Знакомство с бытом и традициями якутского народа.
статья на тему
Каждый народ, даже самый малочисленный, представляет собой живительный источник знаний и добра. Якутия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять якутский язык, историю и культуру как свои собственные.
Сегодняшний день требует приобщения детей к процессу дальнейшего развития культуры народов Якутии, ее национальной гордости, к процветанию родной земли во всех отношениях. Надо научить ребенка с любовью и уважением относиться к национальным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, пронесенных сквозь века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_bytom_i_traditsiyami_narodov_severa.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с бытом и традициями якутского народа.
Люблю тебя, Якутия моя!
Отчизна, занесенная снегами.
Ветра твоих долин,
В весеннем небе солнце,
Словно пламя!
С. Денисов
Каждый народ, даже самый малочисленный, представляет собой живительный источник знаний и добра. Северные народы не только освоили для человечества крайне суровую и богатейшую по своим природным ресурсам огромную территорию, но и создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Этим самым они доказали способность человека к выживанию и занятиям созидательной деятельностью.
«Крайний север – край вечной мерзлоты, северных сияний, долгой зимы и короткого лета. Дивный край завьюженной зимы». Так нежно, с любовью отзывался о Якутии поэт П. Федосеев. Когда-то по заснеженным просторам нашей родины бродили гигантские предки слонов – мохнатые мамонты, и первобытные охотники оглашали воздух своим боевым кличем. Следы тех давних событий хранит замерзшая земля – земля Саха.
Сегодняшний день требует приобщения детей к процессу дальнейшего развития культуры народов Якутии, ее национальной гордости, к процветанию родной земли во всех отношениях. Детство – пора становления личности. Только в детстве закладывается фундамент для развития личности человека, для совершенного знания родного языка, определяющего характер и направленность его отношения к природе, людям, культуре. В дошкольном возрасте любознательность ребенка чрезвычайно остра, его познавательный интерес беспрестанно растет, он засыпает взрослых вопросами. Нельзя подавлять в нем это естественное стремление, нужно стараться давать максимально полные ответы, обогащать его язык.
Якутия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять якутский язык, историю и культуру как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, прививать ненавязчиво, непринужденно, иначе в ребенке не сможем пробудить чувство любви к Родине, к краю, в котором живем.
Якутский философ А.Г. Новиков писал, что в этом огромном мире вера в одухотворенность природы позволила нашим предкам находиться в более гармоничных отношениях с окружающей средой. Для саха особенно характерно художественное, а затем шаманское осмысление мира. Именно поэтому национальная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Надо научить ребенка с любовью и уважением относиться к национальным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, пронесенных сквозь века.
В результате бесед с детьми мы выявили, что у детей нет знаний о том, чем занимаются люди, живущие в Якутии, каковы их традиции и обычаи. А после беседы «Мой город Нерюнгри» убедились в этом еще раз, потому что у большинства детей крайне мало знаний даже о городе, в котором они живут.
Родителям предложили заполнить анкету «Знаете ли вы о том…?»
- Сколько городов в Якутии? (11)
- В каком году началось строительство БАМа?(1974)
- На сколько километров тянутся Ленские столбы? (180)
- Какими полезными ископаемыми богата Якутия? (золото, алмазы, уголь, железная руда…)
- Самое большое озеро Якутии? (Моготоево)
- Какие коренные народы населяют Якутию? (саха, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долганы)
- Какой традиционный праздник отмечают в Якутии летом? (Ысыах)
Ответы были разными, и общая картина мало впечатляла. Мы поставили перед собой цель:
- Приобщить детей к культуре, традициям, обычаям северян, воспитывать уважение к их труду.
Мы обратились к родителям с просьбой помочь в подборе необходимой литературы: детской художественной, литературы, отражающей национальный фольклор и игры. И были приятно удивлены, когда наряду с литературой стали приносить национальные предметы быта и труда, образцы национальной одежды и полезных ископаемых, изделия народно-прикладного искусства, фотографии о строительстве БАМа и о городе Нерюнгри, шкуры оленя и даже медведя. Эта поисковая работа, в которую включились педагоги, родители и дети, еще больше объединила нас, сплотила, дала толчок к дальнейшей творческой работе.
