Приложения к проекту "Жемчужина Заволжья"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Развлечение "Гимн озеру", нод "Золотое озеро", нод "Волшебница соль".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_gimn_ozeru.docx76.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Приложение № 1        

Непосредственно образовательная деятельность «Золотое озеро»

Задачи: 

  • Дать представление об озере Эльтон, о его особенностях, истории.  Обогащать ум детей достоверными знаниями о природе родного края. Расширять представления  о Приэльтонье. Рассказать об охране окружающей среды, учить предвидеть последствия некоторых действий человека по отношению к  природе.
  • Развивать умение устанавливать взаимосвязи.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа. Попросить родителей рассказать, что они знают об озере. Рассматривание фотографий, плакатов. Экскурсия к реке Большая Сморогда. Просмотр мультфильма «Как казаки соль покупали».

Материал,  инструменты, оборудование: фотографии озера Эльтон, фотография памятника быку-солевозу в г. Энгельсе, картинки (добыча соли на озере Эльтон, чумаки), макет озера Эльтон, эльтонская соль, рапа  и грязь.

Конспект

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».

Воспитатель. Дети, посмотрите на карту России. Какая огромная наша страна Необъятны ее просторы. Вот течет река Волга. А,  вот и наше озеро. Как называется наше озеро?

Дети. Эльтон.

Воспитатель. А почему оно так называется? (Выслушать ответы детей).  Существует  несколько версий (легенд) о происхождении названия озера. Первая – озеру дали имя английского мореплавателя Эльтона. Он  слыл большим знатоком в соляных озерах. Астраханский  губернатор Татищев пригласил его описать наше озеро.   Вторая - название произошло от калмыцкого «Алтын-Hyp», что в переводе означает «Золотое озеро», «Золотое дно». Почему же - «золотое»?

(Показать фотографию вечернего озера). Люди издавна заметили, что на восходе и закате водная поверхность озера приобретает золотисто-огненный оттенок. Поэтому его называют «золотым».

Об этом есть запись в "Словаре географическом Российского государства", издававшемся в 1801-1809 годах: "Елтонское славное солёное озеро находится на луговой стороне реки Волги. Сие, изобилующее солью, озеро калмыки собственно называют Алтын-нор ради красного его цвета, когда на оное солнце ударяет. Из этого произошло испорченное имя "Елтон"..."

Воспитатель. Дети, а на чем можно добраться на озеро?

Дети. На машине, велосипеде, пешком.

Воспитатель. Мы отправимся на озеро на машине.

(Строят из кубов машину.)

Воспитатель. Посмотрите, какое большое озеро. (Рассмотреть макет озера) Дети, а что это впадает в озеро?

Дети. Реки.

Воспитатель. Сколько рек?

 Дети. Семь.

Воспитатель. Правильно. В озеро Эльтон впадает семь рек: Хара, Чернавка, Ланцуг, Солянка, Карантинка, Малая Сморогда и Большая Сморогда. Самая длинная из них Хара - ее длина 40 км, глубина до 2,5 м, ширина до 12 метров. Самая "пресная" - восемнадцатикилометровая Ланцуг, самая "минеральная" - Большая Сморогда: ее длина 21 км, глубина до 1 м, ширина до 7 м, а минерализация 7,8 г/л. А реки Малая Сморогда, Карантинка и Солянка такие маленькие, что часто летом пересыхают. Все реки имеют уникальные свойства. Ученые, которые изучали их, говорят, что нигде в мире нет такого количества расположенных рядом уникальных (значит очень редких) рек. А какая река течет около поселка?

Дети. Большая Сморогда

Воспитатель. Какая это река?

Дети. Соленая. Маленькая, похожая на ручеек.

Воспитатель. Большая  Сморогда течет в озеро. В нее по дороге впадает источник, который эльтонцы называют «Нарзаном». Этот источник с очень полезной, лечебной водой. (Показать фотографию источника). Воду эту используют для лечения.

Воспитатель. Дети, что вы знаете о нашем озере Эльтон?

(Дети рассказывают о том, что услышали от родителей.)

Воспитатель. Правильно. Озеро Эльтон необычное. Можно в нем купаться, ловить рыбу?

Дети. Нет.

Воспитатель. Правильно. Воды в нашем озере нет. А что есть?

Дети. Рапа.

Воспитатель. Рапа - это соляной раствор. Посмотрите и скажите, какая она?

