Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «В гостях у хозяйки Марьюшки»
материал (подготовительная группа) на тему
Цель: знакомство с карельской куклой.
Задачи: 1. Познакомить с видами народных тряпичных кукол
2. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям карельского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
3. Обогащать и активизировать словарь детей (безлика, «Берестушка», «Метлушка») .
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением)
Ход занятия :
Звучит карельская музыка.
Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:
Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!
Звучит музыкальный фон, за дверью слышен шум. Входят дети.
Хозяйка: Здравствуйте, ребятушки! Зачем ко мне пожаловали? Меня послушать или пирожков покушать? А может и в игры поиграть?
Дети: Здравствуйте! Пришли мы в гости тебя послушать и пирожков покушать! И в игры с тобой мы с удовольствием поиграем! Я приглашаю вас в свою карельскую горницу. Как вы думаете почему именно в карельскую горницу. (ответы детей) Правильно, потому что мы живем прекрасной Карелии
Хозяйка: - Милости прошу ко мне в избу! Проходите. Посмотрите на быт карельского человека. Комнату в избе называли горницей. Горница у меня небольшая, да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!
Посмотрите, что в моей горнице есть. Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? - Называйте предметы, которые вы знаете. (Ведётся беседа о предметах быта.)
- В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В ней пекли хлеб, готовили еду для себя и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Полы в избе были деревянные. Стол был сделан из дерева. На полу стелили дорожки.
Любили карелы и почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
А как вы думаете, чем занимались мужчины?
Мужчины занимались рыболовством круглый год. Рыбу солили, сушили, вялили, коптили. Вырезали миски и ложки.
Чем занимались женщины?
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи, ткали, вышивали, плели лапти. Раньше девушки за работой пели песни. (поют девушки) Вот так жили люди раньше!
Как вы думаете, чем же занимались дети? В какие игрушки они играли?
Я хочу рассказать вам ободной изэтих игрушек. О какой, вы узнаете, отгадав загадку:
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутили
В сарафанчик нарядили.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она (кукла, уточняю -карельская) (показываю тряпичную куклу)
У меня много разных кукол. В детстве я любила играть с куклами, которых делала моя бабушка. Куклы были тряпочные. Когда бабушка делала куклу, она вкладывала свою любовь, свою заботу и тепло.
Сегодня я познакомлю вас с самими первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.
Хотите узнать о них больше?
Я вас приглашаю в мою мастерскую. Здесь я делаю своих кукол. Здесь у меня много разной материи, ленточки, нитки. Они нужны нам для изготовления новых кукол. А еще у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем? Но его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочок» (открыть сундук)
Посмотрите, как много кукол хранит сундучок? Это карельские куклы и они бывают разные (показать кукол) с ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я расскажу вам о не скольких кукол. Вот в такие куклы играли наши прабабушки. Этих кукол они для себя делали сами. Посмотрите, у куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика. Повторите: безлика.
Дети: Безлика.
хозяйка: как вы думаете, что это означает? (Ответы детей.) Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол могло быть, что то не хорошее. Безликая кукла всегда добрая. Карельские женщины делали «куклу», из лоскутков старых вещей без использования ножниц и иголки, чтобы жизнь ребенка была счастливая, одевали её в традиционную для карел одежду: САРАФАН ИЛИ ЮБОКУ, ПОВЯЗКА НА ГОЛОВУ ИЛИ ПЛАТОК.
Хотите сделать карельскую куклу своими руками? Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.
Пусть наши глазки все видят.
Ушки все слышат.
Голова запоминает,
А ротик ей не мешает.
Моя кукла называется «Берестушка»
Сегодня мы свами сделаем куклу «Берестушку». Посмотрите какая она нарядная и яркая. (показать готовую куклу). Как вы думаете почему ее так называют? Слушайте, я сейчас расскажу. Кукла была изготовлена из бересты, свернутой в трубочку. Эту куклу делалабабушка для своих родных внуков и внучек (поэтому ее иногда называли – бабушкина кукла) .
