Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Строительство саманных домов на Кубани»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию.
Тема: «Строительство саманных домов на Кубани»
Задачи: познакомить детей с этапами постройки саманных домов в станице Медведовской. Познакомить детей с новыми словами: глинеще, саман, клальщик, крыльщик, входины. Расширять знания детей о строительных профессиях.
Расширять знания детей об обрядах, связанных со строительством дома.
Оборудование: презентация, опыт: глина, вода, солома, формы, палочки.
Ход образовательной деятельности
Дети играют на столе в деревянный конструктор.
Воспитатель: Что вы строите? (ответы детей)
Воспитатель: Хотите я вам расскажу из чего строили наши предки? (да)
Воспитатель показывает презентацию.
Привольна степь, чиста вода в кренице,
Магучи плавниу Кирпили - реки,
Сюда пришли и дали жизнь станице
Чубатые, седые казаки. (В.Тощев)
(Слайд2). Издавна повелось в станице нашей – каждый молодой хозяин строил собственную хату. Вот и наш казак Василий вместе со своей женой Галиной решили построить свою хату.
(Слайд3) Верхом на коне казак спускался вниз, к реке , где находил глинище (место, где много глины – основного строительного материала), выбирал место для будущего замеса.
(Слайд 4, 5) Для замеса глины по воскресным дням приглашал помощь - родственников и соседей.
(Слайд 6) Из глины, воды и соломы делали саман, похожий на кирпич, и оставляли его сохнуть на солнышке.
(Слайд 7,8) От солнца саман становился твердым, как камень.
Воспитатель: Ребята, а вы не хотите попробовать сделать саман сами? (да)
Воспитатель: Нам нужна глина, вода, и солома. Все это мы перемешаем положим в формы и поставим на солнышко сохнут.
Саманные жилища возводились обычно сообща: силами родственников, соседей, друзей. «Чем больше рук, тем легче труд», - считали казаки.
(Слайд 10) Приглашали работников, ну не всякого. Тут и опыт нужен, и мастерство. Хороший мастер – клальщика самана.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что делал клальщик? (ответы детей)
Воспитатель: Кто мне скажет, а в наше время есть такая профессия? (каменщик)
Когда стены были уже возведены – неделю – другую давали им для «осадки».
После этого приглашали плотника с помощниками.
Воспитатель: А, зачем приходил плотник? (ответы детей)
Плотник вставлял окна, навешивал двери, ставил деревянные стропила на верху – брусья для будущей крыши, набивал на них рейки.
(Слайд 12). Затем к работе приступал крыльщик , который крыл хату крупным камышом. Камыш предварительно связывали пучками, затем прикрепляли к рейкам на крыше.
(Слайд 13) Дальше хату мазали, штукатурили.
(Слайд 14, 15) Нанося на стены аккуратным тонким слоем глину. Потом хату белили белой глиной.
И вот наступил черед входин, новоселья – торжественных, с обязательным приглашением священника, множеством гостей и родственников.
(Слайд16) Хозяева щедро угощали гостей, затем заводили веселые пляски, гости произносили тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное:
«Пусть на век стоит хата!»
И что удивительно: простояла!
Вот такие хаты есть у нас в станице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_prosmotr.docx | 833.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию.
Тема: «Строительство саманных домов на Кубани»
Задачи: познакомить детей с этапами постройки саманных домов в станице Медведовской. Познакомить детей с новыми словами: глинеще, саман, клальщик, крыльщик, входины. Расширять знания детей о строительных профессиях.
Расширять знания детей об обрядах, связанных со строительством дома.
Оборудование: презентация, опыт: глина, вода, солома, формы, палочки.
Ход образовательной деятельности
Дети играют на столе в деревянный конструктор.
Воспитатель: Что вы строите? (ответы детей)
Воспитатель: Хотите я вам расскажу из чего строили наши предки? (да)
Воспитатель показывает презентацию.
