Проект «Воспитание в фольклоре»
проект (старшая группа) по теме
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в ᴨȇрвые годы его жизни. Именно этот ᴨȇриод является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_v_folklore.docx | 554.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 22 «Алсу» »
Проектная работа
Тема « Воспитание в фольклоре»
Выполнил(а): Егорова Т.И.
воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 22 «Алсу»
Альметьев
Проект «Воспитание в фольклоре»
Вид проекта: творческо–информационный.
Срок реализации: долгосрочный, 4 года.
Участники проекта: воспитатели, дети группы, родители и сотрудники.
Актуальность проекта: Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в ᴨȇрвые годы его жизни. Именно этот ᴨȇриод является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и ᴨередавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Проблема проекта: Знаний детей о русской народной культуре и о народных промыслах России - недостаточно. Нравственно - патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. Мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями, в том числе и народной музыкой.
Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми средней группы по изучению народных традиций, фольклора, художественного промысла, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов ДОУ, детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Цель проекта:
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию. Формирование чувства любви и добра воспитание патриотизма.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края. Прививать им интерес к прошлому родной страны;
- воспитывать музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых дошкольников.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к народным традициям и праздникам на Руси.
Образовательные:
- знакомить детей с потешками, песнями, загадками, пословицами и поговорками.
- привлечь внимание детей к русской народной культуре;
- познакомить детей с народными промыслами;
Ожидаемые результаты проекта:
-Воспитание толерантной, цельной, духовно-нравственной, творческой ребенка, готовой к интеграции в обществе с мотивацией на личности уровне возраста к традициям семьи, нации и других народов;
-Проявление интереса к истории России;
-Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
-Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи)
-Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
-Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
-Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Этапы проекта:
1 этап: 2011-2012год Информационно-аналитический
Введение в проблему
Цель: Обоснование темы, уточнение ее актуальности, конкретная формулировка темы
2этап. 2012-2013 Внедрение в практику
Непосредственная работа над темой. Первичные умозаключения и вывод
Цель: Накопление материала и опыта «для себя» в процессе повседневной учебно-воспитательной работы без специальной цели ее распространения.
3 этап 2013-2015 Представление опыта работы по теме
Цель: Анализ, обобщение и описание опыта с целью передачи другим педагогам в виде реферата, мероприятий.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Познание», «Развитие речи», «Социально- коммуникативное», «Физкультурное».
Вывод:
Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Приложения
1. Анкета для родителей
2. Результаты анкетирования родителей
3. Критерии уровня знаний детей истории и культуры русского народа
в средней группе (разработано для всех групп).
4. Уровень знаний детей истории и культуры русского народа
в средней группе
5. Непосредственная образовательная деятельность в 2 младшей группе (НОД)«Бабушкин домик»
6. Непосредственно образовательная деятельность в средней группе
Тема: «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Дифференциация звуков [з], [зь].
7. Развлечение по мотивам русского фольклора с детьми средней группы (4–5 лет) «В гостях у Кузи»
8. История ложки
9. Консультация для родителей «Использование детского фольклора в развитии речи»
10. Консультация для воспитателей «Использование детского фольклора в развитии речи»
11. Беседа для детей «Приглашаем в гости к сказке»
12. Русские народные игры
13. Раскраска хохломские узоры
Приложение 1
Анкета для родителей.
1. Считаете ли вы нужным знание детьми русских народных праздников, традиций, обычаев и обрядов?
a) Дети должны знать народную культуру.
b) Не придаю этому вопросу особого значения.
c) Другое.
2. Празднуете ли вы дома народные праздники?
a) Всегда, если знаю о них.
b) Считаю не нужным.
c) Другое.
3. Как вы относитесь к тому, что в детском саду празднуются такие праздники, как: «Осенняя ярмарка», «Пасха», «Рождественские колядки», «Масленица» и т.д.
a) Положительно.
b) Считаю это не нужным.
c) Другое.
4. Как реагирует ваш ребенок на русское народное творчество?
a) Любит все, что связано с фольклором (русские народные песни, пляски, загадки, потешки, сказки и т.д.)
b) Равнодушно.
c) Другое.
5. Звучат ли в вашем доме русские народные мелодии?
a) Слушаем охотно, сами любим петь русские народные песни.
b) Не слушаем совсем.
c) Другое.
6. Какие условия созданы для домашнего музицирования?
a) Есть музыкальный инструмент (указать какой).
b) Есть детские обучающие программы.
c) Не занимаюсь этим.
d) Другое.
Приложение 2
Результаты анкетирования родителей
По итогам анкетирования:
• 92% родителей считают, что дети должны знать народную культуру;
• 67% родителей с детьми празднуют дома народные праздники, 10% - празднуют не регулярно, а 23% считают не нужным;
• 90% родителей считают положительно, что в детском саду празднуются различные народные праздники;
• 24% родителей считают, что детям нравится русское народное творчество, 15% относятся к творчеству равнодушно, а 61% любят и слушают более современную и популярную музыку;
• 13% родителей с детьми слушают и поют дома русские народные песни, 55% не слушают совсем, а 32% или слушают по телевизору, или на городских мероприятиях;
• 36% родителей имеют какой-либо музыкальный инструмент, у 7% родителей имеются детские обучающие программы, а 28% собираются приобрести музыкальный инструмент для обучения ребёнка в музыкальной школе, 29% родителей не имеют музыкальных инструментов и не собираются обучать детей музыке.
