Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)
материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013-2014_uchebnyy_god._kruzhok_pochemuchka.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №10 г.о.Чапаевск
Структурное подразделение
«Детский сад «Березка»
Экологический кружок «Почемучка»
Средняя группа (4 – 5 лет)
на 1 год 2013-2014 учебный год
Самойлова Светлана Викторовна
г.Чапаевск Самарской области
2013 год
Список детей
- Шпагина Диана
- Ардатов Илья
- Гичева Влада
- Ефремова Оля
- Крылов Игорь
- Бояркин Андрей
- Соловых Михей
- Шилимов Вова
- Мысикова Диана
- Сидорина Настя
- Чеботкова Лера
- Мельникова Юля
- Алексеев Никита
- Тавойкина Соня
- Кашкурова Маша
- Спирин Егор
- Оселедко Ярослав
- Дергилева Арина
- Капустин Вадим
- Казанков Слава
- Зайцев Миша
- Янина Маша
- Чумаков Данил
- Абызова Ангелина
- Шмакова Вероника
- Добрецова Кира
Пояснительная записка
Данная дополнительная образовательная программа направлена на формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.
Кружковые занятия составлены таким образом, чтобы ребенку было интересно познавать окружающий мир, узнавать новое и интересное о предметах и явлениях природы, входящих в круг их жизнедеятельности.
Целью данной дополнительной образовательной программы является становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи:
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пожеланию ребенка – дошкольника;
- Развитие познавательного интереса к миру природы;
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- Формирование умения и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют дети средней группы (4 – 5 лет).
Срок реализации – 1 год.
Формы проведения: беседа, рассказ воспитателя, игра, наблюдения, предметно-практическая деятельность.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в четверг во вторую половину дня.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является диагностическое обследование детей в начале и конце года.
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы «Почемучка»
Октябрь
1 неделя – «Овощи. Заготовки овощей на зиму »
2 неделя – «Какие бывают фрукты?»
3 неделя – «Грибы»
4 неделя – «Кому нужна вода?»
Ноябрь
1 неделя – «Этажи леса. Деревья и кустарники»
2 неделя – «Рукотворный мир. Игрушки из разного материала»
3 неделя – «Мебель. Что изготовлено из дерева?»
4 неделя – «Мир вокруг нас»
Декабрь
1 неделя – «Встреча зимы»
2 неделя – «Наши гости - птицы»
3 неделя – «Кто живет в лесу?»
4 неделя –
Январь
2 неделя – «Как зимуют дикие звери?»
3 неделя – «Домашние животные зимой»
4 неделя – «Деревья зимой»
Февраль
1 неделя – «Как животные помогают человеку?»
2 неделя – «Земля – наш общий дом»
3 неделя – «Живое - неживое»
4 неделя – «Береги свое здоровье»
Март
1 неделя – «Вершки и корешки»
2 неделя – «Весна в лесу»
3 неделя – «Беседа о домашних животных»
4 неделя – «Посещение зоопарка»
Апрель
1 неделя – «Птицы весной»
2 неделя – «Птичий двор» (домашние птицы)
3 неделя – «Лес. Лесные ягоды»
4 неделя – «Растения и животные – живые существа»
Май
1 неделя – «Беседа о насекомых»
2 неделя – «Рисуем животных – создаем книгу» по мотивам Е.Чарушина
3 неделя – «Садовые цветы»
4 неделя - мониторинг
Содержание
дополнительной образовательной программы
Октябрь
1 неделя. Тема: «Овощи. Заготовка овощей на зиму»
Программное содержание: Закрепить представления детей о том, где выращивают овощи, знания об их свойствах. Побуждать детей различать овощи на ощупь, перечислять овощи, обобщать. Повторить с детьми умение ориентироваться на окончание слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.
2 неделя. Тема: «Какие бывают фрукты?»
Программное содержание: Закрепить и уточнить знания детей о фруктах, местах их произрастания. Побуждать детей замечать отличительные признаки определенного фрукта, называть их. Закрепить умение отгадывать загадки. Повторить строение дерева.
3 неделя. Тема: «Грибы»
Программное содержание: Повторить знания детей о лесе, какие деревья можно вырастить в лесу. Познакомить со строением гриба, правильном сбором грибов. Продолжать закреплять названия съедобных и ядовитых грибов, их внешние отличия.
4 неделя. Тема: «Кому нужна вода?»
Программное содержание: Уточнить представления детей о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). В города вода «приходит» из отстойника за городом, по трубам водопровода. В сельской местности воду берут из колодца. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха. Подвести детей к мысли о том, что чистую воду надо экономить – зря не лить, закрывать кран.
