«В гостях у тетушки Ирины»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Интегрированное занятие в мини - музее с детьми старшей – подготовительной группы.
Тема: «В гостях у тетушки Ирины»
Цель: Расширять представление о русских народных семейных обычаях.
Задачи:
Ø Обогащать словарный запас (оберег, именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук расписной, узорчатый).
Ø Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику рук.
Ø Формировать интерес к народному творчеству.
Ø Учить мастерить тряпичную куклу.
Материал и оборудование:
Сундук с косынками и кушаками, кукла, уголёк, зёрна, монеты, ванна с водой и полотенце, русская рубаха, колыбель, кусок хлеба, узелок с солью, лоскуты разноцветной ткани (квадраты и треугольники, кукла – колокольчик, корзина, конфета, русский костюм тётушки Ирины, слайды с изображением последовательности изготовления узелковой куклы, нитки, вата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_tetushki_iriny.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие в мини - музее с детьми старшей – подготовительной группы.
Тема: «В гостях у тетушки Ирины»
Цель: Расширять представление о русских народных семейных обычаях.
Задачи:
- Обогащать словарный запас (оберег, именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук расписной, узорчатый).
- Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику рук.
- Формировать интерес к народному творчеству.
- Учить мастерить тряпичную куклу.
Материал и оборудование:
Сундук с косынками и кушаками, кукла, уголёк, зёрна, монеты, ванна с водой и полотенце, русская рубаха, колыбель, кусок хлеба, узелок с солью, лоскуты разноцветной ткани (квадраты и треугольники, кукла – колокольчик, корзина, конфета, русский костюм тётушки Ирины, слайды с изображением последовательности изготовления узелковой куклы, нитки, вата.
Предварительная работа: Беседа: «Я и моё имя»; «Предметы русской старины».
Посещение мини – музея «Весёлая горница», рассматривание тряпичных кукол. Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен, проведение игр.
Ход занятия:
Дети входят в мини – музей «Весёлая горница». Их встречает тётушка Ирина (воспитатель).
Тётушка Ирина: Здравствуйте гости, дорогие, проходите! Я вас ждала и наряды припасла. Открывайте сундучок.
Девочки достают из сундучка и надевают головные уборы, мальчики – кушаки). Теперь вы стали добрыми молодцами и красными девицами. Покажитесь –ка, назовитесь – ка!
Дети (поочередно) Я - красна девица Светлана, Кристина… Я - добрый молодец Игнат, Никита…
Тётушка Ирина: Я тётушка Ирина. Не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей, указываю на самовар. Это что?
Дети: В нём кипятили воду.
Тётушка Ирина: Сверху пар, снизу жар – шипит русский …. (самовар).
Показываю чугунок. В нём варили еду.
Тётушка Ирина: В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили.
Показываю лапти. А это что, детушки?
Дети: Лапти. Их надевали на ноги.
Тётушка Ирина: Лапти, лапти, лапоточки, из лыка и бересты плетёные, лёгкие да просторные.
На онучи их надевали, оборами подвязывали (звучит аудиозапись плач ребенка). Кто тут плачет?
Слёзы льёт? (достаю из колыбели куклу). Да это малец – удалец.
Сегодня родился и вдруг рассердился. Возьмём его на руки, и он успокоится.
Ребёнок качает куклу. Плач стихает.
Тётушка Ирина: С давних времён так повелось: когда ребёнок рождается, его именем нарекают. Давайте придумаем ему имя, да немодное заграничное, а старинное русское. Какие вы знаете старинные русские имена? Дети называют имена. Выбирают имя для младенца Егорушка.
Тётушка Ирина: Человек растет, и его имя тоже растёт. Пока он кроха, его все будут ласково называть Егорушкой. А как повзрослеет, будут его Егором Ивановичем величать. А как вас будут называть, когда вы будете взрослыми? (ответы детей)
Молодцы! Вот мы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор? Нет? Егор – хозяин Земли. Когда родители называли ребёнка таким именем, они мечтали о том, что когда Егорушка вырастет, будет у него много земли и он станет богатым и счастливым.
Посмотрите, здесь у меня для маленького Егорушки уже приготовлены необычные предметы (показываю зёрна, уголёк, монеты и раздаю их детям).
Как вы думаете, зачем они младенцу? (Предположения детей).
Во времена наших прабабушек и прадедушек, уголёк, зёрна и монетки опускали в корыто с водой, где ребёнка первый раз купали.
Когда клали уголёк, приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу».
«Юля, положи уголёк в корыто и повтори эти слова». ( Ребёнок выполняет задание).
А когда клали зёрна, говорили: «Будь всегда сыт». «Игнат, опусти зёрна в воду и повтори эти слова». (ребёнок выполняет задание)
Кто из вас догадался, для чего клали монетки, и какие слова при этом говорили?» (предположения детей).
«Правильно! Положи, Паша, монетки в воду со словами «Будь всегда богат!» - (ребёнок выполняет задание).
Теперь можно Егорушку купать (вместе с ребёнком купают куклу).
Тили – тили – тили – тили,
А мы по воду ходили.
