рабочая программа с региональным компонентам.
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Коцубенко Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

 Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»

(АКИПКРО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по теме: «Формирование уважительного отношения и чувство принадлежности к малой родине у старших дошкольников через знакомство с историей родного города Камня – на - оби  »

Разработчик:

Коцубенко Наталья

Викторовна

Должность: Воспитатель

МБДОУ «детский  

сад№18»

Город: Камень-на оби

г. Барнаул

2014 год

Структура

1.

Целевой раздел ………………………………………………………….

3

1.1.

Пояснительная записка ………………………………………………...

3

1.2.

Цель рабочей программы ………………………………………………

4

1.3.

Задачи рабочей программы …………………………………………….

4

1.4.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса ….

4

1.5.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

3.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)…………………………………………………………………………………………..                                                                                                             Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)……………………………………………………………...

Календарно- тематический план………………………………………...

Основные методы и приемы реализации программы……………….....

Способы и направления поддержки детской инициативы…………….

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ……………..

Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе) ……………………………………………

Презентация программы на диске

4

5

5

6

6

7

7

       

 



Предварительный просмотр:

1 Целевой раздел

 «В сознании каждого человека

на всю жизнь запечатлеваются

 воспоминания детства, навсегда

 сохраняются воспринятые в

детские годы яркие картины, образы».

В. А. Сухомлинский

 

Пояснительная записка.

Программа «Формирование уважительного отношения и чувство принадлежности к малой родине у старших дошкольников через знакомство с историей родного города Камня – на - оби » (далее - Программа) является программным документом ДОУ, формируемым участниками образовательных отношений.

 Программа разработана в соответствии с:

1.        Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.        Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

3.        СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

4.        Образовательными потребностями детей и их родителей (законных представителей).

      В Программе на первый план выдвигается  проблема приобщения детей к истории города, это объективно обусловлено тем, что в сегодняшней образовательной программе не достаточно определено место и время деятельности по ознакомлению детей с историей родного города. Знакомство с  историей города проходит  поверхностно, не углубленно.

    Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его  достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими город Камень - на-оби. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. История города, как неотъемлемая часть проникновения ребенка в мир где он  учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и, в то же время, приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

  Цель данной рабочей программы: создать условия для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к истории родного города Камня-на-оби.

 

Задачи рабочей программы:

- сформировать представления  детей о истории возникновения родного города его особенностях, его достопримечательностях, традициях.

-вовлечь детей в разнообразную деятельность, направленную на заботу о жителях города, о памятных местах, празднование памятных дат.

-поощрять желание детей рассказывать о, истории родного города, о его достопримечательностях.

-прививать любовь и уважение к своему городу и к людям, которые живут в нем.

- формировать потребность применять полученную информацию и приобретенные навыки в жизненной ситуации.

               Принципы и подходы к формированию программы.

- От простого к сложному (материал расположен так, что ребенок может активизировать имеющийся у него пассивный запас знаний и пополнить его новой личностно – ориентированной информацией, т.е. сначала он знакомится с родным домом, затем с улицей и т.д.).

- Практической применимости (используемый материал ориентирован на практическую полезность, интересы и мотивы детей: ребенок знает дорогу от детского сада до дома, от своего дома до дома товарища, бабушки и т.д.).

- Личностно – ориентированный подход (при планировании программы учитывались районы проживания детей группы, места их отдыха).

- Триединство задач (единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста).

- Развивающего образования.

-Наглядности – при ознакомлении с родным городом используются экскурсии, рисунки, фото, поход в  музей.

Системность предусматривает решение программных задач - совместную деятельность взрослых и детей. Самостоятельную деятельность детей не только в рамках специально организованных занятий, но и при проведении режимных моментов.

            Планируемые результаты освоение рабочей программы.

- Оформление в группе мини музея

- Составление календарно - тематического плана работы

- Разработка планов-конспектов занятий по формированию                                      

   уважительного  отношению и чувства принадлежности к истории

  родного города.

- Оформлена игротека, комплексы дидактических игр.

  После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

  -  рассказать  об истории родного города, достопримечательностях и людях, прославивших его;

-  уважительно относится к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, людям, живущим рядом и созидательного отношения у детей к окружающему миру, к культурным ценностям и традициям своего края;

- заниматься разнообразной деятельностью, направленной на заботу о жителях города, о памятных местах, празднование памятных дат;

- применять полученную информацию и приобретенные навыки в жизненной ситуации.

                                     Раздел содержательный

       Календарно - тематическое планирование по теме «Формирование уважительного отношения и чувство принадлежности к малой родине у старших дошкольников через знакомство с историей родного города Камень – на - оби  ».

