ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».
проект (младшая группа) на тему

Трусиенко Марина

Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

 Автор: Трусиенко М.Т., воспитатель.

Введение:

“Любовь к Родине начинается с семьи”.

Ф. Бекон

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям? Дошкольникам, особенно младшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка.

Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.

Но в последние годы в патриотическом воспитании детей в условиях семьи сегодня невооруженным глазом стали заметны такие недостатки:

1) отсутствие у многих родителей, особенно молодых, знаний и умений, необходимых для осуществления патриотического воспитания детей различных возрастов;

2) незнание специфических для семьи средств и форм патриотического воспитания детей;

3) негативное отношение части родителей к вовлечению детей в общественно-полезный труд, связанный с заботливым отношением к ветеранам войны и труда, с охраной природы, памятников истории и культуры, с благоустройством своих городов;

4) отсутствие у определенной категории семей положительного примера в патриотическом воспитании.

Проблема состоит в том, что детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность. Мой проект называется «Вместе дружная семья».

Актуальность

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Задачи:

— формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа;

— воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;

— воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.

Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

— корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

— семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

К сожалению, результаты практики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.

В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.

Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Вместе дружная семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Проект «Вместе дружная семья»

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель.

Продолжительность: Долгосрочный, рассчитан на 9 месяцев, с сентября по май.

Практическая значимость заключается в создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у младших дошкольников семейных ценностей.

Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.

Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Укрепление связи семьи и ДОУ.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи:

1.Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (сентябрь).

Цель: Анкетирование родителей. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

2 этап — формирующий (октябрь — апрель)

Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, и привлечения к активной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Вся работа по проекту строится по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом — начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».

3 этап — заключительный (май)

Цель: Повторное анкетирование родителей. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя семейный праздник «Цветок семейного счастья». В рамках семейного праздника будет организована выставка творческих работ детей.

В работе использую следующие методы и приёмы:

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

·метод сравнения;

·элементарный анализ;

·метод моделирования и конструирования;

·метод проектной деятельности;

·метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать;

·метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

·игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;

·сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

·прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании;

·беседа – является связующим звеном.

4.Методы коррекции и уточнения:

·повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;

·метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Технологии

Личностно ориентированного обучения и воспитания. 

 Развивающего обучения.

Индивидуального обучения. 

 Информационно-коммуникационные.

Развития творчества. 

 Игровая.

Проектная. 

 Формы работы с детьми:

беседы;

занятия;

рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;

заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

творческая речевая деятельность;

утренники, развлечения, конкурсы;

дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;

сочинение рассказов и сказок о семье;

создание мини-проектов;

Формы работы с родителями.

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;

анкетирование;

дни открытых дверей;

фотоконкурсы;

праздники;

семейные мини – проекты.

Список литературы

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ./ Е.Ю.Александрова// Вологда, 2007 г.

2. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования./Ю.А.Гладкова // Ребёнок в детском саду. – 2006. — №4. – С. 41.

3.Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. – М.: «Прсвещение», 1969. – 169с.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ./ Е.С. Евдокимова — М.: 2006 г.

5. Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи./ А.Н. Елизарова // Вестник МГУ. – 1996. — №1. – С. – 42 – 49.

6. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина./ Г.А.Ковалёва — М.: 2004 г.

7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.

8. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. /Л.С.Киселёва — М.: 2004 г.

9. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике. /В.Макарова // Дошкольное воспитание. – 2006. — №12. – С. 104 – 110.

10. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья./ Т.А. Макарова, Л.В.Загик, В.М. Иванова – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.

11. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада./ Л.Ф. Островская – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.

12. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения./Л.Ф. островская – М.: «Просвещение», 1983. – 176 с.

13. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности./ Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Дошкольная педагогика. – 2007. — №8. – С. 9 – 11.

Перспективный план проекта «Вместе дружная семья» во 2 младшей группе

Месяц Тема

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность с родителями

Консультативная информация для родителей

Сентябрь

Анкетирование родителей.

Октябрь

Моя семья

1 . Социальный мир

«Моя семья»

2. Мир искусства и художественная деятельность (Рисование)

«А у нас дружная семья!»

Беседа на тему: «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».