Ноябрь
1 неделя. Тема: «Этажи леса. Деревья и кустарники»
Программное содержание: Повторить с детьми, кто в лесу главные жители, строение дерева, отличительные признаки деревьев (листочки и иголочки). Дать понятие «лиственные» и «хвойные» деревья. Познакомить с особенностями листьев клена, березы, дуба, липы и их семенами. Закрепить названия кустарников, растущих в лесу и в саду.
2 неделя. Тема: «Рукотворный мир. Игрушки из разного материала»
Программное содержание: Закрепить с детьми, что игрушки, которые нас окружают, могут быть сделаны из резины, пластмассы, глины, стекла, дерева, камня. Познакомить со свойствами дерева.
3 неделя. Тема: «Мебель. Что изготовлено из дерева?»
Программное содержание: Повторить с детьми, из каких частей состоит дерево. Познакомить с теми людьми, которые отвечают за строение леса, за его использование. Рассмотреть Знаки Запрета.
4 неделя. Тема: «Мир вокруг нас»
Программное содержание: Формировать у детей элементарные представления о «живой» и «неживой» природе, умение различать их, выделять характерные особенности. Оказать эмоциональное воздействие на детей, вызвать у них устойчивый познавательный интерес, желание отвечать на вопросы полными ответами.
Декабрь
1 неделя. Тема: «Встреча зимы»
Программное содержание: Повторить с детьми признаки зимы, побуждать называть и объяснять их. Познакомить со следами, которые оставляют животные на снегу в лесу. Закрепить понятия «дикие животные», «домашние животные». Развивать память, внимание. Прививать любовь к художественной литературе.
2 неделя. Тема: «Наши гости – птицы»
Программное содержание: Побуждать детей находить отличительные признаки птиц (по схемам) и показывать их на картинках. Закрепить названия зимующих птиц. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о птицах в зимнее время года.
3 неделя. Тема: «Кто живет в лесу?»
Программное содержание: Закрепить у детей представление о том, что в лесу живут разные животные, что лес дает им не только кров , но и пищу. Познакомить детей с особенностями внешнего вида диких животных. Формировать представления о том, что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года.
Январь
2 неделя. Тема: «Как зимуют дикие звери»
Программное содержание: Формировать представления детей о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Развивать у детей доказательную речь.
3 неделя. Тема: «Домашние животные зимой»
Программное содержание: Формировать представление детей о том, как живут домашние животные в хозяйстве человека зимой, какую заботу оказывает человек о домашних животных. Повторить, какую пользу приносят домашние животные человеку. Воспитывать любовь к домашним животным.
4 неделя. Тема: «Деревья зимой»
Программное содержание: Способствовать составлению сравнительных, описательных рассказов о деревьях. Формировать умение распознавать деревья по стволу, веткам, семенам, плодам; развитию умения видеть красоту дерева в разное время года; формированию умения называть характерные особенности строения разных деревьев, места их произрастания. Воспитывать желание помогать и заботиться о деревьях как о живых существах.
Февраль
1 неделя. Тема: «Как животные помогают человеку?»
Программное содержание: Повторить с детьми, какую пользу приносят домашние животные человеку. Познакомить детей с природоохранной деятельностью лесников; особенностью жизни лося. Продолжать формировать бережное отношение к природе и стремление совершать добрые поступки.
2 неделя. Тема: «Земля – наш общий дом»
Программное содержание: Познакомить детей с животными жарких стран и Севера. Расширять представление детей об окружающем мире. Познакомить с макетом земного шара – глобусом, цветами, изображенными на глобусе и их значении.
3 неделя. Тема: «Живое – неживое»
Программное содержание: Уточнять представления детей о признаках живого (питаются, двигаются, дышат, слышат, видят, издают звуки). Развивать у детей умения сравнивать живые и неживые объекты, находить существенные признаки различия живого и неживого, доказывать свое мнение. Воспитывать интерес к наблюдению за природными объектами.
4 неделя. Тема: «Береги свое здоровье»
Программное содержание: Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям. Объяснять, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке.
Март
1 неделя. Тема: «Вершки и корешки»
Программное содержание: Расширять представления детей об овощах и фруктах, местах их произрастания (сад, огород). Повторить строение растений, уточнить, что у всех растений в земле есть корни.
2 неделя. Тема: «Весна в лесу»
Программное содержание: Способствовать расширению представлений детей о диких зверях весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них родителей, защита от врагов, воспитание). Формировать умения называть взрослого зверя и его детенышей. Развивать любознательность. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к животным.
3 неделя. Тема: «Беседа о домашних животных»
Программное содержание: Продолжать формировать понятие «домашние животные» (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек заботится о них: кормит, лечит). Развивать умственную операцию «общение». Воспитывать интерес к домашним животным.