Приложение3
Критерии уровней знаний детей
истории и культуры русского народа
в средней группе
1. ТРАДИЦИИ
Ход диагностического занятия
Рассказать,что знают новом годе, троице, Евдокие-Плющихе
Понаблюдать за тем как дети зороваются
О не умеет здороваться, не знает народных праздников
Н-1 здоровается со взрослыми, иногда с напоминанием, знает
название некоторых праздников: нового года, троицы, но
принимает в них пассивное участие
С-2 знает народные традиции вежливого обращения к гостям,
Знает названия некоторых праздников: нового года, троицы,
Евдокии-Плющихи и принимает в них активное участие
В-3 использует активное знание народных традиций вежливого
обращения к гостям. Принимает активное участие в русских
народных праздниках. Знает название праздников, умеет
рассказать о праздновании нового года разными народами, что
делают во время праздника троицы
2. ПРЕДМЕТЫ БЫТА
- Серп
- Веретено
- Скалка
- Спицы
- Балалайка
- Свистулька
Ход диагностического занятия:
Предъявить набор картинок, предметов. Предложить назвать их, конкретно найти какой- либо, рассказать для чего служит
О не находит среди картинок, не может назвать
Н-1 находит среди картинок, знает названия
С-2 находит среди картинок, знает название, для чего служит
В-3 находит среди картинок, знает название, может рассказать
для чего служит
- ЗНАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
- Бычок- смоляной бочок
- Гуси- лебеди
- Лисичка со скалочкой
- Петушок и бобовое зернышко
- Зимовье зверей
- Лиса и козел
- Заюшкина избушка
- Лисичка- сестричка и серый волк
- Крошечка-хаврошечка
Ход диагностического занятия
Детям читается сказка и предлагается ответить из какого произведения этот отрывок, предлагается по иллюстрации определить название сказки
- Назвать героев
- Рассказать о чем сказка
Н-1 не узнает из какой сказки отрывок
По иллюстрации не может определить название сказки
Может назвать какие сказки он знает
С-2 называет сказку по отрывку, по иллюстрации
Может назвать героев
В-3 называет сказку по отрывку, иллюстрации, называет
героев сказки, отвечает на вопросы по содержанию прочитан-
ного
4.ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ ПОТЕШЕК, ПЕСЕНОК,
ЗАКЛИЧЕК, ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК
- Наш козел
- Про корову и бычка
- Ай, тари, тари
- Закличка «Мороз, мороз»
- Закличка о весне
- Потешный фольклор: дразнилки, скороговорки
- Блины
- Небылицы
Ход диагностического занятия:
Предложить прочитать наизусть предложенную песенку, потешку, загадки
О не знает
Н-1 узнает знакомую песенку, но помнит отдельные фразы
С-2 читает наизусть, но с помощью взрослого
В-3 без помощи взрослого выразительно читает наизусть
5.ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
- «У медведя во бору»
- «Краски»
- «Кот и мыши»
- «Гуси»
- «Ловишки»
О не знает ни одной подвижной игры
Н-1 знает 1-2 народные игры и умеет объяснить правила к ним
С-2 знает народные подвижные игры и умеет объяснить правила
некоторых из них
В-3 умеет играть в подвижные и хороводные игры
Приложение 4
Уровень знаний детей истории и культуры русского народа в средней группе №5 на 2013-2014 год
Ф.И. ребенка | ТРАДИЦИИ | ПРЕДМЕТЫ БЫТА | ЗНАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК | ЗНАНИЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА | ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ | средний балл Уровень | ||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||
1 | Андрюшкевич Н. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | с | в | |
2 | Артиков И. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | н | с | |
3 | Бикмушева В | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | с | в | |
4 | Бикчантаев Э. | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | с | с | |
5 | Воронина Ю. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | с | в | |
6 | Головнин Д. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | с | с | |
7 | Железнова В | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | с | в | |
8 | Ерашов Я. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | с | с | |
9 | Кашапова А. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | с | с | |
10 | Кабилова З. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | н | с | |
11 | Мухарямов Р. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | с | с | |
12 | Кузнецова М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | с | с | |
13 | Меркулова Л | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | с | с | |
14 | Моргов Н. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | с | с | |
15 | Мусин Д. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | с | в | |
16 | Родионова П. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | с | с | |
17 | Лапшин В | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | н | с | |
18 | Сафиханова М. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | с | в | |
19 | Сахбтдинова К. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | с | с | |
20 | Султангиров А. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | н | с | |
21 | Фомин В. | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | с | в | |
22 | Хакимова Б. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | н | с | |
23 | Хаметшина З. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | с | в | |
24 | Хафизов Р. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | н | с | |
25 | Якушкина К. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | с | в | |
2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | с | с |
Приложение 5
Непосредственная образовательная деятельность в 2 младшей группе (НОД):
«Бабушкин домик»
Воспитатели: Егорова Т.И.
Сабитова З.Р
Тема непосредственной образовательной деятельности (НОД): «Бабушкин домик»
Используемая образовательная программа: Программа воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой- М.,Мозаика- Синтез,2005
Предварительная работа с воспитанниками:
Беседа о семье
Индивидуальные беседы с детьми на тему: «Твоя семья».
Лепка подарок для бабушки
Рассматривание альбома «Моя семья»
Дидактическое обеспечения НОД:
тематическое панно со съемными деталями на кнопках, застежках «Кошка с котятами»
Программное содержание:
Образовательные:
- Формировать у детей интерес к своей семье, к сохранению семейных традиций и обычаев.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
-способствовать развитию речи детей, умению слушать
Развивающие:
- Развивать эмоциональную сферу детей, интерес к учению посредством создания ситуации радости, удивления.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
- Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к родным, друзьям, проявлять о них заботу, доброе отношение.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Оздоровительные:
Структура НОД
Вводная часть (длительность 2-3 минут).
Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
Основная часть (длительность 9-11 минут)
Цель: реализация задач программного содержания.
