конспект занятия по кубановедению "Кубанские посиделки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Програм. задачи: познакомить детей с обычаями кубанского народа;
пробудить интерес к народному творчеству;
развивать речь, память;
воспитывать доброту, уважение к обычаям.
Атрибуты: 3 клубка с нитками, натуральная подкова.
Зал украшен в кубанском стиле.
Звучит кубанская народная песня «Казачий край»
Ведущий. Весна поет и суетится,
И к солнцу тянется цветок…
Душой оттаяла станица,
Красив в ней каждый уголок.
Стихотворение «Крыловская» (автор Михайлюк Л.А.)
Дети. Люблю тебя станица!
Ты самая родная:
Знакомые все лица,
Ведь это –Крыловская.
Здесь воздух чистый самый,
Поля – не видно края,
Цветы, что любит мама…
Все это – Крыловская!
Не верь, что где-то лучше.
Вот даже птичья стая,
Летит к нам из-за тучи,
Курлыча : «Крыловская»!
История станицы
Казаками начата.
Листала жизнь страницы:
Все было, всем богаты…
Был мир и были войны,
Казаки шли в солдаты,
Чтоб всем жилось спокойно,
Чтоб солнцу были рады!
Хоть мы с тобой другие,
Но все ж Кубани внуки,
Жить тоже любим в мире,
Без горя, бед и скуки!
Всегда пусть солнце светит!
И каждый пусть узнает,
Что лучше всех на свете
Станица Крыловская
Стихотворение «Кубань» (автор Л.А. Михайлюк).
Дети. У моря милая Кубань
Стоит, на плечи шаль накинув.
Вся шаль в узорах, только глянь:
Величье гор здесь, ширь долины,
Подсолнух в каждом уголке,
Ромашки, ирисы и розы,
Лазурь небес в ее платке
И винограда вьются лозы.
Цветут сады из края в край!
От них исходит дух чудесный!
Ну, чем Кубань моя – не рай?!
Чем не красавица?! Не песня?!
В руках рушник весь расписной
И соль с душистым караваем…
Ты заходи, гость дорогой,
На встречу с милым добрым краем.
Звучит песня «Моя Кубань – моя душа» (слова Л. Фоминых, музыка В. Чернявского)
Ведущий. На завалинках , в светелках
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по сусекам:
Лучших дач или квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего тут говорить.
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!
(Под музыку входят хозяйки с хозяином в кубанских костюмах)
Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть?
Вам ли сегодня туманиться, грустить и печалиться?
Хозяйка 1: Рады видеть вас у себя в нашей хате. Здесь для вас, для дорогих гостей, будет праздник большой, праздник радости. По обычаю, по кубанскому, посиделками называется.
Хозяйка 2: Пожалуйста, гости дорогие. Веселья вам и радости!
Хозяин. Коль к нам пришли, будьте как дома!
(Входят дети)
1-е дети: Не беспокойтесь, хозяева, мы дома не лежим и в гостях не сидим.
Хозяйка 1: Садитесь, пожалуйста. У нас для каждого найдется и словечко и местечко.
2-е дети: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка 2: Усаживайтесь, гости, поудобнее. Редкий гость никогда не в тягость.
3-е дети: Дома сидеть, ничего не видеть. Решили на людей посмотреть и себя показать.
Хозяин: Садитесь, гости дорогие.
Хозяйка 1: Проходите, гости дорогие. Гостю почет, хозяину честь!
4-е дети: Туда голуби летают, где их привечают.
Хозяйка 2: Давно мы вас поджидаем. Праздник не начинаем.
5-е дети: Ехали мы мимо, да завернули до дыма.
Хозяин: Собралось у нас гостей со всех волостей. Ну, что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.
Хозяйка 1: Припасли мы для вас забавушек на всякий лад: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку. Удобно ли вам, гости дорогие? Все ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Гость 1: Гостям то , известное дело, места хватило, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка 2: В тесноте да не в обиде. Сядем рядком да поговорим ладком о жизни семейной.
Гость 2:
В нашем доме на Кубани
Колыбельную для Вани
Хорошо поет отец.
(Поется «Колыбельная песня» , кубанская народная)
Гость 3: По старинному обычаю за хлебом-солью всякая песня хороша.
Гость 4: Мужики здесь мастера, ловко правят все дела.
Девочка 1: Да и девочки под стать, им не станут уступать.
(песня «У Кубань – реки», кубанская народная песня)
Гость 5: На Кубани так идет, что талантливый народ
сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.
Гость 6: И блоху он подкует,
Дом добротный возведет.
Утварь всю по дому справит
Чашей полной дом тот станет.
Хозяин: И сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц.
Гость7: Как с детства не научишься , так всю жизнь промучишься.
Хозяйка 1:Ну-ка, кто хочет свое умение показать?
(Выходят три девочки, звучит мелодия кубанской песни)(мелодия «Распрягайте, хлопцы, коней»).
Хозяйка 2: Как музыка начнет играть,
надо ниточку в клубочек мотать.
А как музыка закончит играть,
Значит хватит вам ниточку мотать.
(Проводится игра-соревнование «Кто быстрее намотает клубок». Хозяин сравнивает клубки, хвалит девочек за работу)
Хозяйка: Большой клубок, тяжелый. Сколько же ты за клубочек возьмешь?
Девочка : Денег не нужно, товару не нужно,
Частушки хорошие спойте мне дружно.
Девочка : Поработали, а теперь отдохнуть не стыдно.
Хозяйка 1: А говорят, частушки вроде в наши дни уже не в моде?
Девочка : Разве дело только в моде,
Если любят их в народе.
(Исполняются частушки)
Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Эх, топну ногой,
Да притопну другой,
Не могу стоять на месте,
Характер такой!
Начинаю я припевку,
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Мальчик 1.
Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчонок,
Кто бы пел частушки?!
Мальчик 2,
Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
Мальчик 3.
Был я маленький когда-то
Я мечтал быть моряком.
А теперь хочу ребята
Стать Кубанским казаком.
Мы частушки петь кончаем
И кончаем разговор
Мы сегодня уезжаем поступать
В Кубанский хор.
Хозяин.: Дальше бой скороговорок,
разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Гость 8: Ну что ж, говори свою скороговорку, нам ее повторить, что комара словить.
Хозяйка 1: Слушайте, запоминайте,
Да складно повторяйте.
( скороговорку говорят 2-3 ребенка )
На возу лоза, у воза коза.
Летят три пичужки через три пусты избушки.
(Ведущий награждает участников конкурса сушками)
Хозяин: А для гостей званых и почетных, я тоже приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас горазд говорить. Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Почитайте-ка скорей, да скажите веселей.
(Зрители вынимают листки со скороговорками, разворачивают и читают)
Ведущий: В старину считалось, кто подкову найдет, тому она счастье принесет. Я предлагаю поиграть в игру «Передай подкову». Под музыку передается подкова. На ком музыка остановится, тот исполняет желание играющих.
(Под музыку идет игра)
Гость: Хорошо у вас. Но пора и честь знать. Спасибо хозяюшке за веселье. И на добрую память мы дарим вам подковки, пусть они принесут вам счастье.
Звучит кубанская народная песня «Ой, Кубань – красавица»
(Дети вручают гостям подковки)
Хозяйка : Играми да плясками сыт не будешь.
Славится наш народ угощением знатным.
Чай горячий – наша сила,
Украшение стола.
«С чая лиха не бывает»-
Так в народе говорят.
.
Хозяин: Чай-здоровье – всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд.
Ведущая: Приглашаем всех на чай с сушками, да пирогами вкусными.
(Дети выходят под музыку с песней «Так будьте здоровы, живите богато».)
Ведущая: Жизнь показывает, что нельзя забывать свою историю, мудрые народные традиции. Народное творчество возрождается заново, и хорошо, что делают это наши дети.
Програм. задачи: познакомить детей с обычаями кубанского народа;
пробудить интерес к народному творчеству;
развивать речь, память;
воспитывать доброту, уважение к обычаям.
Атрибуты: 3 клубка с нитками, натуральная подкова.
Зал украшен в кубанском стиле.
Звучит кубанская народная песня «Казачий край»
Ведущий. Весна поет и суетится,
И к солнцу тянется цветок…
Душой оттаяла станица,
Красив в ней каждый уголок.
Стихотворение «Крыловская» (автор Михайлюк Л.А.)
Дети. Люблю тебя станица!
