Конспект комплексного занятия в старшей группе "Кажыктарым"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Повысить у детей интерес к тувинским народным играм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazhyktarym.docx | 103.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального района
«Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
МАДОУ детский сад № 5 «Хамнаарак» села Мугур-Аксы
Воспитатель: Саая. Ч.Д
с.Мугур - Аксы
Цели
Обучающие: показать и познакомить детей с разными видами косточек (кажык).
Развивающие: развивать логическое мышление и речь детей.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к тувинским национальным играм, рисованию, дружескому отношению друг с другом. Воспитывать бережному отношению к своей одежде во время рисования.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Методы и приемы: игры, загадка, беседа, сюрпризный момент.
Материалы и оборудования: трафареты, игральные косточки (кажык), игрушечные лошадки из дерева, нитки, пуговицы, дорожка здоровья из косточек (кажык), бумага формата А4, сумочки, ТСО.
Предварительная работа: стихотворения для детей на заучивание, оформление зала, изготовление игрушечных лошадок из дерева.
Словарь: хирлээш
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся на чабанскую стоянку к бабушке. Все поедем на лошадях.
(Воспитатель и дети на лошадях приехали к реке)
Воспитатель: Дети, это река "Мугур" мы пройдем через речку только по мостику, будьте все осторожны. (мостик - дорожка здоровья из косточек).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все прошли по мостику.
Воспитатель и дети обходят вокруг зала и приходят к юрте бабушки.
2.Основная часть:
Воспитатель: Смотрите, дети, вот и юрта нашей бабушки, давайте войдем в юрту (воспитатель и дети заходят в юрту и не застают бабушку). Куда же наша бабушка ушла? Наверно, ушла телят выгонять, давайте посмотрим.
(воспитатель и дети ищут бабушку и находят ее возле телят).
Воспитатель: Здравствуйте, бабушка! Мы, приехали к вам гости, перед праздником.
Бабушка: Здравствуйте, дети! Амыргын - на, амыргын! Давайте все пойдем ко мне в гости в юрту ( все идут в юрту, бабушка угощает всех чаем и борзаком).
Бабушка: Дети, а какой праздник у нас скоро будет?
Дети: Праздник Шагаа.
Бабушка: Молодцы! Правильно! Что это за праздник? В какие игры играют на Шагаа?
Дети: Шагаа - это тувинский национальный праздник. Во время праздника Шагаа играют в игры: "Тевек", "Чинчи чажырары", "Аскак кадай".
Бабушка: Правильно! Но вы не назвали еще одну интересную игру. Давайте я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.
Загадка
Дорбелчин боттуг,
Дорт чузун малдыг. (кажык - косточка)
Дети: кажык.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Еще когда наши бабушки и дедушки были меленькими, они тоже играли в игру "кажык". Все стороны косточки (кажык) они назвали в честь домашних животных: лошадь, корова, коза, овца. Красили косточки (кажык) корой лиственницы. Имеются не сколько видов игр с косточками (кажык):
1.Дорт берге
2. Кажыкты чыттырып кагары (сагалаары)
3. Аът чарыштырары
4. Бодалгалажыры
5. Шапшыыры
6. Кажыкты дужуруп кагары
Бабушка: Давайте поиграем с косточками (кажык), я тоже давно не играла.
Игра "Кажыкты дужуруп кагары"
Цель: научить детей новой игре с косточками (кажык).
Оборудование: косточки (кажык).
Ход игры:
Дети садятся в круг. По восходящей линии дети начинают подбрасывать косточки (кажык). Кто больше подбросит и схватит косточки тот выигрывает.
Воспитатель: Молодцы, дети! Все смогли сыграть. А теперь давайте все садитесь за столы, давайте нарисуем при помощи трафаретов косточки.
Рисование трафаретом
Цель: научить с помощью трафарета нарисовать косточки (кажык).
Оборудование: трафареты, бумага форматом А4, гуашь, палочки.
Ход: Воспитатель показывает на примере как работать с трафаретом, дети приступают к работе.
Воспитатель: Все нарисовали? Молодцы! А теперь давайте поиграем!
Игра "Хирлээш"
Цель: заинтересовать детей к тувинским народным играм.
Оборудование: нитки, большие пуговицы по числу детей.
Ход игры: сквозь отверстия пуговицы с двух сторон пропускают нитку и двумя руками с двух сторон придерживается нитка. С двух сторон раскачивают нитку, чтобы она заплелась. нитка туго заплетается, пуговицу по кругу двигают. Нитку тянут и пуговица передвигается по кругу быстро, и от этого движения возникает струнный звук.
Воспитатель: Дети, когда тянем нитку возникает звук, у кого это звук лучше звучит давайте послушаем. Молодцы, дети! Все поиграли.
Воспитатель: в слове "кажык" сколько гласных звуков?
Дети: два гласных звука "а" и "ы".
