рабочая программа с региональным компонентам.
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
титульный лист к рабочей программе региональный компонент | 23.38 КБ |
пояснительная записка и программа региональный компонент | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»
(АКИПКРО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по теме: «Формирование уважительного отношения и чувство принадлежности к малой родине у старших дошкольников через знакомство с историей родного города Камня – на - оби »
Разработчик:
Коцубенко Наталья
Викторовна
Должность: Воспитатель
МБДОУ «детский
сад№18»
Город: Камень-на оби
г. Барнаул
2014 год
Структура | ||
1. | Целевой раздел …………………………………………………………. | 3 |
1.1. | Пояснительная записка ………………………………………………... | 3 |
1.2. | Цель рабочей программы ……………………………………………… | 4 |
1.3. | Задачи рабочей программы ……………………………………………. | 4 |
1.4. | Принципы и подходы в организации образовательного процесса …. | 4 |
1.5. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. | Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)………………………………………………………………………………………….. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)……………………………………………………………... Календарно- тематический план………………………………………... Основные методы и приемы реализации программы………………..... Способы и направления поддержки детской инициативы……………. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников …………….. Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе) …………………………………………… Презентация программы на диске | 4 5 5 6 6 7 7 |
|
| |
Предварительный просмотр:
1 Целевой раздел
«В сознании каждого человека
на всю жизнь запечатлеваются
воспоминания детства, навсегда
сохраняются воспринятые в
детские годы яркие картины, образы».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка.
Программа «Формирование уважительного отношения и чувство принадлежности к малой родине у старших дошкольников через знакомство с историей родного города Камня – на - оби » (далее - Программа) является программным документом ДОУ, формируемым участниками образовательных отношений.
Программа разработана в соответствии с:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
4. Образовательными потребностями детей и их родителей (законных представителей).
В Программе на первый план выдвигается проблема приобщения детей к истории города, это объективно обусловлено тем, что в сегодняшней образовательной программе не достаточно определено место и время деятельности по ознакомлению детей с историей родного города. Знакомство с историей города проходит поверхностно, не углубленно.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими город Камень - на-оби. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. История города, как неотъемлемая часть проникновения ребенка в мир где он учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и, в то же время, приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Цель данной рабочей программы: создать условия для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к истории родного города Камня-на-оби.
Задачи рабочей программы:
- сформировать представления детей о истории возникновения родного города его особенностях, его достопримечательностях, традициях.
-вовлечь детей в разнообразную деятельность, направленную на заботу о жителях города, о памятных местах, празднование памятных дат.
-поощрять желание детей рассказывать о, истории родного города, о его достопримечательностях.
-прививать любовь и уважение к своему городу и к людям, которые живут в нем.
- формировать потребность применять полученную информацию и приобретенные навыки в жизненной ситуации.
Принципы и подходы к формированию программы.
- От простого к сложному (материал расположен так, что ребенок может активизировать имеющийся у него пассивный запас знаний и пополнить его новой личностно – ориентированной информацией, т.е. сначала он знакомится с родным домом, затем с улицей и т.д.).
- Практической применимости (используемый материал ориентирован на практическую полезность, интересы и мотивы детей: ребенок знает дорогу от детского сада до дома, от своего дома до дома товарища, бабушки и т.д.).
- Личностно – ориентированный подход (при планировании программы учитывались районы проживания детей группы, места их отдыха).
- Триединство задач (единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста).
- Развивающего образования.
-Наглядности – при ознакомлении с родным городом используются экскурсии, рисунки, фото, поход в музей.
Системность предусматривает решение программных задач - совместную деятельность взрослых и детей. Самостоятельную деятельность детей не только в рамках специально организованных занятий, но и при проведении режимных моментов.
Планируемые результаты освоение рабочей программы.
- Оформление в группе мини музея
- Составление календарно - тематического плана работы
- Разработка планов-конспектов занятий по формированию
уважительного отношению и чувства принадлежности к истории
родного города.
- Оформлена игротека, комплексы дидактических игр.
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
- рассказать об истории родного города, достопримечательностях и людях, прославивших его;
- уважительно относится к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, людям, живущим рядом и созидательного отношения у детей к окружающему миру, к культурным ценностям и традициям своего края;
- заниматься разнообразной деятельностью, направленной на заботу о жителях города, о памятных местах, празднование памятных дат;
- применять полученную информацию и приобретенные навыки в жизненной ситуации.
Раздел содержательный
Календарно - тематическое планирование по теме «Формирование уважительного отношения и чувство принадлежности к малой родине у старших дошкольников через знакомство с историей родного города Камень – на - оби ».