Дети. Маслянистая, соленая, белая или розовая.

Воспитатель. Рапа в разное время года меняет свой цвет. Зимой и осенью она светлая, а весной и в начале лета - розовая. Даже со спутника озеро Эльтон розовое. А под рапой лежит не грунт, а что?

Дети. Соль. (Рассматривают соль.)

Воспитатель. Когда-то соль на нашем озере добывали. Это было очень давно.

В то время правила нашим государством императрица. Ей рассказали о нашем озере, и она издала указ о добыче соли. (Показать указ).

Работа людей, добывающих соль, была очень тяжелой. Соль ломали. И людей, которые это делали, называли - ломщики. Каждый год приходили они наниматься на работу. Жили в шалашах. Соль ломали специальными приспособлениями. Потом везли на лодках к берегу. Работали ломщики босиком, и рапа разъедала раны на ногах. Отчего люди часто болели. Платили им очень мало. (Показать рисунок 30-х годов XIX века «Добыча соли на озере Эльтон».)

Трудно было и вывозить соль в центральную часть страны. Ее вывозили к Волге, а потом по реке отправляли дальше. А степь наша безводная. Для вывоза соли пригласили украинских чумаков, привычных к дальним перевозкам. Чумаки - это люди, которые на волах (быках) перевозили грузы. Чумаки возили соль на возах. Запрягали волов. Чтобы можно было поить волов во время далекого пути, по дороге строили уметы и рыли колодцы. (Показать рисунок «Чумаки»).

Очень много сел появилось по дороге к Волге. (Показать карту чумацких трактов). Появилась у реки Волги и Покровская слобода.  В настоящее время – это город Энгельс. В центре города всего десять лет назад появился памятник. (Показать фотографию памятника быку-солевозу).  Как вы думаете, дети, а почему его установили. (Город появился благодаря чумацкому соляному тракту. Соль возили на быках. Они более выносливые, чем лошади). Что на спине быка? (Солонка с эльтонской солью).

Воспитатель показывает детям грязь эльтонского озера

Воспитатель. Дети, а что сейчас у меня в руках.

Дети. Грязь.

Воспитатель. Эта грязь необычная, а волшебная. Почему?

Дети. Она лечебная.

Воспитатель. Грязи озера уникальные. Говорят, что таких нет нигде в мире. Со всей нашей страны приезжают в наш поселок люди, чтобы вылечить болезни.

Баллада об озере Эльтон.

Июль. Жара Пасу овец.

Мой взгляд по озеру блуждает.

Скажи-ка, ветер, кто творец

Лечебной чаши? Мне отец

Поведал: боль она снимает.

Уставший ветер помолчал.

Мне посмотрел в глаза лукаво.

Вздохнув, тихонечко сказал:

 Века я истину скрывал...

Что ж, слушай тайну, парень славный. ...

Прошло уж много-много лет.

На этом месте было море.

Таился ниже вод хребет

Подводных скал ... О, сколько бед

Он людям нёс, как много горя!

И в штиль здесь гибли, в ураган

Торговцы с чёрными рабами.

А рыба-хищник, великан,

 Несла в подводный котлован

 Тела, омытые слезами.

«Я не позволю,- крикнул Бог,-

Творить невинным людям горе!»

И затрубил в волшебный рог...

Дробились скалы, как горох,

И на глазах мельчало море.

Не иссушил Бог котлован-

Рабов бесчисленных могилу.

Их слёзы превратил в нарзан,

Прах - в ил лечебный.

И всем нам Он дал целительную силу.

Сияет озеро Эльтон

В степях прекрасного Заволжья.

Кто потерял от болей сон,

Спешите в здравницу «Эльтон» -

Клянусь, поможет вам дар Божий.

(В.Москаленко)

Воспитатель. Дети, а вы знаете, куда стекают все весенние ручьи? Да, в наше озеро. А откуда текут ручьи. С наших улиц. Что они могут принести в озеро? (Мусор). Нужно очень осторожно выбрасывать мусор. Его лучше вывозить на специальное место. Не выбрасывать пакеты, бумагу. Тогда мы сумеем сохранить наше «золотое озеро».