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: Теперь дети, я вам покажу еще одну тувинскую игру. В эту игру нужно играть очень внимательно.
Игра "Бодалгалажыры"
Цель: развивать мышление детей
Оборудование: косточки (кажык)
Ход игры:
Дети делятся на две команды. Дети одной команда должны прятать в своих ладошках не больше двух косточек, а дети другой команды должны их найти.
Воспитатель: А как вы думаете, это игра подходит для счета или нет?
Дети: Это игра подходит для счета.
Воспитатель: Правильно! А теперь каждый возьмет себе несколько косточек (кажык) и построит из них домик.
Воспитатель: Молодцы! Из какого вида косточки вы построили домики.
Дети: из лошадей, коров, коз, овец.
Воспитатель: из косточек можно играть в разные игры, да дети?
Воспитатель: сколько много интересного вы узнали сегодня об игре "кажык", давайте прочитаем стихотворения нашей бабушке (дети на родном языке наужусь читают стихи).
Кажык дээрге дурзу эвес
Каш янзы оюн - дур ол. Юлиса
Ону шаанда тыва улус
Ойнап чораан, кагжып чораан.
Шагаа, Наадым уезинде
Салдыкпастап ойнай - ла бээр Аюша
Бистер база чамдыктарын
Бичии када ойнаптаалы.
Кажык бо - дур, топтап кор даан
кандык - кандыг хевирлиг дир? Бады
Тура душсе, аъдын ол - дур,
Турбас, орбас Ояла - дыр.
Ишкээр душсе, хоюн ол - дур, Норбу
Оъттап турар. чаажын кор даан.
Ойта душсе, инээн ол - дур, Белек - кыс
Оъттап турар, чаажын кор даан.
Дашкаар душсе, ошкун ол - дур, Темирлан
Даштар кырлап турарын кор.
Итог:
Воспитатель: дети, давайте сядем на "ширтек" (дорожка из войлока), отдохнем и поговорим.
Воспитатель: Какой праздник есть у тувинцев?
Дети: У тувинцев есть тувинский национальный праздник Шагаа.
Воспитатель: В какие игры играют в Шагаа.
Дети: В Шагаа играют "Тевек", "Кажык", "Чинчи чажырары".
Воспитатель: В какую игру мы научились играть сегодня?
Дети: Мы сегодня познакомились с разными видами игры "Кажык", и научились играть с ними.
Воспитатель: Какая игра помогает нам в счете?
Дети: Игра которая помогает нам в счете "Бодалгалажыры".
Воспитатель: Что мы рисовали при помощи трафаретов?
Дети: при помощи трафаретов мы рисовали "кажык".
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы сегодня очень хорошо играли, отвечали на вопросы, были внимательными, прочитали стихотворения. А теперь нам пора возвращаться домой.
Бабушка: Очень хорошо, что вы приехали ко мне в гости, я тоже очень много узнала об игре "кажык". Мне с вами было очень интересно! Спасибо вам, ребята!
Воспитатель: Вам тоже спасибо! До свидания.
Дети: До свидания.
Литература:
1. "Тыва оюннар" И.У.Самбуу. Тувинское книжное издательство, Кызыл - 1992г.
2. "Тыва чанчыл" - часть 2, М.Б.Кенин - Лопсан. Москва "Тройка" - 1999г.
3. "Тыва чанчыл" - часть 2, М.Б.Кенин - Лопсан. Кызыл "Тройка" - 2010г.
4. "Тыва уруглар чогаалы" - часть 1, О.О. Сувакпит. Кызыл - 1996г.
5. "Тыва уруглар ясли - садтарынга номчулга ному" Тувинское книжное издательство, Кызыл - 2001г.
6. "Матпаадыр" Тувинское книжное издательство, Кызыл - 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ в старшей группе "Кубанские варенички"
Закрепить знания детей о выращивании хлеба на Кубани: «От зернышка до каравая»; закрепить знание кубанских пословиц, поговорок о хлебе и труде хлебороба; прод...
конспект комплексного занятия в старшей группе "Путешествие за весенним сюрпризом"
Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях;учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь словарь;закрепить умение работать в различных техник...
Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе: "Нас сказка учит говорить"
Нас сказка учит говорить....
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Здравствуй, Весна!»
Целью занятия является: обобщение и систематизация представлений детей о характерных признаках весны; обогащение словарного запаса слов; развитие связной речи....
Конспект комплексного занятия в старшей группе
В ход занятия включены разделы: конструирование, логика, грамота, математика....
конспект комплексного занятия в старшей группе "Грибочки для белочки"
Комплексное занятие направлено на закрепление темы "Грибы", на закрепление навыков наклеивания, работы с ножницами....
Конспект комплексного занятия для старшей группы «Путешествие в осенний лес»
Это занятие поможет воспитателю совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинографии....