Экологический кружок
проект по теме
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
СТАРШАЯ ГРУППА
Цели и задачи экологического воспитания в старшей группе:
Продолжать и совершенствовать работу, начатую в средней группе.
Основные задачи экологического воспитания в старшей группе:
- Расширять представления о растительном и животном мире;
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;
- Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
- Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;
- Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам. Называть 5 – 6 деревьев, 2 – 3 кустарника, 5 травянистых растений (лесных, луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов, 3 – 4 комнатных растения;
- Учить различать и называть домашних животных и их детенышей, диких зверей и их детенышей; уточнять представления детей об их повадках, условиях жизни;
- Учить различать и называть 5 – 6 видов птиц, 8 – 10 насекомых, 5 – 6 видов рыб и земноводных.
- Расширять знания детей о неживой природе.
- Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека.
ТЕМА ЗАНЯТИЙ | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | ФОРМЫ РАБОТЫ |
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ 1.В гостях у птиц.
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
живой организм.
|
Закреплять представления детей об овощах, фруктах. Учить классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Показать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. Познакомить с лекарственными растениями (ромашкой и подорожником). Закрепить понятие о взаимосвязи человека и растительного мира. Воспитывать бережное отношение к растениям. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах).
приспосабливаться к жизни в окружающей среде Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. Уточнять и расширять представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим ". Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. Познакомить с комнатными растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. Расширять и углублять представление детей о диких животных. Учить по внешнему виду животного определять место его обитания. Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность. Сформировать обобщенное представление детей о зиме. Развивать познавательную активность. Воспитывать позитивное отношение к зиме. Расширять знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. Познакомить детей со злаковыми растениями. Учить распознавать растения по их характерным особенностям. Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог), божьей коровке, пчеле, кузнечике, муравье, бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. Познакомить с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства. Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, село, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. Обобщать и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной, учить устанавливать связи между сроком прилета и наличием корма. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда, заботятся о птенцах. Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев). Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. Развивать умение классифицировать обитателей рек и озер. Совершенствовать связную речь. | - Наблюдения. И. Токмакова "Сосны". - Беседа о лекарственных травах. - Наблюдения за состоянием погоды на участке. - Развлечение "Осень разноцветная". - Загадки о грибах. муляжей грибов, иллюстраций. размножении. "Поможем белочке заготовить грибы". - Рассматривание иллюстраций. -Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений. - Рассматривание иллюстраций с изображением рыб, лягушки, водорослей. "Аквариум" (коллективная). - Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды). - Изготовление цветных льдинок. -Отгадывание загадок о домашних животных. изображением домашних животных. -Рассказ о лесе. -Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу". Опыт со снегом. Беседа о зимующих и перелётных птицах. изображением птиц. -Беседа о зиме. рассматривание картины "Как зимуют дикие звери". -С. Козлов "Зимняя сказка". -Рассмотреть песок, глину (сравнить). -Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями". - Уход за растениями. Сравнение предметов. -Беседа. -Рассматривание иллюстраций. - Дидактические игры: Кто где живет? Зоологическое лото. -Беседа. - Рассматривание иллюстраций. -Беседа о зимних забавах. - Дидактическая игра: Когда это бывает? -Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна". -Беседа об изменениях в природе. - Где будут первые проталинки?
-Рассматривание Красной книги, беседа. -Рассматривание предметов из этих материалов. - Беседа. -Рассматривание иллюстраций. Чтение: К. Ушинский «Хлеб». - Беседа: «От куда хлеб пришёл» (процесс изготовления хлеба). -Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок -Рассматривание иллюстраций плодовых деревьев. -Беседа "Где я живу". -Рассматривание фотографий города, семейные. -Беседа Моя семья. - Беседа. - Рассматривание иллюстраций. Чтение: Ю.Дмитриев «Какие птицы бывают?», В. Астафьев «Стриженок Скрип». -Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу". Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека. потребностях человека. -Беседа. материалов. - Беседа. - Рассматривание иллюстраций. - Дидактическая игра: «Кто где живет?», «Четвертый лишний». - Чтение: В.Гаршин «Лягушка-путешественница». -Загадки. |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»;
- О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в Экологию!» часть 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический кружок «Божья коровка» II младшая группа
Кружок «Божья коровка» имеет экологическую направленность.Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологи...
Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)
Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...
Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)
Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...
Экологический кружок "Юные защитники природы"
Проект "Юные защитники природы" имеет экологическую направленность. Затрагивает вопросы нравственности и гуманности, что особенно необходимо на фоне современной глобализации и ухудшения общей экологич...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК «ЛЕСОВИЧОК»
воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним....
Конспект "Зимующие птицы"- экологический кружок
Цель: закрепить и уточнить знания о зимующих птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «зимующие». Развивать память, речь, внимание и творческое воображение детей. Воспитывать ...
Экологический кружок "В мире природы".
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинский....