Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему
Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями писателей Алтайского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
1 раздел Целевой.
Пояснительная записка.
Цель: создать условия для духовно - нравственного воспитания старших дошкольников посредством чтения художественной литературы через творчество писателей Алтайского края.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к родному языку, умение говорить грамотно.
2. Познакомить детей с творчеством детских поэтов и писателей Алтайского края.
3. Развивать словарный запас детей за счёт расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
4. Способствовать развитию умения полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
5. Привлечь детей и родителей к сотрудничеству для реализации и проведения мероприятий, включённых в рабочую программу (экскурсии, встречи, выставки и т. д.)
Актуальность:
Одной из современных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. В наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал угасать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте, дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео, компьютерные игры. Результат - школьники не любят и не хотят читать.
Не читая, человек не развивается, а книга даёт возможность домыслить, "дофантозировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Кто же вводит ребёнка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги ДОУ, поэтому самым осведомлённым человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель, он не только воплащает задачу приобщения детей к книге, формирования в них интереса к процессу чтения и понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения.
В рамках реализации своей РП постараюсь приобщить детей к чтению художественной литературы (посредством помощи взрослого), создать условия для формирования литературного вкуса; так же привлечь родителей воспитанников (выезды в библиотеку, экскурсии, литературные викторины...), так как только кропотливая совместная работа и усилия взрослых смогут приобщить детей сначала к слушанию, а затем - чтению книг.
Принципы рабочей программы:
1. Принцип развивающего обучения , целью которого является развитие ребёнка.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)
3. Принцип полноты, необходимости идостаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи)
4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
5. Принцип решения програмных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственно - образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
6. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
При разработке РП были использованы следующие нормативно - правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ "Об образовании в Российской Феедерации"
2. Приказ Министерства труда социальной защиты НА от 18 октября 2013 г. №544 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дополнительного, начального, общего среднего),(воспитатель, учитель)"
3. Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1987года.
4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (от 12 сентября 2008г. №666)
5. "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" (Письмо от 14.03 2000г. №65\23-16)
Для реализации РП используются следующие методические пособия:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2010 год.
2. "Приобщение детей к художественной литературе" В.В. Гербова; М : Мозаика-Синтез, 2010 год.
Возрастные особенности художественно - эстетического развития старших дошкольников.
(Образовательная область "Чтение художественной литературы")
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи : если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Огромную роль в освоении речи, пополнении словарного запаса ребёнка, играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Произведения для чтения ребёнку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. Через некоторое время нужно поговорить с ребёнком о прочитанном, это приучает его анализировать суть прочитанного, воспитывает ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем современнее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.
В результате общения с книгой к 6-7 годам ребёнок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка.
Для успешного последующего школьного обучения у 6 летнего ребёнка должен быть сформирован определённый интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно перессказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить своё отношение к ним. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности, дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребёнком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребёнка, давая ему образцы правильного литературного языка.
И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить : излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; "разобранное" с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть, интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного произведения.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпититов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету, герою или явлению.
Планируемые результаты освоения РП :
К концу реализации РП дети будут готовы :
1 Перессказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.
2 Составлять по плану и образцу рассказы по сюжетной картине.
3 Различать жанры литературных произведений.
4 Называть любимые сказки и рассказы.
5 Знать наизусть : 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
6 Называть 2-3 авторов 2-3 иллюстраторов книг.
7 Выразительно читать стихотворение.
8 Перессказывать отрывок из сказки, рассказа.
После реализации РП в группе будут оформлены :
1 Книжный уголок (сменяемость и наполняемость)
2 Организован уголок "Книжкина больница"
3 Оформлены выставки: "Писатели и поэты АК - детям", "Иллюстрации к любимым сказкам", "Моя домашняя библиотека"
4 Вгруппе появятся традиции : "Книга напрокат", "Книжное дерево"
5 Будут оформлены альбомы для рассматривания, связанные с тематикой занятий кружка "Юный книголюб"
2 раздел Содержательный.
