ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Дидактическая игра как средство формирования этнокультуры дошкольников»
материал (подготовительная группа)

Синицына Ольга Николаевна

Дидактическая игра является эффективным средством этнокультурного развития дошкольников. Поэтому планируется создание в группе этнокультурного образовательного пространства, которое охватывает широкий круг вопросов, касающихся ознакомления дошкольников с национально - культурными традициями, искусством, творчеством народов посредствам дидактической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по теме:

«Дидактическая игра как средство

формирования этнокультуры дошкольников»

Актуальность исследования

Актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка. И именно средствами дидактической игры можно привить ребенку этнокультурные ценности.

Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.
Дидактическая игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение.

Ключевым моментом оценки успешности развития дошкольника становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения.

В процессе изучения проблемы интеллектуального развития младших дошкольников и его диагностики логично отметить, что поведение и мотивация деятельности обследуемых детей имеет свою специфику, обусловленную этнокультурными особенностями.

Проблемы интеллектуального развития личности дошкольника в психологии и педагогике изучаются как основные модели интеллекта личности: модели Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда, Р. Кэттелла; иерархические (С.Барт, Д. Векслер, Ф. Верном, Л. Хамфрейс); монометрические (Г.Ю. Айзенк, Л.Т. Ямпольский и др.), когнитивные (Р. Стернберг, X. Гарднер, А. Деметриу, А. Эфклидис, М. Плачидов и др.), концепция ментального опыта М.А. Холодной и др.

Объект исследования:

Процесс этнокультурного развития ребенка в группе детского сада.

Предмет исследования:

Дидактическая игра как средство этнокультурного развития дошкольников.

Цель исследования:

Определить особенности этнокультурного развития дошкольников средствами дидактической игры и внедрить в образовательный процесс игровые технологии формирования этнокультуры дошкольников.

Основные задачи:

  1. Охарактеризовать традиции народов населяющих Мордовию;
  2. Показать важность национального воспитания;
  3. Проанализировать существующие программы дошкольного образования, научные труды на предмет дидактической игры как средства этнокультурного развития дошкольников;
  4. Провести исследование по формированию этнокультуры дошкольников средствами дидактической игры;
  5. Создать педагогическую модель этнокультурного образования дошкольников через дидактическую игру в тесном взаимодействии с семьей.

Основная идея:

Дидактическая игра является эффективным средством этнокультурного развития дошкольников. Поэтому планируется создание в группе этнокультурного образовательного пространства, которое охватывает широкий круг вопросов, касающихся ознакомления дошкольников с национально - культурными традициями, искусством, творчеством народов посредствам дидактической игры.

Гипотеза:

Если процесс обучения построить через игру как ведущую деятельность дошкольника, которая будет знакомить детей с особенностями поведения, культурой, обычаями и традициями людей, имеющих национальные отличия, то это будет способствовать формированию этнокультуры дошкольников.

Прогнозируемая новизна:

Новизна работы состоит в том, что будет создана система этнокультурного образования дошкольников посредством ознакомления их с культурами народов, проживающих в Мордовии через дидактическую игру,которая будет апробирована в ходе инновационной работы на базе нашей группы.

При построении системы этнокультурного образования необходимо учитывать принципы:

  • Принцип личностно - ориентированного подхода;
  • Принцип единства эмоциональных и интеллектуальных процессов;
  • Принцип эстетичности и художественной ценности;
  • Развивающий характер образования;
  • Принцип креативности.

Реализация этих принципов способствует общекультурному, личностному и познавательному развитию дошкольников.

Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической, методической, научной литературы.

  1. Эксперимент как средство апробации дидактических игр этнокультурной направленности.

  1. Ведение практической деятельности: организация игр этнокультурной направленности.

  1. Наблюдение за игровой деятельностью детей;

  1. Анкетирование родителей.

  1. Обобщение передового опыта по этнокультурному образованию дошкольников.


Срок инновационной деятельности:1год.

