Конспект комплексного занятия в старшей группе "Кажыктарым"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Повысить у детей интерес к тувинским народным играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhyktarym.docx103.62 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального района

«Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

МАДОУ детский сад № 5 «Хамнаарак» села Мугур-Аксы

кажык

                                                         Воспитатель: Саая. Ч.Д

        

                                 с.Мугур - Аксы

Цели

Обучающие: показать и познакомить детей с разными видами косточек (кажык).

Развивающие: развивать логическое мышление и речь детей.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к тувинским национальным играм, рисованию, дружескому отношению друг с другом. Воспитывать бережному отношению к своей одежде во время рисования.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Методы и приемы: игры, загадка, беседа, сюрпризный момент.

Материалы и оборудования: трафареты, игральные косточки (кажык), игрушечные лошадки из дерева, нитки, пуговицы, дорожка здоровья из косточек (кажык), бумага формата А4, сумочки, ТСО.

Предварительная работа: стихотворения для детей на заучивание, оформление зала, изготовление игрушечных лошадок из дерева.

Словарь: хирлээш

Ход занятия:                

1. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся на чабанскую стоянку к бабушке. Все поедем на лошадях.

(Воспитатель и дети на лошадях приехали к реке)

Воспитатель: Дети, это река "Мугур" мы пройдем через речку только по мостику, будьте все осторожны.  (мостик - дорожка здоровья из косточек).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все прошли по мостику.

Воспитатель и дети обходят вокруг зала и приходят к юрте бабушки.

2.Основная часть:

Воспитатель: Смотрите, дети, вот и юрта нашей бабушки, давайте войдем в юрту (воспитатель и дети заходят в юрту и не застают бабушку).  Куда же наша бабушка ушла? Наверно, ушла телят выгонять, давайте посмотрим.

(воспитатель и дети ищут бабушку и находят ее возле телят).

Воспитатель:  Здравствуйте, бабушка! Мы, приехали к вам гости, перед праздником.

Бабушка: Здравствуйте, дети! Амыргын - на, амыргын! Давайте все пойдем ко мне в гости в юрту ( все идут в юрту, бабушка угощает всех чаем и борзаком).

Бабушка: Дети, а какой праздник у нас скоро будет?

Дети: Праздник Шагаа.

Бабушка: Молодцы! Правильно! Что это за праздник? В какие игры играют на Шагаа?

Дети: Шагаа - это тувинский национальный праздник. Во время праздника Шагаа играют в игры: "Тевек", "Чинчи чажырары", "Аскак кадай".

Бабушка: Правильно! Но вы не назвали еще одну интересную игру. Давайте я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.

Загадка

Дорбелчин боттуг,

Дорт чузун малдыг.       (кажык - косточка)

Дети: кажык.

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Еще когда наши бабушки и дедушки были меленькими, они тоже играли в игру "кажык". Все стороны косточки (кажык) они назвали в честь домашних животных: лошадь, корова, коза, овца. Красили косточки (кажык) корой лиственницы. Имеются не сколько видов игр с косточками (кажык):

1.Дорт берге

2. Кажыкты чыттырып кагары (сагалаары)

3. Аът чарыштырары

4. Бодалгалажыры

5. Шапшыыры

6. Кажыкты дужуруп кагары

Бабушка: Давайте поиграем с косточками (кажык), я тоже давно не играла.

Игра "Кажыкты дужуруп кагары"

Цель: научить детей новой игре  с косточками (кажык).

Оборудование: косточки (кажык).

Ход игры:

Дети садятся в круг. По восходящей линии дети начинают подбрасывать косточки (кажык). Кто больше подбросит и схватит косточки тот выигрывает.

Воспитатель: Молодцы, дети! Все смогли сыграть. А теперь давайте все садитесь за столы, давайте нарисуем при помощи трафаретов косточки.

Рисование трафаретом

Цель: научить с помощью трафарета нарисовать косточки (кажык).

Оборудование: трафареты, бумага форматом А4, гуашь, палочки.

Ход: Воспитатель показывает на примере как работать с трафаретом, дети приступают к работе.

Воспитатель: Все нарисовали? Молодцы! А теперь давайте поиграем!

Игра "Хирлээш"

Цель: заинтересовать детей к тувинским народным играм.

Оборудование: нитки, большие пуговицы по числу детей.

Ход игры: сквозь отверстия пуговицы с двух сторон пропускают нитку и двумя руками с двух сторон придерживается нитка. С двух сторон раскачивают нитку, чтобы она заплелась. нитка туго заплетается, пуговицу по кругу двигают. Нитку тянут и пуговица передвигается по кругу быстро, и от этого движения возникает струнный звук.

Воспитатель: Дети, когда тянем нитку возникает звук, у кого это звук лучше звучит давайте послушаем. Молодцы, дети! Все поиграли.

