«В гостях у тетушки Ирины»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Казакова Ирина Егоровна

Интегрированное занятие в мини - музее с детьми старшей – подготовительной группы.

Тема: «В гостях у тетушки Ирины»

Цель: Расширять представление о русских народных семейных обычаях.

Задачи:

Ø Обогащать словарный запас (оберег,  именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук расписной, узорчатый).

Ø Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику рук.

Ø Формировать интерес к народному творчеству.

Ø Учить мастерить тряпичную куклу.

Материал и оборудование:

Сундук с косынками и кушаками, кукла,  уголёк, зёрна, монеты, ванна с водой и полотенце, русская рубаха, колыбель, кусок хлеба,  узелок с солью, лоскуты разноцветной ткани (квадраты и треугольники,  кукла – колокольчик, корзина,  конфета, русский костюм тётушки Ирины, слайды с изображением последовательности изготовления узелковой куклы, нитки, вата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_tetushki_iriny.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в мини - музее с детьми старшей – подготовительной группы.

Тема: «В гостях у тетушки Ирины»

Цель: Расширять представление о русских народных семейных обычаях.

Задачи:

  • Обогащать словарный запас (оберег,  именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук расписной, узорчатый).
  • Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику рук.
  • Формировать интерес к народному творчеству.
  • Учить мастерить тряпичную куклу.

Материал и оборудование:

Сундук с косынками и кушаками, кукла,  уголёк, зёрна, монеты, ванна с водой и полотенце, русская рубаха, колыбель, кусок хлеба,  узелок с солью, лоскуты разноцветной ткани (квадраты и треугольники,  кукла – колокольчик, корзина,  конфета, русский костюм тётушки Ирины, слайды с изображением последовательности изготовления узелковой куклы, нитки, вата.

Предварительная работа: Беседа: «Я и моё имя»;  «Предметы русской старины».

Посещение мини – музея «Весёлая горница», рассматривание тряпичных кукол. Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен, проведение игр.

Ход занятия:

Дети входят в мини – музей «Весёлая горница». Их встречает тётушка Ирина (воспитатель).

Тётушка Ирина: Здравствуйте гости, дорогие, проходите! Я вас ждала и наряды припасла. Открывайте сундучок.

 Девочки  достают из сундучка и надевают головные уборы, мальчики – кушаки). Теперь вы стали добрыми молодцами и красными девицами. Покажитесь –ка, назовитесь – ка!

Дети (поочередно) Я - красна девица Светлана, Кристина… Я - добрый молодец Игнат, Никита…

Тётушка Ирина: Я тётушка Ирина. Не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей, указываю на самовар. Это что?

Дети: В нём кипятили воду.

Тётушка Ирина: Сверху пар, снизу жар – шипит русский …. (самовар).

Показываю чугунок. В нём варили еду.

Тётушка Ирина: В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили.

Показываю лапти. А это что, детушки?

Дети:  Лапти. Их надевали на ноги.

Тётушка Ирина: Лапти, лапти, лапоточки, из лыка и бересты плетёные, лёгкие да просторные.

 На  онучи их надевали, оборами подвязывали (звучит аудиозапись плач ребенка). Кто тут плачет?

Слёзы льёт? (достаю из колыбели куклу). Да это малец – удалец.

 Сегодня родился и вдруг рассердился. Возьмём его на руки, и он успокоится.

Ребёнок качает куклу. Плач стихает.

 Тётушка Ирина: С давних времён так повелось: когда ребёнок рождается, его именем нарекают. Давайте придумаем ему имя, да немодное заграничное, а старинное русское. Какие вы знаете старинные русские имена? Дети называют имена. Выбирают имя для младенца Егорушка.

Тётушка Ирина: Человек растет, и его имя тоже растёт. Пока он кроха, его все будут ласково называть Егорушкой. А как повзрослеет, будут его Егором Ивановичем величать. А как вас будут называть, когда вы будете взрослыми? (ответы детей)

Молодцы! Вот мы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои имена.  А вы знаете, что обозначает имя Егор? Нет? Егор – хозяин Земли.  Когда родители называли ребёнка таким именем, они мечтали о том, что когда Егорушка вырастет, будет у него много земли и он станет богатым и счастливым.

Посмотрите, здесь у меня для маленького Егорушки уже приготовлены необычные предметы (показываю зёрна, уголёк,  монеты и раздаю их детям).

Как вы думаете, зачем они младенцу? (Предположения детей).

Во времена наших прабабушек и прадедушек, уголёк, зёрна и монетки опускали в корыто с водой, где ребёнка первый раз купали.

Когда  клали уголёк, приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу».

«Юля, положи уголёк в корыто и повтори эти слова». ( Ребёнок выполняет задание).

А когда клали зёрна, говорили: «Будь всегда сыт». «Игнат, опусти зёрна в воду и повтори эти слова». (ребёнок выполняет задание)

Кто из вас догадался, для чего клали монетки, и какие слова при этом говорили?» (предположения детей).

«Правильно! Положи, Паша, монетки в воду со словами «Будь всегда богат!» - (ребёнок выполняет задание).

Теперь можно Егорушку купать (вместе с ребёнком купают куклу).

