ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Дидактическая игра как средство формирования этнокультуры дошкольников»
материал (подготовительная группа)
Дидактическая игра является эффективным средством этнокультурного развития дошкольников. Поэтому планируется создание в группе этнокультурного образовательного пространства, которое охватывает широкий круг вопросов, касающихся ознакомления дошкольников с национально - культурными традициями, искусством, творчеством народов посредствам дидактической игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по теме:
«Дидактическая игра как средство
формирования этнокультуры дошкольников»
Актуальность исследования
Актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка. И именно средствами дидактической игры можно привить ребенку этнокультурные ценности.
Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.
Дидактическая игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение.
Ключевым моментом оценки успешности развития дошкольника становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения.
В процессе изучения проблемы интеллектуального развития младших дошкольников и его диагностики логично отметить, что поведение и мотивация деятельности обследуемых детей имеет свою специфику, обусловленную этнокультурными особенностями.
Проблемы интеллектуального развития личности дошкольника в психологии и педагогике изучаются как основные модели интеллекта личности: модели Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда, Р. Кэттелла; иерархические (С.Барт, Д. Векслер, Ф. Верном, Л. Хамфрейс); монометрические (Г.Ю. Айзенк, Л.Т. Ямпольский и др.), когнитивные (Р. Стернберг, X. Гарднер, А. Деметриу, А. Эфклидис, М. Плачидов и др.), концепция ментального опыта М.А. Холодной и др.
Объект исследования:
Процесс этнокультурного развития ребенка в группе детского сада.
Предмет исследования:
Дидактическая игра как средство этнокультурного развития дошкольников.
Цель исследования:
Определить особенности этнокультурного развития дошкольников средствами дидактической игры и внедрить в образовательный процесс игровые технологии формирования этнокультуры дошкольников.
Основные задачи:
- Охарактеризовать традиции народов населяющих Мордовию;
- Показать важность национального воспитания;
- Проанализировать существующие программы дошкольного образования, научные труды на предмет дидактической игры как средства этнокультурного развития дошкольников;
- Провести исследование по формированию этнокультуры дошкольников средствами дидактической игры;
- Создать педагогическую модель этнокультурного образования дошкольников через дидактическую игру в тесном взаимодействии с семьей.
Основная идея:
Дидактическая игра является эффективным средством этнокультурного развития дошкольников. Поэтому планируется создание в группе этнокультурного образовательного пространства, которое охватывает широкий круг вопросов, касающихся ознакомления дошкольников с национально - культурными традициями, искусством, творчеством народов посредствам дидактической игры.
Гипотеза:
Если процесс обучения построить через игру как ведущую деятельность дошкольника, которая будет знакомить детей с особенностями поведения, культурой, обычаями и традициями людей, имеющих национальные отличия, то это будет способствовать формированию этнокультуры дошкольников.
Прогнозируемая новизна:
Новизна работы состоит в том, что будет создана система этнокультурного образования дошкольников посредством ознакомления их с культурами народов, проживающих в Мордовии через дидактическую игру,которая будет апробирована в ходе инновационной работы на базе нашей группы.
При построении системы этнокультурного образования необходимо учитывать принципы:
- Принцип личностно - ориентированного подхода;
- Принцип единства эмоциональных и интеллектуальных процессов;
- Принцип эстетичности и художественной ценности;
- Развивающий характер образования;
- Принцип креативности.
Реализация этих принципов способствует общекультурному, личностному и познавательному развитию дошкольников.
Методы исследования:
- Анализ психолого-педагогической, методической, научной литературы.
- Эксперимент как средство апробации дидактических игр этнокультурной направленности.
- Ведение практической деятельности: организация игр этнокультурной направленности.
- Наблюдение за игровой деятельностью детей;
- Анкетирование родителей.
- Обобщение передового опыта по этнокультурному образованию дошкольников.
Срок инновационной деятельности:1год.
Этапы:
- этап аналитическо-диагностический (Октябрь – Январь)
- Анализ состояния воспитательно - образовательного процесса по этнокультурному образованию. Выявление проблемы эксперимента и обоснование ее актуальности.