Видя заинтересованность родителей, живой познавательный интерес в глазах детей, их эмоциональное отношение, у нас возникла идея создать в нашем детском саду особую комнату якутской культуры. Но чтобы осуществить эту идею, предстояло еще много работы. Был составлен перспективный план работы на год, где первым пунктом было знакомство детей с родным городом. Мы начали с оформления фотоальбома «Любимый город» и сразу столкнулись с проблемой, какая фотография должна быть первой в альбоме. Каждому ребенку хотелось, чтобы это была фотография его улицы или дома. Дети спорили, рассуждали, приводили свои доводы, доказывали, пытались отстоять свою точку зрения. В результате спора мы пришли к решению, что это должна быть фотография нашего общего дома – нашего детского сада.
Ко дню города оформила папку «Белокаменный красавец» и выставку детских рисунков, в которых была отражена повседневная жизнь горожан. Чтобы вызвать интерес у детей и желание больше узнавать о своем городе, организовали экскурсию по городу. Для закрепления полученных знаний были проведены беседы «Строители БАМа», «Кто построил мой город», «Нерюнгри – один из промышленных центров Якутии». Также на занятиях по аппликации и рисованию дети выполняли работы по темам «Мы строим город», «Идет добыча угля», «Праздничный салют» и др. В рисунках дети отображали свои впечатления, наблюдения.
С целью познакомить детей с коренным населением нашей республики была организована экскурсия в краеведческий музей. Экскурсовод музея рассказала детям о родном крае, о коренных жителях Якутии, о занятиях людей, традициях, природе и животном мире Якутии. Детям все было интересно, они с увлечением рассматривали, как выглядит якутский балаган, различные орудия труда, старинная якутская одежда, посуда и многое другое. Экскурсия в музей открыла для детей новую неизвестную страницу, с которой им предстояло познакомиться. Мы поставили перед собой цель - изучить научно-методическую литературу, которая была опорой в работе. Мы познакомились с работами «Якуты» В. Серошевского, «Этнопедагогика» Г.Н.Волкова, «Родной край» Р.И. Жуковского, «История Якутии» А.Н. Гоголева. Много информации получили из работы Е.Е. Аммосовой «Ремесла предков вчера и сегодня». Просмотрели детские научно-познавательные журналы «Колокольчик», «Илкен», «Северные просторы», детскую художественную литературу писателей и поэтов Якутии.
Наиболее распространенным жанром фольклора является сказка. Именно сказка располагает самой яркой доступной информацией для детей. И поэтому ей отведено главное место в своей работе по ознакомлению детей с бытом и традициями народов Севера. Мы с детьми приходим в свой мини-музей, рассаживаемся на медвежьей шкуре вокруг камелька и ведем задушевный разговор. Так, через сказки, наглядный материал, дидактические и подвижные игры мы начали знакомить детей с традиционными занятиями коренных народов Якутии (охота, рыболовство, оленеводство, животноводство).
Каждый раз после чтения или рассказывания сказки мы беседуем по ее содержанию. Так, познакомив детей с якутской народной сказкой «Смелый Ойхур», стараемся воспитывать в них такие качества, как отвага, находчивость, смелость. Задаю вопросы:
- Кто вам понравился в сказке больше? И почему?
- Что было бы, если Ойхур струсил? Хотели бы вы быть похожими на него?
Через сказки «Скупой рыбак», «Как песня спасла жизнь», «Умная девушка» и др. знакомим детей с традициями гостеприимства: приветь любого гостя, обогрей заблудившегося путника, не расспрашивай, угости лучшим куском. Через такие сказки подводим детей к пониманию того, что на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.
Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по- своему объясняют повадки, рассказывают о внешнем виде животных, о взаимоотношениях человека и зверя. В этих сказках учим детей видеть в главных персонажах людей, оценивать героев и их поступки.
Для закрепления знаний и расширения кругозора детей используем такую дидактическую игру, как «Отгадай загадку, используя символы». Мы вместе с детьми придумали символы, которые характеризуют северных животных, птиц, растения.
Хочу особо подчеркнуть, что большую роль при знакомстве с трудом и бытом коренных жителей Якутии играет наглядный материал. Наличие иллюстраций, ярких, красочных, вызывает у детей интерес к занятиям, повышает их активность.
Беседуя с детьми о жизни и труде коренных жителей Якутии, стараемся задавать детям такие вопросы, которые бы заставляли их думать, рассуждать. Например:
- Как вы думаете, для чего у уросы вверху отверстие?