Приложение № 2

Непосредственно образовательная деятельность  «Волшебница соль»

Задачи: 

  • Формировать умение рисовать нетрадиционным способом «рисуем солью».
  • Создать условия для проявления познавательно-исследовательских навыков и умений детей: умение выдвигать гипотезу, организовать исследование, объяснить полученный результат.
  • Вызвать интерес к изучению полезных и вредных свойств соли.
  •  Создать условия для проявления воображения и творчества.
  •  Формировать навык диалогической речи.
  • Воспитывать  бережное отношение к природе.

Материал инструменты, оборудование, : для эксперимента: 2 сырых яйца, 2 стакана с водой, ложки, несколько столовых ложек соли; для рисования: соль (мелкая), стаканы-непроливайки с водой, цветной картон (теплых тонов), шаблоны листьев, простые карандаши, клей ПВА с дозатором, тонкая кисть, акварельные краски, влажные салфетки, бумажные салфетки.

Конспект

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Воспитатель:

Ребята, я хочу вам рассказать об одной из  тайн природы.

На нашей планете есть вещество, без которого не сможет жить человек.

В воде родилась,

В огне крестилась.

В воду упала и пропала.

Отдельно - я не так вкусна,

Зато красива, солона,

И в пище — каждому нужна.

Так что же это за волшебное вещество?

Дети: соль.

Вы думаете это соль?

Правильно - это соль!  А кто мне может сказать, что такое соль и для чего она нам нужна?

Воспитатель выслушивает ответы ребят.

Правильно ребята. А я тоже много знаю о соли и могу дополнить ваши ответы!

Рассказ воспитателя:

Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде. (Иллюстрация). Проведем с вами опыт.

Для опыта нам потребуется: стакан воды, соль, столовая ложка. Растворим в стакане с водой соль. Посмотрите, осталась соль на дне стакана.

Ответы детей. Нет, соль полностью растворилась в оде.

Соль с давних времен служит для сохранения продуктов питания. Подскажите как? (Овощи засаливают в соляном растворе, сало и мясо солят).

Но, давайте разберёмся, чем она полезна, а чем вредна для нашего организма? В небольших количествах соль безвредна для нас. Но есть люди, которые очень чувствительны к ней и для них она вредна. Соль задерживает жидкость в нашем организме, а стало быть, затрудняет работу сердца и почек. Из-за этого люди могут испытывать головные боли и страдать отёками.

А для чего нам собственно соль?

Ответы детей. (Солить пищу).

Воспитатель. Она отвечает за работу мышц и необходима для пищеварения.

Наша планета очень богата соляными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Это и выпаривание её на солнце из морей и озёр, и подземная добыча. На нашем озере соль ломали, а на озере Баскунчак просто нагребают с помощью техники. (иллюстрация)

А что можно делать с помощью соли. Удивительные поделки мы с вами делали из солёного теста! (Обратиться  к развивающей среде, в которой выставлены поделки из соли: театр и з соленого теста, овощи, фрукты в «магазине», печенье, баночка с цветной солью для украшения интерьера).

А ещё соль – волшебница – в соленой воде практически невозможно утонуть.

Не верите? А хотите проверить? Давайте проведём с вами еще один эксперимент и проверим, как солёная вода будет выталкивать предметы на поверхность!

Проводим опыт.

Для проведения опыта вам понадобится: 2 сырых яйца, 2 стакана с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло?

Дети: Яйцо опустилось на дно стакана.

Растворим во втором стакане с водой соль и опустим яйцо в солёную воду.

Дети: Яйцо осталось плавать на поверхности воды!

Итак, ребята, какой вывод вы можете сделать? Правильно, в солёной воде невозможно утонуть.

Отлично, вы настоящие исследователи. Предлагаю устроить перерыв и дать себе отдохнуть. Физкультминутка

Ребята, а где больше всего соленой воды? Да. В море и океане. Давайте поиграем в игру «Море волнуется… ».

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура в виде акулы замри (1)

Морская фигура в виде капитана корабля замри (2)

Морская фигура в виде медузы замри (3)

Отдохнули? Продолжим наши исследования?

Ребята, знаете ли вы, что солью можно рисовать! Рисунки получаются просто сказочными!

Давайте нарисуем при помощи этого нетрадиционного способа разноцветные листья!

Для этого присаживаемся на свои рабочие места!

Показ техники рисования.

Берём простой карандаш и рисуем набросок в форме листочка с дерева, рисуем его крупно, кто не может сам, берите шаблоны и обводите.

Ну, вот эскиз готов, теперь прорисовываем контур клеем.

