ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».
проект (младшая группа) на тему
Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
Автор: Трусиенко М.Т., воспитатель.
Введение:
“Любовь к Родине начинается с семьи”.
Ф. Бекон
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям? Дошкольникам, особенно младшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка.
Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.
Но в последние годы в патриотическом воспитании детей в условиях семьи сегодня невооруженным глазом стали заметны такие недостатки:
1) отсутствие у многих родителей, особенно молодых, знаний и умений, необходимых для осуществления патриотического воспитания детей различных возрастов;
2) незнание специфических для семьи средств и форм патриотического воспитания детей;
3) негативное отношение части родителей к вовлечению детей в общественно-полезный труд, связанный с заботливым отношением к ветеранам войны и труда, с охраной природы, памятников истории и культуры, с благоустройством своих городов;
4) отсутствие у определенной категории семей положительного примера в патриотическом воспитании.
Проблема состоит в том, что детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность. Мой проект называется «Вместе дружная семья».
Актуальность
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
— формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа;
— воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
— воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
— корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
— семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
К сожалению, результаты практики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Вместе дружная семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Проект «Вместе дружная семья»
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность: Долгосрочный, рассчитан на 9 месяцев, с сентября по май.
Практическая значимость заключается в создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у младших дошкольников семейных ценностей.
Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
1.Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (сентябрь).
Цель: Анкетирование родителей. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
2 этап — формирующий (октябрь — апрель)
Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, и привлечения к активной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Вся работа по проекту строится по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом — начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».
3 этап — заключительный (май)
Цель: Повторное анкетирование родителей. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя семейный праздник «Цветок семейного счастья». В рамках семейного праздника будет организована выставка творческих работ детей.
В работе использую следующие методы и приёмы:
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
·метод сравнения;
·элементарный анализ;
·метод моделирования и конструирования;
·метод проектной деятельности;
·метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать;
·метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
·игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;
·сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
·прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании;
·беседа – является связующим звеном.
4.Методы коррекции и уточнения:
·повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;
·метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Технологии
Личностно ориентированного обучения и воспитания.
Развивающего обучения.
Индивидуального обучения.
Информационно-коммуникационные.
Развития творчества.
Игровая.
Проектная.
Формы работы с детьми:
беседы;
занятия;
рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;
заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
творческая речевая деятельность;
утренники, развлечения, конкурсы;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;
сочинение рассказов и сказок о семье;
создание мини-проектов;
Формы работы с родителями.
Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
анкетирование;
дни открытых дверей;
фотоконкурсы;
праздники;
семейные мини – проекты.
Список литературы
1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ./ Е.Ю.Александрова// Вологда, 2007 г.
2. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования./Ю.А.Гладкова // Ребёнок в детском саду. – 2006. — №4. – С. 41.
3.Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. – М.: «Прсвещение», 1969. – 169с.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ./ Е.С. Евдокимова — М.: 2006 г.
5. Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи./ А.Н. Елизарова // Вестник МГУ. – 1996. — №1. – С. – 42 – 49.
6. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина./ Г.А.Ковалёва — М.: 2004 г.
7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.
8. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. /Л.С.Киселёва — М.: 2004 г.
9. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике. /В.Макарова // Дошкольное воспитание. – 2006. — №12. – С. 104 – 110.
10. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья./ Т.А. Макарова, Л.В.Загик, В.М. Иванова – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.
11. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада./ Л.Ф. Островская – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.
12. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения./Л.Ф. островская – М.: «Просвещение», 1983. – 176 с.
13. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности./ Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Дошкольная педагогика. – 2007. — №8. – С. 9 – 11.
