Факультативный курс программы "Самароведение" для детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Целями факультативного курса программы «Самароведение» являются формирование основ патриотизма, духовно-нравственных качеств личности ребёнка, обогащение социального и культурного опыта воспитанников через использование социокультурного пространства Самары. Приведены перспективные планы для старшей и подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Факультативный курс программы "Самароведение" | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Город – один из сильнейших и полнейших воплощений культуры, … где цветут высшие дары человечности. Города – это и лаборатории, и хранители культуры. В них происходит сгущение культурных процессов, насыщение их результатов... Город – самое яркое и наглядное мерило уровня культуры » . (Гревс И.М. Монументальный город и исторические экскурсии... С. 1.)
Основные принципы реализации программы: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; гуманистический характер образования, содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество детского сада с семьей; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.
Информационная карта Тип программы: образовательная Образовательная область: познавательная Возрастная направленность: старший дошкольный возраст Продолжительность реализации программы: два года Форма реализации программы: подгрупповая, фронтальная
Цель: формирование основ патриотизма, духовно-нравственных качеств личности ребёнка, обогащение социального и культурного опыта воспитанников через использование социокультурного пространства Самары.
Основные задачи: Создать условия в ДОУ, способствующие становлению гражданских, патриотических, духовно-нравственных основ личности ребёнка. Приобщать дошкольников к социокультурным ценностям родного города. Развивать начальные предпосылки исследовательской деятельности в ходе проектной деятельности. Обеспечить развитие личности ребёнка в процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его культурной и материальной среды. Способствовать созданию единого социокультурного пространства ДОУ и ближайшего социального окружения с целью духовно-нравственного развития дошкольников. Обеспечить активное сотрудничество с семьями воспитанников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Принцип построения занятий Основной принцип построения занятий с дошкольниками по программе базируется на использовании современных педагогических технологий: музейной педагогики; метода проектов; эвристической беседы; социоигровой технологии; информационно-коммуникативных технологий.
Формы работы по ознакомлению с городом: Экскурсии по городу Беседы с детьми Чтение художественной литературы Мультимедийные презентации Игры-путешествия по городу Дидактические игры: «Что лишнее?», «Собери картинку», «Доставь письмо», «Отгадай и назови», «Подбери пару» и т.д. Викторины (познавательные и литературные) Исследовательская работа взрослых и детей Презентация детских проектов Составление описательных загадок Составление рассказов из личного опыта Создание мини-музеев Выставка рисунков Организация акций «10 любимых мест Самары», «Добрые дела для города» Проведение праздников и развлечений: «День рождения города», «День Волги»
Ожидаемые результаты : Формирование ценностных представлений у старших дошкольников об истории и традициях родного края, повышения уровня знаний об общественных и культурных событиях нашего общества. Создание современной образовательной среды в группах через обогащение содержания нравственно-патриотического, социо- и этнокультурного компонента образования, развитие музейной педагогики. Дальнейшее расширение спектра образовательных услуг с учётом потребностей семей воспитанников, сотрудничество с семьёй в вопросах духовно-нравственного воспитания. Расширение социального партнёрства с учреждениями культуры, образования, здравоохранения и общественными организациями. Освоение педагогическим коллективом современных образовательных технологий: развивающего обучения, интерактивных методов, проектной деятельности. Успешная интеграция факультативного курса программы с другими программами социально-нравственного, патриотического и краеведческого содержания.
