Педагогический проект по национально-региональному компоненту для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Педагогический проект
по национально-региональному компоненту
для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по национально-региональному компоненту
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель: методист
Иконникова Тамара Валерьевна
Актуальность
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств влияния.
В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Цель: помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих Республику Тыва; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социально-патриотическому развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
Задачи:
— способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;
— формировать интерес к национальной культуре;
— повышать этнографическую грамотность детей;
— стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;
— развивать мышление, воображение ребенка.
Участники воспитатели групп старшего дошкольного возраста, воспитанники, специалисты, родители
творческий
Сроки ит.д. долгосрочный
Тема | Содержание | Цель | Материал |
«Я познаю» | Ознакомление с краеведческим материалом, ознакомление с бытом, традициями, обычаями народов. Ритуальный танец «Тэвэк», национальная борьба «Хуреш» | Формировать у детей представления, знания краеведческого характера о различных республиках (Россия, Республика Тыва). Познакомить с обычаями, традициями. | Наглядный материал: гербы, флаги, игрушки, посуда и т.д. |
«Я познаю» | Посещение музея. | Продолжать формировать представления о различных республиках. Познакомить с укладом жизни народа. Воспитывать интерес к национальной культуре и чувства детей в процессе познания. | Куклы в нац. одеждах, блюда, бытовые предметы. |
«Мы играем» | Знакомство с русской народной игрой «Жмурки», тувинской народной игрой «Караачок» «Шалаш» (Чадыр) | Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. | Платок |
«Мы играем» | Знакомство с русской народной игрой «Прятки» («Чаштыр»), с тувинской народной игрой «Ловля арканом»(«Шалбалап ойнаары»), конные состязания «Аьт чарыштырары» | Способствовать физическому, нравственному развитию детей. Вызвать положительные впечатления к народной игре. | Веревка длиной 2-3 м. |
«Мы играем» | Знакомство с русской народной игрой «Цепи, цепи кованы. Раскуйте нас», с тувинской народной игрой «стрельба из лука», «Ча адары», из лука в мишень «Баг адары» | Продолжать знакомить детей с народными играми. Вызвать интерес к тувинской игре. Воспитывать доброжелательность. | |
«Мы играем» | Знакомство с русской народной игрой «Горелки» | Познакомить детей с народными играми. Вызвать положительные эмоции. Развивать интерес к народным играм. | _ |
«Мы играем» | Знакомство с с тувинской народной игрой в кости «Кажык» | Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности. | _ |
«Мы играем» | Знакомство с русской народной игрой «Городки», с тувинской народной игрой «выбивание ремня» («Баг кагары») сходна с игрой «Городками» | Продолжать расширять круг знаний народных игр. Помочь детям через игру понять особенности Тувинской культуры. | _ |
«Украшение Идик» (обувь) | Использование тувинской народной культуры в аппликации. | Учить не только воспроизводить показанное, но и комбинировать исходное материалы. Учить видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять форму, величину, положение элементов на плоскости. Воспитывать интерес к тувинскому орнаменту. | Готовая форма ичига из картона, ножницы, цветные самоклеющиеся обои, трафареты. |
«Роспись гжельской посуды» | Использование русской народной культуры в рисовании. | Ввести детей в богатый мир русских предметов и образов, различающихся разнообразием форм, красок, орнаментальных узоров. Вызвать живой эмоциональный отклик при выполнении работ. Развивать воспроизведение содержания русских узоров, их особенности. | Готовая одноразовая бумажная посуда, кисточки, гуашь. |
«Тувинские узоры» «Когээржик»-кожанная фляга | Использование тувинской народной культуры в аппликации. | Раскрыть перед детьми характерные черты тувинских узоров. Учить самостоятельно подбирать элементы орнамента, испробовать разные приемы и способы орнаментации для создания оригинального варианта аппликационного решения. | Цветные самоклеющиеся обои, ножницы. |
«Тувинский головной убор» «Бёрт кыс»-женская «Бёрт эр» -мужская | Использование тувинских орнаментов в рисовании. | Познакомить детей с тувинским орнаментальным творчеством. Учить воспроизведению мотивов орнамента. Воспроизводить интерес и любовь к искусству людей других национальностей. | Акварельные краски, кисточки, готовая форма косынки из бумаги. |
«Наряд тувинской и русской одежды» | Раскрашивание национальной одежды (женской, мужской, детской) | Приобщать детей к народному искусству. Способствовать развитию чувства прекрасного, эмоциональному восприятию народного искусства. | Раскраска « Национальные наряды русского и тувинского народа», фломастеры , цветные карандаши, восковые мелки. |
«Мы рисуем сказку» | Рисование по народным сказкам. | Познакомить детей с народной сказкой. Развивать интерес к сказкам и рисованию. Вызвать эмоциональное отношение к народным сказкам. Воспитывать эмоциональное отношение к друг другу. | Альбомные листы, краски, цв. карандаши, восковые мелки, фломастеры. |