Прежде чем, приступим к изготовлению куклы, мы немного разомнем пальцы.
Коло, коло, колобок, дай мне бабушкин горшок.
Маня кашу сварит. Чем же Маня занята?
Щепки собирает, ягоды считает.
Вот чем Маня занята!
Проходите и присаживайтесь за столы. Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куклой. И все у вас получится.
Практическая работа под карельскую народную песню.
Дляизготовление куклы нам понадобится:
• Береста
• Лоскуток светлой ткани
• Лоскуток цветной ткани
• Нитки
Наряд у Берестушки может быть любой: (напоминаю) сарафан или юбочка, повязка на голову или платок. Главное остается только основа – трубочка, свернутая из бересты.
Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Наша куколка готова! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.
(Когда дети сделаю кукол, я предлагаю им вложить в бересту пожелание здоровья и всего самого хорошего) Я приготовила для вас пожелания, которые написала на небольших листочках. Закрутите в трубочку и вложите в бересту.
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я увидела, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за работу вашу, за старание. И настало время для забав карельских.
Игра «КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра
Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются «гуськом» против ходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На слова дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их (проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается» - пляшет.
Ты, картошка, варись,
Над горшком пар клубись.
Подождем совсем немножко-
И сварилась вся картошка.
Хозяйка: Чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.
Заключительная часть:
Вам понравилось у меня в гостях?
Что понравилась? Что то новое и интересное узнали?
Х:Гостей дорогих угощаем калитками!
Они на блюде расписном с карельским рушником.
Калитки подносим, поклоняясь отведать просим!
Хозяйка выносит калитки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost_po_hudozhestvenno.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «В гостях у хозяйки Марьюшки»
Цель: знакомство с карельской куклой.
Задачи: 1. Познакомить с видами народных тряпичных кукол
2. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям карельского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
3. Обогащать и активизировать словарь детей (безлика, «Берестушка», «Метлушка») .
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением)
Ход занятия :
Звучит карельская музыка.
Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:
Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!
Звучит музыкальный фон, за дверью слышен шум. Входят дети.
Хозяйка: Здравствуйте, ребятушки! Зачем ко мне пожаловали? Меня послушать или пирожков покушать? А может и в игры поиграть?
Дети: Здравствуйте! Пришли мы в гости тебя послушать и пирожков покушать! И в игры с тобой мы с удовольствием поиграем! Я приглашаю вас в свою карельскую горницу. Как вы думаете почему именно в карельскую горницу. (ответы детей) Правильно, потому что мы живем прекрасной Карелии
Хозяйка: - Милости прошу ко мне в избу! Проходите. Посмотрите на быт карельского человека. Комнату в избе называли горницей. Горница у меня небольшая, да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!
Посмотрите, что в моей горнице есть. Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? - Называйте предметы, которые вы знаете. (Ведётся беседа о предметах быта.)
- В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В ней пекли хлеб, готовили еду для себя и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Полы в избе были деревянные. Стол был сделан из дерева. На полу стелили дорожки.
Любили карелы и почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
А как вы думаете, чем занимались мужчины?
Мужчины занимались рыболовством круглый год. Рыбу солили, сушили, вялили, коптили. Вырезали миски и ложки.
Чем занимались женщины?
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи, ткали, вышивали, плели лапти. Раньше девушки за работой пели песни. (поют девушки) Вот так жили люди раньше!
Как вы думаете, чем же занимались дети? В какие игрушки они играли?
Я хочу рассказать вам ободной изэтих игрушек. О какой, вы узнаете, отгадав загадку:
Волосы льняные,
С лоскутков её скрутили
В сарафанчик нарядили.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она (кукла, уточняю -карельская) (показываю тряпичную куклу)
У меня много разных кукол. В детстве я любила играть с куклами, которых делала моя бабушка. Куклы были тряпочные. Когда бабушка делала куклу, она вкладывала свою любовь, свою заботу и тепло.
Сегодня я познакомлю вас с самими первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.
Хотите узнать о них больше?