Этапы:

  1. этап аналитическо-диагностический (Октябрь – Январь)
  1. Анализ состояния воспитательно - образовательного процесса по этнокультурному образованию. Выявление проблемы эксперимента и обоснование ее актуальности.
  2. Постановка цели, задач эксперимента. Построение гипотезы и способов ее развития, прогнозирование ожидаемых положительных результатов и возможных негативных последствий, продумывание компенсационных механизмов. Разработка программы инновационной деятельности.
  3. Анализ нормативно - правовых документов, передового педагогического опыта организации работы по данному направлению.
  4. Оценка условий, необходимых для проведения эксперимента.
  5. Разработка плана проведения мониторинга образовательного процесса (мониторинг дидактических игр, мониторинг освоения образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений).

2этап экспериментально-практический (Февраль - Май )

  1. Формирование предметно - развивающей среды посредством наполнения ее компонентами культур разных народов проживающих в Мордовии (предметы декоративно - прикладного искусства, народные костюмы, литература).
  2. Разработка дидактических игр, каталогов по искусству национальностей проживающих в Мордовии (литература, декоративно - прикладное изобразительное искусство, быт).
  3. Установление творческого сотрудничества с другими социальными институтами, общественными организациями, соц.сетями для более полного решения вопроса об этнокультурном образовании дошкольников.
  4. Совершенствование системы работы по этнокультурному образованию через внедрение дидактических игр в образовательный процесс посредством их интеграции между собой и разными образовательными областями.
  5. Разработка и печатание альбомов, каталогов, дидактических пособий этнокультурной направленности.
  6. Определение возможностей информационно - коммуникативных технологий и внедрение их в практическую деятельность участниками образовательного процесса.

3 этап результативный- обобщающий: (Июнь - Сентябрь)

  1. Проведение контролирующего эксперимента, анализа результатов всех этапов инновационной деятельности.
  2. Соотнесение данных, результатов инновационной деятельности с поставленной целью, гипотезой.
  3. Подтверждение эффективности предлагаемой системы этнокультурного образования.
  4. Осуществление мониторинга результативности этнокультурного образования дошкольников посредствам дидактических игр.
  5. Продолжение поиска механизмов, повышающих качество образовательного процесса во всех видах деятельности на основе личностного, индивидуально - ориентированного подхода.
  6. Обобщение результатов исследования, оформление опыта инновационной деятельности (отчёт, методическое пособие или другое), его обсуждение, подготовка к публикации.

Ожидаемые результаты:

  1. Определение особенностей этнокультурного развития дошкольников средствами дидактической игры.
  2. Внедрение в образовательный процесс игровых технологий для формирования этнокультуры дошкольников.
  3. Повышение качества знаний у воспитанников о культурах различных народах, проживающих в Мордовии.
  4. Расширение условий для этнокультурного образования детей в группе и создание дидактических игр (словесные, настольно - печатные, интерактивные компьютерные).
  5. Формирование потребности у детей и взрослых в расширении осведомлённости о культурах разных национальностей через разные информационные источники, включая сеть Интернет.
  6. Повышение у педагогов профессионального уровня управления процессом этнокультурного образования дошкольников посредствам дидактических игр.

Этнокультурное образовательное пространство посредствам дидактических игр в конечном итоге направлено на повышение качества образования, формирование и развитие этнокультурной личности дошкольника в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей.Тема" Дидактическая игра как средство приобщения дошкольников к художественной литературе"

Дидактические игры закрепляют знания о художественной литературе,учат ребенка сравнивать, сопоставлять , сопереживать , развивать связную речь , нравственные качества, корректируют мышление, внимание,...

Консультации для воспитателей. Тема: Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников.

Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые...

Презентация на тему " Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с профессиями людей"

Игра является основным видом воспитательно-обраовательной деятельности в дошкольном возрасте. Знакомить детей  с профессиями людей  можно начинать с раннего возраста ,постепенно усложняя сод...

Консультация на тему: "Дидактическая игра как средство обучения дошкольников"

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...

Перспективное планирование по теме: "Дидактические игры по развитию речи дошкольников в совместной деятельности"

Практическая значимость работы заключается в систематизации проанализированного материала; разработке перспективного планирования по разделу «Дидактические игры по развитию речи детей дошкольног...