Контур готов теперь переходим к самому интересному. Засыпаем, контур солью, считаем до 10 и ссыпаем лишнюю соль на поднос. Как красиво получается изображение просто волшебное, но похожи ли наши листья на осенние? Что делать? Конечно же, добавить цвета. Набираем краску на кисть, и прикасаемся к соли, соль впитывает цветную воду. Незабываем мыть кисть перед набором другого цвета, и прокрашиваем каплями весь контур.

Работа детей.

Какие красивые получились у вас работы. Чья работа вам понравилась больше всего? А что можно нарисовать еще в этой технике?

Давайте вспомним, о чем я вам загадала загадку? (о соли)

Правильно.

Что мы о ней узнали?

(Рассказы детей: что такое соль, какая она, чем помогает, в чем опасность? Соль - волшебница, соль художница)

Идея нод взята у воспитателя ГБДОУ д/с № 46 Санкт-Петербурга Т.Н. Зеленской

                                    Приложение № 3

Непосредственно образовательная деятельность «Гимн озеру»

(итоговая с родителями)

Задачи:

  • Закрепить у детей знания о жемчужине  родного края – озере Эльтон.
  • Способствовать формированию навыков совместной деятельности.
  • Развивать способность замечать и наслаждаться красотой природы родного края.
  • Привлечь родителей к активным формам совместной деятельности, способствующей возникновению творческого вдохновения.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа: реализация проекта «Жемчужина Заволжья».

Место проведения: музыкальный зал.

Материал, инструменты, оборудование: презентация с фотографиями заката на озере Эльтон,  выставка рисунков «Закат на озере Эльтон», выставка рисунков солью, фонограмма песни «О Родине» А. Верижникова,  презентация о добычи соли на озере Эльтон, презентация о санатории, фонограмма для танца с тюльпанами («Весенний вальс» Ф. Шопен),  интерактивная доска, музыкальный центр, декорации и костюмы для инсценировок.

Конспект

 Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Музыка». 

Под музыку (песня «Земля – моя радость» в исполнении А. Стрельченко) дети входят в зал.

Начинается показ презентации с фотографиями заката на озере.

Воспитатель.

Друзья! Я собираюсь с вами спорить.

Хотя я в спорах страстных не силен.

На запад наше солнце не уходит,

А растворяется на озере Эльтон.

Дети.

Хотите в этом сами убедиться?

Советую участие принять!

Попробуйте от всех забот забыться

И до заката солнца подождать.

Какая живописная природа.

Всю прелесть трудно выразить в словах.

Подобной красоты не встретишь сроду

Ни на каких Канарских островах.

Огромный диск над озером спустился

И небосвод искрится голубой.

Воды коснулся  шар – и очутился

Под маслянисто-бархатной рапой.

Природа в забытьё опять впадает.

И птичий прекратился перезвон.

Теперь вы знаете, что солнце отдыхает

Не за границей, а на озере Эльтон.

(С. Андросов)

Дети исполняют песню «О Родине» А. Верижникова.

Дети читают стихи.

Милая моя родина

С именем нежным Эльтон...

Словно Руси чудо-родинка!

С детства в неё я влюблён.

Ах, приэльтонье безбрежное:

Озеро, речки, поля.

Небо лазурное, нежное,

Звонкая трель соловья.

Глянь, как заря нарумянила

Щёчки горе Улаган,

Росами, ветром разгладила

В ярких цветах сарафан.

Летом солёное озеро -

Будто нетающий снег.

Слушать люблю птичью оперу,

Ветра лукавого смех.

Раковиной перламутровой

Озеро дремлет в тиши,-

Будто творец целомудренный

Сказочный рай здесь свершил:

Бьют родники минеральные,

Слившись в бесценный ручей,

Ил и рапа уникальные

Для исцеленья людей.

... Вам со здоровьем не ладится?

Боли нарушили сон?

Есть в мире лучшая здравница-

Наш санаторий «Эльтон»!

В сердце моём храню трепетно

Чувство сыновней любви

К родине, предками вверенной,

К милой заволжской степи.

(В.Москаленко)

Воспитатель.

Про наше озеро существует много легенд. Мы с вами уже знаем версии о том, почему озеро называется Эльтон! Есть еще одна легенда.

Семьи Мендышевых и Иксановых показывает инсценировку «Эль то он» (по легенде местного егеря-краеведа В.А. Лопушкова).

