Выступление на педслвете :"Воспитание навыков театрализованной культуры у детей старшего дошкольного возраста"
консультация по художественной литературе (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ДОУ Детский сад 2683
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Воспитание навыков театрализованной культуры у
старших дошкольников»
Подготовила:
воспитатель
Борзёнкова С.А.
Москва 2012
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение в детском разуме, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, причуду, впечатление из окружения ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ представленного, он играет любые роли, стараясь подражать , что видел и что его заинтересовало, и получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.
Особое значение в детских образовательных учреждениях и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
- познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
С театрализованной деятельностью очень тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью монологов персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Чтобы способствовать развитию образности и выразительности речи, а также творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности необходимо:
- Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
- Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении,
- Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей необходимо учитывать:
- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и гендорные отличия.
В группе необходимо оборудовать театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театральной постановки.
Театральный уголок в группе включает в себя различные виды театров:
- Настольный театр. .
- Театр резиновой игрушки.
- Театр мягкой игрушки .
- Театр масок.
- Пальчиковый театр.
- Теневой театр.
- Театр варежка.
- Театр бибабо.
- Театр картинок (фланелеграф).
- Театр ложек.
- Элементы декорации.
Каждый из перечисленных видов театра должен вводиться в группу постепенно.
В группе можно оборудовать костюмерную, в которой есть юбочки, косынки, фартуки, рубашки и другие элементы костюмов, шапки – маски. В зоне театрализованной деятельности разместить разнообразный природный и бросовый материал, кусочки ткани, которые позволяют детям моделировать, экспериментировать, добавлять элементы в костюмы.
Работу по театрализованной деятельности также необходимо включать: в организованную образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, в режимные моменты и во взаимодействие с родителями и специалистами.
Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Больше всего дети любят разыгрывать русские народные сказки. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения). Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Развитию творческой активности детей способствует и индивидуальная работа с каждым ребёнком.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения необходимо так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используется разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
- проигрывание ролей в парах.
Любую организованную деятельность нужно начинать с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме с использованием речетатива.
Большое место отводится формированию навыков общения и умению вести диалог. Для этого можно проводить такие упражнения, как «Киска, как тебя зовут?», «Лапки мыли?», и другие. Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным, поэтому такой материал ежедневно можно использовать при организации сюжетно-ролевых игр.
Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.
Для снятия мышечного напряжения можно использовать следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности предлагается:
- Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
- От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
- Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики:
- Солёный чай.
- Ем лимон.
- Сердитый дедушка.
- Лампочка потухла, зажглась.
- Грязная бумажка.
- Тепло – холодно.
- Рассердились на драчуна.
- Обиделись.
- Мне грустно.
Использование пальчикового игротренинга: «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Солдаты», «Мы – мастера», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.
Для обучения детей средствам речевой выразительности нужно использовать артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Предлагать детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).
Привлекать внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовать задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».
Для развития дикции необходимо использовать скороговорки, игры «Подскажи словечко».
С целью развития воображения, мышления, памяти предлагать детям закончить «Короткие истории» например:
1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?
2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?
Основы драматизации и актёрского мастерства необходимо закреплять и раскрывать на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.
Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопленный ими эмоционально – чувственный опыт – длительная работа, то можно привлекать участие родителей.
В родительском уголке можно выставить рекомендации по театральной деятельности:
- « Как правильно разучивать стихи?»
- «Театр в жизни вашего ребенка.»
- « Как организовать домашний театр?»
- «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральные игры»
- « Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности»
Развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.
Театрализованная деятельность развивает не только художественно-творческие способности детей, но и личности в целом, что обеспечивает хороший уровень готовности наших детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Социальная адаптация может проходить чер...
«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе
Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...
консультация для воспитателей "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль...
«Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
В представленном материале разработана система по формированию культуры поведения старших дошкольников через различные виды деятельностивиды. Одной из основных задач являлось повысить урове...
Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"...
Опыт работы по теме "Воспитание начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам жи...
Выступление на педагогических чтениях "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задача...