Привольна степь, чиста вода в кренице,
Магучи плавниу Кирпили - реки,
Сюда пришли и дали жизнь станице
Чубатые, седые казаки. (В.Тощев)
(Слайд2). Издавна повелось в станице нашей – каждый молодой хозяин строил собственную хату. Вот и наш казак Василий вместе со своей женой Галиной решили построить свою хату.
(Слайд3) Верхом на коне казак спускался вниз, к реке , где находил глинище (место, где много глины – основного строительного материала), выбирал место для будущего замеса.
(Слайд 4, 5) Для замеса глины по воскресным дням приглашал помощь - родственников и соседей.
(Слайд 6) Из глины, воды и соломы делали саман, похожий на кирпич, и оставляли его сохнуть на солнышке.
(Слайд 7,8) От солнца саман становился твердым, как камень.
Воспитатель: Ребята, а вы не хотите попробовать сделать саман сами? (да)
Воспитатель: Нам нужна глина, вода, и солома. Все это мы перемешаем положим в формы и поставим на солнышко сохнут.
Саманные жилища возводились обычно сообща: силами родственников, соседей, друзей. «Чем больше рук, тем легче труд», - считали казаки.
(Слайд 10) Приглашали работников, ну не всякого. Тут и опыт нужен, и мастерство. Хороший мастер – клальщика самана.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что делал клальщик? (ответы детей)
Воспитатель: Кто мне скажет, а в наше время есть такая профессия? (каменщик)
Когда стены были уже возведены – неделю – другую давали им для «осадки».
После этого приглашали плотника с помощниками.
Воспитатель: А, зачем приходил плотник? (ответы детей)
Плотник вставлял окна, навешивал двери, ставил деревянные стропила на верху – брусья для будущей крыши, набивал на них рейки.
(Слайд 12). Затем к работе приступал крыльщик , который крыл хату крупным камышом. Камыш предварительно связывали пучками, затем прикрепляли к рейкам на крыше.
(Слайд 13) Дальше хату мазали, штукатурили.
(Слайд 14, 15) Нанося на стены аккуратным тонким слоем глину. Потом хату белили белой глиной.
И вот наступил черед входин, новоселья – торжественных, с обязательным приглашением священника, множеством гостей и родственников.
(Слайд16) Хозяева щедро угощали гостей, затем заводили веселые пляски, гости произносили тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное:
«Пусть на век стоит хата!»
И что удивительно: простояла!
Вот такие хаты есть у нас в станице.
Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе
Тема: “ Я и моя дружная семья”
Задачи: Расширять и систематизировать представления о семье, учить называть членов семьи; строить простые распространенные предложения;
Расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, муж, жена, сестра, брат, дочка, сын, внук, внучка) ;
Развивать внимание и память – узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье;
Воспитание у детей нравственно – патриотических чувств посредством знакомства с понятием семья
Оборудование: «Семейная фотография»; картинка «Семейная фотография», разрезанная на несколько частей; комплект карточек с изображением членов семьи по количеству детей;
Ход образовательной деятельности
Воспитатель рассматривает альбом «Семейная фотография» и рассказывает, что на ней изображена большая семья: дети – Таня и Ваня, их папа и мама, дедушка и бабушка.
Воспитатель - говорит, что в этой большой семье много родственников: дети
Воспитатель: как их зовут? ( Таня и Ваня )
Воспитатель: их родители , как их называют дети? (мама и папа)
Воспитатель: родители родителей , как Таня и Ваня их назовут? ( дедушка и бабушка).
Обсуждает с детьми, кто кому кем приходится в семье. Дедушка и бабушка называют Таню и Ваню внуками, а мама и папа зовут их детьми – сыном и дочкой. Таня Ване – сестра, а Ваня Тане – брат. Мама с папой – муж и жена, папа маме – муж, мама папе – жена. Также и дедушка с бабушкой.
Воспитатель: «Кто дедушка для бабушки? (Муж).
Воспитатель: А кто бабушка для дедушки? (Жена) .
Обсуждает с детьми, кто в семье самый старший, а кто младший.
Спрашивает у детей, у кого из них есть бабушка и дедушка, у кого – сестра или брат. Уточнить кто в их семье старший, а кто младший.