Месяц Тема Цель Форма проведения Сентябрь Вводная диагностика Опросник для детей старших групп Выявить уровень представлений детей о родном городе. Собеседование с детьми по вопросам о городе (вводная диагностика). День города Сформировать представление о празднике «День города», воспитывать у детей любовь к родному городу. Мультимедийная презентация «День города» Акция к дню города «Добрые дела для моего города» октябрь Наш детский сад Систематизировать знания о детском саде, закрепить представления детей о труде сотрудников. Беседа «Что такое детский сад?» Двор, в котором я живу Закреплять представления о ближайшем окружении, развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему. Рассказы детей из личного опыта с опорой на схему «За что я люблю свой двор?». ноябрь Достопримечательности Город детства моего. Дать представление об основных достопримечательностях города, о памятных символах Самары, воспитывать любовь к родному городу. Виртуальная экскурсия по городу. Ворота города Познакомить детей с «воротами» города – вокзалами, с историей главных ворот Самары. Сформировать представление о назначении вокзалов. Мультимедийная презентация Перспективный план в старшей группе
январь Музыкальная Самара Познакомить детей с традициями музыкальной жизни Самары Мультимедийная презентация. февраль Музей города Самара (А.Толстого, музей железнодорожного транспорта и т.д.) Дать представление о назначении музея, познакомить детей с понятиями: коллекция, экспонаты, различными музеями. Формировать представления у дошкольников о музеях города. Развивать любознательность, потребность узнавать новое Презентация детских проектов Здесь тыл был фронтом Познакомить детей с понятиями: защитники, герои, храбрость. Сформировать представление о защитниках Отечества. Рассказ с элементами беседы декабрь Улицы родного города Познакомить детей с близлежащими улицами, с историей улиц. Учить правилам поведения на улицах города. Экскурсия по улицам Ташкентская, Стара Загора. Моделирование схемы улицы. Улицы праздничного города Создать у детей радостное настроение, познакомить с традициями празднования Нового года в семье. Выставка творческих работ «Новогодняя Самара»
март Что такое площадь? Площади Самары Дать представление о том, что называется площадью. Познакомить детей с площадями города. Беседа с детьми. Изготовление альбома «Самарские площади» История дома Познакомить детей с историей появления построек, с разными видами домов.. Мультимедийная презентация апрель Самара спортивная Дать представление о спортивных объектах Самары, формировать положительное отношение к занятиям спортом. Эвристическая беседа «Как сохранить здоровье?» Виды театра. Кукольный театр. Дать представления о театре, видах театров. Познакомить детей с театром кукол, с театральными атрибутами. Посещение кукольного театра совместно с родителями. Театральная неделя в детском саду. май Никто не забыт, ничто не забыто Дать представление о событиях ВОВ, воспитывать гордость за героев Отечества, Праздник, посвящённый 9 мая Парки Самары Познакомить детей с парками города, учить бережно относиться к природе. Воспитывать желание сохранять «зелёные лёгкие Самары» Рассказы детей из личного опыта. Посадка цветов на участке детского сада.
Месяц Тема Цель Форма проведения Сентябрь Вводная диагностика Опросник для детей подготовительных к школе групп. Выявить уровень сформированности представлений детей об истории и культуре родного города. Собеседование с детьми по вопросам о городе (вводная диагностика). День города Расширять представления детей о родном городе, учить детей выражать свои впечатления о городе с помощью речи. Мультимедийная презентация «День города» Акция к дню города «Добрые дела для моего города» октябрь Мой микрорайон Расширять представления о родном городе и микрорайоне Рассказы детей из личного опыта Краеведческий музей П.В. Алабина Способствовать развитию у детей интереса к истории и культуре родного края. Экскурсия в музей ноябрь Символы родного города (герб, флаг, гимн города) Познакомить детей с гербом, флагом и гимном города Рассказ с элементами беседы «Символы Самары» Самара-городок – начало-начал Сформировать у дошкольников представление об истории родного края, рассказать об исторических событиях города Самары. Интерактивная выставка «Летопись Самары» Тематическая акция «Лучший город на земле» Перспективный план в подготовительной группе