Месяц | Тема | Цель | Пространственное планирование | |
Сентябрь | НОД «История возникновения Камня на оби». | Пробудить интерес детей к истории города. Конкретизировать первоначальные представления детей об истории зарождения и развития родного города. | Каталог иллюстраций. | |
Октябрь | НОД "Город, где я живу" | Продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностями; вызвать интерес к традициям города и людям, прославившим его; развивать желание принимать посильное участие в преобразование своей "малой Родины". | Слайды, фото, видеофильм, карта города, символы города. | |
Ноябрь | Родительское собрание «Мой любимый город» | Создать условия для понимания родителями значимости данной темы «Мой любимый город», пробудить желание родителей в совместном с детьми изучении данной темы | Презентация, детские работы, буклеты | |
Декабрь | Проведения игр путешествий по улицам города | Создать условия для возникновения желания знать и называть улицы своего города | Слайды. Рисунки, выполненные детьми с родителями «Улица, где я живу» | |
Январь | Поездка в музей | Познакомить детей с зарождением родного города с его истоками | Фотоаппарат, рисунки детей для музея. | |
Февраль | Экскурсия «Памятники архитектуры» | Сообщить детям начальные сведения об особенностях архитектуры некоторых зданий города. Формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий. Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края. | Фотоаппарат Выставка рисунков, фотовыставка для родителей «странички нашего путешествия» | |
Март | Литературная викторина «Знаменитые люди города». | Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города. | Презентация, книги, таблицы, приглашенные знаменитые люди города. | |
Апрель | Развивающее занятие «Обь – красавица, Обь» | Обогатить знания детей о реке Обь, ее географическом положении (протяженности) Развивать логическое мышление, внимание, речь | Слайды, видео фильм. Рисунки детей. | |
Май | "День Победы" | Создание альбома "Помним и чтим"; Совместно с родителями приготовить концерт для ветеранов войны. | Видеопроектор, подарки для ветеранов, газета. |
Основные методы и приемы реализации программы:
- тематические занятия, беседы, презентации, показ видео роликов.
- проведение экскурсий, игр-путешествий, поход в музей.
- встреча с ветеранами великой отечественной войны Алтайского края.
Способы и направления поддержки детской инициативы:
-выставки рисунков детей.
-презентация детей продуктов собственной творческой деятельности (коллажей, фотографий и др.).
-привлечение детей в качестве экскурсоводов.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников:
-родительское собрание «Мой любимый город».
-привлечение родителей к совместному походу в музей с детьми.
-совместное создание коллажей с детьми «Город, в котором я живу».
Раздел организационный.
Материально техническое обеспечение программы:
- видеопроектор;
- магнитная доска;
- макет города;
- карта города;
- символы города;
- фотографии достопримечательностей города.
Место рабочей программы в режиме дня
Через серию НОД в первую половину дня, продолжительность занятий в старшей группе 20-25 минут; экскурсии в музей, мероприятий, связанных с традициями города (викторины); в режимных моментах (беседы в утренний и вечерний периоды).
Особенности развивающей предметно-пространственной среды:
- изменение и развитие предметно-пространственной среды посредством оформления стенда «Любимый город», сделаны макеты набережной реки Обь, серии мультимедиа презентации об истории города. Выставка коллажей «Город, в котором я живу».
Список литературы
1. Агапова И.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2005г.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольника.- М.: ЦГЛ 2004г.
3.Жуковская Р.И. Родной край. -М.: Просвещение 1990г.
4. Казаков А.П. Детям о великой Победе.- М.: Издательство Гном и Д, 2007г.
5.Каменский государственный краеведческий музей. Из истории г. Камня - на- оби. Барнаул РИО 1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по региональному компоненту с детьми 6-7 лет «Юный эколог»
Направленность программы: «Юный эколог» по содержанию является эколого-биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реали...
МБДОУ «Ужурский детский сад №2» Программа по региональному компоненту “Знакомство с краеведением” в старшей группе Вариативная часть
Краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйст...
Макет рабочей программы по региональному компоненту
Макет рабочей программы с использованием регионального компонента по Алтайскому краю....
Программа национально-регионального компонента "Край родной - край Донской"
Содержание Программы национально – регионального компонента "Край родной - край Донской" разработано на основании региональной программой «Родники Дона» Р.М.Чумичева, О.Л. ...
Программа по региональному компоненту «Наш дом - Ямал» для детей от 3 до 7 лет
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, по...
Программа по региональному компоненту
С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-приклад...
Рабочая тетрадь по региональному компоненту в средней группе
рабочая тетрадь средняя группа...