Игра «Разрезные картинки»
Воспитатель- говорит, что у неё была ещё одна такая же фотография семьи, но случилась беда. Фотография порвалась. Предлагает детям собрать фотографию.
Игра «Посели в домике свою семью»
Воспитатель показывает детям домики. Предлагает детям сесть за столы.
Воспитатель: - Ребята, что это? (Домики)
Воспитатель: - Хотите в таком домике жить? (Да) .
Воспитатель говорит детям, что у неё есть не только большая семейная фотография, но и много отдельных портретов, на которых изображены члены семьи. Просит детей представить, что мальчики и девочки это они, а все остальные их родственники.
Воспитатель: - Выберите себе домик, который вам нравится и поставьте там себя.
Воспитатель: - Хорошо вам в вашем домике? (Да)
Воспитатель: - А не скучно жить одному? (Разные ответы детей) .
Воспитатель: - Ребята, а кто вас дома будит утром, чтобы в детский сад не опоздать? (Мама) .
Воспитатель: - А вы маму свою любите? (Да)
Воспитатель: - А за что? (Она покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.)
Воспитатель: - Значит, мама у вас какая?
(Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая и т. д) .
Воспитатель: - А хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике? (Да)
Дети поселяют маму – готовый трафарет (радуются) .
Воспитатель: - Ребята, а кто в вашей семье водит машину? (Папа) .
Воспитатель: - А вы папу своего любите?
Воспитатель: - А за что вы папу любите? Что он делает хорошего? (Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол) .
Воспитатель: - Значит папа у вас какой? (Хороший, умный, добрый, сильный) .
Воспитатель: - Хотите поселить папу в свой домик? (Да)
(Дети поселяют папу)
Воспитатель: - Ребята, а у кого есть братик или сестрёнка? Вы их любите?
Воспитатель: - Хотите поселить их в свой домик?
(Дети поселяют братьев, сестёр, если таковые есть в семье) .
Воспитатель: - Ребята, а у кого в семье живёт бабушка? (Ответы детей)
Воспитатель: - А вы бабушку любите? (Да)
Воспитатель: - За что? (Добрая, гуляет с внуками, забирает из детского сада, покупает мороженое) .
Воспитатель: - И бабушку поселите в свой домик.
Воспитатель: - А дедушку вы тоже любите? За что? (Ответы детей)
И дедушку давайте поселим в свой домик.
Как хорошо вам теперь живётся в своём домике! Не скучно!
Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга.
Хорошо, что у вас у всех есть семья!
Воспитатель: - Ребята, а вас любят в семье? (Да)
Воспитатель: - Как вы догадались, что вас любят (Целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют, играют) .
Воспитатель: - Ребята, а за что вас любят в семье? (Кушаю хорошо, слушаюсь, маму и папу люблю, папе и маме помогаю, игрушки убираю) .
Молодцы! Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки, не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестру – всю свою семью.
Как хорошо, когда у каждого человека есть семья!
Воспитатель: -Вот в вашем домике живет ваша семья. А на какой улице стоит ваш домик? (ответы детей).
Воспитатель: В какой станице находится эта улица? (Медведовская)
Воспитатель: Как называется наш край? (Краснодарский)
Конспект образовательной деятельности
Тема: «Дружная семейка»
Задачи: Закрепить знания: детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг-другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.
Словарная работа:
Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы; помогает, заботится, ласковая, добрая, красивая, любимая, палочка, папулечка, мамулечка.
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких.
Материалы и оборудование:
Силуэт ладошки из фанеры или плотного картона, шапочки на каждый пальчик этой ладошки с изображением: лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка.
Ход образовательной деятельности:
Игровой момент. Кукла Ладушка присутствует на фотовыставке группы.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях Ладушка. Она пришла посмотреть выставку фотографий, которые вы принесли из дома. Интересно, кто изображен на ваших фотографиях. Ладушка хочет познакомиться с вашими семьями.