Действующие лица:

Беглый каторжник (Павел).

2 жителя деревни.

Декорации: макет озера.

Голос за кадром:

- В давние безвестные времена беглый каторжник или один из беглых крепостных людей, скрываясь от погони, достиг соленого озера вдалеке от Волги.

Беглый каторжник:

- Какое огромное озеро! Где же его начало? А есть ли у него конец? А какое огромное количество запасов соли?! И в озере вообще нет воды! – Чудно! Я сегодня же отправлюсь к себе в село и расскажу землякам о чуде природы, об озере.

Возвращается в село.  Встречает жителей деревни.

-Друзья, я  видел настоящее чудо! В бескрайних степных просторах я встретил огромное озеро, но без воды. В озере много соли, а так же грязи и рапы. А какими целебными свойствами обладает!

1-й человек:

- Я тоже хочу увидеть это озеро!

2-й человек:

- А я хочу поправить там здоровье. Павел, отведи нас туда!

Беглый:

- Ну, хорошо! Идемте.

Голос за кадром:

- Шли они долго. Однако прямую дорогу к нему в дикой степи, оказалось, найти не просто. И вот перед ними показалось озеро.

1-й человек:

Это ли озеро, Павел?

Павел (растерянно):

- Эль то, эль не то!

2-й человек:

- Ну вот, смотри, семь речек, впадают в него! Сморогда и другие, о которых ты рассказывал.

1-й человек:

- А, вот и пуды соли!

2-й человек:

- И обойти это озеро нельзя! Оно огромно!

Беглый:

- Эль то он и есть!

Голос за кадром:

- С того восклицания будто бы и пошло гулять по устам людей дословное название Эльтон.

Воспитатель.

Озеро Эльтон было известно задолго до того, как стало популярным курортом. Уже во времена Ивана Грозного, после завоевания им Астраханского ханства, началась регулярная добыча соли на соляных озёрах тех мест.

Рассказ мамы Утиновой Самиры «Эльтонская соляная дорога»  (с показом  презентации).

 «Соли нет и слова нет», - утверждает пословица. Можно добавить, что без соли нет и жизни. Соль была очень дорогостоящим товаром, поэтому на ней и наживали огромные состояния. Соляной промысел на Руси был одним из древнейших, если не самым древним. В Астраханском крае находились самые крупные по добыче соли озёра – Баскунчак и Эльтон. Россияне  разрабатывали соль на этих озёрах до 1630-го года, когда кочевавшие в астраханских степях калмыки взяли под свой контроль богатые залежи соли. Лишь в нач. 18 столетия по инициативе Петра Великого был составлен договор с калмыцким ханом Аюкой, позволявший русским соледобытчикам брать соль из Эльтона. В 1705 году на берегу Эльтона  был построен так называемый земляной городок. На самом деле это была небольшая крепость с валом, с защитной стеной, с башнями и бойницами. 

Местные калмыки и татары называли озеро Алтын – Нор, что в переводе на русский язык означало «золотое дно» или «золотое озеро». А всё потому, что летом его поверхность «цвела» пурпурно-красным цветом и в солнечных лучах озеро казалось золотым.

В 1741 году в Саратов прибыл В.Н. Татищев. Как губернатор Татищев не мог не обратить свой начальствующий взор на богатейшие соляные озера, тем более на главное из них – Эльтон, имевшее более сорока верст в окружности. И 9 февраля 1747 года был подписан указ императрицы Елизаветы Петровны об установлении государственной монополии на добычу соли с Эльтонского озера.

Перевозить соль с Эльтона согласились владельцы волов и лошадей из волжских городов и селений, а затем к ним присоединились малороссы из Полтавской, Черниговской и Харьковской  губерний. Поскольку соль предполагалось возить по двум трактам: до Камышина и до Саратова, - то и украинские солевозы начали устраивать свои селения вдоль этих дорог. Привлекая солевозов на тяжелый труд, правительство предоставило им существенные льготы: чумакам давалась земля для пастбищ, ссуды на обзаведение хозяйством, льготы по уплате податей и налогов. Поэтому их поселение было названо слободой (слобода – от слова «свобода»). Украинские солевозы – чумаки (русские звались усольцами) образовали две слободы, существующие и поныне – Покровскую и Узморье, - да несколько хуторов: Квасниковка, Подгорное и др.

