Проект по патриотическому воспитанию "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"
проект (старшая группа) на тему
Проект по приобщению старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих Республику Мордовия, в рамках инновационной деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_ty_on_ona.docx | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих Республику Мордовия, в рамках инновационной деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №78 комбинированного вида».
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а Республика Мордовия, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей разных народностей. Это – мордва (мокша, эрьзя), татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы и т.д.
Каждый ребенок должен иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное его возрасту. На занятиях мы рассказываем детям о народах, населяющих РМ, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в различные национальные игры. Также проводим развлечения, спортивные мероприятия с использованием народного творчества.
Используя возможности образования, через создание открытого образовательного пространства можно вести пропаганду активной жизненной позиции, ценностей исторического, культурного и духовного наследия.
Цель проекта - воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через изучение культуры народов РМ на основе духовно-нравственных традиций.
Задачи проекта:
- создание культурно-образовательной среды в группе;
- знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья;
- вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
- обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
- воспитание нравственно-патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов РМ; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;
- взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно-патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физ.культуре, сотрудники музеев.
Вид проекта: творческий, долгосрочный
Ожидаемые результаты:
1. Воспитание у ребенка любви к своему дому, детскому саду, городу, родному краю; толерантного отношения к представителям других национальностей.
2. Расширение знаний детей о народах РМ.
3. Углубление жизненного опыта.
4. Знание правил народных игр, умение в них играть.
5. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Схема реализации проекта
Игровая деятельность
Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Изучение народных игр.
Социально – нравственное воспитание
Изучение традиций народов республики Мордовия.
Речевое развитие
Знакомство с фольклором народов Мордовии (потешки, сказки, пословицы, поговорки)
Ознакомление с окружающим
Формирование представление о малой Родине, о народах, проживающих на территории Мордовии, чем они похожи и чем они отличаются.
Художественная литература
Изучение стихов о детском саде, семье, Родине. Знакомство с поэзией народов республики Мордовия. Чтение сказок разных народов.
Изобразительная деятельность
Изучение народного декоративно-прикладного искусства, традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.
Музыка
Народные праздники. Изучение народных песен. Песен патриотического содержания.
Этапы работы над проектом
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
Подготовительный этап | |||
1 | Совместное планирование деятельности | сентябрь | Воспитатель – Бочкарева М.В., муз.руковод., физ.инструктор |
2 | Подбор методической литературы | сентябрь | Воспитатель – Бочкарева М.В. |
3 | Составление планов работы | сентябрь | Воспитатель – Бочкарева М.В. |
Практический этап | |||
1 | Обеспечение условий для реализации проекта | В течение года | Воспитатель – Бочкарева М.В. |
2 | Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования культуры межнациональных отношений | В течение года | Воспитатель – Бочкарева М.В. |
3 | Внедрение в практику работы с детьми серий занятий «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» | сентябрь, январь | Воспитатель – Бочкарева М.В. |
4 | «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей с дошкольного детства.) | В течение года | Воспитатель – Бочкарева М.В. |
5 | Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме | сентябрь | Воспитатель – Бочкарева М.В. |
6 | Организация работы по следующим направлениям: | В течение года | Воспитатель – Бочкарева М.В., муз.руковод., физ.инструктор |
Заключительный этап | |||
1 | Презентация проекта на заседании педагогического совета МДОУ | июнь | Воспитатель – Бочкарева М.В. |
2 | Обработка результатов по реализации проекта | май | Воспитатель – Бочкарева М.В. |
3 | Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем | июнь | Воспитатель – Бочкарева М.В. |
Ожидаемый результат: данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
Дорожная карта проекта «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
График проектных мероприятий
№ | Содержание | Сроки | Ответственный | ||
Подготовительный этап | |||||
Работа с детьми | |||||
1 | Диагностика (выявление у детей знаний о национальной культуре народов РМ) | 2-13 сентября | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
Работа с участниками проекта | |||||
1 | Разработка занятий по ознакомлению дошкольников 5-6 лет по приобщению к национальной культуре | 26-30 августа | Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод., физ.инструтор | ||
2 | Разработка спортивного праздника «Зимние забавы»; Народных праздников «Масленица», «Пасха» | 16-27 сентября | Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод., физ.инструтор | ||
3 | Разработка экскурсии в мини-музей МДОУ | 2-6 сентября | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
4 | Разработка итогового развлечения | 9-13 сентября | Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод., физ.инструтор | ||
5 | Организация предметно-развивающей среды в группах по изучению народов РМ | Сентябрь | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
Работа с родителями | |||||
1 | Анкета «Патриотическое воспитание» | 5-6 сентября | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
