Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по Санкт-Петербургу»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Нашим детям посчастливилось родиться в одном из красивейших городов мира, богатом своей историей и культурой - Санкт-Петербурге. Знакомство с культурным наследием города даст возможность прикоснуться ребёнку к мировой культуре и культуре России как жизненного пространства. В дошкольном детстве происходит становление личности ребёнка. В этот период закладывается интерес, любовь и уважение к своему городу как к малой Родине. Понимание Родины у ребёнка связано с конкретными представлениями о том, что близко, дорого.
Дети, родившиеся в Санкт-Петербурге, с детства видят великолепие родного города. Эта красота становится для них обыденной. Нам, педагогам, надо помочь понять детям культурно-исторические истоки нашего города, нашей страны.
Данное занятие – это эпизод, небольшой этап в системе работы по ознакомлению детей с историей и культурой родного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_spb.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 95 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Путешествие по Санкт-Петербургу»
Автор-составитель:
Ячник Светлана Александровна,
воспитатель старшей группы 8а
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка
Нашим детям посчастливилось родиться в одном из красивейших городов мира, богатом своей историей и культурой - Санкт-Петербурге. Знакомство с культурным наследием города даст возможность прикоснуться ребёнку к мировой культуре и культуре России как жизненного пространства. В дошкольном детстве происходит становление личности ребёнка. В этот период закладывается интерес, любовь и уважение к своему городу как к малой Родине. Понимание Родины у ребёнка связано с конкретными представлениями о том, что близко, дорого.
Дети, родившиеся в Санкт-Петербурге, с детства видят великолепие родного города. Эта красота становится для них обыденной. Нам, педагогам, надо помочь понять детям культурно-исторические истоки нашего города, нашей страны.
Данное занятие – это эпизод, небольшой этап в системе работы по ознакомлению детей с историей и культурой родного города.
Основными целями в этой системе являются:
- Воспитание у детей интереса к истории и культуре родного города.
- Формирование таких нравственных качеств, как:
- гордость за город, в котором они проживают,
- уважение к труду создателей и к труду создающих город,
- уважение к гражданам, проживающим в городе.
- Развитие умений ориентироваться в городе.
- Развитие через культурно-историческое окружение города творческих способностей детей и навыков познавательной деятельности.
Основными задачами, на мой взгляд, в системе работы по ознакомлению детей с историей и культурой родного города являются:
- Формирование у детей интереса к общественной деятельности города.
- Расширение знаний детей о родном городе, о районе, в котором они живут.
- Знакомство детей с историей, культурой и архитектурой города.
- Развитие умений детей описывать объекты города, свои впечатления.
- Знакомство детей с этикетом города - культурой поведения в общественных местах.
- Воспитание в детях "петербуржцев".
Данное занятие проводилось в старшей группе ГБДОУ детский сад № 95 в сентябре 2014 года. Возраст детей – 4, 5 – 5, 5 лет.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД)
по социально-коммуникативному развитию
в старшей группе:
«Путешествие по Санкт-Петербургу»
Цель: Способствовать развитию познавательных интересов, помочь дошкольникам увидеть Петербург заново: обратить внимание на достопримечательности и переосмыслить своё отношение к городу, мотивировать на дальнейшую познавательную и творческую деятельность.
Вид деятельности: Социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие детей.
Методы и приемы:
Словесные – беседа, пояснение, рассказ, уточнение, дополнение;
Наглядные – альбомы, открытки, иллюстрации с изображением достопримечательностей Санкт-Петербурга, макет микрорайона вокруг детского сада, барельефы СПб, флажки с гербом и символами СПб;
Игровые – пазлы «Виды Санкт-Петербурга», игра «Прогулка по городу» (С.В. Бурдина).
Тема занятия: «Путешествие по Санкт-Петербургу».
Задачи (по образовательным областям):
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Расширять кругозор детей в процессе знакомства с историей СПб как части мировой культуры и культуры нашей страны.
2. Образовательная область «Речевое развитие»:
Расширять и активизировать словарный запас по теме «Санкт-Петербург». Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.
Развивать навыки связного высказывания.
Побуждать детей свободно высказывать, обосновывать и доказывать своё мнение.
3. Образовательная область «Познавательное развитие»: Содействовать самостоятельному обнаружению связей и зависимостей между явлениями, объектами в процессе знакомства с различными системами символов.
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: Закрепить умение использовать полученные навыки в лепке.
Способствовать развитию воображения и творчества.
Используемые технологии:
- Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- Игровые технологии;
- Технология проектной деятельности;
- Информационно-коммуникативные технологии.
Материалы к совместной НОД:
- Слайды с изображением видов Санкт-Петербурга.
- Фотографии, открытки, альбомы с достопримечательностями Санкт- Петербурга
- Музыкальная запись «Гимн Великому городу» Глиэра.
