РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по региональному компоненту с детьми 6-7 лет «Юный эколог»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Направленность программы: «Юный эколог» по содержанию является эколого-биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации- одногодичной. Программа разработана на основе образовательной (парциальной) программы С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая рекомендована Министерством образования РФ и предназначена для воспитателей, педагогов детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_yunyy_ekolog.docx | 48.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Сказка" муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МДОУ "Сказка"
Протокол № ___от «___» _______2015г
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МДОУ "Сказка"
___________________Е.А. Мирошкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по региональному компоненту с детьми 6-7 лет
«Юный эколог»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 года
Воспитатель: Баконина Марина Владимировна
с. Путятино 2015 г.
Содержание
I. Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Методические принципы работы с дошкольниками 6
1.3. Ожидаемые результаты 7
II. Содержательный раздел 8
2.1. Программное содержание 8
2.2. Учебно-тематический план 10
2.3. Календарно-тематическое планирование 12
III. Организационный раздел 16
3.1. Продолжительность и этапы реализации программы 16
3.2. Материально – техническое обеспечение программы 18
IV. Дополнительный раздел 19
4.1. Используемая литература 19
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: «Юный эколог» по содержанию является эколого-биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации- одногодичной. Программа разработана на основе образовательной (парциальной) программы С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая рекомендована Министерством образования РФ и предназначена для воспитателей, педагогов детских садов.
Актуальность данной программы заключается в том, что несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Поэтому в настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.
А так как в дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания, очень важно, чтобы дети получили достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:
- принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность)
- формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, экскурсии)
- средствах обучения (дидактический материал – презентации «Времена года», «природа родного края», альбом «Дикие и домашние животные», аудиодиски «Голоса птиц»).
Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой; повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.
Задачи программы:
Обучающие:
- Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях.
- Сформировать знания о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растениях (питание, росте, развитие).
- Сформировать привычку рационально использовать природные ресурсы.
- Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
Развивающие:
- Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами.
- Развивать умение правильно взаимодействовать с природой.
- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
Воспитывающие:
- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- Воспитывать ответственность за свои поступки;
- Воспитать гуманное отношение к людям и к своему здоровью.
- Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, станицы.
Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и педагога. Важное значение имеет создание развивающей среды, в которой выделяются 4 уровня:
1-й – (групповой) – уголок природы в детском саду;
2-й - (межгрупповой) – коридоры, холлы;
3-й – участок детского сада;
4-й – территория, примыкающая к детскому саду.
1.2. Методические принципы работы с дошкольниками
Программа разработана на основе принципов экологического образования таких как:
- Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
- Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Мне кажется, в обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
- Гуманность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
- Деятельность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности.
- Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.
- Системность. Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности способствует и умственному развитию детей в целом.
1.3. Ожидаемые результаты
К семи годам ребёнок:
- Должен знать представителей почвенной, наземной, водной и воздушной среды. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Должен приобрести знания навыки правильного ухода за домашними и дикими животными. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
- Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
- Ребенок должен называть условия, необходимые для жизни, роста и развития растений, животных, человека.
- Должен знать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями.
- Должен объяснять экологические зависимости, относится гуманно ко всему живому, правильно вести себя в природной среде.
II. Организационный раздел
3.1. Содержание программы
Месяц | № п/п | Тема | Содержание |
Сентябрь | 1 | Экскурсия в осенний парк | Беседа об осенних изменениях происходящих в природе. Беседа «Почему птиц стало меньше» Наблюдения детей за изменениями в природе. |
2 | «Перелетные птицы» | Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра «летает не летает», лепка «Птицы». | |