Чтение сказки

«Крошечка – Хаврошечка», Рисование: «Моя семья»

Рассматривание картин:

Т. Сорокина «Семья»

Драматизация сказки: «Репка»

Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей»

Фотоколлаж: «Давайте знакомиться»

Консультация:

«Влияния семейного воспитания на формирование личности ребёнка»

Папка-передвижка

«Моя дружная семья»

Ноябрь Члены моей семьи

Социальный мир

«Что я знаю о себе»

Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди».

Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?».

Чтение произведений:

Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения».

Творческая речевая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке»

Игровая ситуация:

«Мои братья и сёстры»

Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери»,

Формирование фотоальбома своей семьи для группы.

Папка-передвижка: «История возникновения праздника «День матери»

Декабрь «Наши имена и фамилии»

1 . Социальный мир

«Наши имена»

2 . Социальный мир

«Наши фамилии»

Беседа на тему: «Моя родословная», «Я и моё имя»

Творческая речевая деятельность:

Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»



Дидактические игры:

«Моя семья. Составь цепочку»

Мини — проект: «Генеалогическое древо моей семьи».

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды

Папка-передвижка:

«Особенности воспитания ребёнка мамой и папой»

Буклеты:

«Основные заповеди «здоровой» семьи»

Январь «Родительский дом – начало начал»

Социальный мир

«Мой дом»

Дидактическая игра «Разные дома».

Беседа на тему: «История моего дома»

Рассматривание иллюстраций: «Семья дома»

Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире».

Игры-драматизации: «Кошкин дом»,

Обсуждение ситуаций: «Моя комната» Пальчиковая игра: «Строим дом»

Фотовыставка: «Мой день в детском саду»

Семинар-практикум «Досуг семьи. Место ребёнка в нём»

Февраль

«Мой папа

Защитник Отечества»

1 . Социальный мир

«Защитники Отечества»

2. Мир искусства и художественная деятельность (Рисование)

«Портрет моего папы»

Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества

«Мой папа солдат»

Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой

Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях

Аппликация коллективная :

«Наша Армия родная»

Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы»

Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики».

Подвижные игры: «Всадники», «Самолеты»

Пальчиковая игра:

«Капитан»

Фотоколлаж «Семейный активный отдых!»

Папка-передвижка:

«Растим мужчину»

Буклеты:

«О роли отца в семье»

Март

«Моя мама»

. Мир искусства и художественная деятельность (Рисование)

«Портрет мамы»

Беседа на тему:

«Что любит моя мама»

«Мама глазами художников»

Рисование:

«Моя любимая мама»

Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»

Настольный театр:

«Волк и семеро козлят»

Музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Мама и детки».

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»

Творческая речевая деятельность:

Описательный рассказ — «Моя мама красавица»

Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта «Мамин день»

Фотоконкурс

«Самая обаятельная улыбка для мамы»

Папка-передвижка:

«Родители – гиды на пути познания»

Апрель «Профессии моих родителей»

Мир искусства и художественная деятельность (Рисование)

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Беседа на тему:

«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»

Чтение произведений

С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?»

Рассматривание иллюстраций:

«Папина профессия»

Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Пожарники»

Дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее?» Творческая речевая деятельность:

Рассказ детей на тему- «Хочу быть как мама, папа»

Папка-передвижка:

«Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком»

Консультация «Роль семьи в нравственном воспитании детей»

Май

«Мы помощники»

Социальный мир

«Маленький, да удаленький»

Беседа на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке».

Игра имитация: «Мамины помощники»

Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе».

Пальчиковая игра: «Три Катюшки» «Помощник»

Праздник, посвящённый Дню семьи: «Цветок семейного счастья»

Папка-передвижка:

«Домашние обязанности».

Буклеты:

«Распределение обязанностей в семье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"

Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеологическое дерево" и т.д. Каждый ребёнок вместе с родителями с...

проект "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"

Проект создан для детей водготовительной группы с целью преемственности со школой, для успешной адаптации их в первом классе...

Перспективный план работы по проекту "Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья"

В этом плане отражена вся работа по проекту как с детьми, так и с родителями....

Презентация проекта «Я, ты, он, она, вместе - дружная семья"

Под термином «толерантность» понимают, в первую очередь, этническую толерантность, терпимость к людям другой национальности, другой культуры, говорящих на другом языке, другого вероисповедания. То, чт...

Проект "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"

Проект был осуществлен с детьми старшей группы общеразвивающей направленности и имеет социальную направленность...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"

Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеалогическое дерево" и т.д. Каждый...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Вместе дружная семья»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Вместе дружная семья»...