Базовый компонент деятельности педагога - психолога
материал на тему
Базовый компонент деятельности педагога - психолога Ростовская область
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazovyy_komponent.docx | 38.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие положения деятельности педагога-психолога для различных типов образовательных организаций
Психологическая служба образовательной организации в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636), приказом МО РФ от 09.07.1998 №1880 «О целевой комплексной программе «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики»; решением коллегии МО РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»), Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373от 06.11.2009 г.), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897от 17 декабря 2010 г.);
Положением о службе практической психологии в системе образования Ростовской области (приложение к приказу Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 04.02.11 №57), Уставом образовательной организации.
Деятельность психологической службы образовательной организации направлена на психолого-педагогическое сопровождение развития современных тенденций модернизации образовательного процесса, оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам; сохранение и укрепление психологического здоровья, оказание поддержки талантливым и одаренным детям и уязвимым категориям детей (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, испытывающие трудности в социальной адаптации, в том числе правонарушители).
Введение новых образовательных стандартов существенно отражается на содержании профессиональной деятельности педагога-психолога. Достижение современных образовательных результатов требует участия психолога в проектировании и реализации мероприятий по внедрению ФГОС. В связи с этим необходим переход на системную работу в составе команды специалистов образовательной организации.
Основной целью работы педагога-психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы. К ним относятся:
- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию;
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:
-сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
-дифференциация и индивидуализация обучения;
-мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
Особое место в деятельности педагога-психолога занимает психологическое сопровождение инклюзивного образования. Помимо систематического наблюдения индивидуальных программ обучения и коррекции оно включает такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. В частности, усилия специалистов сопровождения направляются на формирование у педагогов и обучающихся толерантности к детям с особенностями в развитии, преодоление отрицательных установок.
Значительная роль принадлежит педагогу-психологу в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов.
Выделение обязательного содержания психолого-педагогического сопровождения ребенка на уровне образовательной организации является предпосылкой для построения профессиональных связей как внутри конкретной организации, так и между организациями образования и специалистами здравоохранения, дополнительного образования, специалистами психологических центров области (областного и муниципальных). Это является основой для создания в рамках области систем комплексной помощи ребенку и семье.
Психологизация образовательного пространства играет важную роль в русле сопровождения развития ребенка и в его социализации. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с администрацией, педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
Формами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса выступают: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательных организаций, педагогов, родителей), экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций), социально-диспетчерская деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом, уровнях класса, организации.
Задачи и структура базового компонента деятельности педагога-психолога
на уровне общего и начального (среднего) профессионального образования
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны:
- Дошкольное образование – ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, адаптация ребенка к жизни в детском саду, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.
- Начальное образование – определение готовности к обучению в школе, помощь в адаптации к школе; выбор образовательного маршрута; психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; профилактика отклонений в личностном развитии; формирование коммуникативных навыков; участие в предупреждении и разрешении конфликтов между семьей и школой.
- Среднее образование – сопровождение перехода в основную школу; адаптация к новым условиям обучения; формирование социально-психологических компетенций; помощь в построении конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками; профилактика девиантного поведения, наркозависимости; сохранение психологического здоровья; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся; помощь в профессиональной ориентации.
- Начальное (среднее) профессиональное образование — обеспечение психологической поддержки и сопровождения процесса адаптации к новой образовательной организации; содействие профессиональному становлению, формирование учебной мотивации, профессионально-значимых качеств личности, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Общим в деятельности педагога-психолога для всех ступеней образования выступает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.
Результативность деятельности педагога-психолога определяется по следующим критериям:
- достижение обучающимися планируемых показателей освоения основной образовательной программы;
- психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
- обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы;
- достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
- сформированность у обучающихся ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни;
- обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;
- функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сформированность коммуникативных навыков обучающихся;
- обеспеченность психолого-педагогической поддержкой деятельности детских объединений, ученического самоуправления;
- вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Рекомендации по организации рабочего времени.
Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации с учетом:
выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательной организации, так и за ее пределами. (Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 24.12.11 г. № 2075, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69)
Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
Ниже приведено ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога для определения количественных показателей его деятельности по некоторым видам работ (расширенный перечень видов работ см. приложение к письму Минобрнауки РФ от 24.09.2009 № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»).
Виды работ | I - практическая часть | II – организационно-методическая часть |
Время, затраченное на один прием/ мероприятие | Время, затраченное на подготовку/ разработку/ анализ одного приема/мероприятия | |
Индивидуальное психологическое обследование | 1 -1,5 часа | 4,5 - 6 часов |
Групповое психологическое обследование | 1 - 1,5 часа | 18,5 - 19 часов |
Индивидуальная консультация | 1- 1,5 часа | 0,3 - 1 часа |
Групповая консультация | 2 часа | 1,25 часа |
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие | 0,5 - 1,5 часа | 0,5 – 1,5 часа/ до 12 часов на 1 программу с разработкой и анализом |
Групповое развивающее и коррекционное занятие | 1 - 1,5 час | 2 - 3 часа/ 40 часов на разработку 1 программы/ 12 часов на комплектование и организацию/ 1-2 часа на анализ и корректировку 1 занятия |
Просветительская работа | В зависимости от формы и длительности мероприятия 1 - 4 часов | До 40 часов (в случае необходимости разработки мероприятия) |
Экспертная работа (Экспертиза уроков, образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды | 6 часов на 1 учебную программу | |
25 часов на учебный план ОО
|
Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательной организации, то время, отведенное на их выполнение, распределяется по усмотрению педагога-психолога и согласованию администрации на другие, более необходимые виды работ.
В условиях модернизации образовательного процесса значительно увеличивается организационно-методическая и экспертная составляющая содержания работы педагога-психолога. Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются содержанием основной образовательной программы с учетом ее типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Деятельность педагога-психолога осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующей образовательной организации.
Проведение любых видов работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается. Необходимо заручиться согласием родителей на проведение психологической работы с несовершеннолетними. Администрация при участии педагога-психолога включает необходимый пункт в Устав ОО, в бланк договора, заполняемый родителями при приеме ребенка в ОО, ДОО.
В условиях ОО родители могут заполнить бланк заявления о согласии на проведение психологической работы с ребенком в ОО в текущем учебном году.
Для работы педагога-психолога в образовательной организации выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.
Оформление и содержание кабинета оплачивается педагогу-психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Педагог-психолог, работающий в образовательной организации, ведет учет проводимой работы и представляет отчетность по административной и профессиональной линиям.
Формы учета деятельности и отчетности педагогов-психологов.
- План работы (на учебный год).
- График работы.
- Циклограмма работы.
- Журнал учета видов работы.
- Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год).
Рекомендуемые формы по перспективному (годовому) плану работы
Планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется целями, задачами, видом и запросами данной образовательной организации.
Годовой план работы должен быть согласован и утвержден администрацией образовательной организации. В нем необходимо отразить как ежегодно планируемые мероприятия по сопровождению развития и обучения ребёнка согласно возрасту (базовый блок), так и мероприятия, связанные со спецификой образовательной организацией, ее имиджем, инновационными проектами и программами развития, отражающие решение актуальных проблем конкретной образовательной среды и ее участников (вариативный блок).