«Достопримечательности Тувы» | Беседа. Рисование памятника Центр Азии | Учить детей передавать в рисунках достопримечательности. | Альбомные листы, краски, цв.карандаши. |
Традиционное хозяйство | Познакомить с традиционным хозяйством тувинцев и русских народов . | Формировать и развивать трудовые навыки. | Беседы, рассматривание альбомов. |
«Базар юных умельцев» | Изготовление из фольги тувинских национальных украшений: браслеты, кольца, медальоны. | Познакомить детей с тувинскими национальными украшениями. Учить детей делать из фольги украшения. Формировать интерес, эмоционально-положительное отношение к трудовой деятельности. | Фольга, ножницы. |
«Ажурные наличники» | Вырезание из бумаги симметричных узоров для украшения русского деревенского домика. | Приобщать детей к трудовым традициям русского народа. Формировать интерес к украшениям деревенского домика. Воспитывать трудолюбие. Развивать творчество. | Макеты деревенского домика, ножницы, цветная бумага, клей, карандаш. |
Национальная посуда | Изготовление из глины русской национальной посуды. | Развитие умений передавать узор на объемной форме. Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров, стремление научиться из глины создавать предметы. | Глина, стеки. |
«Дымковская игрушка» | Овладение техникой лепки фигурок из соленого теста по мотивам дымковских игрушек. | Ввести ребенка в мир русской народной скульптуры, показать своеобразие дымковской игрушки. Учить образной пластической выразительности при росписи. Закреплять знания о русских узорах. | Соль, мука, вода. |
«Дымковская игрушка» | Овладение техникой росписи фигурок. | Учить детей техники росписи фигурок по мотивам дымковских игрушек. Учить выразительности при росписи. Воспитывать аккуратность. | Гуашь, кисточки, фигурки. |
«Здороваемся на разных языках» | Овладение приветствиями на языках народов Республики Тыва | Развивать интерес к языкам народов Республики Тыва, желание изучать языки. Способствовать повышению интереса к языкам. Запоминать слова и использовать их в повседневной жизни. Воспитывать уважение к языкам. |
|
«Мир национальных узоров» | Организация выставки детских рисунков | Развивать у детей умение передавать узоры народов Республики Тыва в рисунках. Учить выразительности при рисовании. Закреплять знания детей. Воспитывать доброжелательность. | Листы альбомные, кисточки, краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. |
«Угадай мелодию» | Учить детей узнавать мелодии народов Республики Тыва | Учить детей узнавать мелодии народов Республики Тыва. Развивать интерес к мелодиям. Запоминать мелодии. Воспитывать уважение мелодиям народов Республики Тыва. | Диск «Народные мелодии» |
«Я, ты, он, она — вместе целая страна» | Подготовка детей к развлечению. | Дать детям общее представление о Республике Тыва. Вызвать желание участвовать в развлечении. Помочь детям осознать важность дружбы между народами. |
|
«Я, ты, он, она — вместе целая страна» | Развлечение (итоговое занятие). | Закрепить у детей знания народов Республики Тыва, об их традициях, культуре, обычаях, об укладе жизни. Развивать интерес к народам. Воспитывать уважение к национальной культуре народов Республики Тыва. | Атрибуты для развлечения, нац. одежды. |
Использованная литература:
- Народы России: науч.-поп. Изд./М.М. Бронштейн, Н.Л. Жуковская и др.; Сост. Е.В. Широнина. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012. – 96с.: ил. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» (Средняя группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104с.
- Шорыгина Т.А. «Наша Родина – Россия». Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с. (Детям о самом важном)
- Русские традиции и праздники / Л. Михеева, М. Короткова. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 304 с. – (Отечество)
- Аксенов А.Н. «Тувинская народная музыка»./под. ред. С.К. Намчака, А.А. Пальмбаха. / Музыка Москва 1964. — 250 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)
СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...
Педагогическая технология формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги
В работе раскрыт понятийный аппарат исследования, показана его практическая значимость, новизна. Описана технология поэтапного обучения старших дошкольников технике оригами, которая была апробирована ...
Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению»
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного воз...
Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"
Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели. В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая она бывает...
выступление на 1 областном педагогическом форуме "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами программы дополнительного образования "Внесём в свой мир красоту"
Данный материал размещен для воспитателей...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...
Методические разработки по краеведению (национально-региональный компонент) для детей старшего дошкольного возраста
Авторская программа по краеведению (национальный - региональный компонент) «Любимый край - родной Ямал» для детей от 6-7 лет....
- Мне нравится (1)