январь Музыкальная Самара Продолжать знакомить детей с традициями музыкальной жизни Самары Мультимедийная презентация. февраль Музеи города Самара (Художественный музей, выставочный центр «Радуга», «Детская картинная галерея» и т.д.) Продолжать работу по ознакомлению детей с музеями города. Учить рассказывать о своих впечатлениях. Развивать исследовательские навыки. Презентация индивидуальных проектов детей. Здесь тыл был фронтом Познакомить детей с понятиями: патриоты, доблесть. Дать представление о значимости тыла для победы на фронте. Рассказ с элементами беседы. Экскурсия родителей с детьми в Военно-исторический музей Самары. декабрь Улицы родного города Познакомить детей с улицами города, с историей улиц. Закреплять правила поведения на улицах города. Виртуальная экскурсия по городу. Улицы праздничного города Создать у детей радостное настроение, познакомить с традициями празднования Нового года в семье. Выставка творческих работ «Новогодняя Самара»
март Архитектура города: вчера и сегодня Познакомить с понятием: архитектура. Учить отражать в речи личностные представления детей о том, или ином архитектурном памятнике Самары. Мультимедийная презентация. Коллективная постройка «Город будущего» Памятники и монументы Самары Способствовать развитию исследовательских навыков, учить детей составлять рассказы об увиденном. Описательные рассказы детей о памятниках города. апрель Самара космическая Дать представление о роли трудящихся Самары в подготовке космических полётов. Развивать любознательность. Мультимедийная презентация: полёт первого космонавта в космос. Театры Самары: театр оперы и балета, Драматический театр Сформировать представление о театрах Самары, их разнообразии. Познакомить детей с профессиями людей в театре. Закреплять правила поведения в театре. Посещение театров совместно с родителями. Театральная неделя в детском саду май Никто не забыт, ничто не забыто Дать представление о событиях ВОВ, познакомить с памятными местами города, связанными с ВОВ, воспитывать гордость за героев Отечества, Экскурсия с возложением цветов к вечному огню Праздник, посвящённый 9 мая День Волги Формировать у детей представление о великой русской реке Волге, Рассказать о значении Волги для людей., воспитывать любовь к родному краю. Развивать эстетический вкус. Выставка детских рисунков.
САМАРСКИЙ АЛФАВИТ А Автовокзал, Аллея трудовой славы, Аквапарк, Алабин П.В. Б Ботанический сад, Буратино (памятник), Безымянка, Бункер Сталина В Выставочный центр «Радуга», Вечный огонь, Волга Г Гагарин Ю.А.. Григорий Засекин Д Драматический театр, Дворец спорта, домик Клодта Е Еврейская синагога Ж Железнодорожный вокзал З Загородный парк, завод 9 ГПЗ И Ипподром, Иверский монастырь, Ил-2 (памятник) К Краеведческий музей, Костёл, Кирха, Колизей Л Ленинградская улица, Ладья (памятник) М Монумент Славы, Мечеть, Металлург, музей А.Толстого, музей космоса, метро Н Ново-Садовая улица, набережная Волги О Областная библиотека им. В.И. Ленина П Площади: Куйбышева, Кирова, Мочалова, Самарская, Славы, Революции, проспект Кирова Р Речной вокзал С Струковский сад, собор Кирилла и Мефодия Т Театр оперы и балета, театр кукол, ТЮЗ У Улицы: Стара Загора, Ташкентская, Георгия Димитрова, Победы, Университеты Самары Ф Филармония Х Хлебная площадь, храм Георгия Победоносца Ц Цирк Ч Чапаев В.И. (памятник) Ш Шоколадная фабрика «Россия», шоссе Московское Щ Парк Щорса Э Элеватор Ю Юнгородок Я Яблоневый овраг, Яхт-клуб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу " Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа ( курс 4 месяца)...
Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у сказки" для детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»
Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных вид...
Организованная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с особыми коррекционно-образовательными потребностями по курсу "Цветомузыкальная терапия" "Красный клоун"
Цель деятельности: создание благоприятной комфортной среды для формирования положительных эмоциональных переживаний, используя возможности цветомузыкальной терапии....
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ДЕТИ И МЫ» ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
В настоящее время система дошкольного образования, как и все образование в целом, находится в стадии существенной модернизации и обновления содержания воспитательно-образовательной работы. . Пристальн...
"Обучение основам православной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством факультативного внедрения бесед на основе программы духовно-нравственного воспитания «Родник» Е.Г. Карасевой, Т.А. Яриной».
Благодаря модернизации дошкольного образования, педагоги получили возможность осуществлять образовательную деятельность по основной образовательной программе учреждения с применением вариативных прогр...
Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".
Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...