Проект с национально-региональным содержанием "Птицы Севера"
проект (старшая группа) на тему

Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt_ptitsy_severa.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №7 « Крылышки» комбинированного вида».

                 ПРОЕКТ

с национально-региональным содержанием

« П Т И Ц Ы   С Е В Е Р А»

(старшая группа)

Воспитатель: Савиных Л.А.

                        

                        г. Салехард, ЯНАО

        Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение; воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.

        Экологическое воспитание детей дошкольного возраста считается приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья-детский сад-школа - вуз-профессиональная деятельность).

        В любом городе, поселке много интересных мест, где можно наблюдать, изучать природные объекты: деревья, насекомые, птицы. Природа родного края – лес, река, животный мир - для ребенка и есть его малая родина. Поэтому перед педагогом стоит непростая задача- помочь ребенку получить необходимые знания о родном крае, способность понимать и любить природу и бережно относиться к ней.

        Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. Проект позволит повысить активность педагогического воспитания.

        Цель: формировать познавательный интерес к окружающей среде, воспитание эмоционально-положительного отношения к природе.

        Задачи: 

  • познавательная: углублять и конкретизировать представления о животном мире края; расширять представления о птицах; о многообразии их видов, условиях и местах проживания. Формировать представления об оседлых и перелетных птицах. Познакомить с « Красной книгой ЯНАО».
  • Воспитательная: формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, сказки, поговорки); поддерживать интерес к деятельности сверстников; развивать интерес к поисковой деятельности.

Предварительная работа.

Экскурсия. Провести с детьми экскурсию в лес, в парк, по территории детского сада. Обратить внимание детей на то, что когда птицы щебечут, то в лесу слышны голоса разных птиц, жизнь в лесу оживает. Попросить детей представить, о чем могут  птицы переговариваться друг с другом, о чем они рассказывают, есть ли у птиц друзья? Чем птицы заняты в лесу? Есть ли среди птиц такие, которые помогают лесу?

Работа с родителями: Подбор иллюстраций, печатного материала (стихи, пословицы, сказки, энциклопедические данные), видеоматериалов по данной теме.

        Изготовление макета (совместно с родителями) « Гусь у гнезда». Совместно с детьми изготовить макет, используя материал: сено, сухие ветки, перья и пух, картон для изготовления яиц.

Беседа. Перед началом работы провести с детьми беседу о птицах.

        Цель: выяснить представления детей о птицах; их отношения к ним, заинтересовать проблемой. Для этого можно использовать следующие вопросы.

  1. Чем птицы отличаются от других животных? (оперением, умеют летать, плавают).
  2. Какие виды птиц вы знаете? (перелетные, водоплавающие).
  3. Назовите перелетных птиц.
  4. Каких зимующих птиц вы знаете? Назовите.
  5. Скажите, какие птицы живут в городе, рядом с жильем человека?
  6. Назовите водоплавающих птиц.
  7. Как вы думаете, в нашем городе мало или много живет птиц? Обоснуйте свою точку зрения.
  8. Как вы думаете, где лучше живется птицам: в лесу (на реке, озере), или в городе? Почему вы так считаете?
  9. Как вы думаете, нужно ли птицам помогать зимой пережить морозы? Какое внимание надо уделять птицам? А вы лично помогаете им? А как?
  10. Какую пользу приносят птицы? Приведите примеры. Давайте представим, что птицы вдруг исчезли. Что произойдет на Земле? А в нашем городе? В лесу? Изменится ли тогда что-нибудь в нашей жизни? А почему птицы могут исчезнуть?

        

Ход занятия

Воспитатель:  - Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. На конверте обратный адрес  « Сказочная страна Лапландия. Мальчик Нильс». Он узнал, что к нам на Север каждую весну прилетают гуси, и передал нам письмо. А кто из вас, ребята вспомнит, из какого мультфильма мальчик Нильс? А с кем он улетел на юг из дома? (с дикими утками на домашнем гусе).

Воспитатель:  - В письме Нильс спрашивает, что такое тундра?

Дети:-  Тундра-это суша, лес.

Воспитатель:  - Какие лето и зима в тундре?

Дети:  -  Зима длинная и холодная. Зимой – полярная ночь. А летом день длинный, ночи светлые. Лето короткое и нежаркое.

Воспитатель:  - Ребята, а что такое мерзлота?

Дети: - Лето очень короткое. Земля не успевает прогреваться, поэтому в глубине остается замороженной.

Воспитатель:  -  Тундра тянется вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Там снежная зима, по 8-9 месяцев. Летом много болот, под почвой вечная мерзлота. Животным трудно добывать корм. Некоторые животные на зиму покидают тундру. Летом прилетают водоплавающие птицы. Тундра - суровый край, но в ней обитают много животных, таких, как, северный олень, волк, заяц, песец; птиц: глухарь, куропатка, лебедь, утки, гусь. Из насекомых больше всего комаров, а в озерах и реках водится много рыбы.

Дидактическая игра «Птицы тундры».

Материалы: на столе разложены карточки с изображением птиц. Они подобраны так, что среди птиц есть те, которые живут в тундре (куропатка, тетерев, сова, глухарь, гусь, лебедь, утка), и те, которые живут в средней полосе (кукушка, дятел, и т.д.).

По сигналу дети выбирают те карточки, на которых изображены птицы, обитающие в тундре.

Воспитатель: - Ребята, а как вы догадались, что именно эти птицы обитают в тундре?

Дети: - Оперение птиц белый или с большим количеством белого, белых пятен. Белый цвет - маскировочный. Так легче спрятаться в снегу или во мху от хищников.