- Аудиозапись песни, посвящённой Санкт-Петербургу (Исп. Олег Кваша)
- Фотоальбом «Прогулки детей группы по СПб».
- Подбор стихов, загадок о Санкт-Петербурге.
Предварительная работа:
- Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Где чей дом?», «Отгадай, где это?».
- Стихи о Санкт-Петербурге.
- Заочные экскурсии по городу.
- Семейные прогулки по Петербургу.
- Рассматривание иллюстраций с видами СПб и с памятниками архитектуры.
- Выставки детских работ «Мой любимый город», «Салют над Петропавловкой».
- Подвижные игры «Полёт над Дворцовой площадью», «По болоту Пётр шёл» и «Каменный лев».
Ход совместной непосредственно-образовательной деятельности (НОД):
Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Педагог имитирует прилёт самолёта. Из самолёта «выходит» туристка из Германии (кукла), изучающая русский язык, впервые прилетевшая в наш город. Звучит гимн Великому городу (музыка Глиэра). Туристка интересуется, что за символы и герб изображены на флажках. 2. В разных уголках группы находятся картины, альбомы, открытки, рисунки детей с видами Санкт-Петербурга. 3. Педагог предлагает детям подвижную игру «Полёт над Дворцовой площадью». Туристка принимает активное участие в игре. 4. На столе лежит альбом с детскими фотографиями. Туристка просит детей показать и рассказать о любимых местах в городе. 5. Кукла-туристка показывает детям волшебную коробочку с пазлами, обращается с просьбой собрать фотографии (достопримечательности Санкт-Петербурга) и рассказать о них. 6. Кукла благодарит детей за подаренный сувенир. 7. Туристка интересуется, знают ли дети ещё какие-нибудь подвижные игры, связанные с городом. По выбору туристки дети вместе с ней играют в игру. 8. Туристка обращает внимание на то, что город очень большой и просит детей показать на карте, где находится район, в котором они живут и находится их детский сад. 9. Туристка, изучающая русский язык, предлагает детям поиграть с ней в игру «Петербургские рифмы». 10. Кукле-туристке очень понравился наш город, экскурсия, проведённая детьми. Она благодарит детей за великолепный день в Санкт-Петербурге, обещает рассказать своим детям о впечатлениях и о прекрасных петербуржцах, любящих и знающих свой город. | 1. Дети с флажками с символикой Санкт-Петербурга встречают в аэропорту куклу-туристку, предлагают посмотреть родной город. Дети конструируют «автобус», садятся в него, по детской считалке «У Литейного моста…» выбирают экскурсовода, приглашают на экскурсию свою гостью. Ребята рассказывают о гербе СПб, о кораблике на шпиле Адмиралтейства (символе СПб). 2. Начинается «экскурсия» по СПб: дети рассказывают о достопримечательностях в центре города (показывают изображения самых значимых для них мест в городе, барельефы памятников архитектуры, мостов и рек, свои рисунки и аппликации с видами СПб). 3. Дети активно играют, превратившись в пилотов, по сигналу приземляются у достопримечательностей главной площади города (макеты расставлены на полу). 4. Каждый ребенок, увидев своё фото, рассказывает, что изображено на фотографии, как он с родителями гулял по центру города, делится впечатлениями. 5. Дети разбиваются на 2 команды и собирают пазлы с видами СПб, объясняют, какие достопримечательности у них получились и коротко рассказывают о них. 6. Ребята приглашают куклу в «скульптурную мастерскую», где они будут лепить Ростральную колонну (свою работу они дарят туристке). 7. Дети на выбор предлагают несколько игр («Каменный лев», «По болоту Пётр шёл»). 8. Дети подходят к макету микрорайона вокруг детского сада и ребята показывают район, где они живут, где находится детский садик, называют свой адрес, показывают дом, в котором они живут. 9. Ребята с удовольствием составляют рифмы, закрепляя знания о достопримечательностях Санкт-Петербурга. 10. Дети снова «конструируют» автобус, провожают туристку в аэропорт. Звучит песня, посвящённая Санкт-Петербургу (исполнитель Олег Кваша), дети радостно подпевают. |
Список литературы:
- Толкачёва Т. Ю. «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга», ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2012
- Георгиев И.И. «Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы», СПб, Паритет, 2004
- Феофанова О., Гурко Ю. «Прогулки по детскому Петербургу», Питер-Пресс, СПб, 2013
- Дмитриев В.К. «Санкт-Петербург. Рассказы о праздниках», «Символы Санкт-Петербурга», Корона-Принт, СПб, 2014
- Дмитриев В.К. «Санкт-Петербург для малышей». Пособие по истории города. СПб, 2014
- Ермолаева Л. К., Лебедева И. М «Чудесный город», СПБ, Норит, 1995
- Никонова Е. «Первые прогулки по Петербургу», СПБ, Паритет, 2005
- Калашников Г. В. «Гербы и символы СПб». СПб, 2014
Приложения
Детская считалка:
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота –
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!
