафан? (кофту-рубаху).
- Правильно, под сарафан женщины надевали белые кофты-рубахи.
Сверху сарафана повязывали передник (достает из короба передник, надевает на себя).
- Сейчас мы попробуем «сшить» русский женский костюм.
Воспитатель предлагает выбрать понравившиеся по цвету лоскутки, наложить на них трафареты сарафана, рубахи и передника, обвести карандашом и вырезать. «Надеть» вырезанную одежду на бумажных кукол в определенном порядке: кофта-рубаха, сарафан, передник.
- Посмотрите на старинные вещи. Чем украшали одежду женщины? (вышивкой).
- На какой знак похожа каждая часть вышивки? (на крест).
- Правильно, вышивка так и называлась «вышивка крестом». Она не только украшала одежду, но и оберегала хозяина от злых сил, служила оберегом.
- Что оберегала вышивка на рукавах? (руки).
- Правильно, она давала силу и ловкость рукам.
- Что оберегали узоры у выреза и на подоле сарафана? (сердце, возможность свободно дышать, не давала злой силе подобраться снизу).
- Женщины в старину украшали вышивкой не только сарафаны, но и мужскую одежду (достает рубаху-косоворотку).
- Мужская рубаха была очень длинная, с длинными и широкими рукавами.
- Как вы думаете, что означает выражение «работать спустя рукава»? (плохо работать, кое-как).
- Посмотрите на воротник рубахи: он расположен не посредине, как у рубашек наших мальчиков, а сбоку, косо. Поэтому такие рубахи назывались «косоворотками».
Вспомните, как называется ткань, из которой шили одежду? (льняная).
- Почему и мужскую одежду вышивали по вороту, по рукавам и по низу? (ответы детей).
- Рассмотрите иллюстрацию Е. Рачева к русской народной сказке «Кот, петух и лиса». Что нарисовал художник поверх рубахи у кота? (пояс).
- В старину их называли опоясками. Их плели из тесьмы, делали из ткани, кожи и т.д. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. Посмотришь на пояс и сразу поймешь, богат человек или беден: у богатого пояс широкий, украшен красивым узором из бисера, а у бедного – узкий, и узор на нем проще.
- Давайте сплетем пояски в подарок папам или дедушкам. Дети выбирают кусок тесьмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "как наши предки выращивали хлеб" .
. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа....
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы "Одежда,обувь"
Занятие направлено на развитие психических процессов (внимание, память, мышление) и закрепление темы "Одежда, обувь"...
интегрированное занятие для детей старшего возраста "Наша Родина - Россия".
знакомство с символами РФ (герб,флаг) ,традициями,русской народной музыкой с использованием подвижных игр,эстафет....
Интегрированное занятие для детей старшей группы "Хлеб - наше главное богатство"
Об уважении к труду хлеборобов, мельников, пекарей. О значении в жизни человека главного продукта питания - хлеба....
Интегрированная НОД для детей старшей группы «Одежда наших предков»
Одежда наших предков...
Конспект ОД «Познание» В старшей группе «Одежда наших предков»
Задачи образовательных областей: 1.Обучающие:- Познакомить детей с женскими и мужскими костюмами наших предков, особенностями их изготовления и применения...
Конспект занятия в старшей группе «Одежда наших прабабушек»
данный материал поможет педагогам в интересной форме рассказать дошкольникам об одежде наших пробабушек...