Воспитатель:  - Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы ее отгадайте, (загадка о гусе). Ребята, в начале занятия мы с вами сказали, что мальчик Нильс улетел путешествовать на своем друге гусе. Давайте подробнее узнаем об этой птице. Посмотрите, у меня приготовлен макет. Вы знаете эту птицу? Правильно, эта птица-гусь. А кто из вас может рассказать стихотворение об этой птице? А кто знает пословицы или поговорки про гуся? (дети читают заранее выученные стихи, поговорки и пословицы).

Воспитатель: -  Ребята, скажите, какая это птица? (водоплавающая). Правильно, гусь-это водоплавающая птица. Серый гусь - самый крупный и мощный  из всех диких  гусей. У него светло-серое оперение, крепкая шея и большой розоватый или бледно-телесного цвета клюв (показ картинки клюва). Какой образ жизни ведет эта большая птица?

Места гнездования этого вида гусей пролегает примерно до полярного круга, основные места гнездования располагаются в долине реки Обь. Негнездующиеся птицы залетают далеко в тундру (показ карты ареала).

 Осенью многочисленные стаи серых гусей тянутся из мест гнездования, расположенных в Скандинавии, Центральной Европе и Средней Азии, на юг. Они летят клинообразными стаями. Собираются в огромные стада, нагуливают жир на лугах, расположенных по берегам рек или на болотах. Серые гуси на поиски пищи отправляются обычно днем. С приближением сумерек они возвращаются к месту ночлега, которое находится на открытом водном пространстве. В густонаселенных районах гуси ведут себя более осторожно и на кормежку выходят ночью, после восхода луны, а с рассветом возвращаются на места отдыха (рассказ сопровождается показом картинок).

Практическая работа- рисование гуся. Воспитатель предлагает детям нарисовать гуся. Рисовать лучше красками на заранее тонированном листе (рассматривание рисунков).

Воспитатель:  - Весной серые гуси возвращаются на места гнездования. Несмотря на длительные разлуки во время зимних месяцев, они образуют пары на всю жизнь. Птицы встречаются у мест гнездования и скрепляют свой союз сложным и очень громким брачным ритуалом, во время которого особенно отличается самец, он внезапно поднимается в воздух, после чего садится на воду, тем самым демонстрируя свою силу. Для устройства гнезд самка выбирает наиболее тихие, труднодоступные места. В прибрежном тростнике самка строит гнездо (показ макета гнезда). Гнездо находится на земле вблизи водоема. Сплетено гнездо из стеблей и листьев тростника. Лоток самка выстилает мягкими листьями, пухом. Затем она откладывает 4-5 яиц и насиживает их в течение 27-28 дней. Самец держится вблизи гнезда. Самка насиживает яйца, а самец охраняет гнездо. Слетая на кормежку, самка прикрывает яйца листьями и пухом.

Птенцы гусей довольно самостоятельные. Обсохнув, они сразу начинают бегать, плавать, нырять, искать корм, но под присмотром матери. Гусята очень скоро покидают гнездо и сходят на воду. Семья в полном составе сохраняется до следующей весны. Осенью все семейство отправляется на юг к местам зимовок.

Серый гусь питается травой, щиплет листья, молодые почки, побеги зерновых растений, склевывает ягоды. У гусей на краях клюва есть роговые пластинки. Через них вода процеживается, а водоросли, водные насекомые, моллюски остаются в клюве. Птицы весьма разборчивы в еде и предпочитают нежные молодые побеги растений.

Иногда можно наблюдать огромную стаю гусей, которая спускается на свежескошенное поле пшеницы или ячменя и собирают оставшиеся колоски. Гуси любят и молодые побеги хлебных злаков. Краешком клюва они щиплют самые нежные из них.

Серый гусь из многих густонаселенных областей исчез, но в последние десятилетия численность серого гуся восстанавливается. Серый гусь занесен в Красную книгу ЯНАО. (показ Красной книги).

Дидактическая игра «Угадай, чей след». Воспитатель выставляет на фланелеграфе фигурки птиц (полярной куропатки, совы, утки, тундрового лебедя, глухаря, тетерева, гуся) и предлагает детям подобрать след птицы. Дети выполняют задание и сравнивают следы птиц.

Знаешь ли ты, что...

▪ Дикие гуси очень осторожны, к ним трудно приблизиться незамеченным. Это качество сохранили и домашние гуси. Они как «сторожевые псы», гоготом предупреждают о появлении чужака.

        ▪ Проклюнувшиеся из яиц  птенцы серого гуся матерью считают первое увиденное ими существо.

        Практическая работа- рисование птенцов гуся рядом с большим. Воспитатель предлагает детям нарисовать птенцов возле своих «родителей»

Постановка новой проблемы:

Воспитатель: - Ребята, вам домашнее задание - придумать сказку, рассказ или стихотворение о птице, которая вам нравится.

Итог занятия: - Молодцы, занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»

В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....

Проект "Национально-региональный компонент"

проект "Национально-региональный компонент образовательной программы...

Музыкально-образовательный проект с использованием национального регионального компонента.

Познавательный, краткосрочный проект с участием педагогов и  детей подготовительной группы.Одна из задач -познакомить детей   с балетом "Шурале"...

Авторский проект по теме: «Использование инновационных технологии в музыкальном воспитании дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО»

Проектная работа заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на методических объединениях музыкального руководителя ДОУ для выступления в научно-практических конференциях, р...

Проект по реализации национально-регионального компонента в младшей группе на тему: «Шайлаарак»

В  проекте  рассматривается  актуальность  духовно-нравственного воспитания через приобщение к народным традициям и обычаям,   воспитания у детей этнокультурной ко...

Педагогический проект по национально-региональному компоненту для детей старшего дошкольного возраста

Педагогический проектпо национально-региональному компонентудля детей старшего дошкольного возраста...