Добывание же соли производилось вольнонаемными людьми. Рабочими орудиями соледобытчиков были тяжелые ломы или пешни (орудие, используемое для ломки соли), специальные лопаты, сделанные наподобие черпаков и дощаники (лодки), на  которых соль перевозилась к берегу. Обычно ломщики соли приезжали на озеро в начале майя. В ожидании удобного для выломки времени они рыли землянки для жилья или приводили в порядок старые, ремонтировали орудия труда. Работа солеломов была одна из тяжелых в России. В любую, даже самую жаркую погоду они должны были трудиться, стоя в соляной рапе, доходившей иногда до 60-80 см глубины. Хотя ломщики работали в бахилах (кожаных сапогах-штанинах), рапа часто просачивалась в отверстие по швам и тогда она сильно разъедала тело, вызывая язвенные болезни.

Работа ломщиков начиналась так: назначенное для выломки соли место обозначалось шестами, потом на каждый дощаник садилось по два рабочих, и они плыли иногда на 100-200 м вглубь озера, где намечена работа. Прежде чем спуститься в тузлук, ломщики, кроме бахил, одевали на ноги лапти и привязывали деревянные колодки, которые не скользили по соляному настилу. Затем один работник выламывал соль пешней, а другой подбирал её лопатой и кидал в лодку. Наложив в дощаник от 150 до 200 пудов, они же отвозили соль к берегу и там складывали в кучу, так называемый точёк. Здесь соль должна была пролежать несколько недель, высохнуть, и тогда другие работники перевозили её на лошадях на возвышенное место, где складывали в большие бугры, до тысячи пудов каждый. Бугры имели вид треугольной крыши. В таком виде, ещё и под навесом, соль могла храниться несколько лет. Обычно она поступала в продажу после 2-3 лет «отдыха» в буграх.

Продажа соли с Эльтона производилась фурами (продолговатая большая повозка с бортами). На трассе одновременно находилось до 20 тысяч фур. Простой подсчёт показывает, что шли они практически одна за другой. Это был гигантский транспортный конвейер!

Эльтонская Соляная контора проработала 134 года. За это время было добыто и вывезено примерно 513 млн. пудов соли. А ведь это столько, сколько могут вместить 3 тысячи современных железнодорожных составов. Если бы всю эту соль сложить, то получилась бы гора, вероятно, равная по грандиозности пирамиде Хеопса, которую  относили к числу семи чудес света!

Воспитатель.

С солью у всех народов мира связано очень много примет, суеверий. А как много пословиц и поговорок о соли. Давайте вспомним народную мудрость. Назовите  пословицы, поговорки, народные приметы, связанные с солью.

Конкурс «Соль земли» (со зрителями).

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Соли не жалей, так есть веселей.

Хлеб, соль и вода - молодецкая еда.

Без соли - что без воли: жизнь не проживёшь.

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Хлеб да соль - всему голова.

Без соли стол кривой.

Плох        обед, если соли нет!

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

Хлеб-соль со стола не сходит.

Друга узнать - вместе пуд соли съесть.        

Изведан друг, коль соли вместе съевши.        

Лишняя соль портит пищу, лишнее слово - речь.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

 Хлеб-соль - отплатное дело.

Ведущий:

Много о соли и народных сказок. Сейчас дети нашей группы покажут инсценировку словацкой народной сказки «Соль дороже золота».

Действующие лица:

Ведущий.

Король.

Старшая дочь.

Средняя дочь.

Младшая дочь (Марушка).

Волшебница.

Стража.

Декорации: трон короля, деревья для леса, пенек.

На  троне сидит  король, справа на  скамье три дочери.

Ведущий:

- Жил в одной стране король. И было у него три дочери. Пуще глаза берег он их. А когда стал стар, и волосы припорошила седина, стал он думать, кому из дочерей свое королевство оставить. Наконец решил.

Король:

- Стар я стал.  Не знаю, сколько мне суждено прожить. Пора одну из вас на трон выбирать. Но, чтобы выбрать по справедливости, хочу узнать, как вы меня любите? Отвечай старшая дочь, как ты меня любишь?

Старшая дочь (подбегает к трону):

- Ой, мой милый отец! Люблю я Вас больше, чем золото!

Король:

- А ты, средняя дочь?

Средняя дочь (подбегает к трону, целует королю руку):

- Ах, мой дорогой отец, я люблю Вас, как свой девичий венец!

Король:

- А ты, младшая дочь, ты как любишь меня?

Младшая дочь (кланяется королю):

- Я, батюшка, люблю вас, как соль в еде!

Король (вскакивает с трона, кричит):

- Ах ты, негодница! Как ты можешь сравнивать меня с солью! убирайся с глаз моих долой! Когда наступят такие времена, что соль станет дороже золота, тогда и возвращайся. Я сделаю тебя королевой.

Ведущий:

- Марушка от горя слова не смогла вымолвить. Но приказ отцовский для нее закон. Собрала она свои пожитки и подалась, куда глаза глядят.

Картина вторая. Декорации леса.

По лесу идет Марушка.

Ведущий:

- Долго шла, не разбирая дороги, пока не добралась до темного леса.

Навстречу идет старушка.

Старушка:

- Марушка! Куда путь держишь?

Ведущий:

- Поведала Марушка  старой волшебнице о своей беде.

Марушка:

- Ничего мне теперь не надо, лишь дожить до того дня, когда отец поймет, как сильно я его люблю.

Ведущий:

- Старая женщина все знала про Марушку. Она была не простая старушка, а мудрая волшебница.  Но ничего она девушке не сказала, а позвала ее к себе на службу. И решила волшебница проучить короля. В стране, где он правил, в один день исчезла вся соль.

Картина третья. Дворец.

Старшая дочь наряжается перед зеркалом. Средняя дочь танцует. Печальный король сидит на троне.

Ведущий:

-  Трудные настали времена. Все, что готовили повара, было пресным. Король соль у иностранцев стал покупать за золото. Вот и настало время вернуться в королевство младшей дочери.

Приходит во дворец Марушка. Стражники не пропускают ее.

Марушка:

- Пропустите меня к королю. Я несу ему подарок дороже золота. Он его сразу исцелит.

Ведущий:

-Доложили королю, тот приказал гостью впустить.

Марушка входит в тронный зал, подходит к королю, кланяется ему.

Марушка:

- Ваше высочество, прикажите принести хлеба.

Приносят хлеб. Марушка из узелка достает соль и посыпает ею хлеб.

Король:

- Соль! Милая, какой драгоценный подарок! Что  хочешь проси, что пожелаешь – все получишь!

Марушка:

- Ничего мне не надобно, батюшка. Только любите меня, как соль!

Король узнает свою дочь. Обнимает ее.

Воспитатель.

Здоровым здесь не станешь разве?

На всех в излишке черной грязи…

С Эльтона-озера… рапы…

Леченье грязью – не обуза.

И едут со всего Союза

В Эльтон здоровье укрепить!!!

(В. Жуков)

А зачем же едут к нам в Эльтон со всей страны, и даже из-за границы.

Рассказ мамы Едигенова Мадияра (с показом презентации).

«Рождение курорта Эльтон и его развитие».

Уже первые соледобытчики заметили необыкновенные свойства озера: у погружающихся в его воды очень быстро затягиваются раны.

Доктор Можайкин, которого можно считать «отцом» здешнего курорта, в 1907-1914 годах совершил около 80 исследовательских поездок на Эльтон.

31 мая 1910 г. на стол начальника врачебной службы Рязанско-Уральской железной дороги доктора А.Гамбурцева легло письмо, в котором автор - санитарный врач П.Можайкин обосновывал необходимость открытия на озере Эльтон грязелечебницы, приводя в качестве бесспорного аргумента "высокие качества грязей, сравнительно лучших, чем баскунчакские и тинакские".

Грязелечебницу построили прямо на озере. Лечебные корпуса располагались на искусственном острове, к которому вело железнодорожное полотно по насыпной дамбе, оставшейся после времен соледобычи. Часть озера поделили перегородками на отдельные бассейны, из одного грязь вручную накладывали в вагонетку и доставляли в грязелечебницу, а отработанную сваливали в другой бассейн, заливали рапой на 2-3 года, для восстановления (регенерации).

Деревянные строения находились вокруг острова на сваях, поэтому отдыхающие постоянно находились в богатой целебными ионами атмосфере испарений озера.

Нередко здесь отдыхали и Августейшие особы царской фамилии. Господ к озеру подвозил паровозик - «петушок», доставляя отдыхающих в глубь озера к мраморным ваннам у грязевой залежи, заодно погружая в необыкновенно прозрачный степной воздух.