Рассказы детей по фотографиям. “Расскажи о своей семье” (примерные рассказы детей: Это я, а это моя мама, а это бабушка и т.д.).
Воспитатель: «Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся,
Если вскапываешь грядку -
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать».
Дети: Пальчики.
Воспитатель: А как вы догадались, что это пальчики?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Что же за теплушки, в которые они прячутся?
Дети: Перчатки, варежки, карманы.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Хотите научиться еще одной игре?
Дети: Да.
Воспитатель: (Разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).
«Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья». (Дети подражают воспитателю).
Воспитатель: О чем же эта игра?
Дети: О семье.
Воспитатель: У меня есть вот такая ладошка (демонстрирует силуэт). Давайте найдем на ней самый маленький пальчик - мизинец.
Дети показывают.
Воспитатель: А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют в семье?
Дети: Дети высказываются.
Воспитатель: Давайте отыщем на подносе шапочку, обозначающую ребенка, и наденем ее на мизинчик ладошки-силуэта.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
«Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шел.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо!»
Воспитатель: О ком я вам прочитала?
Дети: О маме.
Воспитатель: Почему девочке было хорошо с мамой?
Дети: Им было хорошо, потому что они были вместе.
Воспитатель: Расскажите, какая у вас мама?
Дети высказываются.
Воспитатель: А как вы помогаете маме?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте найдем шапочку, на которой изображена мама, и наденем ее на следующий - безымянный пальчик.
Дети: (Дети надевают шапочку).
Воспитатель: Хотите узнать, о ком следующее стихотворение?
«Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И, если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь».
Воспитатель: Что можно сказать про такого папу?
Дети: Он сильный, смелый, деловой, смелый, всегда готов помочь.
Воспитатель: Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу?
Дети: (Дети произносят ласковые слова, находят шапочку, обозначающую папу, надевают на средний палец).
Воспитатель: Давайте поиграем с нашими ладошками. (Читает стихотворение и сопровождает его жестами и движениями. Дети подражают).
«Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки! (Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны. (Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами. (Постукивают кулачком ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони. (Имитируют поглаживание)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони. (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!» (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Что же умеет делать бабушка?
Дети: Печь пироги, вязать, шить, петь и т.д.
Воспитатель: Что вы любите делать вместе со своей бабушкой?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая!..»
Дети: (Дети произносят слова о бабушке, надевают соответствующую шапочку на указательный палец ладошки-силуэта).
Воспитатель: Ребята, у нас остался один пальчик - большой. Кто же это?
Дети: Дедушка.
Воспитатель: Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение.
«У меня есть дедушка,
Как зима, седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет!»
Воспитатель: Кто хочет рассказать о своем дедушке? Как дедушка заботится о вас? Дети рассказывают, надевают последнюю шапочку.
Воспитатель: Друзья мои! Посмотрите, у нас с вами получилась большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. У каждой семьи есть свой дом, в котором: тепло и уютно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс.Конспект НОД по конструированию через образовательную область « Познавательное развитие» Тема : « Строительство вокзала»
Вашему вниманию предоставляется конспект занятия по конструированию для подготовительной группы. Где дети активно и не принуждённо в форме игры строят, выполняют чертежи....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию тема: «Животный мир Арктики»
Конспект организованной деятельности для детей подготовительной группы. Вместе с волшебным цветиком - семицветиком дети окажутся в Арктике и много нового и необычного там увидят....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ»...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Посуда»
Цели: расширять запас слов о посуде; познакомить с классификацией предметов посуды; описывать их; учить соблюдать соотношение величин, рисовать круг, равномерно наносить узор....
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с применением игровых технологий "Моя Кубань"
quot; Моя Кубань"...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию и конструированию "Город.Дома."в младшей группе.
Занятие "Город.Дома." для детей младшей группы, в игровой форме знакомит детей с составляющими города. Систематизирует знания о родном город, семье, доме. Дом как архитектурное сооружение, э...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности: конструирование по заданной теме «Строительство жилого дома» в подготовительной группе.
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности: конструирование по заданной теме «Строительство жилого дома» в подготовительной группе....