Я вас приглашаю в мою мастерскую. Здесь я делаю своих кукол. Здесь у меня много разной материи, ленточки, нитки. Они нужны нам для изготовления новых кукол. А еще у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем? Но его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочок» (открыть сундук)
Посмотрите, как много кукол хранит сундучок? Это карельские куклы и они бывают разные (показать кукол) с ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я расскажу вам о не скольких кукол. Вот в такие куклы играли наши прабабушки. Этих кукол они для себя делали сами. Посмотрите, у куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика. Повторите: безлика.
Дети: Безлика.
хозяйка: как вы думаете, что это означает? (Ответы детей.) Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол могло быть, что то не хорошее. Безликая кукла всегда добрая. Карельские женщины делали «куклу», из лоскутков старых вещей без использования ножниц и иголки, чтобы жизнь ребенка была счастливая, одевали её в традиционную для карел одежду: САРАФАН ИЛИ ЮБОКУ, ПОВЯЗКА НА ГОЛОВУ ИЛИ ПЛАТОК.
Хотите сделать карельскую куклу своими руками? Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.
Пусть наши глазки все видят.
Ушки все слышат.
Голова запоминает,
А ротик ей не мешает.
Моя кукла называется «Берестушка»
Сегодня мы свами сделаем куклу «Берестушку». Посмотрите какая она нарядная и яркая. (показать готовую куклу). Как вы думаете почему ее так называют? Слушайте, я сейчас расскажу. Кукла была изготовлена из бересты, свернутой в трубочку. Эту куклу делалабабушка для своих родных внуков и внучек (поэтому ее иногда называли – бабушкина кукла) .
Прежде чем, приступим к изготовлению куклы, мы немного разомнем пальцы.
Коло, коло, колобок, дай мне бабушкин горшок.
Маня кашу сварит. Чем же Маня занята?
Щепки собирает, ягоды считает.
Вот чем Маня занята!
Проходите и присаживайтесь за столы. Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куклой. И все у вас получится.
Практическая работа под карельскую народную песню.
Дляизготовление куклы нам понадобится:
• Береста
• Лоскуток светлой ткани
• Лоскуток цветной ткани
• Нитки
Наряд у Берестушки может быть любой: (напоминаю) сарафан или юбочка, повязка на голову или платок. Главное остается только основа – трубочка, свернутая из бересты.
Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Наша куколка готова! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.
(Когда дети сделаю кукол, я предлагаю им вложить в бересту пожелание здоровья и всего самого хорошего) Я приготовила для вас пожелания, которые написала на небольших листочках. Закрутите в трубочку и вложите в бересту.
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я увидела, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за работу вашу, за старание. И настало время для забав карельских.
Игра «КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра
Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются «гуськом» против ходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На слова дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их (проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается» - пляшет.
Ты, картошка, варись,
Над горшком пар клубись.
Подождем совсем немножко-
И сварилась вся картошка.
Хозяйка: Чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.
Заключительная часть:
Вам понравилось у меня в гостях?
Что понравилась? Что то новое и интересное узнали?
Х:Гостей дорогих угощаем калитками!
Они на блюде расписном с карельским рушником.
Калитки подносим, поклоняясь отведать просим!
Хозяйка выносит калитки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию "В гости к Пете-Петушку"
Тема: «Художественно-эстетическое развитие детей третьего года жизни»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми с ОНР. Тема: "Рисование "В гости к зиме"
Педагоги, работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастны...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (нетрадиционное рисование) "В гости к художнику"
Конспект предусматривает цель, задачи и ход деятельности с методическими приемами...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности (познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие) на тему «Часовая мастерская» (подготовительная группа)
Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему "Часовая мастерская"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Феи Музыки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста «В гост...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для средней группы «В гостях у Матрёшки»
С помощью данного материала, можно познакомить детей с русской народной игрушкой-матрёшкой....
Открытый показ непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе №8 «Звездочки» «В гости к народной игрушке»
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере истории создания русской национальной игрушки «Матрешка»....