Проект на тему: «Фольклор как источник эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей с ОНР»
проект на тему

Бондаренко Юлия Михайловна

 «Фольклор как источник эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей с ОНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_folklor.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №5"

Проект на тему: «Фольклор как источник эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей с ОНР»

Подготовила:

Учитель-логопед: Бондаренко Ю.М.

Проект на тему: «Фольклор как источник эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей с ОНР»

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Основным видом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор — устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц, поговорок и загадок.

Большая роль в воспитании положительных качеств личности ребёнка отводится народному творчеству. Общение с фольклором облагораживает дошкольника, делает его мягким, чутким, добрым, мудрым. В работе на основе народных традиций ребёнок раскрывается как цветок. И родители, видя нашу работу, начинают интересоваться народным творчеством, замечая изменения в своём ребёнке. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, поэтому появилась потребность реализовать проект по нравственному воспитанию, используя фольклор в учебно-воспитательном процессе дошкольников.

В качестве основных средств воспитания мы используем разные  виды фольклора: сказки, пословицы, поговорки и загадки, С дошкольниками логопедических групп мы используем приемы мнемотехники для заучивания пословиц, поговорок, загадок, стихов и сказок.

Одним из главных элементов устного народного творчества является сказка, сопровождающая человека всю его жизнь — в труде, на празднике, в быту.

Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, пониманию добра и зла.

ЦЕЛЬ:

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОНР через фольклор.

ЗАДАЧИ:

- формирование нравственного сознания дошкольников;

-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, загадками, сказками;

-разучить пословицы и поговорки, загадки, сказки  посредством мнемотаблиц, научить детей объяснять их значение;

-формировать умение обыгрывать и импровизировать сюжет;

-побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;

-воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.

ВИД ПРОЕКТА:

творческий, открытый.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Краткосрочный.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Учителя-логопеды, воспитатель, дети старшей логопедической группы, родители.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

В проекте представлена системная технология развития творческих способностей дошкольников посредством погружения ребенка в фольклор через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. При этом учитывается интерес детей к этим жанрам, доступность детскому восприятию, а также общественное значение фольклора для нравственного и эстетического воспитания детей.

Содержание проекта включает в себя работу: знакомство с устным народным творчеством (пословицами, поговорками, загадками, сказками) и изучение их посредством мнемотаблиц. А также работу над инсценировкой сказки: анализ содержания произведения, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету, постановочная работа над целостным спектаклем. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки малоактивных детей, помогает им преодолевать застенчивость и зажатость. Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов.

Работа с родителями:

  1. Оказание помощи в пополнении групповой библиотеки;
  2. Рисование с детьми сюжетов на тему моя любимая сказка;
  3. домашние задания: возрождение традиций семейного чтения разных фольклорных жанров;
  4. изготовление книжки-малышки своими руками;
  5. вовлечение всех родителей в совместную с детьми деятельность по  сочинению групповой сказки (книга передавалась из рук в руки, путешествуя в разные семьи).

Подготовительный (организационный) этап:

1. Знакомство с фольклором (чтение сказок, знакомство с пословицами, поговорками, загадками посредством мнемотехнических приемов);

2. планирование деятельности с детьми и родителями (беседы, консультации, рассматривание иллюстраций);

3. викторина «Угадай сказку»

4.ремонт книг.

Практический (основной) этап

1. Заучивание пословиц, поговорок, загадок посредством мнемотехнических приемов.

2. Работа над инсценировкой сказок;

3. пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу;

4.Консультация для родителей «Волшебный мир книг»

5. Посещение библиотеки.

Заключительный (диагностический) этап – подведение итогов реализации проекта:

1. Оформили выставку рисунков — аппликаций «Моя любимая сказка»;

2. Инсценировка сказок;

3. Далее родители вместе с детьми представили домашнее задание – сочинение групповой сказки, и книжки-малышки

 Ожидаемые результаты:

1. У детей сформируются основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла.

2. Развитие у детей интереса  к разным фольклорным жанрам.

3. Развитие творческих способностей  к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету сказки.

Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации, и ее оформление.

  • Изготовление стендовой информации для родителей на тему проекта «Фольклор как источник эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей с ОНР»
  • Оформление фотоальбома;
  • Презентация для родителей с фотоотчетом о проделанной работе, показ родителям видео: инсценировка сказок;
  • Презентация для педагогов.

Используемая литература:

Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. “Народная педагогика в воспитании дошкольников. — М.: А.П.О., 1995. —Ассоциация “Профессиональное образование”, 1995

Князева О. Л., Маханева М. Д. “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” -Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997 г. (Серия:”Из опыта педагога”).

Кокуева Л. В. “Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа”. Методическое пособие. Москва. АРКТИ, 2005 г.

Комарова Т. С. “Народное искусство в воспитании детей”. Москва. Изд-во “Российское педагогическое агентство”, 1997 г.

Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н.- “Знакомство детей с русским народным творчеством” - 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб-“ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2001 г.

Лунина Г. В. “Воспитание детей на традициях русской народной культуры” - Москва, ЦГЛ, “ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ”, 2004 г.

Скоролупова О. А. “Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством”.-Москва. ООО “Издательство Скрипторий 2003”, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ НА ТЕМУ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

В проекте рассматриваются вопросы  об особенностях  формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в  сельской среде, а также важность духовно-нравственного воспитания....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...