Воспитатель: в слове "кажык" сколько гласных звуков?

Дети: два гласных звука "а" и "ы".

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Воспитатель: Теперь дети, я вам покажу еще одну тувинскую игру. В эту игру нужно играть очень внимательно.

Игра "Бодалгалажыры"

Цель: развивать мышление детей

 Оборудование: косточки (кажык)

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Дети одной команда должны прятать в своих ладошках не больше двух косточек, а дети другой команды должны их найти.

Воспитатель: А как вы думаете, это игра подходит для счета или нет?

Дети: Это игра подходит для счета.

Воспитатель: Правильно! А теперь каждый возьмет  себе несколько косточек (кажык) и построит из них домик.

Воспитатель: Молодцы! Из какого вида косточки вы построили домики.

Дети: из лошадей, коров, коз, овец.

Воспитатель: из косточек можно играть в разные игры, да дети?

Воспитатель: сколько много интересного вы узнали сегодня об игре "кажык", давайте прочитаем стихотворения  нашей бабушке (дети на родном языке наужусь читают стихи).

Кажык дээрге  дурзу эвес

Каш янзы оюн - дур ол.        Юлиса

Ону шаанда тыва улус

Ойнап чораан, кагжып чораан.

Шагаа, Наадым уезинде

Салдыкпастап ойнай - ла бээр        Аюша

Бистер база чамдыктарын

Бичии када ойнаптаалы.

Кажык бо - дур, топтап кор даан

кандык - кандыг хевирлиг дир?        Бады

Тура душсе, аъдын ол - дур,

Турбас, орбас Ояла - дыр.

Ишкээр душсе, хоюн ол - дур,        Норбу

Оъттап турар. чаажын кор даан.

Ойта душсе, инээн ол - дур,        Белек - кыс

Оъттап турар, чаажын кор даан.

Дашкаар душсе, ошкун ол - дур,        Темирлан

Даштар кырлап турарын кор.

Итог:

Воспитатель: дети, давайте сядем на "ширтек" (дорожка из войлока), отдохнем и поговорим.

Воспитатель: Какой праздник есть у тувинцев?

Дети: У тувинцев есть тувинский национальный праздник Шагаа.

Воспитатель: В какие игры играют в Шагаа.

Дети: В Шагаа играют "Тевек", "Кажык", "Чинчи чажырары".

Воспитатель: В какую игру мы научились играть сегодня?

Дети: Мы сегодня познакомились с разными видами игры "Кажык", и научились играть с ними.

Воспитатель: Какая игра помогает нам в счете?

Дети: Игра которая помогает нам в счете "Бодалгалажыры".

Воспитатель: Что мы рисовали при помощи трафаретов?

Дети: при помощи трафаретов мы рисовали "кажык".

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы сегодня очень хорошо играли, отвечали на вопросы, были внимательными, прочитали стихотворения. А теперь нам пора возвращаться домой.

Бабушка: Очень хорошо, что вы приехали ко мне в гости, я тоже очень много узнала об игре "кажык". Мне с вами было очень интересно! Спасибо вам, ребята!

Воспитатель: Вам тоже спасибо! До свидания.

Дети: До свидания.

 Литература:

1. "Тыва оюннар" И.У.Самбуу. Тувинское книжное издательство, Кызыл - 1992г.

2. "Тыва чанчыл" - часть 2, М.Б.Кенин - Лопсан. Москва "Тройка" - 1999г.

3. "Тыва чанчыл" - часть 2, М.Б.Кенин - Лопсан. Кызыл "Тройка" - 2010г.

4. "Тыва уруглар чогаалы" - часть 1, О.О. Сувакпит. Кызыл - 1996г.

5. "Тыва уруглар ясли - садтарынга номчулга ному" Тувинское книжное издательство, Кызыл - 2001г.

6. "Матпаадыр" Тувинское книжное издательство, Кызыл - 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ в старшей группе "Кубанские варенички"

Закрепить знания детей о выращивании хлеба на Кубани: «От зернышка до каравая»; закрепить знание кубанских пословиц, поговорок о хлебе и труде хлебороба; прод...

конспект комплексного занятия в старшей группе "Путешествие за весенним сюрпризом"

Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях;учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь словарь;закрепить умение работать в различных техник...

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Здравствуй, Весна!»

Целью занятия является: обобщение и систематизация представлений детей о характерных признаках весны; обогащение словарного запаса слов; развитие связной речи....

Конспект комплексного занятия в старшей группе

В ход занятия включены разделы:   конструирование, логика, грамота, математика....

конспект комплексного занятия в старшей группе "Грибочки для белочки"

Комплексное занятие  направлено на закрепление темы "Грибы", на закрепление навыков наклеивания, работы с ножницами....

Конспект комплексного занятия для старшей группы «Путешествие в осенний лес»

Это занятие поможет воспитателю совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинографии....