Проект на тему: «Фольклор как источник эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей с ОНР»
проект на тему
«Фольклор как источник эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей с ОНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_folklor.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №5"
Проект на тему: «Фольклор как источник эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей с ОНР»
Подготовила:
Учитель-логопед: Бондаренко Ю.М.
Проект на тему: «Фольклор как источник эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей с ОНР»
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Основным видом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор — устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц, поговорок и загадок.
Большая роль в воспитании положительных качеств личности ребёнка отводится народному творчеству. Общение с фольклором облагораживает дошкольника, делает его мягким, чутким, добрым, мудрым. В работе на основе народных традиций ребёнок раскрывается как цветок. И родители, видя нашу работу, начинают интересоваться народным творчеством, замечая изменения в своём ребёнке. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, поэтому появилась потребность реализовать проект по нравственному воспитанию, используя фольклор в учебно-воспитательном процессе дошкольников.
В качестве основных средств воспитания мы используем разные виды фольклора: сказки, пословицы, поговорки и загадки, С дошкольниками логопедических групп мы используем приемы мнемотехники для заучивания пословиц, поговорок, загадок, стихов и сказок.
Одним из главных элементов устного народного творчества является сказка, сопровождающая человека всю его жизнь — в труде, на празднике, в быту.
Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, пониманию добра и зла.
ЦЕЛЬ:
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОНР через фольклор.
ЗАДАЧИ:
- формирование нравственного сознания дошкольников;
-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, загадками, сказками;
-разучить пословицы и поговорки, загадки, сказки посредством мнемотаблиц, научить детей объяснять их значение;
-формировать умение обыгрывать и импровизировать сюжет;
-побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;
-воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.
ВИД ПРОЕКТА:
творческий, открытый.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Краткосрочный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Учителя-логопеды, воспитатель, дети старшей логопедической группы, родители.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
В проекте представлена системная технология развития творческих способностей дошкольников посредством погружения ребенка в фольклор через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. При этом учитывается интерес детей к этим жанрам, доступность детскому восприятию, а также общественное значение фольклора для нравственного и эстетического воспитания детей.
Содержание проекта включает в себя работу: знакомство с устным народным творчеством (пословицами, поговорками, загадками, сказками) и изучение их посредством мнемотаблиц. А также работу над инсценировкой сказки: анализ содержания произведения, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету, постановочная работа над целостным спектаклем. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки малоактивных детей, помогает им преодолевать застенчивость и зажатость. Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов.
Работа с родителями:
- Оказание помощи в пополнении групповой библиотеки;
- Рисование с детьми сюжетов на тему моя любимая сказка;
- домашние задания: возрождение традиций семейного чтения разных фольклорных жанров;
- изготовление книжки-малышки своими руками;
- вовлечение всех родителей в совместную с детьми деятельность по сочинению групповой сказки (книга передавалась из рук в руки, путешествуя в разные семьи).
Подготовительный (организационный) этап:
1. Знакомство с фольклором (чтение сказок, знакомство с пословицами, поговорками, загадками посредством мнемотехнических приемов);
2. планирование деятельности с детьми и родителями (беседы, консультации, рассматривание иллюстраций);
3. викторина «Угадай сказку»
4.ремонт книг.
Практический (основной) этап
1. Заучивание пословиц, поговорок, загадок посредством мнемотехнических приемов.
2. Работа над инсценировкой сказок;
3. пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу;
4.Консультация для родителей «Волшебный мир книг»
5. Посещение библиотеки.
Заключительный (диагностический) этап – подведение итогов реализации проекта:
1. Оформили выставку рисунков — аппликаций «Моя любимая сказка»;
2. Инсценировка сказок;
3. Далее родители вместе с детьми представили домашнее задание – сочинение групповой сказки, и книжки-малышки
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформируются основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла.
2. Развитие у детей интереса к разным фольклорным жанрам.
3. Развитие творческих способностей к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету сказки.
Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации, и ее оформление.
- Изготовление стендовой информации для родителей на тему проекта «Фольклор как источник эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей с ОНР»
- Оформление фотоальбома;
- Презентация для родителей с фотоотчетом о проделанной работе, показ родителям видео: инсценировка сказок;
- Презентация для педагогов.
Используемая литература:
Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. “Народная педагогика в воспитании дошкольников. — М.: А.П.О., 1995. —Ассоциация “Профессиональное образование”, 1995
Князева О. Л., Маханева М. Д. “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” -Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997 г. (Серия:”Из опыта педагога”).
Кокуева Л. В. “Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа”. Методическое пособие. Москва. АРКТИ, 2005 г.
Комарова Т. С. “Народное искусство в воспитании детей”. Москва. Изд-во “Российское педагогическое агентство”, 1997 г.
Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н.- “Знакомство детей с русским народным творчеством” - 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб-“ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2001 г.
Лунина Г. В. “Воспитание детей на традициях русской народной культуры” - Москва, ЦГЛ, “ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ”, 2004 г.
Скоролупова О. А. “Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством”.-Москва. ООО “Издательство Скрипторий 2003”, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ НА ТЕМУ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ
В проекте рассматриваются вопросы об особенностях формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в сельской среде, а также важность духовно-нравственного воспитания....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...