4 неделя. Тема: «Посещение зоопарка»
Программное содержание: Развивать представления детей о диких экзотических животных; где проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; игровые умения, поддерживать игровую ситуацию, исполнять воображаемую роль. Расширять кругозор детей.
Апрель
1 неделя. Тема: «Птицы весной»
Программное содержание: Сформировать у детей понятие «птицы» (есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две лапки, птенцы появляются из яйца). Побуждать детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.
2 неделя. Тема: «Птичий двор» (домашние птицы)
Программное содержание : Закрепить, кто входит в состав куриной семьи (петух, курица, цыплята), их отличительные особенности внешнего вида. Познакомить, каких еще птиц называют домашними и почему. Рассмотреть внешние отличия утки, гуся, индюка.
3 неделя. Тема: «Лес. Лесные ягоды»
Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о лесе. В лесу растет много разных деревьев, кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов. Познакомить с названиями и внешним изображением лесных ягод. Отметить, что лесные ягоды могут быть съедобные и ядовитые.
4 неделя. Тема: «Растения и животные – живые существа»
Программное содержание: Формировать представления детей, что растения и животные – живые существа. У них есть потребность в определенных условиях: у растений – тепло, свет, вода, питательная почва; для животных – пища, вода, место, где они живут, едят, отдыхают. Если условия соответствуют потребностям, то растения и животные остаются живыми, хорошо себя чувствуют и размножаются.
Май
1 неделя. Тема: «Беседа о насекомых»
Программное содержание: Закрепить представления детей о насекомых, побуждать выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики). Формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность.
2 неделя. Тема: «Рисуем животных – создаем книгу» по мотивам Е.Чарушина
Программное содержание: Побуждать отображать в рисунках животных. Уточнить представление о Е.Чарушине не как писателе и художнике. Воспитывать желание участвовать в общем деле – в создании интересной книги о природе.
3 неделя. Тема: «Садовые цветы»
Программное содержание: Расширить представление детей о садовых цветах, их разнообразии и красоте. Познакомить с названиями садовых цветов, их отличительных особенностях. Закрепить строение цветка (стебель, листья, бутон, корни).
Примерный перечень вопросов по мониторингу
- Назвать и показать на картинке овощи, фрукты. Где они растут.
- Назвать и показать на картинке съедобные и ядовитые грибы.
- Назвать деревья. Чем они отличаются друг от друга.
- Назвать и показать на картинке животных жарких стран и Севера.
- Назвать и показать на картинках представителей «живой» и «неживой» природы.
- Найти на картинках зимующих и перелетных птиц. Рассказать об их отличительных признаках.
- Показать на картинках животных: диких и домашних. Кто о них заботится?
- Перечислить, как надо беречь свое здоровье.
- Назвать и показать на картинках лесные ягоды. (съедобные и ядовитые).
10 Назвать и показать садовые цветы.
Список литературы
- О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания». Издательство «Учитель», Волгоград, 2006г.
- Л.А.Владимирская «От осени до лета». Издательство «Учитель», Волгоград, 2006г.
- Т.А.Шорыгина «Беседы о русском лесе». Твор.центр «Сфера», Москва, 2008г.
- Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе». Твор.центр «Сфера», Москва, 2008г.
- Т.В.Смирнова «Ребенок познает мир». Издательство «Учитель», Волгоград, 2008г.
- С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятие по развитию речи в средней группе (4-5лет) «Одежда»
Конспект занятие по развитию речи в средней группе (4-5лет) «Одежда» Цель: Обсуждать и влиять. 1.Расширить и конкретизировать представления об одежде, ее назначе...
Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)
Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...
Разработка комплексов утренней гимнастики для детей средней возрастной группы (4-5лет) детского сада.
Предлагаю Вашему вниманию разработку комплексов утренней гимнастики для детей средней группы детского сада. Комплексы составлены...
Конспект совместной деятельности с детьми средней группы (4-5лет) на тему «Что я знаю о себе?».
Цель: Формирование у детей представлений о строении собственного тела, расширять представления о своём организме, о его строении.Задачи: Называть и показывать на себе, других людях: части тела, органы...
Конспект НОД «Описание игрушки» для детей средней группы (4-5лет) (к неделе педагогического мастерства: «ТРИЗ в образовательной деятельности»)
Составление рассказа об игрушке (с элементами ТРИЗ)Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие....
Проект тематического планирования « Поисково– исследовательская деятельность по экологическому воспитанию детей 3-5лет»
Данный материал по экологическому воспитанию расчитан для детей 3-5 лет....
Мониторинг успеваемости детей разновозрастной группы "Земляничка" (2мл.группа 3-4 года)и(сред.группа 4-5лет)
Мониторинг успеваемости детей разновозрастной группы "Земляничка" (2мл.группа 3-4 года)и(сред.группа 4-5лет)...