Проект с национально-региональным содержанием "Птицы Севера"
проект (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_ptitsy_severa.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №7 « Крылышки» комбинированного вида».
ПРОЕКТ
с национально-региональным содержанием
« П Т И Ц Ы С Е В Е Р А»
(старшая группа)
Воспитатель: Савиных Л.А.
г. Салехард, ЯНАО
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение; воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста считается приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья-детский сад-школа - вуз-профессиональная деятельность).
В любом городе, поселке много интересных мест, где можно наблюдать, изучать природные объекты: деревья, насекомые, птицы. Природа родного края – лес, река, животный мир - для ребенка и есть его малая родина. Поэтому перед педагогом стоит непростая задача- помочь ребенку получить необходимые знания о родном крае, способность понимать и любить природу и бережно относиться к ней.
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. Проект позволит повысить активность педагогического воспитания.
Цель: формировать познавательный интерес к окружающей среде, воспитание эмоционально-положительного отношения к природе.
Задачи:
- познавательная: углублять и конкретизировать представления о животном мире края; расширять представления о птицах; о многообразии их видов, условиях и местах проживания. Формировать представления об оседлых и перелетных птицах. Познакомить с « Красной книгой ЯНАО».
- Воспитательная: формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, сказки, поговорки); поддерживать интерес к деятельности сверстников; развивать интерес к поисковой деятельности.
Предварительная работа.
Экскурсия. Провести с детьми экскурсию в лес, в парк, по территории детского сада. Обратить внимание детей на то, что когда птицы щебечут, то в лесу слышны голоса разных птиц, жизнь в лесу оживает. Попросить детей представить, о чем могут птицы переговариваться друг с другом, о чем они рассказывают, есть ли у птиц друзья? Чем птицы заняты в лесу? Есть ли среди птиц такие, которые помогают лесу?
Работа с родителями: Подбор иллюстраций, печатного материала (стихи, пословицы, сказки, энциклопедические данные), видеоматериалов по данной теме.
Изготовление макета (совместно с родителями) « Гусь у гнезда». Совместно с детьми изготовить макет, используя материал: сено, сухие ветки, перья и пух, картон для изготовления яиц.
Беседа. Перед началом работы провести с детьми беседу о птицах.
Цель: выяснить представления детей о птицах; их отношения к ним, заинтересовать проблемой. Для этого можно использовать следующие вопросы.
- Чем птицы отличаются от других животных? (оперением, умеют летать, плавают).
- Какие виды птиц вы знаете? (перелетные, водоплавающие).
- Назовите перелетных птиц.
- Каких зимующих птиц вы знаете? Назовите.
- Скажите, какие птицы живут в городе, рядом с жильем человека?
- Назовите водоплавающих птиц.
- Как вы думаете, в нашем городе мало или много живет птиц? Обоснуйте свою точку зрения.
- Как вы думаете, где лучше живется птицам: в лесу (на реке, озере), или в городе? Почему вы так считаете?
- Как вы думаете, нужно ли птицам помогать зимой пережить морозы? Какое внимание надо уделять птицам? А вы лично помогаете им? А как?
- Какую пользу приносят птицы? Приведите примеры. Давайте представим, что птицы вдруг исчезли. Что произойдет на Земле? А в нашем городе? В лесу? Изменится ли тогда что-нибудь в нашей жизни? А почему птицы могут исчезнуть?
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. На конверте обратный адрес « Сказочная страна Лапландия. Мальчик Нильс». Он узнал, что к нам на Север каждую весну прилетают гуси, и передал нам письмо. А кто из вас, ребята вспомнит, из какого мультфильма мальчик Нильс? А с кем он улетел на юг из дома? (с дикими утками на домашнем гусе).
Воспитатель: - В письме Нильс спрашивает, что такое тундра?
Дети:- Тундра-это суша, лес.
Воспитатель: - Какие лето и зима в тундре?
Дети: - Зима длинная и холодная. Зимой – полярная ночь. А летом день длинный, ночи светлые. Лето короткое и нежаркое.
Воспитатель: - Ребята, а что такое мерзлота?
Дети: - Лето очень короткое. Земля не успевает прогреваться, поэтому в глубине остается замороженной.
Воспитатель: - Тундра тянется вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Там снежная зима, по 8-9 месяцев. Летом много болот, под почвой вечная мерзлота. Животным трудно добывать корм. Некоторые животные на зиму покидают тундру. Летом прилетают водоплавающие птицы. Тундра - суровый край, но в ней обитают много животных, таких, как, северный олень, волк, заяц, песец; птиц: глухарь, куропатка, лебедь, утки, гусь. Из насекомых больше всего комаров, а в озерах и реках водится много рыбы.
Дидактическая игра «Птицы тундры».
Материалы: на столе разложены карточки с изображением птиц. Они подобраны так, что среди птиц есть те, которые живут в тундре (куропатка, тетерев, сова, глухарь, гусь, лебедь, утка), и те, которые живут в средней полосе (кукушка, дятел, и т.д.).
По сигналу дети выбирают те карточки, на которых изображены птицы, обитающие в тундре.
Воспитатель: - Ребята, а как вы догадались, что именно эти птицы обитают в тундре?
Дети: - Оперение птиц белый или с большим количеством белого, белых пятен. Белый цвет - маскировочный. Так легче спрятаться в снегу или во мху от хищников.
Воспитатель: - Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы ее отгадайте, (загадка о гусе). Ребята, в начале занятия мы с вами сказали, что мальчик Нильс улетел путешествовать на своем друге гусе. Давайте подробнее узнаем об этой птице. Посмотрите, у меня приготовлен макет. Вы знаете эту птицу? Правильно, эта птица-гусь. А кто из вас может рассказать стихотворение об этой птице? А кто знает пословицы или поговорки про гуся? (дети читают заранее выученные стихи, поговорки и пословицы).