Рабочая прогрмма разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации 2014 - 2015 учебный год.
2.1 Описание образовательной деятельности :
Календарно - тематическое планирование
Сроки реализации | Тема месяца | Содержание деятельности. Мероприятия с детьми и родителями. | Участие | Результативность |
сентябрь | «Как создается книга» | Беседа: «Знакомство с книжными уголками» Тематическое занятие: «Как создается книга» Рассматривание иллюстраций: «Старинные книги» «Первые печатные станки» Экскурсия по группам в детском саде: Посмотреть, как оформлены книжные уголки в других группах Художественная литература: В.М.Нечунаев «Бабушкин клубок» (алтайский писатель- стихи для детского дошкольного возраста С родителями: Помощь в пополнении книжного уголка сказками (народными) | Всероссийский конкурс «Книжный уго лок» | Сертификат за участие |
октябрь | Русские и алтайские поэты об осени | Тематические занятия: «Стихи А.С.Пушкина; С.Есенина; А.Плещеева про осень» Презентация: «Живописные места Алтайского края осенью» Художественная литература: В.М.Нечунаев «Полино поле» Заучивание: Стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» С детьми: Собрать осенние листья для украшения книжного уголка. С родителями: Сочинить с детьми рассказ о походе в осенний лес | Всероссийский детский творческий конкурс для дошкольников «Иллюстрация к русской народной сказке» 2014 год | Сертификат куратора |
ноябрь | «Бабушкина игрушка» | Беседа: «Всегда ли игрушки выглядели так, как сегодня?» Художественная литература Чтение стихов А.Барто про игрушки Слайд- шоу «Старинные игрушки» С детьми: Посетить кружок Петрусь Н.И. «Тряпичная кукла» ( на базе ДОУ) С родителями: Совместно с детьми расспросить своих бабушек об игрушках, которые они играли в детстве, записать. В дальнейшем оформить как «Рассказы о бабушкиной игрушке» Вечерние посиделки: «Подождем маму за сказкой» | Алтайский краевой детский экологический центр; за активное участие в краевой выставке «Секреты бабушкиного сундука» 2014 год | Благодарность |
декабрь | «Там где живут книги» | Экскурсия: В городскую детскую библиотеку Выставка: «Писатели и поэты Алтайского края- детям» Беседа: «Кто лечит книги» Художественная литература: Русская народная сказке «Морозко» Немецкая народная сказка «Госпожа Метелица» ( путем сопоставления сказок подвести детей к усвоению понятия «бродячий сюжет», найти сходства и различия в сюжете сказок) Дети совместно с родителями: Дома «подлечить « любимые книги и показать детям в группе) | Всероссийский детский творческий детский конкурс для дошкольников «Иллюстрация к русской народной сказке» 2014 год | Сертификат куратора |
январь | «Здесь мы весело живем и танцуем и поем…» | Театрализованное мини-представление: «Новогодние и Рождественские фантазии»- придуманные истории с участием детей Художественная литература: С.Писарев «Кошка Муська и ее друзья»- правдивые истории из жизни животных Барнаульского зоопарка Прогулка режимный момент: Изображать движения животных и имитировать звуки Выставка: «театральные костюмы» (дети могут примерить) С родителями: Помощь в подготовке костюмов для мини-представления «Новогодние и Рождественские фантазии» | Всероссийский творческий фото-конкурс «Новогодняя фантазия» 2014 год | Диплом от издательства журнала «Детский сад будущего-Галерея творческих проектов» |
февраль | «Защитим Отечество родное» | Тематическое занятие: «Защитники Отечества» Конкурс стихов: « О доблести, о мужестве» (конкурс дети учат стихи Алтайского поэта Е.Санина из цикла «Стихи о мужских профессиях» Слайд- шоу: «Российские войска и военная техника» Совместно с родителями папы: Участие в празднике «Защитники отечества» Мамы: Помощь детям в заучивании стихов к 23 февраля Выставка: «Иллюстрации к любимым сказкам» | Всероссийский детский творческий конкурс для дошкольников «Иллюстрация к русской народной сказке» 2014 год | Сертификат куратора |
март | Поэты всего мира говорят о ней-Мамочке моей | Тематическое занятие: Рассказы Ю.Яковлева «Мама» и стихотворение Г.Виеру «Мамин день» Художественная литература: Стихи Алтайского поэта Е.Санина «Мамины профессии» Введение традиций в группе: «Книга напрокат» Составление памятки- рекомендации для родителей: «Взаимодействие с родителями в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе» Совместно с родителями: Круглый стол «Организация единого речевого пространства в семье и в ДОУ» | Международный конкурс «Золотые ручки» | Благодарственное письмо от Интернет-ресурса «Педсовет» за подготовку участников |