- Чем отличается лыжа охотника от лыж спортсмена?
- Кто такие оленеводы?
- Из чего северяне шьют одежду и почему?
- Как называются сани в оленьей и собачьей упряжке?
- Для чего нужен аркан (маут)?
Отвечая на такие вопросы, у детей развивается мыслительная деятельность, логика, умение сравнивать и делать выводы. Развивается диалогическая речь, память, обогащается словарь. В работе над обогащением словаря и его красочностью нам помогает любимый сказочный персонаж – девочка Нюргуяна. «Я Нюргуяна! Злой и жадный шаман похитил меня и увез в бескрайнюю заснеженную тундру, но смелые и гордые олени помогли мне и привезли к вам». Приветливая, добрая, ласковая, и в тоже время такая беззащитная, Нюргуяна сразу полюбилась детям. Обступив, они с любопытством и интересом стали рассматривать ее яркий и необычный для них наряд. Их любопытству не было конца.
- Какая красивая у тебя шубка. А как она называется?
- Кухлянка.
- А почему у тебя такая острая шапка?
- Это национальная якутская шапка дьабака.
- А это что такое?
- Женская сумочка для мелочей, расшитая бисером.
- Какие красивые у тебя сапоги!
- Это торбаса. На мне надет якутский национальный костюм. Платье – халадай с оборками и жилет, украшенный орнаментом. На голове женское украшение бастынга.
Так, в свободной обстановке, непринужденном разговоре дети узнали много нового об одежде якутов, национальном орнаменте, традиционном шитье, услышали якутскую речь. Использование в беседе, диалоге – разговоре игрового приема побуждает детей быть сообразительными, любознательными, внимательными. Вопросно-ответный характер бесед учит детей внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы друзей, самому задавать вопросы.
Якутская одежда всегда нарядна, даже повседневная одежда украшена простым незатейливым узором, а к украшению праздничной одежды мастерицы относятся с особым рвением. У них есть свой якутский стиль, позволяющий отличать их изделия от изделий других северных народов. Подборы сочетания цветов у якутов тоже своеобразны. Нюргуяна рассказала, что каждый цвет имеет свое значение. Например, черный символизирует землю, зеленый – растительный мир, красный – тепло, солнце, голубой – простор, легкость. Также девочка Нюргуяна рассказала, что орнамент, который выкладывается из ромбиков, называется ромбовидный, из треугольников – зубчатовидный, из полуовалов – ногтевидный. Еще бывают орнаменты сердцевидные, копьевидные, пальцеобразные, «елочка». Дети узнали, что составить узор можно из одного вида орнамента или чередуя два – три вида. При украшении чашки ногтевидным орнаментом я предложила детям наложить свой ноготь на орнамент, чтобы убедиться в их схожести. Теперь дети часто пользуются этим приемом и при рисовании.
На занятиях по лепке мы лепили туесок (тууйас), чашку (кытыйа) и чорон. Детям рассказали, что у якутов исстари для кумыса (напитка из молока кобылы) существовала специальная посуда, деревянный бокал – чорон. Чороны выдалбливали из дерева специальным инструментом, затем пропитывали животным жиром и просушивали на открытом воздухе. Благодаря этому чороны приобретали темный цвет. Чороны изготавливались разных видов: большие и маленькие, на одной ножке и на трех. Самые крупные из них (7 -8 литров) предназначались для питья во время традиционного праздника Ысыах и подавались почетным гостям. Чорон является одним из символов Якутии. Он символизирует благополучие, гостеприимство. На таких занятиях дети глубже знакомятся с обычаями якутов, с традиционным украшением чорона, закрепляют цвет, форму, развивают мелкую моторику.
Большое место в своей работе уделяется дидактическим играм и их применению как на занятиях, так и вне их. Такие игры, как «Назови орнамент», «На что похоже?», «Выложи узор», «Выставка вещей» закрепляют знания о декоративно-прикладном искусстве, о традиционном украшении одежды и посуды, развивают у детей наблюдательность, умение сравнивать и находить в окружающей среде похожие предметы. Дидактическая игра «Магазин игрушек», «Бабушкин сундук», «Чудо - вещи вокруг нас» формируют представление детей о том, что вещи сделаны людьми и имеют разное значение. Игры заставляют детей думать, делать правильный выбор, анализировать, определять структуру материала по внешнему виду и на ощупь.