2 | Оформление национального уголка в группе | 9-20 сентября | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
Практический этап | |||||
Работа с детьми | |||||
1 | Занятие «Край родной – Мордовия моя!» | 2 сентября | Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод., физ.инструктор | ||
2 | Экскурсия в мини-музей МДОУ | 3 октября | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
3 | Конкурс детского творчества «Мы рисуем сказку» | 4- 8 ноября | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
4 | Спортивно-фольклорный праздник «Зимние забавы» | 11 декабря | Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод., физ.инструтор | ||
5 | Занятие «Путешествие по родному краю» | 23 января | Воспитатель - Бочкарева М.В. физ.инструктор | ||
6 | Конкурс детского творчества «Мир национальных узоров» | 3-7 февраля | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
7 | Народный праздник «Масленица» | 3 марта | Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод., физ.инструтор | ||
8 | Экскурсия в музей национальной культуры | 17 апреля | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
9 | Народный праздник «Пасха» | 21 апреля | Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.ркуоводит. | ||
10 | Экскурсия в музей ветеранов ВОВ | 12 мая | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
11 | Итоговое развлечение «Мордовия моя – народов дружная семья!» | 10 июня | Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод., физ.инструктор | ||
12 | Неделя народных игр | В течение года | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
Работа с участниками проекта | |||||
1 | Консультация для воспитателей «Ознакомление детей с народным искусством Мордовии» | 4 октября | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
2 | Презентация «Народные игры в организации двигательной активности детей на прогулке» | 28 февраля | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
Работа с родителями | |||||
1 | Конкурс поделок "Осенняя фантазия" | 8 сентября | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
2 | Конкурс рисунков «Наши бабушки» | 4 октября | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
3 | Праздник посвященный дню Матери | 26 ноября | Воспитатель - Бочкарева М.В. физ.инструктор | ||
4 | Старый Новый год – обряды вчера и сегодня | 9 декабря | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
5 | Картотека «Подвижные игры народов Мордовии» | 13 января | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
6 | Консультация «Обряды и обычаи в праздник Масленицы» | 10 февраля | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
7 | Анкета «Приобщение детей к истокам национальной культуры» | 20 марта | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
8 | Экскурсия "В музей вместе с ребенком" | 17 апреля | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
9 | Тематическая выставка "День Победы - праздник дедов" | 5 мая | Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод. | ||
Заключительный этап | |||||
Работа с детьми | |||||
1 | Диагностика (выявление знаний детей о народном творчестве, искусстве, быте народов Мордовии) | 19-30 мая | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
Работа с участниками проекта | |||||
1 | Отчет на педсовете о ходе реализации проекта | 30 мая | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
2 | Выявление нерешенных задач, постановка новых проблем на следующий год | Июль-август | Воспитатель - Бочкарева М.В. | ||
Работа с родителями | |||||
1 | Итоговое развлечение «Мордовия моя – народов дружная семья!» | 10 июня | Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод., физ.инструктор |
Цель диагностики – выявить: уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о народах Поволжья; уровень сформированности патриотических чувств и освоения моральных норм межнациональных взаимоотношений; уровень сформированности умений применять полученные навыки в различных видах деятельности. Оценка проводилась по 3 уровням: высокий, средний (соответствует возрасту), низкий (отдельные компоненты не развиты).
Методы диагностики: наблюдение, анализ детских работ, опрос детей.
Критерии:
- Называет страну, республику, город, улицу где проживает.
- Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна РМ.
- Называет народы, проживающие на территории РМ.
- Имеет представление о народных промыслах (вышивка, резьба по дереву, гончарные изделия).
- Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного творчества.
- Создает предметы по мотивам народных игрушек.
- Имеет представление о народных праздниках, умеет самостоятельно организовывать народные игры.
- Называет любимого мордовского писателя, поэта.
- Знает и исполняет песни народов РМ, танцевальные движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"
Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеологическое дерево" и т.д. Каждый ребёнок вместе с родителями с...
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».
Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизн...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"
Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеалогическое дерево" и т.д. Каждый...
Презентация. Педагогический проект социально-личностного развития родителей и детей «Вместе дружная семья»
Актуальность педагогического проекта «Вместе дружная семья» заключается в развитии творческих способностей детей – процесса, который пронизывает все этапы развития личнос...
Проект в средней группе компенсирующей направленности «Колокольчик» «Вместе дружная семья»
Проблема: Адаптационный период воспитанников в новых условиях группы, речевые и коммуникативные затруднения детей с ТНР, слабость развития игровых умений препятствует поддержанию позитивного кон...
Проект в средней группе компенсирующей направленности «Колокольчик» «Вместе дружная семья»
Проблема: адаптационный период воспитанников в новых условиях группы, речевые и коммуникативные затруднения детей с ТНР, слабость развития игровых умений препятствует поддержанию позитивного кон...