Подвижные игры:
1. « Полёт над Дворцовой площадью»
Цель: Развивать двигательную активность, внимание, умение действовать по сигналу ведущего.
Описание игры: Педагог предлагает детям «превратиться» в пилотов и полетать над Дворцовой площадью, посмотреть на неё с высоты. В игре принимают участие 6 детей, они встают в шеренгу, рассчитываются на 1-, 2-, 3-й. Номер по порядку будет соответствовать номеру самолёта. На полу расставлены здания, входящие в ансамбль Дворцовой площади: Зимний Дворец, арка Главного штаба, Александровский столп. Педагог даёт команду: «Самолёты под №1, приготовиться на взлёт!». Самолёты под №1 заводят мотор заводят мотор и кружат над площадью. Далее педагог даёт следующую команду: «самолёты, на посадку! Приземлиться у Зимнего Дворца!» Самолёты приземляются, остальные дети проверяют. правильно ли была произведена посадка. Игра продолжается, педагог даёт команды самолётам под №2, 3.
«По болоту Пётр шёл»
Водящий находится в середине круга.
Дети (идут по кругу):
По болоту Пётр шёл,
Остров Заячий нашёл.
Он собрал рабочий люд
И построил крепость тут.
Крепость новая стоит,
Пушками врагам грозит.
Бам, бам, бам, бам!
Не осталось зайцев там.
Я по острову пойду,
Шевельнётся кто – найду!
Дети замирают. Водящий удаляет из игры тех «зайцев», которые пошевелились.
Водящий:
Зайцы пушек испугались,
По кустам все разбежались.
«Каменный лев»
«Лев» стоит в центре круга.
Дети (взявшись за руки, ходят по кругу):
Лев из камня любит спать.
Будем мы года считать.
Год спит, два спит,
Двадцать лет подряд храпит.
Как пройдёт сто пятьдесят…
Дети на цыпочках приближаются к спящему «льву».
Лев начнёт ловить ребят.
Раз, два, берегись,
В лапы льву не попадись!
«Лев» начинает ловить ребят.
Лев:
Я тебя не отпущу,
В твёрдый камень превращу!
Тот, кого поймает, «каменеет», то есть застывает на месте. Игра повторяется. Пойманные дети становятся «каменными львами».
Игра «Петербургские рифмы»
Цели: Закреплять знания о достопримечательностях Санкт-Петербурга, расширять словарный запас детей.
Описание игры: Участвует любое количество детей. Ведущий предлагает подобрать рифмы к стихотворным строчкам. Выигрывает тот, кто раньше других сможет составить рифмы.
Примеры рифм:
Мы вместе с бабушкой вчера
Ходили во дворец… (Петра)
Самсон был храбрый великан –
Из пасти льва достал… (фонтан)
Растрелли – великий творец,
В подарок оставил прекрасный… (дворец)
Пётр решил построить флот,
Нашей Родины… (оплот)
Не могу найти слова.
Как люблю тебя, … (Нева)
Ветер в Летнем саду –
Ходят волны в … (пруду)
Над красавицей Невой
Липы шелестят… (листвой)
Неофициальный гимн Санкт-Петербурга
Олег Кваша
Город проснулся с утра
Полупрозрачный и светлый,
Тысячи просек Петра
Вымыты ливнем и ветром.
Встали на место мосты,
Вспыхнули острые шпили,
И закружили, и закружили
Город Петровской мечты.
Припев:
Санкт-Петербург - гордая белая птица,
Санкт-Петербург - бронзовый царь и царица,
Санкт-Петербург - славы российской столица.
Это частица, сердца частица, город наш Санкт-Петербург!
Между людей и машин,
Меж островов и каналов
Мы всё куда-то спешим
Между великим и малым.
Любим мы здесь и грешим,
Верим и рвёмся к спасенью
От поколения к поколенью
В городе нашей души!
Припев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...
Конспект познавательного занятия с детьми старшей группы по теме "Санкт-Петербург"
Конспект занятия по теме "Санкт-Петербург"...
Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему Санкт-Петербурга
"Прогулка по Санкт-Петербургу"( "Что я знаю о своем родном городе")...
План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"
Задачи: 1. Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...
Конспект совместной непосредственно образовательной интегративной деятельности в старшей группе «Счет в пределах десяти. Измерение предмета»
Конспект занятия по математике в старшей группе...
«Изучаем свойства бумаги» (конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в старшей группе)
Формирование у детей представлений о бумаге, её свойствах....