Заключительная часть (длительность 2-3 минут)
Цель: подвести итог занятия.
Используемые методические приемы:
- Рассматривание предметов; иллюстраций
- Беседа;
- Вопросы к детям
Использованная литература:
- Программа воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой- М.,Мозаика- Синтез,2005
- Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим
миром во второй младшей группе детского сада/О.В.Дыбина
/М.: мозаика-Синтез,2008
- В.В.Гербова Занятия по развитию речи во второй младшей
группе детского сада / Москва «Просвешение»,1989 с.72
- Ушакова О.С.,Струнина Е.М. Развитие речи детей:Прог-
рама Методические рекомендации.Конспект занятий.Игры
и упражнения./ М.:Вентанс-Граф,2008 с.224.
- Е. Чарушин « Утка с утятами», «Медведица и медвежата».
- К. Ушинского «Петушок с семьей»
-Белавина И.Г.,Найдина Н.Г. Планета наш дом: Учеб.- хресто-
Матия для дошкольников и младших школьников./Лайда,1995
Этапы работы
Вводная часть:
Воспитатель: Воспитатель:
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
- Посмотрю на ваши лица, с кем здесь можно подружиться?
Я, Татьяна Ивановна, а ты кто? ( Как ласково тебя называют дома? В семье?)
Ребята, посмотрите, дом стоит, как вы думаете кто в нем живет ?
Варианты ответов: зайкин, бабушкин
Подходят к плоскостному дому. Стучатся, выходит бабушка
Основная часть:
Бабушка: «Здравствуйте мои дорогие. Вы ко мне в гости пришли?
Дети: Здравствуй, бабушка
Воспитатель: Ребята, а у кого есть бабушка? (ответы детей)
Воспитатель: А бабушку вы любите?
Дети: да
Воспитатель: За что?
Дети (варианты ответов): она добрая, гуляет с внуками, покупает конфеты и т.д.
Воспитатель: А давайте в сундучок сложим ласковые слова для бабушек. (Дети подбирают слова)
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем!
Игра «Ладушки»
Ладушки – ладушки
Где были? У бабушки (хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
В морщинках собраны (показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые – предобрые (поглаживают ладонь о ладонь)
Всё работали ладони
Долгими годами (постукивают кулачком по ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами, пирогами (подносят ладони к лицу, нюхают)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони (гладят себя по голове)
И с любой печалью сладят
Тёплые ладони (обнимают себя за плечи)
Ладушки – ладушки!
Где были? У бабушки! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Бабушка, а ты одна живешь?
Бабушка: Нет с дедушкой
Воспитатель: Ребята, а у вас есть дедушка?
Дети: Да
Воспитатель: А вы любите своего дедушку?
Дети: Да
Воспитатель: А чем дедушка с детьми занимается?
Дети (варианты ответов): гуляет, играет, читает книжки
Воспитатель: Давайте и дедушке соберём ласковые слова в наш волшебный сундучок? (ответы детей)
Дидактическая игра «Помощники в семье»
Цель: воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи. Сочувствие к ним, желание помочь, освободить от хлопот.
Игровое задание: суметь порадовать близких.
Правила: Подбирать игрушки только для придуманной ситуации. Помогать друг другу.
Материал: игрушки ( утюг, молоток, скалка, тазик, прищепки, ведро и т.д.)
-Ребята, посмотрите, а что это за предметы лежат в корзинке?( ответы детей )
-Для чего они нужны? ( ответы детей )
-Кто пользуется этими предметами дома?
-А кто-нибудь из вас помогал дома своим близким?
-Какими предметами вы больше всего любите пользоваться, когда помогаете близким?
(Каждый ребёнок должен рассказать, какую он оказывает помощь в семье, чтобы порадовать и освободить от хлопот своих близких.)
Воспитатель: Скучно, наверное, бабушка, вам жить вдвоем. Может с вами кто-то еще в этом доме живет?
Кто вас будит по утрам,
Кто любовью согревает,
Все на свете успевает,
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В мире нет её родней
Справедливей и добрей
Это кто, скажите прямо
Ну, конечно, это…. мама.
Правильно, мама. Давайте порадуем мам - споем для них (Дети исполняют песню «Я пеку, пеку…»)
Молодцы! - Кто же ещё живет в этом доме?
Может он в футбол играть,
Может книжку вам читать,
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить
Может прокатить тебя
Вместо быстрого коня
Для тебя всегда герой,
Самый лучший, (папа) твой.
Молодцы! Конечно, это папа.
Ребята вы папу любите? (ответы детей)
За что вы папу любите? (ответы детей)
Вы папе помогаете? (ответы детей)
Физкультминутка: «Родная семья»
Кто живет у нас в квартире? Раз, два, три, четыре ( шагают на месте).
Будем мы сейчас считать — Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Мама, папа, брат, сестра — Сосчитаю всех едва! ( делают пружинки)
Самый главный — это я. ( Прижимают руку к груди)
Вот и вся моя семья! ( Руки вверх, потом вниз)
Воспитатель: Как одним словом можно назвать маму, папу, сына, дочь?
Дети: Семья
-Как хорошо живется в своем домике этой семье. Как хорошо, что у вас есть семья.
Давайте бабушке расскажем о своей семье. (Воспитатель показывает семейные фото детей)
-Где мама, где папа, как их зовут?
-Как хорошо, что у всех вас есть семья!
-Ребята, а вас любят в семье? (да)
-Как вы догадались, что вас любят?
Варианты ответов: целуют, жалеют, говорят ласковые слова и т.д.
-А за что вас любят в семье?
Варианты ответов: слушаюсь маму, папу, игрушки убираю и т.д.
-Молодцы, значит и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки, не хотите расстраивать свою семью. Как хорошо, когда у каждого человека есть дружная семья! А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.
И у наших пальчиков, посмотрите, дружная семья! Давайте поиграем с семьей пальчиков.
Пальчиковая игра «Семья»:
Раз, два, три, четыре –
Кто у нас живёт в квартире.
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!
Заключительная часть:
Воспитатель: Итак, ребята, сегодня мы узнали, что у каждого человека есть своя семья. И нужно заботиться о своей семье. Пусть в вашей семье будет тепло и радостно, чаще дарите друг другу улыбки и пусть всегда у вас будет дружная семья.
Бабушка: Ребята, смотрите, каждое ласковое слово превратилось в сердечко. Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите его вместе с ласковым словом любому члену вашей семьи!
Приложение 6
Управление образования Альметьевского муниципального района
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе
Тема: «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Дифференциация звуков [з], [зь].
Провела:
Воспитатель МБДОУ № 22
Егорова Татьяна Ивановна
г. Альметьевск РТ
2013г
Основной вид деятельности: коммуникативная
Длительность: 20 минут
Задачи:
Образовательные:
-формировать у детей фонематический слух и звукопроизносительные навыки, закреплять умение дифференцировать звуки [з], [зь],
-развивать умение отгадывать загадки, находить выход из проблемных ситуаций, творческое воображение;
- формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры;
- расширять словарный запас прилагательных и глаголов, вводить в активный словарь антонимы (толстый – тонкий, высокий – низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый);
- вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не прерывать говорящего).
Развивающие:
- развивать связную речь, развивать умение грамотно отвечать на поставленные вопросы
- развивать артикуляционный и дыхательный аппарат.
- развивать общую и мелкую моторику;
-стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
-развивать эмоциональную сферу детей, интерес к учению посредством создания ситуации радости, удивления
-развивать речевое дыхание, зрительное и слуховое восприятие – умение вслушиваться в речь взрослого.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь.
Оздоровительные:
- создать условия для снятия психоэмоционального напряжения, развития мелкой моторики рук с помощью пальчиковой гимнастики
- совершенствовать умение слушать и слышать педагога.
Интеграция содержания образовательных областей: Развитие речи, художественно-эстетическое
Предварительная работа
-рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;
- надувание мыльных пузырей детьми с целью развития длительного выдоха;
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент:
Дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель:
- Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.
(дети здороваются)
- Сейчас мы встанем на лужок и сделаем большой кружок.
(дети вместе с воспитателем встают в круг)
2. Постановка цели:
Воспитатель:
(Берет в руки игрушку Колобок)
- У меня в руках Колобок.
- Сейчас мы будем его передавать друг другу под музыку. Как только музыка закончится, тот, у кого в руках оказался Колобок вспоминает название русской народной сказки.
( Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель просит других детей прийти ему на помощь.)
- Молодцы, ребятки, очень много сказок вы знаете!
- А сейчас, чтобы продолжить нашу беседу я предлагаю вам сесть на стульчики.
(Дети садятся на стулья, расставленные полукругом)
3. Сюрпризный момент:
Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки».
Воспитатель: (загадочным голосом):
На неведомых дорожках,
Где растет дремучий лес,
Избушка там на курьих ножках
Стоит до самых до небес.
Кто в избушечке живет,
Песню звонкую поет?
Там бабушка Яга –
Костяная нога!
Баба-Яга
Ох, и скучно же старушке
Жить одной в такой глуши,
Когда вокруг одни лягушки
И растут лишь камыши!
Ах вы, мои ладненькие,
Ах вы, мои складненькие!
Всех вас очень я люблю,
Сказку вам я покажу!
Воспитатель:
- А какую сказку, назови?
Баба-Яга:
- Ишь, какие хитренькие! Если загадки отгадаете, названье сказки вы узнаете. Слушайте внимательно:
Мылу на замену
Взбили пышну пену,
А как подули – посмотри:
Полетели … (пузыри)
- Правильно, это пузыри. (Отдает воспитателю баночку мыльных пузырей).
- Слушайте еще одну загадку:
У любого ты спроси:
«Что носили на Руси?»
Из коры плели галошки,
Обували их на ножки. (лапти)
- Молодцы, это лапти, держите отгадку. (отдает воспитателю лапти).
- А вот и последняя загадка::
Летом в полюшке росла.
Колос к солнышку несла,
А как только пожелтела
Ей нашлось другое дело. (солома)
- Правильно, это солома.
- Здорово, самую трудную загадку отгадали, вот вам и отгадка.
(отдает колосья).
- Молодцы, ребятки, всех героев сказки отгадали.
- А называется эта сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
4. Основная часть:
Воспитатель:
- Устраивайтесь поудобнее, сказка начинается.
(Воспитатель рассказывает сказку с одновременным показом слайдов.)
- Дети, понравилась вам сказка?
(Понравилась).
- Куда пошли Пузырь, Соломинка и Лапоть рубить дрова?
(Они пошли рубить дрова в лес).
- Что помешало им идти дальше?
(Им помешала речка).
- Что сказал Лапоть Пузырю? (Лапоть сказал: «Давай мы на тебе переплывем»).
Кто согласился перевезти друзей на другой берег?
(Соломинка)
- Почему она согласилась?
(Она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег).
- Почему Пузырь не согласился?
(Он струсил).
- Правильно, Пузырь струсил.
- Что же предложил Пузырь?
(Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег).
- Согласилась ли Соломинка с предложением Пузыря?
(Соломинка согласилась).
- Кто первым пошел по Соломинке?
(Первым пошел Лапоть).
- Что случилось с Соломинкой?
(Соломинка переломилась).