Месяц

Тема

Цель

Пространственное планирование

      Сентябрь

НОД «История возникновения Камня на оби».

Пробудить интерес детей к истории города.  Конкретизировать  первоначальные представления детей об истории зарождения и развития родного города.

Каталог иллюстраций.

Октябрь

НОД "Город, где я живу"

Продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностями; вызвать интерес к традициям города и людям, прославившим его; развивать желание принимать посильное участие в преобразование своей "малой Родины".

Слайды, фото, видеофильм, карта города, символы города.

Ноябрь

Родительское собрание «Мой любимый город»

Создать условия для понимания родителями значимости данной темы «Мой любимый город», пробудить желание родителей в совместном с детьми изучении данной темы  

Презентация, детские работы, буклеты

Декабрь

Проведения игр путешествий по улицам города

Создать условия для возникновения желания знать и называть улицы своего города

Слайды. Рисунки, выполненные  детьми с родителями «Улица, где я живу»

Январь

Поездка в музей

Познакомить детей с зарождением родного города с его истоками

Фотоаппарат, рисунки детей для музея.

Февраль

Экскурсия «Памятники архитектуры»

Сообщить детям начальные сведения об особенностях архитектуры некоторых зданий города.

Формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий.

Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.

Фотоаппарат

Выставка рисунков, фотовыставка для родителей «странички нашего путешествия»

Март

Литературная викторина «Знаменитые люди города».

Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.

Презентация, книги, таблицы, приглашенные знаменитые люди города.

Апрель

Развивающее занятие

 «Обь  – красавица, Обь»

Обогатить знания детей о реке Обь, ее географическом положении (протяженности)

Развивать логическое мышление, внимание, речь

Слайды, видео фильм. Рисунки детей.

Май

"День Победы"

Создание альбома "Помним и чтим";

Совместно с родителями приготовить концерт для ветеранов войны.

Видеопроектор, подарки для ветеранов, газета.

  Основные методы и приемы реализации программы:

- тематические занятия, беседы, презентации, показ видео роликов.

-  проведение экскурсий, игр-путешествий, поход в музей.

- встреча с ветеранами великой отечественной войны Алтайского края.

Способы и направления поддержки детской инициативы:

-выставки рисунков детей.

-презентация детей продуктов собственной творческой деятельности (коллажей, фотографий и др.).

-привлечение детей в качестве экскурсоводов.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников:

-родительское собрание «Мой любимый город».

-привлечение родителей к совместному походу в музей с детьми.

-совместное создание коллажей с детьми «Город, в котором я живу».

Раздел организационный.

Материально техническое обеспечение программы:

    - видеопроектор;

    - магнитная доска;

    - макет города;

- карта города;

- символы города;

- фотографии достопримечательностей города.

Место рабочей программы в режиме дня

    Через серию НОД  в первую половину дня, продолжительность занятий в старшей группе 20-25 минут; экскурсии в музей, мероприятий, связанных с традициями города (викторины); в режимных моментах (беседы в утренний и вечерний периоды).

Особенности развивающей предметно-пространственной среды:

- изменение и развитие предметно-пространственной среды посредством оформления стенда «Любимый город», сделаны макеты набережной  реки Обь, серии мультимедиа презентации об истории города. Выставка коллажей «Город, в котором я живу».

Список  литературы

1. Агапова И.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2005г.

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольника.- М.: ЦГЛ 2004г.

3.Жуковская Р.И. Родной край. -М.: Просвещение 1990г.

4. Казаков А.П. Детям о великой Победе.- М.: Издательство Гном и Д, 2007г.

5.Каменский государственный краеведческий музей. Из истории г. Камня - на- оби. Барнаул РИО 1989г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по региональному компоненту с детьми 6-7 лет «Юный эколог»

Направленность программы: «Юный эколог» по содержанию является эколого-биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реали...

МБДОУ «Ужурский детский сад №2» Программа по региональному компоненту “Знакомство с краеведением” в старшей группе Вариативная часть

          Краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйст...

Макет рабочей программы по региональному компоненту

Макет рабочей программы с использованием регионального компонента по Алтайскому краю....

Программа национально-регионального компонента "Край родной - край Донской"

Содержание Программы национально – регионального компонента "Край родной - край Донской" разработано на основании региональной программой «Родники Дона» Р.М.Чумичева, О.Л. ...

Программа по региональному компоненту «Наш дом - Ямал» для детей от 3 до 7 лет

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, по...

Программа по региональному компоненту

С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-приклад...