Тили – тили – тили – тили,

А мы по воду ходили.

Воды для Егорки полное ведёрко.

Мыли – мыли – мыли – мыли,

Бело – набело отмыли.

Лишь головка одна,

Вся черным – черна!

 Оксана, помоги мне вытереть Егорушку. Подай полотенце. (вместе с ребёнком вытираю куклу).

Полотенце вышито и бело.

Вытирай – ка малыша умело.

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепыш.

 Мы искупали, вытерли Егорушку, а что дальше?

Дети: Надо его запеленать, одеть.

Тётушка Ирина. Заворачивали ребёнка в отцовскую рубаху, чтобы был он похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как он. Посмотрите на рубаху.  Какая она?

Дети: Красивая, вышитая, нарядная.

Тётушка Ирина: Давайте завернём Егорушку. Помоги мне, Света.(Вместе с девочкой заворачиваю куклу).

Тётушка Ирина: Расти, малыш! Будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают. Пора нашего Егорушку спать уложить. А где спал младенец?

Дети: В колыбели, в люльке.

Тётушка Ирина: А что лежит в колыбели? (вынимаю из колыбели кусок хлеба и узелок  с солью)

Дети: Это хлеб и соль.

Тётушка Ирина: На Руси не только долгожданных гостей, но и новорождённых встречали хлебом и солью.

 Укладывая в люльку ломоть хлеба и узелок с солью, приговаривали:

«Наконец – то ты родился, Егорушка. Мы тебя так долго ждали!» Дети кладут в колыбельку хлеб и соль.

Тётушка Ирина: Чтобы Егорушка заснул быстро и спал сладко, споём ему колыбельную.

Дети: (вместе)

 Баю – баюшки – баю.

Я тебе покой дарю.

Ветер за окном свистит.

Снег по улице кружит.

В небе звёздочка горит

- Спи, сыночек,- говорит.-

Баю – баю – баю – бай,

Спи, Егорка, засыпай!

Тётушка Ирина: Вот и уснул Егорушка. У него сегодня именины. Пока в свой первый день ребёнок спал, родные и близкие готовили ему подарки. Как вы думаете, что дарили младенцу? (предположения детей).

Старались родня и соседи,  кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Вот и мы сделаем подарки для Егорушки – куклы – обереги,  только позабыла я, как их делают. Кто же нам поможет? (слышится шуршание, покашливание, голос Домового)

Домовой: Кто и поможет, если не я, хранитель дома?! Я видел, как ваши прабабушки мастерили кукол из лоскутков да ниток.

Тётушка Ирина:  Дети, это же домовой голос подаёт! Садитесь на лавки и будьте внимательны.

Домовой: Надо взять квадратный лоскуток, положить в его центр вату. Обернуть вату лоскутком и обвязать ниткой – это голова куклы. Из уголков квадрата, свёрнутых и обвязанных нитками, получатся руки. На голову куклы повяжем косынку,  кукла-оберег готова.

 Я для вас кое-что припас. Посмотрите-ка, под лавку!

(дети  достают из-под лавки корзину с лоскутами).  Уж вы постарайтесь.  Сделайте кукол нарядными да красивыми, чтобы сохраняли эти обереги Егорушку от всякого зла и напастей.

Тётушка Ирина при необходимости помогает, хвалит за сноровку и аккуратность. (звучит русская народная песня)

Тётушка Ирина: Вот вы и сделали для Егорушки куклы-обереги. Впрочем, оставьте их себе, а ему подарим оберег, который ему смастерила я. Пусть он хранит его и защищает. Кладу куклу в колыбель.

Домовой: Вот так гости! Работу сделали, подарок имениннику оставили, а где веселье? На именинах хороводы водить надобно да в игры играть. Становитесь -ка, в хоровод! («Каравай»).

Домовой: Вот и славно! А на прощание пожелайте нашему Егорушке что-нибудь  хорошее и доброе.

Дети (поочерёдно): Никогда не болей, будь здоров!

Расти сильным, крепким да удалым.

Слушай отца – батюшку. Да родную матушку.

Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди!

Живи – поживай, да добра наживай!

Тётушка Ирина: Понравилось вам заниматься в русской избе? Чему вы научились? Что нового узнали? (ответы).

Вам понравилось, как вас встречали, привечали в русской избе?

 Оставим угощение для Домового в его корзинке?

Спасибо за работу вашу и старание.  До скорого свидания!

Используемая литература: «Ребёнок в детском саду» №1 2012г. Стр. 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" В гости к тетушке Авдотье"

Развлечение во второй младшей группе " В гости к тетушке Авдотье "  стало итогом работы по ознакомлению с окружающей действительностью и природой....

« В гости к тетушке Матреше»

КонспектОткрытого занятия:В первой младшей группе...

В гости к Тетушке Загадке

Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей в младшей группе детского сада...

НОД по ФЭМП «В гостях у тетушки Совы».

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе....

"В гостях у тетушки Совы"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для подготовительной к школе группы...

В гостях у Тетушки Арины

Интгергированное занятие в старшей группе по ФЭМП...

Развлечение "Сказки Орины апай" ("Сказки тетушки Ирины")

Все мы родом из детства. Все мы воспитывались на сказках. А вот и сказка......