«Влияние дополнительного образования организованного в ДОУ на социальную адаптацию и комплексное развитие детей с ОВЗ и детей-инвалидов»
статья
Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие.
Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества.
Не так давно вошли в педагогический обиход такие понятия, как «особый» ребёнок, «ребёнок с ограниченными возможностями» и даже – «особенная семья». Современный подход в вопросе оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ ориентирован на включение их в среду обычных сверстников, что отражает собой реализацию прав детей на получение образования.
Являясь важным звеном многогранного процесса формирования и воспитания личности ребёнка, семья сама по себе не может решить непростую задачу включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Большую роль играет система образования, в том числе дополнительное образование, направленное в первую очередь на развитие потенциала каждого отдельно взятого ребенка.
Свое место в достижении данной цели имеет дополнительное образование, оно включает в себя разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей. Именно благодаря развитию системы дополнительного образования в дошкольной системе образования стало возможным найти индивидуальный подход к ребенку с ограниченными возможностями здоровья вне основных занятий и увидеть возможности и дополнительный потенциал этого ребенка.
Дети с ОВЗ, как и дети не имеющие данного статуса стремятся получать новые знания и навыки. Но для их развития требуется дополнительная помощь не только родителей, но и специалистов разной направленности. То есть требуется комплексный подход в организации в детском саду системы дополнительного образования. Лишь в профессиональной связке специалисты могут оказывать качественную помощь ребенку с ОВЗ и его семье. Так каждый ребенок, вовлеченный в работу различных кружков, реализует там свои возможности, развивает способности, в свою очередь родитель или законный представитель ребенка получает консультативную помощь от специалистов.
Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи личности, которые имеют право на удовлетворение в познании, творчестве. И вот здесь открываются большие возможности дополнительного образования, которые направлены на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном и физическом совершенствовании.
Выявление и развитие творческих способностей на занятиях по творчеству, хореографией или конструированием рассматриваются как средство интеллектуального развития, как средство коррекции познавательной деятельности, как метод обучения, как средство эмоционально-эстетического воспитания. А наиболее способствующие решению этих коррекционных задач являются виды деятельности традиционные и нетрадиционные: рисование, музыкотерапия, ЛФК, хореография и тд.
В условиях дополнительного образования каждый ребенок с ОВЗ обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя, вносит в жизнь крупицу своего «Я».
Невозможно переоценить значимость дополнительного образования в ДОУ для родителей. Современный родитель стремится как можно раньше начинать развивать своего ребенка, использует с удовольствием дополнительные ресурсы. При этом нужно учитывать также большую занятость современного человека, нехватку свободного времени. И, если ДОУ имеет возможность максимально удовлетворить запросы родителей на обучение ребенка, то родители, как основные заказчики, будут давать своему ребенку все, на их взгляд, необходимое, не тратя время на переезд из одного учреждения в другое, от одного педагоги и кружка в другой.
Родители понимают, что дополнительное образование детей позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, социальных компетенций и развития творческих способностей детей в различных областях образовательной деятельности.
В нашем детском саду функционирует несколько программ дополнительного образования. Опросы среди родителей показывают востребованность работы данных кружков . Педагогами решаются задачи развития творческого мышления, воображения, здоровьесбережения. На занятиях у детей расширяются представления о культуре поведения, общения, прививаются коммуникативные навыки. Результаты освоения программ будут представлены в открытых творческих показах.
Благодаря системе дополнительного образования, ребенок с ОВЗ, участвуя в различной деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков. Развивая на кружковой работе детей с ОВЗ, мы создаем условия для успешной адаптации его в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya_seminar_dop_obrazovanie.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние дополнительного образования организованного в ДОУ на социальную адаптацию и комплексное развитие детей с ОВЗ и детей-инвалидов»
Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие.
Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества.
Не так давно вошли в педагогический обиход такие понятия, как «особый» ребёнок, «ребёнок с ограниченными возможностями» и даже – «особенная семья». Современный подход в вопросе оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ ориентирован на включение их в среду обычных сверстников, что отражает собой реализацию прав детей на получение образования.