- Постановка цели, задач эксперимента. Построение гипотезы и способов ее развития, прогнозирование ожидаемых положительных результатов и возможных негативных последствий, продумывание компенсационных механизмов. Разработка программы инновационной деятельности.
- Анализ нормативно - правовых документов, передового педагогического опыта организации работы по данному направлению.
- Оценка условий, необходимых для проведения эксперимента.
- Разработка плана проведения мониторинга образовательного процесса (мониторинг дидактических игр, мониторинг освоения образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений).
2этап экспериментально-практический (Февраль - Май )
- Формирование предметно - развивающей среды посредством наполнения ее компонентами культур разных народов проживающих в Мордовии (предметы декоративно - прикладного искусства, народные костюмы, литература).
- Разработка дидактических игр, каталогов по искусству национальностей проживающих в Мордовии (литература, декоративно - прикладное изобразительное искусство, быт).
- Установление творческого сотрудничества с другими социальными институтами, общественными организациями, соц.сетями для более полного решения вопроса об этнокультурном образовании дошкольников.
- Совершенствование системы работы по этнокультурному образованию через внедрение дидактических игр в образовательный процесс посредством их интеграции между собой и разными образовательными областями.
- Разработка и печатание альбомов, каталогов, дидактических пособий этнокультурной направленности.
- Определение возможностей информационно - коммуникативных технологий и внедрение их в практическую деятельность участниками образовательного процесса.
3 этап результативный- обобщающий: (Июнь - Сентябрь)
- Проведение контролирующего эксперимента, анализа результатов всех этапов инновационной деятельности.
- Соотнесение данных, результатов инновационной деятельности с поставленной целью, гипотезой.
- Подтверждение эффективности предлагаемой системы этнокультурного образования.
- Осуществление мониторинга результативности этнокультурного образования дошкольников посредствам дидактических игр.
- Продолжение поиска механизмов, повышающих качество образовательного процесса во всех видах деятельности на основе личностного, индивидуально - ориентированного подхода.
- Обобщение результатов исследования, оформление опыта инновационной деятельности (отчёт, методическое пособие или другое), его обсуждение, подготовка к публикации.
Ожидаемые результаты:
- Определение особенностей этнокультурного развития дошкольников средствами дидактической игры.
- Внедрение в образовательный процесс игровых технологий для формирования этнокультуры дошкольников.
- Повышение качества знаний у воспитанников о культурах различных народах, проживающих в Мордовии.
- Расширение условий для этнокультурного образования детей в группе и создание дидактических игр (словесные, настольно - печатные, интерактивные компьютерные).
- Формирование потребности у детей и взрослых в расширении осведомлённости о культурах разных национальностей через разные информационные источники, включая сеть Интернет.
- Повышение у педагогов профессионального уровня управления процессом этнокультурного образования дошкольников посредствам дидактических игр.
Этнокультурное образовательное пространство посредствам дидактических игр в конечном итоге направлено на повышение качества образования, формирование и развитие этнокультурной личности дошкольника в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему Дидактическая игра как форма обучения дошкольников
Дидактическая игра...
Консультации для воспитателей.Тема" Дидактическая игра как средство приобщения дошкольников к художественной литературе"
Дидактические игры закрепляют знания о художественной литературе,учат ребенка сравнивать, сопоставлять , сопереживать , развивать связную речь , нравственные качества, корректируют мышление, внимание,...
Консультации для воспитателей. Тема: Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников.
Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые...
Презентация на тему " Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с профессиями людей"
Игра является основным видом воспитательно-обраовательной деятельности в дошкольном возрасте. Знакомить детей с профессиями людей можно начинать с раннего возраста ,постепенно усложняя сод...
Консультация на тему: "Дидактическая игра как средство обучения дошкольников"
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...
Перспективное планирование по теме: "Дидактические игры по развитию речи дошкольников в совместной деятельности"
Практическая значимость работы заключается в систематизации проанализированного материала; разработке перспективного планирования по разделу «Дидактические игры по развитию речи детей дошкольног...