Ты самая родная:
Знакомые все лица,
Ведь это –Крыловская.
Здесь воздух чистый самый,
Поля – не видно края,
Цветы, что любит мама…
Все это – Крыловская!
Не верь, что где-то лучше.
Вот даже птичья стая,
Летит к нам из-за тучи,
Курлыча : «Крыловская»!
История станицы
Казаками начата.
Листала жизнь страницы:
Все было, всем богаты…
Был мир и были войны,
Казаки шли в солдаты,
Чтоб всем жилось спокойно,
Чтоб солнцу были рады!
Хоть мы с тобой другие,
Но все ж Кубани внуки,
Жить тоже любим в мире,
Без горя, бед и скуки!
Всегда пусть солнце светит!
И каждый пусть узнает,
Что лучше всех на свете
Станица Крыловская
Стихотворение «Кубань» (автор Л.А. Михайлюк).
Дети. У моря милая Кубань
Стоит, на плечи шаль накинув.
Вся шаль в узорах, только глянь:
Величье гор здесь, ширь долины,
Подсолнух в каждом уголке,
Ромашки, ирисы и розы,
Лазурь небес в ее платке
И винограда вьются лозы.
Цветут сады из края в край!
От них исходит дух чудесный!
Ну, чем Кубань моя – не рай?!
Чем не красавица?! Не песня?!
В руках рушник весь расписной
И соль с душистым караваем…
Ты заходи, гость дорогой,
На встречу с милым добрым краем.
Звучит песня «Моя Кубань – моя душа» (слова Л. Фоминых, музыка В. Чернявского)
Ведущий. На завалинках , в светелках
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по сусекам:
Лучших дач или квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего тут говорить.
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!
(Под музыку входят хозяйки с хозяином в кубанских костюмах)
Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть?
Вам ли сегодня туманиться, грустить и печалиться?
Хозяйка 1: Рады видеть вас у себя в нашей хате. Здесь для вас, для дорогих гостей, будет праздник большой, праздник радости. По обычаю, по кубанскому, посиделками называется.
Хозяйка 2: Пожалуйста, гости дорогие. Веселья вам и радости!
Хозяин. Коль к нам пришли, будьте как дома!
(Входят дети)
1-е дети: Не беспокойтесь, хозяева, мы дома не лежим и в гостях не сидим.
Хозяйка 1: Садитесь, пожалуйста. У нас для каждого найдется и словечко и местечко.
2-е дети: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка 2: Усаживайтесь, гости, поудобнее. Редкий гость никогда не в тягость.
3-е дети: Дома сидеть, ничего не видеть. Решили на людей посмотреть и себя показать.
Хозяин: Садитесь, гости дорогие.
Хозяйка 1: Проходите, гости дорогие. Гостю почет, хозяину честь!
4-е дети: Туда голуби летают, где их привечают.
Хозяйка 2: Давно мы вас поджидаем. Праздник не начинаем.
5-е дети: Ехали мы мимо, да завернули до дыма.
Хозяин: Собралось у нас гостей со всех волостей. Ну, что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.
Хозяйка 1: Припасли мы для вас забавушек на всякий лад: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку. Удобно ли вам, гости дорогие? Все ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Гость 1: Гостям то , известное дело, места хватило, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка 2: В тесноте да не в обиде. Сядем рядком да поговорим ладком о жизни семейной.
Гость 2:
В нашем доме на Кубани
Колыбельную для Вани
Хорошо поет отец.
(Поется «Колыбельная песня» , кубанская народная)
Гость 3: По старинному обычаю за хлебом-солью всякая песня хороша.
Гость 4: Мужики здесь мастера, ловко правят все дела.
Девочка 1: Да и девочки под стать, им не станут уступать.
(песня «У Кубань – реки», кубанская народная песня)
Гость 5: На Кубани так идет, что талантливый народ
сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.
Гость 6: И блоху он подкует,
Дом добротный возведет.
Утварь всю по дому справит
Чашей полной дом тот станет.
Хозяин: И сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц.
Гость7: Как с детства не научишься , так всю жизнь промучишься.
Хозяйка 1:Ну-ка, кто хочет свое умение показать?
(Выходят три девочки, звучит мелодия кубанской песни)(мелодия «Распрягайте, хлопцы, коней»).
