Проект "Воспитание детей через использование татарского фольклора".
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему
Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.
Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы живем в России, но храним татарское культурное наследие.
Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport.docx | 25.62 КБ |
nod_applikatsiya_ukrashenie_urugovoy_tyubeteyki.pdf | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора» для детей старшей группы.
Сохраняем культурное наследие татарского народа.
Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.
Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы живем в России, но храним татарское культурное наследие.
Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности.
Формирования интереса к татарскому искусству решается через рассмотрения вопросов развития детского декоративного творчества. Развития средствами народного искусства освещается в работах З.А.Богатеевой, Т.С.Комаровой, И.А.Лыковой и д.р.
Народное татарское искусство близко по своей природе творчеству ребенка непосредственностью, эмоциональностью, связью с природой, условностью, образами.
Цель:
- Создание благоприятных условий.
- Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к татарскому народному творчеству, истории Татарстана.
Укладу жизни татар, песням и играм:
- Знакомство с народно-прикладным искусством региона и приобщение к художественному труду по татарским мотивам.
Задачи по ознакомлению с окружающим:
- Формировать представление о татарском крае;
- Воспитывать уважение к татарскому народу;
- Формировать представления о труде людей, живущих в Татарстане, воспитывать бережное отношение к результатам их труда;
- Дать доступные детям представления об особенностях неживой природы, а также о животном и растительном мире Татарстана.
Очень важно знакомить детей с поэтической культурой татарского народа, с фольклором, со старинными ремеслами, с мужским и женским национальным костюмом, воспитывать интерес к народно-прикладному искусству (вышивка, роспись, вязание), помогать осваивать художественные техники татарских мастеров, использовать в изобразительной деятельности разнообразные материалы и средства.
В проекте предусмотрены формы работы с родителями. Это и традиционные родительские собрания, беседы, консультации, семинары-практикумы, встречи с интересными людьми, экскурсии по селу, в краеведческий музей .
Вся работа построена на достижении конечных результатов в процессе обучения воспитанников изобразительному искусству. Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством татарского народа. Декоративно-прикладное искусство татар, народные традиции, обычаи способствуют формированию нравственно-эстетического опыта, чувства отношений. Воспитывая чуткость к красоте, добру, мы формируем у воспитанников оценочные отношения к миру, деятельности. Знать, понимать и принимать этническую самобытность того народа.
В своем проекте мы предприняли попытку раскрыть созидательную роль татарского народа, обозначить место традиции в духовной культуре татар.
Это позволило раскрыть связь местного народного искусства с другими областями познавательного пространства: детской художественной литературой, фольклором, поэзией и изобразительным искусством.
Методическое обеспечение
1.Демонстрационный и дидактический и материал.
2.Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».
3. Методическая литература.
4. Конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям.
Автор проекта: Павлова Олеся Викторовна
Участники проекта: дети старшей группы, педагог группы, педагоги дополнительного образования -музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта: творческий
Вид проекта: Краткосрочный январь-февраль
Основное назначение проекта: ознакомление с декоративно-прикладным искусством татар, развитие у воспитанников художественно-творческих представлений и эстетического отношения к их культуре.
Оригинальность идеи проекта заключается в ожидаемом результате:
- Воспитанник сможет выбирать узор для украшения предметов обихода и одежды;
- Овладеет навыками работы с изобразительными материалами;
- Научится выбирать цвет узора, сочетать контрастные цвета;
- Станет самостоятельно реализовывать замысел, проявлять творчество при выполнении самостоятельных заданий.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
- изучение предстоящей работы;
- создание условий для реализации проекта;
- подбор материала, изготовление картотеки татарских игр.
Основной:
- внедрение проекта в образовательный процесс;
- ориентация проекта на нравственное воспитание дошкольников;
- взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
Заключительный:
- выставка продуктивной деятельности детей;
Механизм реализации проекта.
Цель: Создать организационную основу.
Задача: Подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа.
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Направление деятельности: информирование родителей о реализации индивидуального педагогического поиска.
Мероприятия по реализации проекта:
- подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа;
- составление плана работы с родителями воспитанников (тематические встречи, и др.);
- экскурсии в библиотеку;
- тематическое планирование;
- совместная деятельность с детьми (беседы, рассматривания, слушание татарской музыки, просмотр мультиков);
- выставка продуктов детского творчества;
- оформление выставки книги фотоматериалов по теме, альбома «Татарские орнаменты»;
- проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме;
В ходе реализации проекта дети получат представления о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных татарских орнаментов.
Содержание работы по развитию восприятия детьми художественных произведений:
Мероприятия
1.Тематические беседы «Татарские игрушки и посуда».
Задача: расширять представления об игрушках, посуде, которые мастерят татарские мастера.
2.Дидактические игры по татарским народным сказкам.
Задача: развивать интерес к дидактическим играм.
3.Подвижные татарские игры.
Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.
4.Рассматривание книг и иллюстраций по татарскому народному творчеству.
Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать уважение к татарской народной культуре.
5.Чтение татарских народных сказок.
Задача: Поддерживать интерес к татарским народным сказкам. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.
6.Игра – драматизация.
Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.
7.Рассказывание сказок.
Задача: продолжать знакомить с татарскими народными сказками. Учит точно отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.