Являясь важным звеном многогранного процесса формирования и воспитания личности ребёнка, семья сама по себе не может решить непростую задачу включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Большую роль играет система образования, в том числе дополнительное образование, направленное в первую очередь на развитие потенциала каждого отдельно взятого ребенка.
Свое место в достижении данной цели имеет дополнительное образование, оно включает в себя разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей. Именно благодаря развитию системы дополнительного образования в дошкольной системе образования стало возможным найти индивидуальный подход к ребенку с ограниченными возможностями здоровья вне основных занятий и увидеть возможности и дополнительный потенциал этого ребенка.
Дети с ОВЗ, как и дети не имеющие данного статуса стремятся получать новые знания и навыки. Но для их развития требуется дополнительная помощь не только родителей, но и специалистов разной направленности. То есть требуется комплексный подход в организации в детском саду системы дополнительного образования. Лишь в профессиональной связке специалисты могут оказывать качественную помощь ребенку с ОВЗ и его семье. Так каждый ребенок, вовлеченный в работу различных кружков, реализует там свои возможности, развивает способности, в свою очередь родитель или законный представитель ребенка получает консультативную помощь от специалистов.
Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи личности, которые имеют право на удовлетворение в познании, творчестве. И вот здесь открываются большие возможности дополнительного образования, которые направлены на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном и физическом совершенствовании.
Выявление и развитие творческих способностей на занятиях по творчеству, хореографией или конструированием рассматриваются как средство интеллектуального развития, как средство коррекции познавательной деятельности, как метод обучения, как средство эмоционально-эстетического воспитания. А наиболее способствующие решению этих коррекционных задач являются виды деятельности традиционные и нетрадиционные: рисование, музыкотерапия, ЛФК, хореография и тд.
В условиях дополнительного образования каждый ребенок с ОВЗ обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя, вносит в жизнь крупицу своего «Я».
Невозможно переоценить значимость дополнительного образования в ДОУ для родителей. Современный родитель стремится как можно раньше начинать развивать своего ребенка, использует с удовольствием дополнительные ресурсы. При этом нужно учитывать также большую занятость современного человека, нехватку свободного времени. И, если ДОУ имеет возможность максимально удовлетворить запросы родителей на обучение ребенка, то родители, как основные заказчики, будут давать своему ребенку все, на их взгляд, необходимое, не тратя время на переезд из одного учреждения в другое, от одного педагоги и кружка в другой.
Родители понимают, что дополнительное образование детей позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, социальных компетенций и развития творческих способностей детей в различных областях образовательной деятельности.
В нашем детском саду функционирует несколько программ дополнительного образования. Опросы среди родителей показывают востребованность работы данных кружков . Педагогами решаются задачи развития творческого мышления, воображения, здоровьесбережения. На занятиях у детей расширяются представления о культуре поведения, общения, прививаются коммуникативные навыки. Результаты освоения программ будут представлены в открытых творческих показах.
Благодаря системе дополнительного образования, ребенок с ОВЗ, участвуя в различной деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков. Развивая на кружковой работе детей с ОВЗ, мы создаем условия для успешной адаптации его в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Мастер - класс для воспитателей "Комплексное развитие детей средствами познавательной, коммуникативной, продуктивной детской деятельности."
Сценарий организованной познавательной деятельности во 2 младшей группе на тему "Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и серый волк"...
Система комплексных занятий для успешного проживания периода адаптации и дальнейшего развития детей раннего дошкольного возраста.
В данной статье представлена система комплексных занятий с развёрнутой структурой одного и кратким примером его проведения....
«Дыхательная гимнастика. Ее необходимость в развитии речи, звукопроизношении и общем комплексном развитии детей»
Материал посвящен дыхательной гимнастике. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют здоровому образу жизни и правильному звукопроизношению, что очень важно в дошкольном периоде....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Коррекционно-развивающая программа по раннему развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Елочки-пенечки».
Данная «Коррекционно-развивающая программа по раннему развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Елочки-пенечки» помогает овладеть необходимым «инструментарием» познания осо...
Коррекционно-развивающая программа по раннему развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Елочки-пенечки».
Данная «Коррекционно-развивающая программа по раннему развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Елочки-пенечки» помогает овладеть необходимым «инструментарием» познания осо...