Конспект ОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "История жилища"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Минаева Ирина Михайловна

Цель – создание условий для развития у дошкольников представлений об эволюции жилища от древнего мира до сегодняшних дней.

Задачи:

Обучающие:

Расширить ориентацию детей в пространстве и во времени;

Закрепить умение соотносить тип жилища и человека;

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;

Развивающие:

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;

обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище;

развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;

развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.

Воспитательные:

Углублять представления ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ

Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

Воспитывать заботливое отношение к своему дому;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_zhilishcha.1.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме:  

«История жилища» ( используемая технология Н.А.Коротковой-

«река – времени» )

Цель – создание условий для развития у дошкольников представлений об эволюции жилища от древнего мира до сегодняшних дней.

Задачи:

Обучающие:

Расширить ориентацию детей в пространстве и во времени;

Закрепить умение соотносить тип жилища и человека;

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;

Развивающие:

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;

обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище;

развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;

развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.

Воспитательные:

Углублять представления ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ

Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

Воспитывать заботливое отношение к своему дому;

Обогащать словарь детей: жилище; древность, старина, современность; купеческие, боярские дома – хоромы, дворцы.

 Развивать творческое воображение, восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.

Материалы и оборудование:  ИКТ - презентация о видах жилища в разные времена,

карта-панно «Путешествие по реке времени», иллюстрации с изображением жилищ,

картинки — «метки».

Ход:     Дети, отгадайте мою загадку:

 У каждого на свете

         Он должен быть всегда.

                      Без него не могут существовать

                                                                                                  Деревни, города.

            Он может быть из глины,

      Из бревен,  изо льда.

                    Но каждый теплый, прочный,

   Уютный он, друзья!

              Живут родные люди в нем,

                    Его зовут – родимый … (дом)

Воспитатель: А всегда ли дома были такими, как сейчас?

Дети: Нет.

 Воспитатель: А хотите узнать, где жили люди в прошлом ?

 И так, я приглашаю вас на экскурсию.

1 остановка «Древность».

Воспитатель:  Наши  предки не сразу научились строить дома.

 Где же они жили в древности?!

 Первым домом, который человеку дала сама природа - пещера.  

Когда – то давным-давно люди жили в пещерах, у них не было инструментов. Они не умели делать кирпичи, но им нужно было укрываться от холода и зверей. Поэтому они обживали  пещеры. Но древним людям  в поисках пищи  приходилось переходить с места на место. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов. Как вы думаете,  в пещере было удобно жить? (Рассматривание детьми иллюстраций: жилище первобытного человека).

Но в древности человек создавал  себе жилище еще и из других материалов. Так, индейцы строили жилища - «типи» из шкур бизонов. На крайнем Севере эскимосы строили и сейчас строят свои дома из снежных кирпичей с окнами из речного льда.  А если разгадаете  ребус, то узнаете, как называется жилище эскимосов - «иглу».  

Эскимосы находят ровное место, очерчивают круг, складывают стены из тяжелых ледяных кирпичей, которые вырезают изо  льда. В готовой стене прокапывают вход, выбирают снег. Все, иглу готово. Внутри жгут плошки с тюленьим жиром. Этого огня  недостаточно, чтобы растопить лед, наоборот, чуть-чуть подтаявший лед смерзается еще крепче. А снежный пол и стены для тепла старались  укрыть звериными шкурами.
На берегах теплых морей аборигены строили  хижины из веток пальм.
Но в таких домах, наверное, тоже было неудобно жить? Почему?

Дети: Дверей не было, земляные полы, ходить надо было согнувшись, попадал дождь, ветер мог его снести, зимой было холодно.

( Оформление остановки «Древность»).

2. остановка «Старина».

Воспитатель: Правильно. И люди стали думать, из чего бы им построить крепкие, теплые дома.  Так,  в  степях появились дома из глины. Их называли мазанками, а на Кубани – хаты. А там, где было много лесов, люди  стали строить  деревянные срубы. Угадайте, как назывались  эти  дома?