- Что произошло с Лаптем?
(Лапоть упал в воду).
- Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?
(Пузырь начал смеяться).
- Что стало с Пузырем?
(Пузырь лопнул).
- Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?
(Не стали бы смеяться. Помогли бы своим друзьям).
- Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы.
- Спасибо тебе Баба-Яга за такую интересную сказку.
Баба-Яга:
- Молодцы-то вы, ребятки, молодцы!
- Но, что-то мне не нравится конец у моей сказки.
- Очень уж грустно она закончилась.
- Давайте придумаем другой конец.
Воспитатель:
- Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?
( Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т.п.)
- Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.
- Послушай, бабушка, стихотворение о дружбе, которое сейчас прочитают дети.
Друг нам в жизни очень нужен,
С другом жить нам веселей.
Рядом с ним в любую стужу
Нам становится теплей.
Воспитатель:
Дружбой искренней и честной
Нужно всем нам дорожить,
Потому что, как известно,
Без друзей нам не прожить.
Баба яга: - Вот хорошо, вот здорово! И настроение сразу поднялось!
(Звучит музыка «Полет комара») Баба яга начинает отмахиваться от комара.
Баба яга- В лесу комары надоели, и сюда они за мной прилетели, видно тоже в гости к ребятишкам захотели.
5. Физминутка:
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами засиделись, предлагаю подвигаться и поиграть с комарами.
(Танец « Я с комариком плясала»)
Воспитатель: Присядем на стульчики
Воспитатель: Ребята, помните к нам прилетал большой комар. Какую песню он пел? (ответы детей) А сегодня к нам прилетел маленький комарик. Послушайте как он поет: зьзьзьзь ласково мягко
6. Игра для развития фонематического слуха «Какой комар звенит?»
Посмотрите у меня два рисунка: на одном большой комар, на другом- маленький. Когда я вам покажу большого комара – спойте песню большого комара, маленького - песню маленького комара.
Баба яга: Теперь я знаю какой комар в лесу меня кусает- большой или маленький.
7. Воспитатель: Ребята пройдем к столикам и разомнем наши пальчики .
Дружно пальчики считаем —
Насекомых называем. (Сжимают и разжимают пальцы.)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом. ( Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Это кто же тут звенит?
0й, сюда комар летит! ( Вращают мизинцем.)
Прячьтесь! (Прячут руки за спину.)
Откройте тетради …………………………………………………….
Послушайте «корзина» и подумайте песенка какого комара слышна в этом слове. Правильно маленького, соедините изображение корзины с изображением маленького комара. Тоже самое сделайте с другими картинками.
Молодцы ребята!
8. Итог занятия.
Воспитатель:
- Ребята, вы послушали и посмотрели сказку. Как она называется?
(«Пузырь, Соломинка и Лапоть»).
- Кто из героев понравился больше всех и почему?
- Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Молодцы!
Баба-Яга:
Спасибо ребята за ваше гостеприимство. Вы мне очень понравились. За это вручаю вам подарочек «Волшебную книгу сказок».
Друзья мои, пришло время нам прощаться, а мне в сказку возвращаться.
До новых встреч!
(Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки», Баба-Яга исчезает в домике).
Воспитатель:
- Ребята, попрощайтесь с гостями, занятие окончено.
(Дети прощаются и выходят из зала.)
Приложение 7
Развлечение по мотивам русского фольклора с детьми средней группы (4–5 лет) «В гостях у Кузи»
Цель:
1. Познакомить с историей возникновения ложки.
2. Закреплять названия предметов народного быта.
3. Продолжать знакомить детей с русским фольклором: потешками, загадками, играми, пословицами и поговорками.
4. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.
5. Развивать внимание, творческое воображение.
Подготовка.
Декорации и костюмы под старину (деревянная посуда, мебель, заготовки бумажных ложек, краски, куклы бабушки дедушки и домового.
Ход.
Мини сценка на экране.
Изба. Около печи бабка. За столом дед.
Дед. Бабуля, накрывай на стол. Обедать пора!
Бабка. (ставит на стол чугунок, садится рядом)
Дед. А как же мы есть будем? Не уж-то руками? Каша-то горячая!
Бабка. Ох, и не знаю, что делать, ложки куда-то пропали. Опять, наверное, Кузька наш шалит. Что же нам теперь делать? Без помощи не обойтись.
Воспитатель. Вот такая история, дети, случилась с дедушкой и бабушкой. Кто же подшутил над ними?
Дети. Наверное, домовой.
Воспитатель. А кто это такой? (ответы детей) .
В каждом доме есть свой домовой. Домовой живет за печкой. Он следит за порядком! Охраняет покой. А иногда он балуется.
Ох и шалунишка наш домовой. Огорчил дедушку и бабушку. Вы готовы им помочь? Тогда садитесь быстрее в машину времени. Мы отправимся в далёкую старину.
Дети становятся вокруг воспитателя. Звучит музыка.
Дети с воспитателем подходят к избушке. У входа их встречает бабка.
Бабушка. Здравствуйте, ребята и девчата! Какие вы нарядные и красивые! Проходите, пожалуйста, в горницу, садитесь поудобнее, в ногах правды нет.
Дети заходят, рассаживаются на лавки.
Бабушка. Давайте вспомним, как называлась самая лучшая комната в избе? (горница)
Кого в ней принимали (гостей).
Слышен шум около печи.
Бабушка. Это наш домовой, он у нас еще очень молодой, поэтому мы его называем домовенок Кузя. Зато он очень веселый, добрый, только немного нескладный и неуклюжий. А иногда он шалит, сегодня забрал наши ложки. Сели с дедом кашу кушать, а ложек то нет…
Бабушка ушла посмотреть. Выходит Кузя.