апрель | Народные праздники | Тематические занятие: «День смеха» и «Пасха» Презентация: «Пасхальные Традиции» Введение традиции в группе: «Книжное дерево»- после выходных дети рассказывают какую книгу они с родителями прочитали, воспитатель записывает на листок и прикрепляет к дереву. Анкетирование родителей: «Выявление роли родителей в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста» Художественная литература: С.Писарев «Кошка Муська и ее друзья» правдивые истории из жизни животных Барнаульского зоопарка. | Всероссийский конкурс творческих работ «Светлое Христово Воскресенье. Пасха» 2014 год | Диплом за 2 место |
май | «Наши деды- славные Победы…» | Тематическое занятие: «День Победы» Встреча с ветеранами ВОВ: Октябрьского района г. Барнаула КВН: «Мама, папа, я- читающая семья» Работа в микрогруппах: Придумывание и показ детьми историй с разными персонажами. Художественная литература: В.М.Нечунаев «Фантазия- чудотазия.» «Ученая коза и другие стихотворения» Совместно с родителями выставка: «Моя домашняя библиотека» |
Способы и направления детской инициативы :
Ребёнок дошкольного возраста - неутомимый исследователь, который хочет всё знать, всё понять, во всём разобраться, у него своеобразное видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений.
Активность ребёнка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и даёт перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребёнка.
Для того, чтобы познавательно-интеллектуальная активность детей возрастала и дети проявляли свою инициативу, нужно учитывать следующие факторы :
- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию
- образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности
- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы
- родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребёнка : чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.
Для инициативной личности характерно :
- произвольность поведения, самостоятельность, эмоционально развитая волевая сфера, инициатива в различных видах деятельности, стремление к самореализации, общительность, творческий подход к деятельности, высокий уровень умственных способностей, познавательная активность.
2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть как живёт и развивается его ребёнок)
- работа кружка "Юный книголюб"
- занятия с ребёнком по инициативе и интересам каждого в отдельности
- выездные экскурсии, организуемые ДОУ
- организация среды для свободной деятельности детей
3 раздел Организационный.
Рабочая программа составлена с учётом требований современной педагогики, на основе знаний возрастных, психологических и физических особенностей детей дошкольного возраста.
Работа строится на уважительном, деликатном и тактичном отношении к личности ребёнка.
Содержание РП реализуется через непосредственно образовательную деятельность, в процессе режимных моментов, в процессе совместной работы детей и родителей (КВН, выездные экскурсии, выставки), через кружковую деятельность.
Срок реализации программы - 1 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Замок Снежной королевы"
Конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Рабочая программа составлена в соответствии требованиям ФГОС по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" для детей старшего дошкольного возраста.
Рабочая программа по области "Художественно - эстетическое развитие" для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ....
КОНСПЕКТ организованной интегрированной образовательной деятельности по художественно – эстетическому направлению для детей старшего дошкольного возраста «Старая сказка на новый лад»
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6221214","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Иллюстрации к сказке «Колобок»
Непосредственная образовательная деятельность по художе...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Подарок для мамы"
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Подарок для мамы" (объемная аппликация из салфеток)...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса для детей из ненужных вещей»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684002","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель:Формировать экологическую культуру и нравственное воспитания детей дошкольного возраст...