Много воспитательных и познавательных задач мне помогли решить подвижные игры: «Сокол и лиса», «Метание маута», «Займи место первым», «Бык и пенек», «Летящий диск» и другие. Все игры глубоко национальны, ярко отражают труд и традиции коренного народа Якутии. Через такие игры развивается ловкость, гибкость, сила, реакция, выносливость. Они объединяют детей, воспитывают в них чувство взаимовыручки, товарищества, развивают силу воли.
Нюргуяна продолжает знакомить нас с бытом якутов. Через дидактическую игру «Якутская кухонная утварь» знакомим детей с посудой из бересты: туйас – туесок для сбора ягод, юабас – берестяное ведро, матарчах – сосуд для молочных продуктов, кытыйа – деревянная чашка и др. Дети узнали, что в берестяной посуде молочные продукты сохраняются дольше.
Сочетание разнообразных методов и приемов позволило нам в комплексе решить воспитательные задачи. У детей появился интерес к дальнейшему знакомству с традициями и обычаями народов Якутии.
С помощью родителей мы сделали макет летнего якутского жилища – урасы. Обтянули его оленьими шкурами, внутри в центре занял свое место камелек, на стене висит ковер из лоскутков, на самом верху имеется отверстие для выхода дыма. Пол в жилище выстлан мехом, а на входе – ветками лиственницы. Теперь мы имеем возможность наглядно познакомить детей с якутской национальной одеждой, берестяной и деревянной посудой, изделиями народно – прикладного искусства (женские украшения из бисера, серебра, полудрагоценных камней и мн. др.). Одна из стен представляет собой заснеженную тундру, на фоне которой в ярких красках переливается северное сияние, на середине лежит медвежья шкура. Весь наглядный и художественный материал распределила по темам: «Мой родной край», «Животные и птицы Якутии», «Растительный мир», «Традиции и обычаи». Теперь мы часто проводим занятия по ознакомлению детей с Якутией в нашем мини-музее. А во вторую половину дня обычно мы читаем сказки, знакомимся с новыми играми, рисуем, лепим.
Для более полного знакомства с традициями и обычаями якутского народа, мы с детьми побывали в Экологическом Этнографическом центре. Эта экскурсия дала детям много новых знаний и впечатлений. Самобытная обстановка и атмосфера, которая царит в балагане, окружение настоящих старинных вещей, радушное гостеприимство хозяев подталкивает нас к поиску нового, неизвестного, к новым встречам и наблюдениям.
Делая выводы о своей работе по ознакомлению детей с традициями и обычаями коренного населения Якутии, можно сказать следующее. Основным показателем работы стала поисковая работа по созданию мини-музея якутской культуры. Использование в работе различных методов и приемов дало свои результаты: дети получили знания о жизни и основных занятиях, о традициях и одежде, еде и нравственных устоях этих народов.
Работу по ознакомлению с обычаями и традициями северян необходимо продолжить. Мы наметила в следующем году глубже познакомить детей с традиционным праздником Ысыах и символами Якутии, провести ряд бесед, опираясь на известную легенду о великом преклонении якутов природе «Сказание о дереве», шире раскрыть тему о народно-прикладном искусстве (меховая мозаика, изготовление мягкой игрушки, резьба по кости и дереву). Раздел по физическому здоровью дополнить подвижными играми силового характера, которые бы способствовали развитию нравственно-волевых качеств («Перетягивание палки», «Соколиный бой», борьба и др.).
В заключение отметим, что положительный результат по формированию у детей представлений о людях разных национальностей, понимания того, что у народов есть свои культурные традиции, обычаи, речь дает систематичная и планомерная работа. Она воспитывает чувство дружбы, уважения, симпатии, что оказывает влияние на формирование личности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с бытом и традициями ненецкого народа
Знакомство с национальным жилищем, одеждой, предметами быта и мн.другим помогают ближе узнать традиции и быт ненецкого народа...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....
Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»
Федеральные государственые требования ориентированны на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитани...
Конспект НОД по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у бабушки Настасьи»
Конспект ООД...
Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»
Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»...
Конспект организованной интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у бабушки Настасьи»
Иптегрированное занятие...
Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями башкирского народа»
приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир; воспитание толерантного отношения к другому народу...