Кузя. Здравствуйте! Ух ты, как много детей у нас в гостях сегодня! Сейчас повеселимся! Я вам загадаю загадку:
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это
Дети. Ложка!
Воспитатель. Правильно! А кто знает, для чего этот предмет?
Дети. Для еды.
Воспитатель. А что можно ею кушать?
Дети. Суп, кашу, щи.
Воспитатель. А вот давным-давно на Руси у людей не было ложек совсем. Хотите узнать, с помощью чего ели раньше? Так слушайте историю.
Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды. Со временем они научились вытачивать из камня инструменты, добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными. В них можно было хранить и варить еду, а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка.
Много позже для богатых людей стали изготавливать ложки из бронзы и серебра. Простые бедные люди ели щи и кашу деревянными ложками. Всё в избе было из дерева и конечно – ложки. Их вырезали из липы. Они были лёгкие, не нагревались от горячей пищи. Носили ложки в специальном мешочке у пояса (пригласить одного ребёнка померить мешочек) .
Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли «ложкари», «ложечники». Умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли песни, потешки о них.
Кузя. Как интересно!
Воспитатель. Кузя, это ты ложки у дедушки с бабушкой забрал? Отдай их, пожалуйста.
Кузя. Они мне самому нужны. Хотя… Вы знаете, как нужно просить домового?
Дети. Дедушка-домовой, поиграй и нам отдай.
Кузя. Вот молодцы, ребятки! А что ещё интересного вы про ложки знаете?
Воспитатель. Наши дети знают потешки. Давайте послушаем.
Дети.
Дуйте в дудки, бейте в ложки.
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
А вот ложка расписная,
Была у царя такая –
Из неё ничего не прольётся,
Щи из неё вкусней,
Да и каша добрей!
Кузя. Молодцы! До сегодняшнего дня остались ложки из серебра (показать). Во многих семьях сохранился такой обычай, как дарить серебряную ложечку малышу, у которого появился первый зубик. Ребята, а вы какими ложками кушаете? Из чего они сделаны? А какие они, тяжелые или лёгкие? Кто знает, какие они бывают по размеру?
Дети. Маленькие, большие и средние. Маленькая – для чая, чайная, для каши – десертная, для супа - столовая.
Кузя. Всё-то вы знаете! А играть вы любите?
Дети. Любим!
Кузя. Предлагаю поиграть в игру. Называется она «Катись, катись яичко».
( Дети встают в большой, просторный круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части.
Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.
Дети поют:
"Катись, катись, яичко,
По нашему кружочку.
Найди, найди, яичко,
Для себя дружочка. "
С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яички входящему, тот говорит:
"В кружочки, выходите
И вдвоем для нас спляшите." )
Воспитатель. Спасибо тебе, Кузя, за игру. Видишь, как ребята развеселились. Ну что, Кузя? Теперь отдашь ложки дедушке и бабушке?
Кузя. Ладно, держите ваши ложки (сам плачет)
Воспитатель. Кузя, что такое? Почему ты плачешь?
Кузя. Я вам ложки отдал, а у меня ни одной не осталось. Бедный я, бедный, я тоже ложкой есть хочу.
Воспитатель. Не расстраивайся, Кузя. Вы знаете, что раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки. Пряли, вышивали. Любой труд был почётен: взрослый и детский. Сейчас мы с вами, ребята, распишем ложки для Кузи. А расписывать мы ложки будем хохломской росписью. Ребята, назовите элементы встречающиеся в хохломских узорах.
Дети. Завиток, капельки, травинки, ягоды - смородина, рябинка, брусника.
Воспитатель. Какие цвета встречаются в узорах?
Дети. Красный, черный, желтый, зеленый.
Дети раскрашивают заготовки деревянных ложек. Звучит народная мелодия.
Воспитатель. Молодцы, дети! Какие красивые ложки получились! Тебе нравятся ложки, Кузя? Это тебе от всех детей подарок. Кушай на здоровье и нас вспоминай.
Кузя прощается, убегает за печку. Приходит бабушка.
Бабушка. Спасибо, выручили нас с дедом. Играми да плясками сыт не будешь! Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Вот вам баранок веревочка.
Воспитатель. Понравилось вам у бабушки в гостях? А теперь нам домой пора. До свидания, бабушка, спасибо за гостеприимство. Садитесь в машину времени, поедем обратно в детский сад.
Приложение 8
История ложки
«Дорога ложка к обеду», - гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка – это самый практичный предмет из всех столовых приборов. Несмотря на то, что ложка предназначена для переноса жидкой или полужидкой пищи, ее можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварешки. Некоторые ложки удачно используют для декорирования помещения. Особенно хорошо применяются для этого деревянные ложки с росписью, они не только очень красивые, но еще и функциональные.
Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева.
В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси - древесина. Первое упоминание о серебряных и золотых ложках относится к 1259 году, использовали такие ложки только короли и аристократы.
Эпоха Возрождения характеризовалась распространением апостольских ложек. Они приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На этих ложках изображались ученики Христа, реже изображал
Приложение 9
Консультация для родителей
Использование детского фольклора в развитии речи
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.
Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».
Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.
Ребенок приходит в мир Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми.
Ранее и дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время формирования ребенка как личности, становление его характера.
В основном дети наследуют родительские традиции, дополненные веяниями времени. Взрослые веду ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка - это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности.
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, за долго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам.
Детский фольклор - это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.
Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения.
Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.
Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего - это то, что взрослый на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это зык эмоционального общения.
Это то, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.
Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников осваивают их и все что с ними связано(считалки, скороговорки ит. д.), а потом уже включаются в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок и т. д.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
Что же относится к детскому фольклору? Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским.
Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений е вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.
Колыбельные - народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.
В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам.
Приложение 10
Консультация для воспитателей
Использование детского фольклора в развитии речи
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, использовала такие потешки как, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка - пригожий
Наша деточка в дому
Что оладышек в меду
Красно яблочко в саду.
В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней я заметила, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся.
Потешки помогали наладить эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться.
В этих случаях я старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка
Принесет орешки,
Для Маминой потешке.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования(прибаутки, потешки).
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т. е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки.
В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.
Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки - исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.
Отбирая произведения для игр-занятий с детьми, я всегда учитываю, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.
На фольклорно-игровых занятиях стараюсь использовать прием действенного соучастия детей, привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию, эти занятия я провожу в «Русской избе», где создана специальная среда, попадая в которую ребенок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта, познакомиться с традиционными народными промыслами, ремеслами, костюмами.
В самом начале учебного года, проанализировав речь детей своей группы, я увидела, что большинство детей не владеет навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, они только называли ее персонажей. Для развития внимания к звучащей речи стала учить детей совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексе, изучаемые звуки.
В печи калачи
Как огонь горячи
Для кого печены?
Для Галочки калачи
Для Галочки горячи.
Мышка в кружке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Неизменный интерес на играх вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за работу: «Кувшин молока...», «кусок пирога...», «белый платочек на шею...». Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось, что кот приносит сон и покой ребенку, существовал даже обычай: прежде ребенка в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал.
У ж, ты, котенька - коток,
Котя-серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Прибаюкивать.
Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использую народные песенки - потешки «Ладушки, Сорока, Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. С маленькими детьми работаю следующим образом: беру руки ребенка в свои, хлопаю ими в ладоши, в такт, развожу в стороны, поднимаю на голову ребенка. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.
В ходе занятий по фольклору с детьми использую наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т. д.) с помощью которых создается развернутая картина действий.
Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Я считаю, что народно поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.
В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, Т. е. всесторонне развивает ребенка.
Приложение 11
Беседа для детей «Приглашаем в гости к сказке…»
Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный сказочный мир...
Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт...
(Презентация – клип «Сказки гуляют по свету»)
Какие сказки вы любите больше всего? А какие сказки вам читали или читают ваши родители? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Сказки, которые учат добру, сказки, пробуждающие все самое лучшее и доброе, сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.
В них, как известно, случается всякое: бедные сироты выходят замуж за принцев, печи становятся транспортным средством, звери, птицы и даже рыбы разговаривают, а неповоротливые черепахи обгоняют быстрых зайцев.
Словно разноцветные камешки в калейдоскопе, сказки народов мира образуют замысловатые узоры из опасных приключений, интересных историй и чудесных превращений. В сказочных легендах — описание традиций и быта разных стран, история религий и культур, а также характерные особенности каждого народа.
Но кроме этого, сказки умеют чудесным образом «передвигаться» во времени и пространстве, путешествуя из страны в страну, из континента на континент. Так, всеобщая любимица Золушка жила не только во Франции. Даже в сказках народов Азии есть истории о потерянной туфельке и найденном семейном счастье.
А Змей Горыныч! Думаете, этот страшный персонаж есть только в русских сказаниях? Вовсе нет! Драконов и огнедышащих змеев можно встретить и в сказках Европы. А на Востоке летающие чудища — не злобные монстры, а положительные герои.
Схожесть сюжетов различных сказок, придуманных в отдаленных уголках планеты, может показаться удивительным. Хотя, на самом деле ничего необычного в этом нет, ведь детям всего мира нужны одинаковые знания: о добре и зле, о силах природы и особенностях людских характеров, о происхождении неба, земли и человека. Увлекательные рассказы о простых вещах — это и есть сказки.
Пусть они немного похожи, но каждая из них уникальна. Наполненные верованиями и колоритом своего народа, сказки приобретают некую неповторимость. В этом легко убедиться во время знакомства с ними: пронизанными тонкой самоиронией и верой в добро русскими сказками, таинственными и немного страшными сказками европейских народов, поражающими хитросплетениями сюжета восточными сказаниями, полными любовью к природе сказками Австралии и Океании, волшебными историями других экзотических народностей.
Русские и украинские сказки
Начнем мы наше путешествие, конечно же, с украинских и русских сказок. Почему они объединены вместе? Потому что, большая часть сюжетов у них идентична, а украинские и русские варианты сказок чаще всего является переводом или творческим пересказом друг друга.
Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждёт,
Русская народная, но доселе модная!
«Колобок» и «Теремок» – сказочки нескучные,
А ещё народ придумал сказочки «докучные».
Что такое «докучные» сказки? (Это та сказка, которую можно рассказывать бесконечно).
Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, Выкис, Вылез, Высох,
Встал на колоду - Бултых в воду…;
«Салат из сказок»
Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, Колобок, а я пойду на речку, рыбу половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке. Скажите, из каких известных вам сказок они пришли?
(«Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живёт на крыше»).
Викторина «Народные сказки»
1. Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках?
- Морозилка, Морозко, Морозец, Холодец
2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках?
- Самоварка, Самокрутка, Самобранка, Самостирка
3. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса?
- Один, Два, Три, Четыре
4. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк?
- Колобок, Пирожок, Кашу, Машу
5. Какая русская сказка существует?
- «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Гуси-лебеди», «Орлы-соколы».
6. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил?
-Снегурочку,-Золушку, Падчерицу
7. В каком сосуде Журавль выставил угощение Лисе?
- В кувшине, В тарелке, В миске, В блюдце.
8. Какой вопрос НЕ задавали три медведя в русской народной сказке?