Воды для Егорки полное ведёрко.
Мыли – мыли – мыли – мыли,
Бело – набело отмыли.
Лишь головка одна,
Вся черным – черна!
Оксана, помоги мне вытереть Егорушку. Подай полотенце. (вместе с ребёнком вытираю куклу).
Полотенце вышито и бело.
Вытирай – ка малыша умело.
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш.
Мы искупали, вытерли Егорушку, а что дальше?
Дети: Надо его запеленать, одеть.
Тётушка Ирина. Заворачивали ребёнка в отцовскую рубаху, чтобы был он похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как он. Посмотрите на рубаху. Какая она?
Дети: Красивая, вышитая, нарядная.
Тётушка Ирина: Давайте завернём Егорушку. Помоги мне, Света.(Вместе с девочкой заворачиваю куклу).
Тётушка Ирина: Расти, малыш! Будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают. Пора нашего Егорушку спать уложить. А где спал младенец?
Дети: В колыбели, в люльке.
Тётушка Ирина: А что лежит в колыбели? (вынимаю из колыбели кусок хлеба и узелок с солью)
Дети: Это хлеб и соль.
Тётушка Ирина: На Руси не только долгожданных гостей, но и новорождённых встречали хлебом и солью.
Укладывая в люльку ломоть хлеба и узелок с солью, приговаривали:
«Наконец – то ты родился, Егорушка. Мы тебя так долго ждали!» Дети кладут в колыбельку хлеб и соль.
Тётушка Ирина: Чтобы Егорушка заснул быстро и спал сладко, споём ему колыбельную.
Дети: (вместе)
Баю – баюшки – баю.
Я тебе покой дарю.
Ветер за окном свистит.
Снег по улице кружит.
В небе звёздочка горит
- Спи, сыночек,- говорит.-
Баю – баю – баю – бай,
Спи, Егорка, засыпай!
Тётушка Ирина: Вот и уснул Егорушка. У него сегодня именины. Пока в свой первый день ребёнок спал, родные и близкие готовили ему подарки. Как вы думаете, что дарили младенцу? (предположения детей).
Старались родня и соседи, кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Вот и мы сделаем подарки для Егорушки – куклы – обереги, только позабыла я, как их делают. Кто же нам поможет? (слышится шуршание, покашливание, голос Домового)
Домовой: Кто и поможет, если не я, хранитель дома?! Я видел, как ваши прабабушки мастерили кукол из лоскутков да ниток.
Тётушка Ирина: Дети, это же домовой голос подаёт! Садитесь на лавки и будьте внимательны.
Домовой: Надо взять квадратный лоскуток, положить в его центр вату. Обернуть вату лоскутком и обвязать ниткой – это голова куклы. Из уголков квадрата, свёрнутых и обвязанных нитками, получатся руки. На голову куклы повяжем косынку, кукла-оберег готова.
Я для вас кое-что припас. Посмотрите-ка, под лавку!
(дети достают из-под лавки корзину с лоскутами). Уж вы постарайтесь. Сделайте кукол нарядными да красивыми, чтобы сохраняли эти обереги Егорушку от всякого зла и напастей.
Тётушка Ирина при необходимости помогает, хвалит за сноровку и аккуратность. (звучит русская народная песня)
Тётушка Ирина: Вот вы и сделали для Егорушки куклы-обереги. Впрочем, оставьте их себе, а ему подарим оберег, который ему смастерила я. Пусть он хранит его и защищает. Кладу куклу в колыбель.
Домовой: Вот так гости! Работу сделали, подарок имениннику оставили, а где веселье? На именинах хороводы водить надобно да в игры играть. Становитесь -ка, в хоровод! («Каравай»).
Домовой: Вот и славно! А на прощание пожелайте нашему Егорушке что-нибудь хорошее и доброе.
Дети (поочерёдно): Никогда не болей, будь здоров!
Расти сильным, крепким да удалым.
Слушай отца – батюшку. Да родную матушку.
Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди!
Живи – поживай, да добра наживай!
Тётушка Ирина: Понравилось вам заниматься в русской избе? Чему вы научились? Что нового узнали? (ответы).
Вам понравилось, как вас встречали, привечали в русской избе?
Оставим угощение для Домового в его корзинке?
Спасибо за работу вашу и старание. До скорого свидания!
Используемая литература: «Ребёнок в детском саду» №1 2012г. Стр. 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" В гости к тетушке Авдотье"
Развлечение во второй младшей группе " В гости к тетушке Авдотье " стало итогом работы по ознакомлению с окружающей действительностью и природой....
« В гости к тетушке Матреше»
КонспектОткрытого занятия:В первой младшей группе...
В гости к Тетушке Загадке
Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей в младшей группе детского сада...
НОД по ФЭМП «В гостях у тетушки Совы».
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе....
"В гостях у тетушки Совы"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для подготовительной к школе группы...
В гостях у Тетушки Арины
Интгергированное занятие в старшей группе по ФЭМП...
Развлечение "Сказки Орины апай" ("Сказки тетушки Ирины")
Все мы родом из детства. Все мы воспитывались на сказках. А вот и сказка......