Выступление на ММО «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»
материал по теме
Культура поведения дошкольника – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.
В содержание культуры поведения дошкольника входят следующие компоненты: культура деятельности, культурно-гигиенические навыки и привычки, культура общения со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»
Культура поведения дошкольника – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.
В содержание культуры поведения дошкольника входят следующие компоненты: культура деятельности, культурно-гигиенические навыки и привычки, культура общения со взрослыми и сверстниками.
Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.
Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.
Мне бы хотелось остановиться на культуре общения.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое отношение в быту и общественных местах.
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы.
Представляю инсценировку сказки «Петушок и Птичка», в которой я использую такие малые фольклорные формы как загадки и сказка.
Программное содержание: довести до сознания детей (используя фольклор), что истинно вежливый человек не только знает «волшебные» слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучить детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Предварительная работа:
- Разбор и обсуждение пословиц о вежливости и доброте;
- Подготовка к инсценировке по сказке «Петушок и Птичка»;
- Индивидуальная работа с детьми по данной теме.
Ход:
Сказку дети очень ждали,
Сказку дети в гости звали,
Сказка в гости уж пришла,
Сказка ждет вас, детвора!
- А про кого эта сказка, вы узнаете, отгадав загадки:
Во дворе живет певец, разудалый молодец,
Утром запевает, солнышко встречает. (ПЕТУХ)
Стынут лапы на морозе у сосны и ели.
Что за чудо? – На березе яблоки поспели. (СНЕГИРЬ)
(выходят дети «Петушок» и «Птичка»)
Воспитатель: Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращаюсь к детям, исполняющим роли Петушка и Птички). Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!
Птичка: Я с Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он не ответил.
Петушок: А зачем отвечать, я тебя вчера видел.
Птичка: Но я же сегодня сказала «Здравствуй!»
Петушок: Ну и что, у меня еще вчерашнее не кончилось.
Воспитатель: Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?
Петушок: Нет, я не хочу, чтобы она болела!
Воспитатель: А что же ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!
Петушок: Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!»
Воспитатель: Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать!
Петушок: Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться!
Птичка: И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой!
Воспитатель: Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь.
- Ребята, а почему обиделась Птичка? (Петушок с ней не поздоровался)
- А что обозначает слово «Здравствуйте»? (Будь здоров, не болей)
- Как нужно вести себя по отношению друг к другу? (Быть вежливым и никогда не ссориться).
Далее хочу остановиться на формировании культуры поведения за столом.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.
Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.
Представляю дидактическую игру «Кукла Катя обедает», в которой я использую такие малые фольклорные формы как потешки, песенки и пословицы.
Программное содержание: закрепить знания ребенка о столовой посуде, активизировать речь; воспитать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Ход игры.
Игра проводится в игровом уголке (кухня). На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная.
Поиграли, потрудились —
Всюду ручки пригодились.
А теперь пора узнать,
Как гостей нам принимать!
«Дзинь», — звенит звонок в прихожей,
Это кто же, кто же, кто же?
- Кто пришел к нам в гости? (показываю куклу Катю, сажаю за стол)
- Ребята, скажите, как нужно встречать гостей? ( «Проходите, дорогие гости, садитесь, пожалуйста»).
- А давайте покормим ее обедом (показываю на стол, за которым сидит кукла).
- Здесь стоит посуда (указываю на стол, стоящий в стороне). Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда. …..,что ты поставишь Кате на стол?» («Я поставлю салфетницу»).
- Скатерть, платье не марай, рот салфеткой вытирай.
- А ты,….,что поставишь на стол? («Я поставлю хлебницу с хлебом»)
- Хлеб обязательно нужен за обедом.
- Как правильно есть хлеб? (Не крошить, играть с хлебом…)
- Ребята, а какие вы знаете пословицы о хлебе?
1. Будет хлеб – будет и обед.
2. Без соли, без хлеба – половина обеда.
3. Хлеб всему голова.
4. Худ обед, когда хлеба нет.
- Да, ребята, действительно: «Хлеб – наше богатство». Хлеб нужен каждому человеку каждый день, надо беречь его!
- Пусть …. покажет как дальше правильно накрыть на стол.
По просьбе взрослого ребенок или дети, с которыми он вместе играет, находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки, вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют, красиво и правильно расставляют на столе.
- Ребята, а теперь напомним кукле Кате, как нужно вести себя за столом во время обеда.
1). Локти на стол не принято класть! Можно в тарелку к соседу попасть!
2). Наши ложки не стучат, наши ложечки молчат.
3). Хлеб и крошки не бросай и друг друга не толкай.
4). На костюм чтоб не наставить пятен, должен быть всегда ты аккуратен!
5). Поели, попили, всех благодарили «Спасибо!» говорили.
- Ребята, мы с вами сегодня угостили куклу Катю обедом и напомнили ей, как надо вести себя за столом.
В конце игры взрослый просит детей пожелать Кате хорошего аппетита.
По такому плану проводятся и другие игры с куклой. Это позволяет малышам усвоить знания более прочно, использовать их затем в самостоятельной творческой игре с куклой, содержание которой будет значительно богаче и интереснее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Гринбаум Е.Е. в сборнике материалов международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Детство. Образование. Социум.» Тема: Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙЕлена Гринбаумг. Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенны...
Методические рекомендации по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»
Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возрастаДля овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения ...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...
Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»
2017год...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...