Хозяйка 2: Как музыка начнет играть,
надо ниточку в клубочек мотать.
А как музыка закончит играть,
Значит хватит вам ниточку мотать.
(Проводится игра-соревнование «Кто быстрее намотает клубок». Хозяин сравнивает клубки, хвалит девочек за работу)
Хозяйка: Большой клубок, тяжелый. Сколько же ты за клубочек возьмешь?
Девочка : Денег не нужно, товару не нужно,
Частушки хорошие спойте мне дружно.
Девочка : Поработали, а теперь отдохнуть не стыдно.
Хозяйка 1: А говорят, частушки вроде в наши дни уже не в моде?
Девочка : Разве дело только в моде,
Если любят их в народе.
(Исполняются частушки)
Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Эх, топну ногой,
Да притопну другой,
Не могу стоять на месте,
Характер такой!
Начинаю я припевку,
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Мальчик 1.
Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчонок,
Кто бы пел частушки?!
Мальчик 2,
Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
Мальчик 3.
Был я маленький когда-то
Я мечтал быть моряком.
А теперь хочу ребята
Стать Кубанским казаком.
Мы частушки петь кончаем
И кончаем разговор
Мы сегодня уезжаем поступать
В Кубанский хор.
Хозяин.: Дальше бой скороговорок,
разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Гость 8: Ну что ж, говори свою скороговорку, нам ее повторить, что комара словить.
Хозяйка 1: Слушайте, запоминайте,
Да складно повторяйте.
( скороговорку говорят 2-3 ребенка )
На возу лоза, у воза коза.
Летят три пичужки через три пусты избушки.
(Ведущий награждает участников конкурса сушками)
Хозяин: А для гостей званых и почетных, я тоже приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас горазд говорить. Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Почитайте-ка скорей, да скажите веселей.
(Зрители вынимают листки со скороговорками, разворачивают и читают)
Ведущий: В старину считалось, кто подкову найдет, тому она счастье принесет. Я предлагаю поиграть в игру «Передай подкову». Под музыку передается подкова. На ком музыка остановится, тот исполняет желание играющих.
(Под музыку идет игра)
Гость: Хорошо у вас. Но пора и честь знать. Спасибо хозяюшке за веселье. И на добрую память мы дарим вам подковки, пусть они принесут вам счастье.
Звучит кубанская народная песня «Ой, Кубань – красавица»
(Дети вручают гостям подковки)
Хозяйка : Играми да плясками сыт не будешь.
Славится наш народ угощением знатным.
Чай горячий – наша сила,
Украшение стола.
«С чая лиха не бывает»-
Так в народе говорят.
.
Хозяин: Чай-здоровье – всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд.
Ведущая: Приглашаем всех на чай с сушками, да пирогами вкусными.
(Дети выходят под музыку с песней «Так будьте здоровы, живите богато».)
Ведущая: Жизнь показывает, что нельзя забывать свою историю, мудрые народные традиции. Народное творчество возрождается заново, и хорошо, что делают это наши дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Казачьи посиделки"
Комплексное занятие по развитию речи с музыкальными играми и песнями...
Конспект занятия "Посиделки" для детей старшей группы
Конспект интегрированного занятия (ознакомление с окружающим, музыкальным, изобразительным)...
Конспект занятия в старшей группе "Посиделки у самовара. Изготовление народной куклы"
Целью данного занятия является приобщение детей к народным традициям. Дети знакомятся с раздичными видами кукол, с помощью воспитателя делают куклу-стригушка....
Конспект занятия по приобщению детей к народной культуре Кубани «Кубанские посиделки».
Цели:Приобщить детей к народной культуре Кубани.Обобщить знания детей о кубанских традициях, быте, названий вещей.Дать представления о названиях казачьей одежде, обычаях, песен и игр.Способствовать тв...
Конспект открытого занятия "Русские народные посиделки"
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры«Посиделки – наш старинный русский праздник »с детьми подготовительной группы Дата проведения: 10 февраля 2015 ...
Конспект занятия «Посиделки в русской избе»
Конспект занятия «Посиделки в русской избе»...
Конспект занятия «Фольклорное развлечение, посиделки»
Адресная группа: учителя-логопеды, педагоги ОО, родители....