План-программа проведения циклов занятий, вечеров развлечений и праздников на экологическую тему на основе русского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Дошкольные годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekolog.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
План-программа проведения циклов занятий, вечеров развлечений и праздников на экологическую тему
на основе русского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста
Детский фольклор - начало всех начал. Произведения детского фольклора имеет большое значение в становлении и развитии личности каждого человека. Он развивает у ребёнка сообразительность, умение внимательно слушать и правильно произносить слова. Когда малыш подрастёт, его душу не может не затронуть великая русская культура, импульс к познанию, который ребёнок получил в самом раннем детстве.
Дошкольные годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышление. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первое представление о культуре русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. Русское народное творчество – сказки, игры, песни – легло в основу системы дошкольного воспитания. Именно обращение «К русскому национальному наследию через музыкальное воспитание» использую я в работе над программой.
План-программа проведения циклов занятий, вечеров развлечений и праздников на экологическую тему
на основе русского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста
Содержание | Задачи | Музыкальный материал | Формы поведения, методы, приёмы | Время проведения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Раздел I. Занятия с детьми в старшей группе детского сада | |||||||
«На деревенском дворе» | Продолжить знакомить детей с фольклором; доставить им радость от общения с русским народным творчеством, обогащать музыкальными впечатлениями; прививать детям любовь к домашним животным, птицам, изучать их образ жизни, повадки, вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы | Русские попевки: «Петушок», «Свинка», «Овечки». Русские народные песни: «Как у наших у ворот», «Коровушка». «В огороде бел козёл», «Украл котик клубочек». Игра «Волк и гуси». Оркестровка песни «Во саду ли, в огороде» | Фронтальное занятие. Театр игрушки | Сентябрь | |||
«Экскурсия в огород» | Приобщать детей к народному творчеству; продолжать знакомить с огородными растениями и их значением для человека | Использование фольклора: русские народные попевки и песни - «Картошка моя». «Помидор», «Сей, сей горох», «Пойду лук я полоть», «Дождик». «Я на камушке сижу»: игра «Огуречик» | Инсценированное занятие, фольклорный праздник; использование фланелеграфа | Октябрь | |||
«Война грибов с ягодами» | Продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные песни; создавать атмосферу радости от общения с природой; в игровой форме закрепить знания о грибах | Использование русской народной сказки в обработке В. Даля. Русские народные попевки: «Сморчок», «Беленький груздочек». Русская народная песня «Выходили раз ребятушки...» | Образный пересказ сказки | Ноябрь | |||
«Зимующие птицы» | Развивать познавательные интересы, используя фольклор; продолжать воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, зимующим птицам | Народные попевки и песни: «Мороз Васильевич», «Синичка», «Гули, гули, гуленьки». «Скок, скок, поскок», «Вор-воробей». «Ворон», «Летят, летят сороки» | Беседа с элементами яркого живого исполнения. Использование фланелеграфа | Декабрь | |||
«Кто живёт у нас дома» | Углублять экологические знания на основе представлений детей о домашних | Использование закличек, русских народных песен, попевок: «Ой, мороз». | Беседа | Январь | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
животных; формировать бережное отношение человека к природе, ответственность за окружающее согласно принципу «не навреди»; воспитывать сочувствие, интерес, любовь к животным и птицам, рассмотреть живой мир в экологической комнате детского сада; продолжать прививать интерес к фольклору | «Кач, кач», «Уж ты кисонька-коток», «Украл котик клубочек», «Черный ворон», «Ой, деточки» | ||||||
«Масленица» | Создать детям радостное, праздничное настроение; продолжать расширять знания о фольклоре, народных традициях, развивать активность, учить выразительному исполнению характерных народных движений | Фольклорный репертуар: песни, частушки, заклички - «Ой, мороз». «Барыня», «Перед весной», «Светит месяц» и др. | Фольклорный праздник | Февраль | |||
«Путешествие в лес» | Продолжать приобщать детей к фольклору, формировать знания о лесе, огороде, луге, развивать творческую и познавательную активность детей | Русские народные песни и попевки: «Солнышко», «Во сыром бору тропин», «В темном лесе», «На зеленом лугу», «Уж ты сад...», «Земляниченька». Игры: «У медведя во бору», «Две тетери» | Музыкальная композиция. Исполнительская деятельность | Март | |||
«В гостях у Мухи-Цокотухи» | Продолжать прививать детям любовь к живой природе, ознакомив их с фольклором, загадками. потешками, попевками о насекомых; стараться вызывать у детей эмоциональный отклик на образы народного фольклора | Русские народные попевки: «Пчёлки». «Божья коровка», «Муха», «Паук». Русские народные песни: «Я на горку шла», «Калинка», «Комарочек», «Как у наших у ворот». Игра «Пчелка» | Музыкально-театрализованное представление (инсценировка сказки) | Март | |||
«Любите природу» | Доставлять детям радость от пения русских народных песен; пробуждать у них желание выступать, играть и танцевать, использовать накопленные знания; учить детей наблюдать за природой и беречь ее | Русские народные попевки и песни: «Дождик», «Радуга», «Поёт, поёт соловушка», «Солнышко-вёдрышко», «Во поле берёза стояла» | Экологическая сказка (музыкально-фольклорная композиция) | Апрель |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Бал цветов» | Создать детям праздничное настроение; продолжать расширять знания детей о цветах: луговых, полевых и садовых; развивать экологическую культуру детей, опираясь на эмоциональное воздействие русского фольклора | Использование фольклора. Русские народные песни: «Со вьюном я хожу», «Пчёлочка», «А я по лугу шла», «Маки-маковочки», «Уж ты сад», «Роза-берёза». Игра «Жмурки с колокольчиком» | Музыкально исполнительская деятельность | Май |
«Экскурсия в лес» | Развивать представления детей о жизни леса, деревьев, растущих в лесу, через изучение народного творчества; расширять экологический кругозор детей | Русские народные песни: «В тёмном лесе», «Из-под дуба», «Во поле берёза стояла». «Ой, рябина кудрявая», «На калине белый цвет», «Ой да ты калинушка», «Верба-красна», «Как пошли наши подружки». Игра «деревья» | Инсценированное занятие. Исполнительская деятельность | Июнь |
«Здравствуй, лето!» | Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную; деятельность детей; развивать их творческие способности | Русские народные попевки: «Солнышко», «Дождик». Русские народные песни: «Трава моя трава». «Земляниченька». «Как пошли наши подружки», «На зелёном лугу», «Роза-берёза», «Летом» | Праздник на открытом воздухе. Исполнительская деятельность | Июль |
Раздел II. Занятия с детьми в подготовительной группе | ||||
«Осенины» | Воспитывать интерес и любовь к фольклору; оказывать на детей эмоциональное воздействие, формировать знания об осенних явлениях природы | Хоровод «Как на Осени именины». Русские народные песни: «Тонкая рябина», «На горе-то палена», «Как пошли наши подружки», «Вейся, вейся капустка», «Где был, Иванушка?» | Фольклорный праздник (исполнительская деятельность, игры) | Сентябрь |
«Съедобные и несъедобные грибы» | Расширять знания детей о природе, знакомить со съедобными и несъедобными грибами, продолжать прививать любовь к фольклору, обратить внимание на выразительность исполнения народных песен, плясовых движений | Русские народные попевки: «Грибок», «Маленький груз-дочек». Русские народные песни: «Как пошли наши подружки». Игры, загадки | Инсценированное занятие. Использование фланелеграфа. Исполнение попевок, игры | Октябрь |
«У природы нет плохой погоды…» | Расширять знания детей о явлениях природы в разное времена года с помощью пословиц, загадок, народных песен, потешек, прибауток | Русские народные песни: «Ой, туманы мои, растуманы», «Осень», «Здравствуй, гостья-зима!», «Сани», «Ветер-ветерцо», «Мороз Иванович», «Солнышко». Игра «Горелки». Загадки, пословицы о явлениях природы, временах года | Музыкально-познавательное занятие. Исполнительская деятельность, игры | Ноябрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения с использованием русского фольклора для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Весела была беседа»
Данный материал поможет музыкальному руководителю организовать и провести вечер развлечение в старшей группе детского сада...
Развлечение по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Формировать понятие пожарная и дорожная безопасность; закрепить знания дорожных знаков, огнеопасных предметов, номера пожарной службы – 01; упражнять в быстром беге, ползании на четвереньках, прыжках ...
Проектная деятельность по экологическому образованию с учетом региональных особенностей с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
На протяжении многих лет работы по экологическому воспитанию в МБДОУ «Детский сад №1» уделяется большое внимание. Целью является формирование основ экологической культуры у детей дошкольного воз...
Основы лыжной подготовки с детьми старшего дошкольного возраста.
Одной из основных задач лыжной подготовки является формирование у детей двигательных навыков и умений. Одновременно с этим на всех этапах обучения решается задача повышения их техническо...
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Старшая группа...
Проект по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасное детство»
Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одн...
Презентация к проекту по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасное детство»
Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одн...