Перспективный план проекта «Вместе дружная семья» во 2 младшей группе
Месяц Тема | Организованная деятельность с детьми | Совместная деятельность педагогов и детей | Совместная деятельность с родителями | Консультативная информация для родителей |
Сентябрь | Анкетирование родителей. | |||
Октябрь Моя семья | 1 . Социальный мир «Моя семья» 2. Мир искусства и художественная деятельность (Рисование) «А у нас дружная семья!» | Беседа на тему: «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи». Чтение сказки «Крошечка – Хаврошечка», Рисование: «Моя семья» Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья» Драматизация сказки: «Репка» Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей» | Фотоколлаж: «Давайте знакомиться» | Консультация: «Влияния семейного воспитания на формирование личности ребёнка» Папка-передвижка «Моя дружная семья» |
Ноябрь Члены моей семьи | Социальный мир «Что я знаю о себе» | Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди». Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения». Творческая речевая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры» Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери», | Формирование фотоальбома своей семьи для группы. | Папка-передвижка: «История возникновения праздника «День матери» |
Декабрь «Наши имена и фамилии» | 1 . Социальный мир «Наши имена» 2 . Социальный мир «Наши фамилии» | Беседа на тему: «Моя родословная», «Я и моё имя» Творческая речевая деятельность: Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку» | Мини — проект: «Генеалогическое древо моей семьи». Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды | Папка-передвижка: «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой» Буклеты: «Основные заповеди «здоровой» семьи» |
Январь «Родительский дом – начало начал» | Социальный мир «Мой дом» | Дидактическая игра «Разные дома». Беседа на тему: «История моего дома» Рассматривание иллюстраций: «Семья дома» Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире». Игры-драматизации: «Кошкин дом», Обсуждение ситуаций: «Моя комната» Пальчиковая игра: «Строим дом» | Фотовыставка: «Мой день в детском саду» | Семинар-практикум «Досуг семьи. Место ребёнка в нём» |
Февраль «Мой папа Защитник Отечества» | 1 . Социальный мир «Защитники Отечества» 2. Мир искусства и художественная деятельность (Рисование) «Портрет моего папы» | Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества «Мой папа солдат» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях Аппликация коллективная : «Наша Армия родная» Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики». Подвижные игры: «Всадники», «Самолеты» Пальчиковая игра: «Капитан» | Фотоколлаж «Семейный активный отдых!» | Папка-передвижка: «Растим мужчину» Буклеты: «О роли отца в семье» |
Март «Моя мама» | . Мир искусства и художественная деятельность (Рисование) «Портрет мамы» | Беседа на тему: «Что любит моя мама» «Мама глазами художников» Рисование: «Моя любимая мама» Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» Настольный театр: «Волк и семеро козлят» Музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Мама и детки». Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской» Творческая речевая деятельность: Описательный рассказ — «Моя мама красавица» | Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта «Мамин день» Фотоконкурс «Самая обаятельная улыбка для мамы» | Папка-передвижка: «Родители – гиды на пути познания» |
Апрель «Профессии моих родителей» | Мир искусства и художественная деятельность (Рисование) «Все работы хороши, выбирай на вкус» | Беседа на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.» Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?» Рассматривание иллюстраций: «Папина профессия» Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Пожарники» Дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее?» Творческая речевая деятельность: Рассказ детей на тему- «Хочу быть как мама, папа» | Папка-передвижка: «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком» Консультация «Роль семьи в нравственном воспитании детей» | |
Май «Мы помощники» | Социальный мир «Маленький, да удаленький» | Беседа на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Игра имитация: «Мамины помощники» Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». Пальчиковая игра: «Три Катюшки» «Помощник» | Праздник, посвящённый Дню семьи: «Цветок семейного счастья» | Папка-передвижка: «Домашние обязанности». Буклеты: «Распределение обязанностей в семье» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"
Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеологическое дерево" и т.д. Каждый ребёнок вместе с родителями с...
проект "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"
Проект создан для детей водготовительной группы с целью преемственности со школой, для успешной адаптации их в первом классе...
Перспективный план работы по проекту "Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья"
В этом плане отражена вся работа по проекту как с детьми, так и с родителями....
Презентация проекта «Я, ты, он, она, вместе - дружная семья"
Под термином «толерантность» понимают, в первую очередь, этническую толерантность, терпимость к людям другой национальности, другой культуры, говорящих на другом языке, другого вероисповедания. То, чт...
Проект "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"
Проект был осуществлен с детьми старшей группы общеразвивающей направленности и имеет социальную направленность...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"
Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеалогическое дерево" и т.д. Каждый...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Вместе дружная семья»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Вместе дружная семья»...