Воспитатель: - Ребята, скажите, какая это птица? (водоплавающая). Правильно, гусь-это водоплавающая птица. Серый гусь - самый крупный и мощный из всех диких гусей. У него светло-серое оперение, крепкая шея и большой розоватый или бледно-телесного цвета клюв (показ картинки клюва). Какой образ жизни ведет эта большая птица?
Места гнездования этого вида гусей пролегает примерно до полярного круга, основные места гнездования располагаются в долине реки Обь. Негнездующиеся птицы залетают далеко в тундру (показ карты ареала).
Осенью многочисленные стаи серых гусей тянутся из мест гнездования, расположенных в Скандинавии, Центральной Европе и Средней Азии, на юг. Они летят клинообразными стаями. Собираются в огромные стада, нагуливают жир на лугах, расположенных по берегам рек или на болотах. Серые гуси на поиски пищи отправляются обычно днем. С приближением сумерек они возвращаются к месту ночлега, которое находится на открытом водном пространстве. В густонаселенных районах гуси ведут себя более осторожно и на кормежку выходят ночью, после восхода луны, а с рассветом возвращаются на места отдыха (рассказ сопровождается показом картинок).
Практическая работа- рисование гуся. Воспитатель предлагает детям нарисовать гуся. Рисовать лучше красками на заранее тонированном листе (рассматривание рисунков).
Воспитатель: - Весной серые гуси возвращаются на места гнездования. Несмотря на длительные разлуки во время зимних месяцев, они образуют пары на всю жизнь. Птицы встречаются у мест гнездования и скрепляют свой союз сложным и очень громким брачным ритуалом, во время которого особенно отличается самец, он внезапно поднимается в воздух, после чего садится на воду, тем самым демонстрируя свою силу. Для устройства гнезд самка выбирает наиболее тихие, труднодоступные места. В прибрежном тростнике самка строит гнездо (показ макета гнезда). Гнездо находится на земле вблизи водоема. Сплетено гнездо из стеблей и листьев тростника. Лоток самка выстилает мягкими листьями, пухом. Затем она откладывает 4-5 яиц и насиживает их в течение 27-28 дней. Самец держится вблизи гнезда. Самка насиживает яйца, а самец охраняет гнездо. Слетая на кормежку, самка прикрывает яйца листьями и пухом.
Птенцы гусей довольно самостоятельные. Обсохнув, они сразу начинают бегать, плавать, нырять, искать корм, но под присмотром матери. Гусята очень скоро покидают гнездо и сходят на воду. Семья в полном составе сохраняется до следующей весны. Осенью все семейство отправляется на юг к местам зимовок.
Серый гусь питается травой, щиплет листья, молодые почки, побеги зерновых растений, склевывает ягоды. У гусей на краях клюва есть роговые пластинки. Через них вода процеживается, а водоросли, водные насекомые, моллюски остаются в клюве. Птицы весьма разборчивы в еде и предпочитают нежные молодые побеги растений.
Иногда можно наблюдать огромную стаю гусей, которая спускается на свежескошенное поле пшеницы или ячменя и собирают оставшиеся колоски. Гуси любят и молодые побеги хлебных злаков. Краешком клюва они щиплют самые нежные из них.
Серый гусь из многих густонаселенных областей исчез, но в последние десятилетия численность серого гуся восстанавливается. Серый гусь занесен в Красную книгу ЯНАО. (показ Красной книги).
Дидактическая игра «Угадай, чей след». Воспитатель выставляет на фланелеграфе фигурки птиц (полярной куропатки, совы, утки, тундрового лебедя, глухаря, тетерева, гуся) и предлагает детям подобрать след птицы. Дети выполняют задание и сравнивают следы птиц.
Знаешь ли ты, что...
▪ Дикие гуси очень осторожны, к ним трудно приблизиться незамеченным. Это качество сохранили и домашние гуси. Они как «сторожевые псы», гоготом предупреждают о появлении чужака.
▪ Проклюнувшиеся из яиц птенцы серого гуся матерью считают первое увиденное ими существо.
Практическая работа- рисование птенцов гуся рядом с большим. Воспитатель предлагает детям нарисовать птенцов возле своих «родителей»
Постановка новой проблемы:
Воспитатель: - Ребята, вам домашнее задание - придумать сказку, рассказ или стихотворение о птице, которая вам нравится.
Итог занятия: - Молодцы, занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»
В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....
Национальные костюмы. Папка для уголка национально-регионального компонента
рисунки всех национальных костюмов России...
Проект "Национально-региональный компонент"
проект "Национально-региональный компонент образовательной программы...
Музыкально-образовательный проект с использованием национального регионального компонента.
Познавательный, краткосрочный проект с участием педагогов и детей подготовительной группы.Одна из задач -познакомить детей с балетом "Шурале"...
Авторский проект по теме: «Использование инновационных технологии в музыкальном воспитании дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО»
Проектная работа заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на методических объединениях музыкального руководителя ДОУ для выступления в научно-практических конференциях, р...
Проект по реализации национально-регионального компонента в младшей группе на тему: «Шайлаарак»
В проекте рассматривается актуальность духовно-нравственного воспитания через приобщение к народным традициям и обычаям, воспитания у детей этнокультурной ко...
Педагогический проект по национально-региональному компоненту для детей старшего дошкольного возраста
Педагогический проектпо национально-региональному компонентудля детей старшего дошкольного возраста...