Статья "Проблемы социальной адаптации и социального здоровья детей, подростков и молодёжи: выявление и профилактика факторов риска, современные подходы и технологии"
статья по теме
Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальной адаптации в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, т.е. активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы социальной адаптации и социального здоровья детей, подростков и молодёжи: выявление и профилактика факторов риска, современные подходы и технологии
И.В. Викторова,
г. Юрга, Кемеровская обл.,
МОУ «Детский дом «Радуга» г.Юрги»
Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальной адаптации в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, т.е. активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации.
Показателями успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями).
Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров), аномия и отклоняющееся поведение. Социальная адаптация–процесс управляемый. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как A.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной.
Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в настоящее время оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении. Вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный в конце 90-ых году, остается в силе: «Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего».
Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности – ростом убийств и самоубийстве среди молодежи. По данным Ген. прокуратуры РФ, 20% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.
Причины: нерешенность социально-экономических и бытовых проблем;
тенденция ухудшения состояния здоровья подростков (Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45–50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения);
тенденция расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи (Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи);
тенденция снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии (Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой);
тенденция падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий.
Социологические исследования последних пяти лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды.
Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить российскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления – воровство, вымогательство денег, мошенничество. Молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования. Проблема наркомании среди молодежи. Наркоманы выбывают из общественной жизни – трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества – усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян.
Самое главное и основное здесь – нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев.
Заключение
Мы все забыли мудрость предков и в погоне за самыми современными телевизорами, музыкальными центрами или просто борясь за выживание, в нашем несовершенном мире, позабыли о главном, о завтрашнем дне, о собственных детях…
Поэтому надо строить не тюрьмы, лагеря и колонии, а восстанавливать пионерские лагеря, спортклубы, детские площадки, парки отдыха. Повышать уровень профессиональной подготовки педагогов, практических психологов, да и просто вести пропаганду здорового образа жизни, труда. А родителям нужно понять, что накормить, одеть, обуть это все нужно, это все хорошо, но не надо забывать и о моральной стороне воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".
Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ....
«Влияние дополнительного образования организованного в ДОУ на социальную адаптацию и комплексное развитие детей с ОВЗ и детей-инвалидов»
Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования - социализация детей в условиях современно...
«Воспитание и развитие детей раннего возраста: современные подходы и технологии в период адаптации»
В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, в...
Доклад на тему: «Воспитание и развитие детей раннего возраста: современные подходы и технологии в период адаптации»
В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, в...
Консультация для родителей «Современные подходы и технологии для формирования сенсорных представлений у детей 2–3 лет»
В настоящее время достаточно пристальное внимание в системе образования обращено к изучению периода раннего детства. Организация эффективного воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего в...
«Социальная адаптация и развитие речи детей-инофонов в дошкольном учреждении»
В последнее время работники образования уже осознали всю актуальность и сложность решения проблем в работе с детьми-мигрантами и их семьями. В детских садах и школах дети-инофоны при обучении сталкива...
«Социальная адаптация и развитие речи детей-инофонов в дошкольном учреждении»
В последнее время работники образования уже осознали всю актуальность и сложность решения проблем в работе с детьми-мигрантами и их семьями. В детских садах и школах дети-инофоны при обучении сталкива...