- Кто спал на моей кровати?- Кто сидел на моём стуле?
- Кто ел из моей чашки?- Кто надел мои тапки?
9. Встреча с кем круто изменила жизнь Царевны-Лягушки?
-С Ильёй Муромцем, С Иваном-царевичем.
- С Емелей, С перелётными утками.
10. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»?
-Блинами, Колобком, Пирожками, Кашей.
11. Чудо-юдо рыба из русских народных сказок – это…
-Щука, Сом, Кит, Акула.
12. В русских сказках их героев часто посылают «за тридевять земель». Тридевять – это сколько?
-27, 39, 999, 333333333.
В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди,
Башмачок хрустальный, помоги в пути.
Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
Приложение 12
Русские народные игры
Катись, катись, яичко
"Катись, катись, яичко,
По нашему кружочку.
Найди, найди, яичко,
Для себя дружочка. "
С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яички входящему, тот говорит:
"В кружочки, выходите
И вдвоем для нас спляшите."
«У медведя во бору»
Правила игры: Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору Медведь постыл
Грибы, ягоды беру! На печи застыл!
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный выбывает из игры.
«Гуси-лебеди»
Правила игры: Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные дети – гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» - «Что он там делает?» - «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет». – «Ну, бегите же домой!» Гуси бегут домой, а вол их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.
«Ванька – встань-ка»
Правила игры: Ванька, встань-ка, Дети поднимаются на носки и опускаются.
Ванька, встань-ка, Повторяют упражнение.
Приседай-ка, приседай-ка, Дети выполняют 2приседания, руки вытягивают вперед.
Будь послушен, ишь какой Руки на поясе, повороты
корпуса вправо и влево.
Нам не справится с тобой. Руки на поясе, наклоны
корпуса вправо и влево.
«Курочки»
Правила игры: Играющие выбирают хозяйку и петушка. Все остальные курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: «Петушок, петушок, не видал ли мою курочку? «А какая она у тебя?» - спрашивает петушок. «Рябенькая, а хвостик черненький». – «Нет, не видел». Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!» Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает, он широко раскрыв крылья, встает на пути у хозяйки. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.
«Платок»
Правила игры: Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге. Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек
Приложение 13
Раскраска хохломские узоры
Приложение 14
Потешки
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
Аты-баты! Шли солдаты,
Аты-баты! На базар.
Аты-баты! Что купили?
Аты-баты! Самовар!
Аты-баты! Сколько стоит?
Аты-баты! Три рубля.
Аты-баты! Он какой?
Аты-баты! Золотой
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
Скучно волку жить в лесу –
Он заводит песню.
Так неладно, так нескладно –
Хоть беги из лесу.
Перед ним лисица пляшет –
Рыжей лапой машет.
Хоть ни ладу и ни складу –
Пляшет до упаду.
Воробей пищит на ветке
Изо всех силенок.
Пусть нескладно, непонятно–
Все равно приятно.
Стуки-стуки, глянь в ворота:
Верно, в гости едет кто-то:
Едет целая семья,
Впереди идет свинья.
Гусли гусь настроил,
А петух с трубою.
Кот и песик удивились –
Даже помирились.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали,
Да наказывали:
- Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.
Котятки, котятки,
Малые ребятки!
А кто у вас больший?
А кто у вас меньший?
- Мы все подрастем,
За мышами пойдем.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать.
Солнце, солнце, уходи до утра.
Всем ребятам спать пора,
спать пора.
Пастушатам – молока через край,
Тем, кто пашет, - каравай, каравай.
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».
Гречку мыли, гречку мяли,
Мышку по воду послали
По мосту-мосточку,
Желтому песочку.
Проплутала долго –
Испугалась волка,
Заблудилась, слезы градом,
А колодец – рядом.
Ой ты, заяц косой – вот так!
Не ходи ты за мной – вот так!
В огород попадешь – вот так!
Всю капусту сгрызешь – вот так,
Как поймаю тебя – вот так,
Как за уши схвачу – вот так,
Да и хвост откручу – вот так!
Использованная литература
- Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 1999.
- Богомолова М.И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане (средний дошкольный возраст): Учебно-методическое пособие для воспитателей детского сада. Набережные Челны Альметьевск, 1995.
- Баграмов А.А. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального воспитания. М., 1988.
- Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1988
- Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраста): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995.
- Ядрихинская Л.С. Воспитание культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтничной среде: Дисс. канд. пед. наук. Якутск1998.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев.: Радянська школа, 1969.
- Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраста): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995.
- Богомолова М.И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей нашей страны (старший дошкольный возраст): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1971.
- Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
- Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
- Молотиловой Л. К. Народные художественные промыслы России. Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Каталог – альбом под - М. : Интербук бизнес. - 1998.245 с.
- Петрушина О. Русский праздничный народный костюм.-М.; Мозаика-Синтез, 1999
- Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. – М. : Просвещение, 1985.
- http://superinf.ru
- http://resobr.ru
- http://nsportal.ru
- http://maaam.ru
- http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac63.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Фольклор как источник эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей с ОНР»
«Фольклор как источник эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей с ОНР»...
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию посредством фольклора.
Фольклор как средство нравственного воспитания дошкольников....
проект на тему "Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в МДОУ"
Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом...
Проект "Воспитание детей через использование татарского фольклора".
Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы жи...
Проект «Роль русского фольклора в экологическом воспитании детей раннего дошкольного возраста»
Развитие экологических представлений детей раннего дошкольного возраста с помощью различных жанров русского фольклор....
Проект "Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей второй группы раннего возраста через использование фольклора"
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни проходит, в первую очередь, через приобщение детей к культурно – гигиеническим навыкам: уход за своим телом, культуры еды, бере...