Октябрь | 3 | «Дождь» | Беседа о дожде как о природном явлении. Загадывание загадок о дожде, зонте. |
4 | «Как увидеть воздух» | Беседа о роле воздуха для человека, растений, животных; экспериментирование с воздухом. | |
Ноябрь | 5 | «Здравствуй ветер» | Беседа о ветре как о природном явлении, причинах его возникновения, о роли в жизни организмов, в том числе и человека. Экспериментирование с ветром. |
6 | Природная стихия – огонь | Беседа о пользе и вреде огня; экспериментирование. | |
Декабрь | 7 | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Беседа о признаках зимы, экспериментирование со снегом, дидактическая игра «Когда это бывает». Беседа об осенних изменениях происходящих в природе. Беседа «Почему птиц стало меньше» Наблюдения детей за изменениями в природе. |
8 | «Зимующие птицы и животные» | Экологическая игра «Птичья столовая», беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций с ними. Беседа о жизнедеятельности животных в лесу в зимнее время. | |
Январь | 9 | «Лес и его значение в жизни человека» | Рассматривание иллюстраций энциклопедии «Лес и человек», беседа о поведении в лесу, дидактическая игра «Можно – нельзя». |
10 | Что где растет, кто где живет? | Беседа о обитателях почвенной, наземной, водной и воздушной среды. | |
Февраль | 11 | «Вода в природе и в жизни человека» | Рассматривание иллюстраций с различными водоемами, беседа о воде и ее значении в жизни человека и в природе, экспериментирование с водой. |
12 | Космос. Вселенная. Звезды. | Беседа о космосе, работе космонавтов. | |
Март | 13 | «Весенний уход за комнатными растениями» | Беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями в уголке природы. |
14 | Взаимодействие человека с природой | Беседа о том, что человек – живое существо, как человек использует природу, как человек охраняет природу. | |
Апрель | 15 | «Солнце и облака» | Беседа о солнце его значении для природы, опыт «Волшебный лучик», игра «Догони свою тень». Беседа о облаках. Отгадывание загадок об облаках. |
16 | Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания | Беседа о росте и развитии растений, животных и их связи со средой обитания. Беседа о млекопитающих, их росте и развитии. | |
Май | 17 | Экскурсия в весенний парк | Беседа о весенних изменениях происходящих в природе. Наблюдения детей за изменениями в природе. |
18 | Жизнь растений и животных в сообществе | Беседы: лес как экосистема; пруд, озеро, река ка экосистема; луг как экосистема. |
3.2. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов |
1 | Экскурсия в осенний парк | 1 | 1 | |
2 | «Перелетные птицы» | 1 | 1 | |
3 | «Дождь» | 1 | 1 | |
4 | «Как увидеть воздух» | 1 | 1 | |
5 | «Здравствуй ветер» | 1 | 1 | |
6 | Природная стихия – огонь | 1 | 1 | |
7 | «Здравствуй, зимушка-зима!» | 1 | 1 | |
8 | «Зимующие птицы и животные» | 1 | 1 | |
9 | «Лес и его значение в жизни человека» | 1 | 1 | |
10 | Что где растет, кто где живет? | 1 | 1 | |
11 | «Вода в природе и в жизни человека» | 1 | 1 | |
12 | Космос. Вселенная. Звезды. | 1 | 1 | |
13 | «Весенний уход за комнатными растениями» | 1 | 1 | |
14 | Взаимодействие человека с природой | 1 | 1 | |
15 | «Солнце и облака» | 1 | 1 | |
16 | Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания | 1 | 1 | |
17 | Экскурсия в весенний парк | 1 | 1 | |
18 | Жизнь растений и животных в сообществе | 1 | 1 | |
Итого | 10 | 8 | 18 |
3.3. Календарно-тематическое планирование
Месяц | № п/п | Тема | Цель | Литература |
Сентябрь | 1 | Экскурсия в осенний парк | Обратить внимание детей на то, какие осенние изменения происходят в природе, обсудить причины этих изменений. | Л.Г. Горькова. Стр. 116 |
2 | «Перелетные птицы» | Познакомить детей с перелетными птицами; выяснить, почему их так называют; познакомить с понятием «насекомоядные», и «водоплавающие». | Л.Г. Горькова. Стр. 57 | |
Октябрь | 3 | «Дождь» | Дать знания о дожде как о природном явлении. | В. М. Корнилова. Стр.24 |
4 | «Как увидеть воздух»
| Обобщить знания детей о роле воздуха для человека, растений, животных; экспериментальным путем выяснить свойства воздуха. | Н. А. Рыжова Стр. 13 | |
Ноябрь | 5 | «Здравствуй ветер» | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни организмов, в том числе человека. | Н. А. Рыжова. Стр. 38 |
6 | Природная стихия – огонь
| Закрепить знания детей о пользе и вреде огня; | Л.Г. Горькова. Стр. 141 | |
Декабрь | 7 | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой; обобщать знания об образе жизни в зимний период. | Л.Г. Горькова. Стр. 177 |
8 | «Зимующие птицы и животные» | Уточнить представление детей о знакомых птицах, животных, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и животных. Учить узнавать птиц и животных по внешнему виду. | Л.Г. Горькова Стр. 179 | |
Январь | 9 | «Лес и его значение в жизни человека»
| Объяснить детям, что лес – многоэтажный дом, зачем люди ходят в лес, правила поведения в лесу, как лесник заботится о лесе. | С. Н. Николаева Стр. 81 |
10 | Что где растет, кто где живет?
| Расширить представления детей о растениях и животных разных сред обитания; показать приспособленность организмов к различным условиям жизни; раскрыть взаимосвязь живых организмов. | Л.Г. Горькова. Стр. 196 | |
Февраль | 11 | «Вода в природе и в жизни человека» | Обратить внимание детей на значение воды в жизни природы и человека, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движется по кругу. | С. Н. Николаева. Стр. 84 |
12 | Космос. Вселенная. Звезды.
| Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее будущее, развивать фантазию, воображение, воспитывать уважение к труду космонавтов. | Л.Г. Горькова. Стр. 209 | |
Март | 13 | «Весенний уход за комнатными растениями» | Учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые. | Н. В. Коломина. Стр. 115 |
14 | Взаимодействие человека с природой
| Рассказать детям как человек охраняет природу; как человек использует природу. Объяснить, что человек – живое существо и часть природы. | С. Н. Николаева. Стр. 24 | |
Апрель | 15 | «Солнце и облака» | Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, научить искать выход из проблемных ситуаций. | В. М. Корнилова. Стр.66 |
16 | Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания | Познакомить с ростом и развитием растений и животных, а также объяснить их связь со средой обитания. | С. Н. Николаева Стр. 17 | |
Май | 17 | Экскурсия в весенний парк
| Привитие интереса и любви к природе родного края; развитие умения наблюдать за изменениями, которые посезонно происходят в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь этих изменений, развитие мышления, речи детей. | Л.Г. Горькова. Стр. 213 |
18 | Жизнь растений и животных в сообществе
| Познакомить с тем, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Объяснить понятие экосистема, привести примеры. | С. Н. Николаева. Стр. 18 |
III. Организационный раздел
3.1. Продолжительность и этапы реализации программы
Возраст участников программы:
В реализации программы участвуют дети подготовительной к школе группе в возрасте 6 – 7 лет. Как известно, в дошкольном возрасте преобладает правополушарный тип познавательной деятельности, дети не способны самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его ответственности за все живое на земле, поэтому занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Большое значение придается ведущей форме деятельности дошкольников — игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Так, развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
Огромное значение в экологическом воспитании имеет также исследовательская деятельность — проведение опытов, наблюдений. В процессе обучения желательно задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы. Ребенок в дошкольном возрасте проявляет большой интерес к природе, для него характерно целостное восприятие окружающего мира, что очень важно для экологического образования. В целом в экологическом обучении наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, литературы, моделирования. Большое внимание уделяется общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми в ближайшем парке, сквере, лесу, на лугу, на территории дошкольного учреждения. Такие наблюдения основаны на сенсорном восприятии объектов окружающей среды. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц, поэтому у нас предусмотрены экскурсии.
У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.
Срок реализации | Количество занятий в месяц | Продолжительность занятий | Время проведения |
1 год. | 2 занятия | 1 час | Первая половина дня |
Формы занятий: основные – комплексные, подгрупповые; экологические экскурсии на участке, в парке; постановка и проведение опытов; игры и развлечения.
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок.
Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди».
Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Условия реализации программы.
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
1. Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: сад и огород.
2. Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов.
3. Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами: «Уголок природы», календарь природы, уголок цветов, различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки), воронки, природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины). Здесь же организуются выставки работ самих детей, выполненных в различных техниках.
3.2. Материально – техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы:
- столы, стулья;
- интерактивная доска;
- дидактические игры;
- природный уголок;
- мольберт;
- инструменты для проведения опытов и экспериментов (лупа, воронки, горшочки, лейки, декоративные грабельки, палочки, полиэтиленовые пакеты, стаканчики, шприцы, банки и т.д.)
- природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.)
- дидактические материалы (картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.)
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2011. – 240 с.
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарий занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.
- Корнилова В. М. «Экологическое окно в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
- Николаева С. Н. Методические разработки занятий. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
- Рыжова Н. А. Воздух вокруг нас: [методическое пособие] / Наталья Рыжова, Светлана Мусиенко. – 2-е изд. – М.: Обруч, 2013. – 208 с.: ил.
IV. Дополнительный раздел
4.1. Список использованной литературы
1. Бондаренко А. К. Знакомим детей с живым миром. М., 2008.
2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 2007.
3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 2010.
4. Громова О. Е. Стихи и рассказы о животном мире. М., 2005.
5. Громова О. Е. Стихи и рассказы о растительном мире. М.,2007.
6. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. М., 2007.
7. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.
8. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.
9. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., 2007.
10. Комратова Н. Г., Грибова Л.Ф, Мир, в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3 – 7 лет с окружающим миром. М., 2006.
11. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с. : ил.
12. Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. М.,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МБДОУ «Ужурский детский сад №2» Программа по региональному компоненту “Знакомство с краеведением” в старшей группе Вариативная часть
Краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйст...
Макет рабочей программы по региональному компоненту
Макет рабочей программы с использованием регионального компонента по Алтайскому краю....
Программа национально-регионального компонента "Край родной - край Донской"
Содержание Программы национально – регионального компонента "Край родной - край Донской" разработано на основании региональной программой «Родники Дона» Р.М.Чумичева, О.Л. ...
Программа по региональному компоненту «Наш дом - Ямал» для детей от 3 до 7 лет
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, по...
Программа по региональному компоненту
С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-приклад...
рабочая программа с региональным компонентам.
пояснительная записка...
Рабочая тетрадь по региональному компоненту в средней группе
рабочая тетрадь средняя группа...