Дети: Изба.

Воспитатель: Издавна Русь называли деревянной, как вы думаете, почему?

Дети: Дома были деревянные, кухонная утварь, лавки, столы,  всѐ - было из дерева.

Воспитатель: Правильно, и я предлагаю рассмотреть внутреннее убранство русской избы. Какой предмет занимает самое большое место в доме? (печь) Для чего нужна печь? (готовить еду, спать, обогревать).  

Что такое прялка, для чего она нужна? (прясть пряжу, чтобы вязать, ткать одежду) Какую мебель мы видим в избе? (деревянную).

Из чего сделана посуда в русской избе? (глины, дерева).

 

Физминутка.

     Упражнение для пальчиков

«Строим дом» 1 2 3 4 5.

Будем строить и играть,

            Дом большой, высокий строим.

     Окна ставим, крышу кроем.

  Вот какой красивый дом!

          Будет жить в нем старый гном.

Воспитатель: Дети, а еще строились  купеческие, бояркие дома. Их называли – хоромы  ( для очень  богатых людей). Дворцы для царей ( показ иллюстраций).

 Дети заполняют остановку «Старина».

Ребята, а какие народные хороводы,  игры старины  вы знаете?( «Золотые ворота», «Во поле береза стояла»).

Предлагаю сыграть в игру «Горелки».

Правила игры :

   «Гори-гори ясно,

      Чтобы не погасло.

 Глянь на небо:

Птички летят,

                Колокольчики звенят!»

Дети берутся за руки, образуя пары.

Пары стоят одна за другой «ручейком».

Впереди «ручейка», в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках.

По окончании песни дети, стоящие последней парой, размыкают руки и разбегаются вдоль «ручейка».

Бегут поодиночке к ведущему, стараясь, выхватить платок.

Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке.

Игра продолжается со следующей парой детей.

(Оформление остановки «Старина»).

Отправляемся дальше.

Воспитатель:

Вот наша следующая остановка «Наше время», т. е. время, в котором мы живем.

3 остановка  «Современность»

Воспитатель:  Сейчас мы с вами живем совсем в других домах, они какие?

Дети: Высокие, многоэтажные, кирпичные, большие, много подъездов.

Воспитатель: На ваших карточках одному человеку не досталось жилища. Это человек, который живет в наше время. Давайте  поможем подобрать  дом для него.

 Выберем из предложенных картинок современные дома и расположим на берегу  «реки  времени».  Мастерство строителей растет, материалы для домов становятся красивее, надежнее и безопаснее. Сегодня большинство жителей  городов живет в многоэтажных домах, где «дом» для каждого - отдельная квартира.

Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, в каких домах живете вы и ваши близкие.

Воспитатель:  Я предлагаю вам взять картинки и составить рассказы – описание своего места  жительства  ( частного дома, квартиры) по следующим вопросам:

 • Где ты живешь? (страна, город)

 • Как называется улица, № дома?

 • Какой ваш дом (большой, маленький, старый, новый, красивый и т. д)

 • Из какого материала построен ваш дом?

 • Сколько этажей в доме. На каком живете вы?

 • Сколько комнат? Есть ли у тебя своя комната?

 • Что ты там делаешь?

 • Любишь ли ты свой дом? (дети составляют рассказы)

Воспитатель: Ну что, ребята, пришло время заканчивать нашу экскурсию по «реке времени». Понравилось  вам? Что вам больше всего запомнилось?

Все  вы были замечательными путешественниками, всем спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»

Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания. Приобщение детей к государственной символике РФ нашло отражение в работе с детьми нашего детского сада. В результате прод...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Что за чудо - эти сказки" ( по сказкам А.С. Пушкина)

На данном интегрированном занятии ( познание, коммуникация, хужожественное творчество) дети знакомятся с детскими годами жизни А.С. Пушкина, ещё раз вспоминают о его творчестве. Можно использовать как...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»    Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: «Мир доброты и вежливости».

Дети знакомятся с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Наш дом – планета Земля»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.Познако...