8.Хороводные татарские народные игры.
Задача: формировать инонациональную выразительность речи, имитацию движений.
9.Пальчиковый театр.
10.Слушание аудио сказок.
Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить, внимательно слушать.
11.Литературный досуг «Угадай сказку».
Задача: выявить знания татарских сказок; узнавать героев. Выражать образ мимикой, жестами, интонацией.
«Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях»
1.Ознакомление детей с татарским декоративно-прикладным искусством.
2.Беседа о татарском растительном орнаменте.
3.Вырезание элемента узора «тюльпан» в составление аппликационной композиции для управления конца полотенца.
4.Украшение узором сказки башмачка.
5.Украшение круглой основы тюбетейки.
6.Украшение фартука.
7.Украшение аппликацией сапог ичигов.
Обобщая опыт по приобщению детей к татарскому культурному наследию, можно сказать, что таким образом мы знакомим родителей и педагогов с традициями воспитания, создаем атмосферу добра, доверия, взаимопонимания между детьми и взрослыми, которая способствует раскрытию познавательных, творческих и личностных возможностей ребенка.
Только в сотрудничестве с семьей можно воспитать настоящего человека . Надеемся, что опыт педагогов нашего детского сада поможет коллегам в работе по приобщению детей к татарской культуре средствами музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, поможет привить детям интерес к татарским напевам, играм, танцам.
Перспективный план
работы по реализации проекта
«Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»
Недели | Тема | Задачи |
I | 1. Беседа «Что такое фольклор» 2. Колыбельные песни «Эпипэ» (Вставай Эпипе) | 1.Познакомить детей с разнообразными видами татарского народного фольклора. 2. Вызвать интерес к татарскому народному фольклору. 4. Учить обыгрывать песенки в сюжетно-ролевой игре 3. Воспитывать уважение к татарскому народному творчеству. |
II | Сюжетно-ролевая игра « Знакомство с куклой в татарской национальной одежде» | Познакомить с национальной одеждой. |
III | 2.Татарская народная подвижная игра «Серый волк» | Познакомить с татарской народной игрой, правилами игры. Вызвать интерес к игре и желание играть |
IV | Слушание аудио записи сказок | Развивать умение слушать и отвечать на вопросы по прослушанным произведениям. |
VI | Чтение сказки «Гульчечек- ВЕЧНОЦВЕТУЩАЯ РОЗА» | Учить слушать сказку и правильно воспринимать ее. Воспитывать этические чувства. |
VII | 1. Чтение татарской народной сказки «Ак Бүре-Белый мел». 2. Татарская народная подвижная игра «Чулмак уены- Продаём горшки» | 1.Продолжать знакомить детей с жанрами фольклора 2. Учить детей играть в Татарские народные игры. 3. Прививать любовь к Татарскому устному народному творчеству. |
VIII | 1.Театрализованная игра «Продаем горшки» 2.Знакомство с мифами и их персонажами «Лиса и журавль» 3.Разучивание дразнилки «Теенчек уены- Мяч по кругу» | 1.Познакомить детей с народными мифами. 2. Познакомить с фольклорным жанром – дразнилка. 3. Учить детей отражать в театрализованной игре обычаи татарского народа. |
IX | 1. Чтение и обсуждение сказки «Коварная лиса» 2. Составление рисованных книжек-малышек по сказкам татарского народа. | 1. Продолжать знакомить детей с сказками, с их смыслом. 2. Учит понимать содержание сказки, отвечать на вопросы. 3. Развивать желание передать в рисунке содержание сказок. |
X | 1.Чтение сказки «Коза и волк» 2. Чтение прибаутки «Котан Иванович» 3. Инсценировка сказки | 1.Учить детей слушать и запоминать сказку, воспроизводить действия из сказки. 2. Учить понимать значение прибауток |
XI | 1. Татарская народная подвижная «Кузбайлау уены- Жмурки» башында- печь, печка». | 1. Продолжать знакомить детей с татарскими народными играми. 2. Развивать ловкость, смекалку. |
XII | 1.Чтение сказки «Лиса и журавль» 2. Рисование по сказке «Лиса и журавль» | 1. Продолжать закреплять знания детей о татарском народном фольклоре. 2. Учит слушать сказку, передавать ее содержание. 3. Развивать интерес к музыкально-фольклорным играм. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста через использование татарского народного фольклора (на примере праздника "Науруз")
Методическая разработка о развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста через использование татарского народного фольклора на примере татарского народного праздника "Науруз". Разр...
Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»
Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»...
Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»
Проблема В настоящее время проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей осуществляется всё более остро. Интерес к фольклорному искусству татарского народа не просто дань ув...
Использование татарского фольклора в работе с дошкольниками
В татарском детском фольклоре, лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного, нравственного и эстетического развития дошкольников. Они способствуют формир...
Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»
В настоящее время проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей осуществляется всё более остро. Интерес к фольклорному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традици...
Презентация "Инновационный проект "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников с использованием татарского фольклора"
Презентация "Инновационный проект "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников с использованием татарского фольклора"...
Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через использование детского фольклора"
Формирование коммуникативных навыковдетей младшего дошкольного возрастачерез использование детского фольклора...