Интегрированная НОД для детей старшей группы «Одежда наших предков»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Галина Ивановна Фатеева

Конспект НОД позволяет познакомить дошкольников с элементами нароных костюмов жителей Белгородской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannaya_nod_dlya_detey_starshey_gruppy.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная НОД для детей старшей группы

«Одежда наших предков»

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с женским и мужским  русским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения.

- Активизировать словарь детей словами и понятиями: народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха-косоворотка, кокошник, оберег, опознавательный знак, вышивка «крестом», мулине.

- Учить детей пользоваться  трафаретами, ножницами, соблюдая правила техники безопасности; подбирать ткани с красивым цветовым сочетанием.

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику рук.

- Развивать художественный вкус и творческое воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать умение доводить дело до положительного результата, аккуратность.

- Воспитывать чувство любви к предкам, быту и костюму.

Методические приемы: беседа, упражнение, поощрение.

Оборудование: русский сарафан из льняной ткани красного цвета с  вышивкой «крестом»; женская кофта-рубаха, косоворотка, передник изо льна, скатерть, салфетки, украшенные  вышивкой крестом; короб. На каждого ребенка: лоскуты различных тканей, бумажные трафареты сарафанов, женских рубах, передников, куклы из картона; мулине, тесьма.

Предварительная работа: посещение музея народного быта; рассматривание репродукции картины Ф.А. Малявина «Хоровод»; иллюстраций  Е. Рачева к русским народным сказкам «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заячья  избушка»; чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка»; беседа о старинных женских головных уборах.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: - У меня есть необыкновенный коробок – короб. В нем  лежат необыкновенные, старинные вещи – русские народные костюмы. В старину одежда людей была проста, удобна и красива. Шили одежду изо  льна. Как называется такая одежда? (льняная).

Воспитатель достает из короба, надетые на плечики кофту-рубаху и сарафан.

 - Попробуйте на ощупь ткань сарафана: летом в ней не жарко, зимой не холодно, одно плохо – быстро мнется и ее трудно гладить. Сейчас одежду изо льна опять стали носить. Ученые придумали добавлять в ткань тоненькие  искусственные нити, чтобы льняная ткань не так сильно мялась…

- Посмотрите, какого цвета этот сарафан? Как вы думаете, на что похож красный цвет? (огонь, тепло, праздник).  

- А голубой цвет? (небо, вода, воздух, молодость).

- А желтый цвет? (солнце,  золото, богатство).

- А что означал коричневый цвет ткани? (землю – кормилицу).

- Что надевали женщины под сарафан? (кофту-рубаху).

- Правильно, под сарафан женщины надевали белые кофты-рубахи.  

Сверху сарафана повязывали передник (достает из короба передник, надевает на себя).

- Сейчас мы попробуем «сшить» русский женский костюм.

Воспитатель предлагает выбрать понравившиеся по цвету лоскутки,  наложить на них трафареты сарафана, рубахи и передника, обвести карандашом и вырезать. «Надеть» вырезанную одежду на бумажных кукол в определенном порядке: кофта-рубаха, сарафан, передник.

- Посмотрите на старинные вещи. Чем украшали одежду женщины? (вышивкой).

- На  какой знак похожа каждая часть вышивки? (на крест).

- Правильно, вышивка так и называлась «вышивка крестом». Она не только украшала одежду, но и оберегала хозяина от злых сил, служила оберегом.

- Что оберегала вышивка на рукавах? (руки).

- Правильно, она давала силу и ловкость рукам.

- Что оберегали узоры у выреза и на подоле сарафана? (сердце, возможность свободно дышать, не давала злой силе подобраться снизу).

- Женщины в старину украшали вышивкой не только сарафаны, но и мужскую одежду (достает рубаху-косоворотку).

- Мужская рубаха была очень длинная, с длинными и широкими рукавами.

- Как вы думаете, что означает выражение «работать спустя рукава»?  (плохо работать, кое-как).

- Посмотрите на воротник рубахи: он расположен не посредине, как у  рубашек наших мальчиков, а сбоку, косо. Поэтому такие рубахи назывались  «косоворотками».  

Вспомните, как называется ткань, из которой шили одежду? (льняная).

- Почему и мужскую одежду вышивали по вороту, по рукавам и по низу? (ответы детей).

- Рассмотрите иллюстрацию Е. Рачева к русской народной сказке  «Кот,  петух и лиса». Что нарисовал художник поверх рубахи у кота? (пояс).

- В старину их называли опоясками. Их плели из тесьмы, делали из ткани, кожи и т.д. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. Посмотришь на пояс и сразу поймешь, богат человек или беден:  у богатого пояс широкий, украшен красивым узором из бисера, а у бедного – узкий, и узор на нем проще.

- Давайте сплетем пояски в подарок папам или дедушкам. Дети выбирают кусок тесьмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "как наши предки выращивали хлеб" .

.     Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа....

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы "Одежда,обувь"

Занятие направлено на развитие психических процессов (внимание, память, мышление) и закрепление темы "Одежда, обувь"...

интегрированное занятие для детей старшего возраста "Наша Родина - Россия".

знакомство с символами РФ (герб,флаг) ,традициями,русской народной музыкой с использованием подвижных игр,эстафет....

Интегрированное занятие для детей старшей группы "Хлеб - наше главное богатство"

Об уважении к труду хлеборобов, мельников, пекарей. О   значении в жизни человека главного продукта питания - хлеба....

Конспект ОД «Познание» В старшей группе «Одежда наших предков»

Задачи образовательных областей: 1.Обучающие:- Познакомить детей с женскими и мужскими костюмами наших предков, особенностями их изготовления и применения...

Конспект занятия в старшей группе «Одежда наших прабабушек»

данный материал поможет педагогам в интересной форме рассказать дошкольникам об одежде наших пробабушек...