После февраля 1917 года в стране началась разруха, голод, нестабильность. Но что удивительно: никакие вихри истории не нарушили привычного ритма работы грязелечебницы! Жизнь Эльтонского курорта двигалась неторопливо и размеренно, как песок на степных барханах.

В 1942 году курорт прекратил свою деятельность. В его корпусах разместился военно-полевой госпиталь № 4157, который был расформирован только 20 ноября 1945 года.

И вот в ноябре 1945 года раненые отпущены по домам, госпиталь расформирован, и санаторий начинает восстанавливать свою деятельность.

Грязелечебница на озере, всю войну исправно лечившая пациентов, была разобрана на дрова для отопления печей госпиталя, на ремонт корпусов, пострадавших от бомбежек, а рельсы железной дороги переплавлены на металл, который был нужен стране. Новую грязелечебницу решено построить на территории курортного поселка. И это произошло в 1947 году.

В 1960 году приступили к строительству нового бальнеогрязевого корпуса и котельной.

В 1986 году проведена реконструкция обветшавшего здания грязелечебницы

19 июня 1995 года два комитета Администрации Волгоградской области – по здравоохранению и по управлению государственным имуществом издали распоряжение об учреждении государственного учреждения здравоохранения «Областной бальнеогрязевой санаторий «Эльтон».

В 2006 году санаторий украсила часовня Святого Великомученика Целителя Пантелеймона. В этом же году  санаторий возобновил круглогодичную деятельность.

Сегодня Санаторий «Эльтон» – это лабораторная диагностика, высокоэффективное грязелечение, рапные и хвойные ванны, физиотерапия, лазеротерапия, минеральные воды Сморогдинского источника, климатотерапия, ручной и подводный душ-массаж, лечебная физкультура, психотерапия, аэросолярий. Лечение проводится с использованием современного многофункционального оборудования и аппаратуры известных отечественных и зарубежных фирм.

Сама атмосфера санатория «Эльтон» способствует выздоровлению, восстановлению сил. Прекрасные корпуса в тени деревьев, ухоженные аллеи, чистый воздух, напоенный ароматом цветов. Зная, что все это выращено на прокаленной солнцем, степной, глинистой земле, не устаешь восхищаться терпением и знаниями тех, кто ежедневно создавал прекрасный зеленый оазис.

Воспитатель.

Наше озеро уникально. Флора здесь тоже богатая: более 300 видов высших растений, в том числе - 8 видов, занесенных в "Красную книгу" России и около 20 видов эндемиков. Некоторые виды растений в окрестностях озера Эльтон описаны впервые и его побережье является их классическим местонахождением. Мир Приэльтонья имеет большую научную и практическую ценность и служит источником генофонда ценных дикорастущих растений для генетиков и селекционеров, резерватом для диких животных, а также интересным объектом для любознательных туристов. Охраной этого природного наследия занимается наш природный парк. А мы посвящаем свой танец любимому цветку эльтонцев – тюльпану.

Танец с тюльпанами («Весенний вальс» музыка Ф.Шопена).

Воспитатель.

Говорить о нашем озере можно бесконечно. Его красоты восхищают всех без исключения. Много стихов посвящено ему. И сегодня закончить наш разговор о нем мы хотим гимном озеру Эльтон. Давайте споем его вместе.

Слова бабушки Алины Мендышевой   (на мелодию русской народной песни «Выйду на улицу»).

В нашем поселке озеро есть.

Таблицу Менделеева можно в нем прочесть.

Солнышко садится в озеро всегда.

Это только кажется, знает детвора.

На закате озеро словно бирюза.

Озеро наше творит чудеса.

Всех исцелит и подлечит сполна

С озера нашего грязь и рапа.

Окружим заботой мы свой милый край.

И любить мы будем приозерный рай.

С детства обещаем мы озеро хранить.

В жизни человека так должно и быть.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Поход по памятным местам города Заволжья».

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с памятными местами родного города (сквер Победы, Вечный огонь, площадь В.И.Ленина, парк культуры и отдыха, памятник Ю.А. Гагарину, Дом культуры...

Проект "Жемчужина Заволжья"

Проект "Жемчужина Заволжья" стал победителем регионального фестиваля проектов "Мой край родной - Заволжье" в 2013 году. Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Цель- познакомить дет...

Презентация " Город Заволжье".

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с родным городом....

Конспект "Заволжье - мой город родной!"

Цель: воспитание любви к Малой Родине...