Структура оформления годового плана с учетом изменений содержания работы педагога-психолога в связи с внедрением ФГОС может быть представлена следующим образом:
Таблица 1
Базовый блок | ||||||||
Содержание/мероприятие/проект/программа | Категория | |||||||
Сопровождение адаптации | Диагностика Д | Коррекция и развитие КР | Консультирование К | Просвещение П | Профилактика ПФ | Экспертиза Э | Организационно-методическая работа ОМ | |
Обучающиеся/воспитанники | Цель – Сроки – Ответственный - | |||||||
Родители | Цель – Сроки – Ответственный - | |||||||
Педагоги | Цель – Сроки – Ответственный - | |||||||
Вариативный блок | ||||||||
Содержание/мероприятие/проект/программа | Категория | |||||||
Проект «Медиа безопасность» | Диагностика | Коррекция и развитие | Консультирование | Просвещение | Профилактика | Экспертиза | Организационно-методическая работа | |
Обучающиеся/воспитанники | Цель – Сроки – Ответственный - | |||||||
Родители | Цель – Сроки – Ответственный - | |||||||
Педагоги | Цель – Сроки – Ответственный - | |||||||
Администрация | Цель – Сроки – Ответственный - |
- ГРАФИК
- работы педагога-психолога (образец)
- (примерный)
- Понедельник: с 8.00 до 16.00
- Вторник: с 9.00 до 16.00
- Среда: с 13.00 до 19.00
- Четверг: с 9.00 до 16.00
- Пятница: с 8 до 15.00
Циклограмма (расписание) на учебный год
Таблица 2
Дни недели | Планируемый вид деятельности с указанием времени и места | Примечание |
Понедельник | ||
Вторник | ||
Среда | ||
Четверг | ||
Пятница | ||
Суббота |
Циклограмму рекомендуется составлять в начале учебного года.
Рекомендации по оформлению журналов учета работы
Журнал учета работы позволяет отслеживать ежедневные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в течение года.
В качестве регистрационной документации рекомендуется 3 вида журналов:
- Учет индивидуальной формы работы
- Учет групповой формы работы
- Экспертная и организационно-методическая работа
Журнал учета индивидуальной работы
Субъектом регистрации может быть обучающийся, его родитель, педагог, специалист.
Таблица 3
№ п/п | Дата | ФИО | Возраст | Причина обращения | Проблема | Вид работы | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Виды работ:
Д – диагностика, КР – коррекционно-развивающая работа, К – консультация, П - просвещение
В примечании делаются необходимые пометки, в т.ч. может быть направление к более узкому специалисту. При проведении индивидуальной развивающей и коррекционной работы прикладываются программы, по которым она проводятся, с указанием цели, методов, предполагаемого результата.
Журнал учета групповой работы
Групповая форма работы реализуется в различных видах деятельности педагога-психолога, что необходимо отразить в соответствующей графе. Субъектами регистрации могут являться класс, группа обучающихся, родительская группа или же группа педагогов и других специалистов образовательной организации.
Таблица 4
№ п/п | ФИО/класс/группа | Дата | Количество участников | Вид работы | Содержание/тема | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Виды работ:
Д – диагностика, КР – коррекционно-развивающая работа, К – консультация, П – просвещение, ПФ - профилактика.
Развивающая и коррекционная работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр.
Таблица 5
Фамилия, Имя, класс/группа | Даты занятий с отметками о посещении | Примечание | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
Организационно-методическая, экспертная работа
Таблица 6
Дата | Вид работы | Содержание работы | Примечание |
1 | 2 | 3 | |
Виды работ:
Э – экспертиза, ОМ – организационно-методическая.
К экспертной деятельности относятся экспертизы программ, проектов и образовательной среды.
К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
- анализ и планирование деятельности;
- подготовка к различным видам работ;
- разработка методических рекомендаций;
- курсы повышения квалификации;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ, профилактических и просветительских мероприятий;
- участие в научно-практических семинарах, конференциях;
- супервизорство;
- посещение совещаний и методических объединений;
- оформление кабинета.
Рекомендации по оформлению аналитического отчета.
В аналитическом годовом отчете отражаются все виды деятельности в соответствии с планом работы и журналом учета. Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности.
Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Базовый компонент деятельности педагога - психолога
Базовый компонент деятельности педагога - психолога Ростовская область...
Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»
Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...
Методическая разработка. Мини - сборник коллажей "ПЕДАГОГИ - ДЕТИ - РОДИТЕЛИ" (обзор профессиональной деятельности педагога - психолога)
В данном сборнике коллажей отражена работа педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса...
Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"
Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...
Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"
Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"...
Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."
08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...
Аналитическая записка по результатам анкетирования педагогов Оценка деятельности педагога-психолога Дороговой Марины Владимировны в рамках аттестации.
Цель – выявить степень удовлетворённости педагогов работой педагога-психолога Дороговой Марины Владимировны.В анкетировании приняли участие 95% педагогов.Педагогам предлагалось ответить на 6 воп...